прорамма внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Детский народный календарь"
Автор: Ковтун Юлия Анатольевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №6" Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край Наименование материала: методическая разработка Тема: прорамма внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Детский народный календарь" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Программа внеурочной деятельности учащихся
в направлении духовно-нравственного воспитания
«Детский народный календарь»
(для учащихся 5-9 классов (11-15 лет),
срок реализации 2 года)
Ковтун Юлия Анатольевна
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории,
основ духовно-нравственного культуры народов России,
педагог дополнительного образования
г. Ачинск
2016 год
Аннотация работы
Статья
посвящена
актуальной
на
сегодняшний
день
проблеме
духовно-
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения.
Автор
предлагает
разработанную программу внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов. Она
н о с и т развивающий
характер,
нацелена
в
первую
очередь
на
получение
во спит ательных
мет апредметных
ре зульт атов
в
проблемном
п о л е
культурологической и духовно-нравственной направленности.
Цель: Создание деятельностной ситуации для мотивации школьников к изучению
истории,
культуры,
быта,
традиций,
ремесел
русского
народа
в
соответствии
с
календарными праздниками и событиями народного календаря русского народа.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности в
основной школе может стать создание ситуации для творческой самореализации
учащегося, духовного роста и определения гражданско-патриотической позиции.
О приложении к положению о конкурсе – 06
Школа
–
это
пространство,
которое
способно
влиять
на
развития
ребенка,
формирует его взгляды, жизненные установки и морально-нравственные ценности.
Этот сложный механизм веками совершенствуется, развивается на благо общества.
Это ДЕТСКИЙ МИР, сокровищница знаний, добра, дружбы и взаимопонимания. Так
представляется идеальный образ школы, так, считаю, и должно быть.
В современной системе образования выстраивается структура, которая позволяет
школьникам проявить свои способности и стремления в желаемом русле. В первую
очередь
это
позволяет
сделать
правильно
организованная,
спланированная
воспитательная
работа,
способная
посредством
дополнительного
образования
и
внеурочной
деятельности
предоставить
учащимся
пространство
для
самореализации,
всестороннего
удовлетворения
образовательных
потребностей
человека
в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
профессиональном совершенствовании.
В
образовательной
организации
имеется
отлаженная
система
внеурочной
деятельности, развивающееся по пяти направлениям: общекультурное, спортивно-
оздоровительное,
общеинтеллектуальное,
социальное
и
духовно-нравственное
развитие. Последнему направлению - духовно-нравственному – уделяется особенное
внимание.
Причиной
этому
среда,
которая
сформировалась
в
образовательной
организации:
во-первых:
кадровый
потенциал
и
целенаправленная
деятельность
учителей школы в этом направлении, во-вторых: возможности и ресурсы самой
школы: наличие школьного музея, качественно организованная проектная и научно-
исследовательская
деятельность,
имеющая
культурологический
характер
и
направленная на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие детей.
«Духовно-нравственное
развитие
личности
осуществляемое
в
процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой
сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов
отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» -
так говорится в Концепция развития воспитания в системе общего образования
Красноярского края до 2020 года [7]. Конечно никто не умаляет значение семьи в
О приложении к положению о конкурсе – 06
воспитании подрастающего поколения. Воспитание должно идти через совместную
деятельность
взрослых
и
детей,
детей
друг
с
другом,
в
которой
единственно
возможно присвоение детьми ценностей [4, с.5].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, на сколько важно уделять
внимание этому направлению, всячески поддерживать пространство духовного и
нравственного развития
школьников. В этом помогает
программа организации
внеурочной деятельности «Детский народный календарь».
Программа
разработана
на
основе
Федерального
го сударственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов
основного
общего
образования.
При
составлении
учитывались
требования к составлению «Рабочей программы отдельных учебных предметов,
курсов
педагога,
реализующего
ФГОС
ООО»,
приказ
№135-А
от
06.05.2015г.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа
№6»
города
Ачинска.
В
программе
переплетаются
задачи
и
тематика
таких
предметных областей как: курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»,
литература,
декоративно-прикладное
искусство,
история,
технология,
народное художественное и музыкальное искусство. Данная программа является не
только
образовательной,
а
развивающей
и
тематической,
и
нацелена
в
первую
очередь на получение воспитательных метапредметных результатов в проблемном
поле
культурологической
и
духовно-нравственной
направленности.
Программа
внеурочной
деятельности
реализуется
в
парадигме
системно-деятельностного
подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется
проектно-исследовательском
направлении
с
большим
уклоном
совместной
практической деятельности. В основу содержания программы легла книга Галины
Дайн
«Детский
народный
календарь».
Автор
в
личной
беседе
разрешила
её
использование в работе с детьми (Приложение 2).
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
программы
внеурочной
деятельности в сфере изучения народной культуры и быта подростками обусловлена
необходимостью
разрешения
реальных
противоречий,
сложившихся
в
теории
и
О приложении к положению о конкурсе – 06
практике
воспитания
в
новых
социокультурных
условиях,
в
частности,
ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой
культуры.
Возникшая
в
ХХ
веке
массовая
культура
и
построенная
на
принципах
тиражирования,
стандартизации,
ориентации
на
европейские
и
американские
стандарты красоты и нравственности не без успеха поглощает, подменяет и выдает
за
свои
высшие
образцы
культурной
деятельности,
искореняет
наши
исконно
русские, славянские обычаи и многовековой уклад жизни. Происходит подмена
смыслов
и,
чтобы
не
потеряться
в
потоке
этих
трансформаций,
от
человека
требуется постоянное эстетическое самоопределение.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания
богатые
традиции.
Сложился
ряд
оригинальных
и
глубоких
подходов
к
эстетическому и духовно-нравственному воспитанию: системный, интегративный,
диалоговый. Важным аспектом является воспитание у подростка способности к
самоопределению,
через
погружение
в
культурологические
основы
славянской
русской культуры и традиций. Изучая данную тематику более глубоко, соотнося это
к своей личности, обычаям своего народа, семейным традициям они прямо выходят
в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, родное или чуждое,
канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Программа внеурочной деятельности по ознакомлению школьников с народными
календарными
событиями
основывается
на
принципах
природосообразности,
культуросообразности,
коллективности,
патриотической
направленности,
проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс знакомства с культурой
народа должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и
социально-исторических процессов, согласовываться с общими законами развития
природы
и
человека,
воспитывать
его
сообразно
полу
и
возрасту,
а
также
формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип
культуросообразности
предполагает,
что
творческая
деятельность
основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с
О приложении к положению о конкурсе – 06
ценностями
нормами
тех
или
иных
национальных
культур,
специфическими
особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими
общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача
введения юных людей в определенные пласты культуры этноса, общества или мира
в целом.
Трактовка принципа коллективности применительно к данной программе и тематике
предполагает, что духовно-нравственное воспитание и образование, осуществляется
в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает
юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими,
может создавать условия для творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и
их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся
в деятельности, содержанием которого является обмен ценностями, выработанными
историей
культуры
нашего
общества,
совместно
продуцирующих
нравственные,
культурологические ценности.
Принцип
патриотической
направленности
предусматривает
обеспечение
субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами
России,
российской
культурой.
Реализация
принципа
патриотиче ской
направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование
эмоционально окрашенных представлений (этнокультурых, эстетических предметов
и
явлений;
собственных
действий
по
отношению
к
отечеству;
стимулирование
переживаний,
которые
ориентируют
субъекта
на
действия,
приносящие
благо
Отечеству).
Принцип
проектности
предполагает
последовательную
ориентацию
всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное
проектное действие, развертываемое в логике: замысел – реализация – рефлексия.
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности в сфере изучения
культуры и творческого процесса предполагает:
О приложении к положению о конкурсе – 06
Понимание основ культурных текстов как основы для диалога культур о своей
судьбе, своей жизни, своем счастье в мире людей.
Рассмотрение
народного
творчества
как
диалога
культур
поколения
современных подростков с поколениями предшествующих эпох.
Рассмотрение самодеятельного коллективного творчества как диалога культур
всех участников коллектива.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника – это процесс формирования
личностью
собственного
осмысленного
и
ответного
эстетического
отношения
к
действительности.
Программа
разработана
таким
образом,
что
изучение
последующих
тем,
обеспечивается
предыдущими
знаниями
и
основывается
на
использовании
системно-деятельностного подхода в обучении. В процессе занятий обучающиеся
пробуют
свои
силы
как
индивидуальной
деятельности
с
возможностью
самовыражения в творческом процессе, так и в коллективных формах работы по
подготовке
и
организации
мероприятий,
активно
участвуют
в
совместной
деятельности, участвуют в театрализованных постановках, разрабатывают мини-
проекты, обучаются тьюторской и исследовательской деятельности.
Цель: Создание деятельностной ситуации для мотивации школьников к изучению
истории,
культуры,
быта,
традиций,
ремесел
русского
народа
в
соответствии
с
календарными праздниками и событиями народного календаря русского народа.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Обучающие:
Углубление и расширение знаний и представлений о традициях и обычаях
славянских народов, проживавших на территории России, в том числе в
Сибири.
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской
и проектной деятельности в познании традиций существовавших в России в
XV-XIX в.в.
О приложении к положению о конкурсе – 06
Приобретение
навыков
работы
с
природным
и
подручным
материалом
в
процессе творчества
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся, умение работать в
группе над общей идеей
Развитие умения анализировать, оценивать свою и чужую работу
Воспитание
способности
видеть,
чувствовать
красоту,
гармонию
и
эстетически их оценивать
Формирование
нравственно-эстетических
качеств
личности,
внимания
и
уважения к людям, терпимость к чужому мнению, толерантности.
Воспитывающие:
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления
Воспитание
уважения
и
толерантного
отношения
к
народным
традициям
каждого народа в целом
Воспитание гражданской позиции школьника.
Развивающие:
Развивать смекалку и сообразительность
Уметь принимать быстро наиболее правильные решения
Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе
Развивать умение работать с различными инструментами и материалами
Учить
организации
личной
и
коллективной
деятельности
в
работе
по
организации совместных мероприятий.
Особенности
реализации:
Программа
внеурочной
деятельности
«Детский
народный календарь» предназначена для учащихся 5-9 классов, состоит из двух
модулей взаимодополняющие друг друга, каждый из которых рассчитан на 17 часов
(в соответствии с общим планом внеурочной деятельности школы) в течение одного
полугодия. Кроме того учитывается время её реализации т.е. сезон и в зависимости
от
времени
года
т.к.
программа
составлена
таким
образом,
что
знакомство
с
определенными
народными
традициями
и
праздниками
соответствует
определенному периоду народного календаря т.е. смене сезонов в природе: осень,
зима, весна, лето.
О приложении к положению о конкурсе – 06
Формы
и
режим
занятий: Более
80%
занятий
в
модулях
отводится
на
практическую
деятельность
различной
направленности.
Программа
внеурочной
деятельности включает в себя: теоретические знания в области истории и культуры,
традиций,
быта
русского
народа
до XX века, а также практические навыки по
изготовлению
традиционных
народных
игрушек,
предметов
быта,
а
также
организацию и проведение народных сезонных праздников, обрядов.
Важная роль отводится интерактивным методам обучения, при использовании
которых
ученики
получают
новые
знания,
практический
опыт
в
результате
осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Разнообразные
приёмы и методы способствуют активизации познавательного интереса школьников,
углубляют и расширяют их знания в о культуре, быте и традициях русского народа,
развивают творческие способности.
Для проведения итогового праздника в отдельном классе или на параллель
разрабатывается
внутришкольное
положение
о
проведении
мероприятия,
устанавливается точное число проведения, условия, место и правила проведения,
ответственные
лица,
закрепляется
подписью
директора
образовательной
организации.
Выделяются следующие виды занятий:
Репетиционные
занятия
–
основная
форма
подготовки
мероприятий,
сценок,
обрядов путем многократных повторений.
Постановочные
занятия – творческий процесс создания представления, который
осуществляется совместно с педагогом и учащимися.
Информационное занятие – предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа –
специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом
мнениями по какому-либо вопросу. Лекция – представление, демонстрирующее в
виде
монолога
совокупность
взглядов
по
какому-либо
вопросу,
она
позволяет
слушателю сориентироваться в информации.
Художественное
образовательное событие – акт художественного творчества,
выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и
О приложении к положению о конкурсе – 06
воспитательный эффект действа для участников (авторов, актеров, декораторов и
т.п.) обусловлен встречей со зрителем и отношением зрителей к увиденному.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как
механизма
обеспечения
полноты
и
целесообразности
образовательного
и
воспитательного процессов;
признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями
и педагогами;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой,
исследовательской) деятельности;
принцип учета возрастных особенностей учащихся;
принцип
сочетания
коллективных,
групповых
и
индивидуальных
форм
работы.
Тематическое планирование и содержание занятий внеурочной деятельности:
Тематический план для 5-6 классов (первый модуль)
1 вариант (осень-зима)
№
Тема
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Введение
в
программный
модуль
«Детский
народный
календарь»
1
1
2
Квет «Искусство ремесла»
1
1
3
Информационно-
образовательно е
з а н я т и е :
экскурсия в школьный музей
1
1
4
Игра-погружение
«Коле со
истории»
1
1
5
Информационное
з а н я т и е :
народные ремесла
1
1
6
Мастерская
Деда
Мороза:
3
3
О приложении к положению о конкурсе – 06
изготовление
поделок
для
украшения
ёлки
в
народных
традициях
7
Разработка
м и н и - п р о е к т а
«Рождество»
3
2
1
8
П о с т а н о в о ч н о е
з а н я т и е ,
изготовление реквизита
2
2
9
Репетиционное занятие
2
2
1
0
Художественное
образовательное
с о б ы т и е :
Представление
«Праздник
Рождества Христова»
1
1
11
Итог:
Викторина
«Детский
народный календарь»
1
1
Итого:
17 часов
7
10
Тематический план для 5-6 классов (первый модуль)
2 вариант (зима-весна)
№
Тема
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Введение
в
программный
модуль
«Детский
народный
календарь»
1
1
2
Квест «Искусство ремесла»
1
1
3
Информационно-
образовательно е
з а н я т и е :
экскурсия в школьный музей
1
1
4
Игра-погружение
«Коле со
истории»
1
1
5
Информационное
з а н я т и е :
народные ремесла
1
1
6
Мастерская
«Пасха
красная»
3
3
О приложении к положению о конкурсе – 06
изготовление
подарков
и
сувениров
к
православному
празднику
7
Разработка
м и н и - п р о е к т а
«Главный праздник - Пасха»
3
2
1
8
П о с т а н о в о ч н о е
з а н я т и е ,
изготовление реквизита
2
2
9
Репетиционное занятие
2
2
1
0
Художественное
образовательное
с о б ы т и е :
П р ед с т а вле ние
« С в е тл ы й
праздник Пасха»
1
1
11
Итог:
Викторина
«Детский
народный календарь»
1
1
Итого:
17 часов
7
10
Тематический план для 8-9 классов (второй модуль)
1 вариант (осень – зима)
№
Тема
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Введение
в
программный
модуль
«Детский
народный
календарь»
1
1
2
Школа тьютора
1
1
3
Разработка и проведение квеста
«Искусство ремесла» в качестве
тьюторов
3
2
1
4
П р о в ед е н и е
э кс ку р с и й
в
школьный музей
1
1
5
Подготовка и проведение Игры-
погружения «Колесо истории»
3
2
1
6
«Мозговой штурм»
1
1
7
Разработка
м и н и - п р о е к т а
1
1
О приложении к положению о конкурсе – 06
«Колядки»
8
П о с т а н о в о ч н о е
з а н я т и е ,
изготовление реквизита
2
2
9
Репетиционное занятие
2
2
1
0
Костюмированное
представление «Коляда, коляда,
отворяй ворота…»
1
1
11
Итог:
круглый
стол
«Место
т ра д иций
в
с о в р е м е н н о й
жизни»
1
1
Итого:
17 часов
7
10
Тематический план для 8-9 классов (второй модуль)
2 вариант (зима-весна)
№
Тема
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Введение
в
программный
модуль
«Детский
народный
календарь»
1
1
2
Школа тьютора
1
1
3
Разработка и проведение квеста
«Искусство ремесла» в качестве
тьюторов
3
2
1
4
П р о в ед е н и е
э кс ку р с и й
в
школьный музей
1
1
5
Подготовка и проведение Игры-
погружения «Колесо истории»
3
2
1
6
«Мозговой штурм»
1
1
7
Разработка
м и н и - п р о е к т а
«Весенние заклички»
1
1
8
П о с т а н о в о ч н о е
з а н я т и е ,
2
2
О приложении к положению о конкурсе – 06
изготовление реквизита
9
Репетиционное занятие
2
2
1
0
Костюмированное
представление «Весна-красна»
1
1
11
Итог:
круглый
стол
«Место
т ра д иций
в
с о в р е м е н н о й
жизни»
1
1
Итого:
17 часов
7
10
Примерное содержание занятий:
Первый модуль для 5-6 классов (17 часов)
Введение в программный модуль «Детский народный календарь» (1ч)
Вводная беседа об особенности модуля «Детский народный календарь»,
определение основных направлений деятельности и событий. Вводное
анкетирование.
Квест «Искусство ремесла» (1ч)
Ознакомительное занятие, в ходе которого учащимся 5-6 классов в деятельности
дается представление о направлении деятельности школьного музея: изучение
предметов народного, фольклора, обычаев, ремесел. Квест проводят ученики –
тьюторы, которые проводят группы учеников младших классов по станциям и
предлагают им выполнить задания различной направленности: отгадать загадки о
предметах быта, разучить народную игру, выбрать из предложенного традиционные
для русской избы предметы быта и т.п. По итогам игры (на каждой из 5-и станций
группы зарабатывают очки, которые заносятся в маршрутный лист) определяется
победитель и призеры, вручаются грамоты.
Информационно-образовательное занятие: экскурсия в школьный музей (1ч)
О приложении к положению о конкурсе – 06
Посещение школьного музея народного быта и декоративно-прикладного искусства
«Параскева».
Экскурсию
для
уч-ся
5-6
классов
проводят
ученики-тьюторы
8-х
классов. Экскурсия имеет образовательную, развивающую направленность.
Игра-погружение «Колесо истории» (1ч)
Игру-погружение проводят ученики более старших классов – тьюторы, которые
разрабатывают станции, где можно многое сделать самому: поиграть на народных
инструментах, вырезать элементы деревянной резьбы, продегустировать травяной
капорский чай, расписать ложку, освоить прядение на веретене. Часть тьюторов
проводят группы учеников младших классов по станциям, помогают преодолеть
маршрут,
который
указан
в
«путеводном
клубке»
(маршрутный
лист).
Итогом
прохождения маршрута становится разгадывание кроссворда,
задания в котором
позволяют
определить
на
сколько
5-и
и
6-и
классники
усвоили
полученную
информацию.
Информационное занятие: народные ремесла (1ч)
Образовательная
беседа
о
предметах
быта,
народных
традиционных
ремеслах,
которые существовали на Руси. Орудия труда, используемые материалы, приемы
выполнения работы. Традиции.
Мастерская
Деда
Мороза:
изготовление
поделок
для
украшения
ёлки
в
народных традициях (Мастерская «Пасха красная» изготовление подарков и
сувениров к православному празднику) (3ч)
Совместная
деятельность
с
педагогом:
сбор
материала
о
традиционных
рождественских
(пасхальных)
игрушек
и
сувениров.
Изготовление
поделок.
Оформление рекреации школы к празднику.
Разработка мини-проекта «Рождество» (Разработка мини-проекта «Главный
праздник - Пасха») (3ч)
Реализация мини-проекта: сценарий праздника «Рождество» («Пасха»): работа с
информацией,
разработка
сценария,
распределение
ролей,
планирование
деятельности.
Постановочное занятие, изготовление реквизита (2ч)
О приложении к положению о конкурсе – 06
Подготовительный этап: изготовление костюмов, декораций, реквизита, эскизы маок
и грима актеров. Основы актерского мастерства, мимика, пластика актера на сцене.
Репетиционное занятие (2ч)
Подготовительный этап: репетиция действа.
Художественное
образовательное
событие:
Представление
«Праздник
Рождества
Христова»
(Художественное
образовательное
событие:
Представление «Светлый праздник Пасха») (1ч)
Праздничная презентация театрализованного представления для учащихся школы,
гостей, учителей, родителей.
Итог: Викторина «Детский народный календарь» (1ч)
Игра-викторина направленная на закрепление знаний о традициях, обычаях, быте
русского народа (в том числе сибиряков). Итоговое анкетирование.
Второй модуль для 8-9-х классов (17 часов)
Введение в программный модуль «Детский народный календарь»(1ч)
Вводная беседа об особенности модуля «Детский народный календарь»,
определение основных направлений деятельности и событий. Вводное
анкетирование
Школа тьютора (1ч)
Обучающий семинар
по основам тьюторской деятельности. Выработка «Кодекса
тьютора» (правила поведения)
Разработка и проведение квеста «Искусство ремесла» в качестве тьюторов (3ч)
Учащиеся
8-х
классов
разрабатывают
задания,
ход
игры,
распределяют
роли,
проводят мероприятие под наблюдением педагогов.
Проведение экскурсий в школьный музей (1ч)
Учащиеся 8-х классов изучают материалы школьного музея, находят необходимую
для
проведения
экскурсии
информацию,
разрабатывают
задания,
проводят
экскурсию под наблюдением педагогов.
Подготовка и проведение Игры-погружения «Колесо истории» (3ч)
О приложении к положению о конкурсе – 06
Учащиеся
8-х
классов
разрабатывают
задания,
ход
мероприятия,
подбирают
необходимый
реквизит,
оборудование,
музыкальные
инструменты
и
т.п.,
распределяют роли, проводят мероприятие под наблюдением педагогов.
«Мозговой штурм» (1ч)
Освоение
технологии
«Мозгового
штурма».
Практическое
занятие
на
тему:
«Рождество
и
новый
год
на
Руси:
обряды,
традиции».
Итог:
определение
деятельности для разработки и реализации мини-проекта «Колядки» («Весенние
заклички»)
Разработка
мини-проекта
«Колядки»
(Разработка
мини-проекта
«Весенние
заклички») (1ч)
Составление плана действий для реализации проекта.
Постановочное занятие, изготовление реквизита (2ч)
Подбор материала, написание сценария, распределение ролей, создание декораций,
реквизита.
Репетиционное занятие (2ч)
Подготовительный этап: репетиция действа.
Костюмированное
представление
«Коляда,
коляда,
отворяй
ворота…»
(Костюмированное представление «Весна-красна») (1ч)
Праздничная презентация театрализованного представления для учащихся школы,
гостей, учителей, родителей.
Итог: круглый стол «Место традиций в современной жизни» (1ч)
Проведение
совместного
с
учителями
и
учащимися
диспута
на
тему
«Место
традиций в современной жизни». Навык способности формулировать и высказывать
в слух свое мнение, умение отстаивать собственную точку зрения; умение слышать
товарища, с уважением и пониманием относится к чужому мнению; умение ведения
конструктивного диалога; умение обобщать мысли, делать выводы.
Программа
обеспечена
дидактические
материалами,
видео
и
аудиопродукцией,
реквизитом. Имеется перечень необходимых материалов для реализации программы
(Приложение1).
О приложении к положению о конкурсе – 06
Ожидаемые результаты программы:
Программа
ориентирована
на
формирование
личностных,
метапредметных
и
предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
О приложении к положению о конкурсе – 06
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и
выделять необходимую информацию;
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать
решение
учебной
задачи:
выстраивать
последовательность
необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать
весомость
приводимых
доказательств
и
рассуждений
(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
корректировать
деятельность:
вносить
изменения
в
процесс
с
учётом
возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать
эмоциональные
состояния,
полученные
от
успешной
(неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
осуществлять
итоговый
контроль
деятельности
(«что
сделано»)
и
пооперационный
контроль
(«как
выполнена
каждая
операция,
входящая
в
состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать
собственную
работу:
соотносить
план
и
совершённые
операции,
выделять
этапы
и
оценивать
меру
усвоения
каждого,
находить
ошибки, устанавливать их причины;
О приложении к положению о конкурсе – 06
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не умею?»).;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное
и
по
аналогии) и делать выводы;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для её решения;
оформлять
диалогическое
высказывание
в
соответствии
с
требованиями
речевого этикета;
описывать
объект:
передавать
его
внешние
характеристики,
используя
выразительные средства языка;
характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому
классу (виду);
характеризовать
существенный
признак
разбиения
объектов
на
группы
(классификации),
приводить
доказательства
истинности
проведённой
классификации;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать»
логику повествования, приводить убедительные доказательства;
составлять текст (сообщение), используя информацию, полученную из разных
источников;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем
и
сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе:
находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
О приложении к положению о конкурсе – 06
Познавательные :
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их
рассматривания (наблюдения);
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя
справочную литературу;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько
объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов
по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различие объектов;
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать
причинно
–
следственные
связи
и
зависимости
между
объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор
(отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
моделировать
различные
отношения
между
объектами
окружающего
мира
(строить модели), с учётом их специфики;
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать
объект:
импровизировать,
изменять,
творчески
переделывать.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности подростков духовно-
нравственной направленности распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия, пространстве взаимодействия, способах
управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания,
рефлексии;
усвоение
представлений
о
самопрезентации
в
различных
ситуациях
взаимодействия, об организации собственной жизни и быта; освоение способов
исследования
нюансов
поведения
человека
в
различных
ситуациях,
понимания
партнера.
О приложении к положению о конкурсе – 06
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведения игр
и
праздников
(«Колядки»,
«Весна-красна»,
«Музей
рядом»,
Колесо
истории»)
восьмиклассников
для учащихся 5-х и 6-х классов, попытка осознать параметры
заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под
основные параметры заказа.
Третий
уровень
результатов
–
получение
школьниками
самостоятельного
общественного
действия
–
включает
освоение
способов
решения
задач
по
привлечению
организационных
и
финансовых
возможностей
для
реализации
проекта.
Для
этого
подросток
владеет
инструментами
межличностного
взаимодействия
(ведение
переговоров,
выявление
интересов
потенциального
партнера,
исследование
интересов
публики,
использование
различных
способов
информирования).
Осваивается
умение
представить
свои
разработка
зрителям,
заказчика, экспертам.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности в
основной школе должно стать создание ситуации для творческой самореализации
учащегося, духовного роста и определения гражданско-патриотической позиции.
Подтверждая вывод, хочется привести цитату из книги культового современного
писателя, члена Бразильской академии, Посла мира Организации объединенных
наций Пауло Коэльо: «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет
главную роль в истории мира».
О приложении к положению о конкурсе – 06
Библиография
1.
Берестова Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная
кукла своими руками. Для чтения взрослыми детям. Изд. М., ООО «Белый
город», 2013. – 111с.
2.
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам
обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования
в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,
январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
3.
Внеурочная деятельность. Примерый лан внеурочной деятельности в
основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В.
Степанов, Д.В. Григорьев.- М. : Просвещение, 2014. – с. 127. – (Работаем по
новым стандартам). - ISBN 978-5-09-032961-3.
4.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 4-е изд. –
М. : Просвещение, 2014. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN
978-5-09-033517-1.
5.
Дайн Г. Детский народный календарь. Ил. Л. Ермиловой. Сергиев Посад:
Издательство ООО «Цветографика», 2015.- 176с.
6.
Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.:
ВЛАДОС, 2002.
7.
Концепция развития воспитания в системе общего образования Красноярского
края до 2020 года. п.1.4.
8.
Орнаменты народов мира: Практическое пособие / составитель С. Ю.
Афонькина. – СПб.: Кристалл, 1998.
О приложении к положению о конкурсе – 06
9.
Плюхин В. У. Творчество – у истоков гражданственности. Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1989.
10. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.:
Просвещение, 1984.
11. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная
деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ
жизни. Основная школа /С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.;
авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по
новым стандартам). - ISBN 978-5-09-028309-0.
12. Соловьёв В. М. Золотая книга русской культуры. М.: Белый город, 2007.
13. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.:
Просвещение, 1988.
14. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1985.
О приложении к положению о конкурсе – 06
Приложение 1
Дидактические материалы:
карточки «Русские пословицы и поговорки»;
репродукции картин художников В. Васнецова, В. Сурикова, И. Билибина и
др.;
альбомы с фотографиями и рисунками орнаментов, славянской символики;
изделия мастеров народных промыслов, их фото;
учебные рисунки-образцы предметов народного быта;
учебные плакаты по ДПИ;
экспонаты школьного музея декоративно-прикладного искусства и народного
быта.
Перечень видео- и аудиопродукции, реквизита:
1.
Презентация «История костюма»;
2.
Презентация «Искусство декора»;
3.
Презентация «Русские скороговорки»
4.
Аудиозапись «Голоса птиц»;
5.
Аудиозапись «Звуки природы»;
6.
Аудиозапись «Русские народные песни»;
7.
Аудиозапись «Народные мелодии»;
8.
Виртуальный школьный музей «Прикоснись к истокам»;
9.
Ширма (2 шт.);
10.Русские народные костюмы (сарафаны, рубахи, платки);
11.Предметы народного быта (сундук, самовар, лавка и т.п.);
12.Предметы народного ремесла (веретено, самопрялка, бердо и т.п.);
13.Тантамареска «Народное гуляние»;
О приложении к положению о конкурсе – 06
14.Народные музыкальные инструменты.
Необходимые инструменты и материалы для реализации программы:
1.
Гуашь (2 коробки)
2.
Кисти №№ от 1 до 12 (по 2 штуки каждой)
3.
Ватман (20 листов)
4.
Ножницы (15 шт.)
5.
Клей-карандаш (15 шт.)
6.
Бумага для печати (1 пачка 500 листов)
7.
Цветная бумага 25 упаковок (по 10 листов)
8.
Черный и травяной чай
9.
Мука, сахар, маргарин, сметана
10.Ситец, бязь
11.Пряжа разных цветов
12.Набор акриловых красок
13.Набор акриловых красок-контуров (в тюбиках)
14.Бисер, бусины
15.Тесьма, кружево
16.Швейные нитки, иглы
О приложении к положению о конкурсе – 06