Автор: Макшанова Анна Вячеславовна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Агириш Населённый пункт: п. Агириш Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческой личности на уроках ИЗО" Раздел: среднее образование
Развитие творческой личности на уроках ИЗО.
В
системе
обучения
и
воспитания
учащихся
образовательной
школы
большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с
другими
учебными
предметами
они
оказывают
заметное
развивающее
воздействие
на
ребёнка.
Это
способность
воспринимать,
чувствовать,
понимать
прекрасное
в
жизни,
в
искусстве,
стремление
самому
создать
прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-
положительное
решение
к
творчеству
способствует
успешному
решению
воспитательных
задач
уроков,
внеклассных
занятий
декоративно
-
прикладного искусства.
З н а ч е н и е
у р о к о в
И З О
д л я
р а з в и т и я
т в о р ч е с к и х
способностей исключительно
велико,
так
как
оно
обладает
многими
ценными
свойствами.
Тесно
соприкасаясь
с
народным
декоративно
прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени
способствует
эстетическому
воспитанию
школьников.
Декоративно-
прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку
здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при
выполнении
других,
относительно
более
сложных
видов
работы.
Этому
способствует
возможность
подбирать
по
желанию
детали
изделий,
самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.
Обучаясь на уроке изобразительного искусства, учащиеся стремятся делать
красивые
вещи,
находятся
под
влиянием
условий,
формирующих
у
них
эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это
воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию
своих умений.
Главными задачами , на мой взгляд, являются:
Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности,
вносить прекрасное в свою жизнь.
Вести детей по дороге счастья и добра.
Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать
благоприятные условия для его творческого роста.
Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
Поощрять
активность
и
свободу
выбора,
поддерживать
должный
уровень учащихся, помогать развиться воле ребёнка.
Для
успешного
решения
задач
в
развитии
творческих
способностей
я
разработала стратегию развития творчества :
Заинтересовать ребенка.
Предоставлять право выбора (живопись, графика, лепка, декоративно-
прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.
Организовывать и направлять способности как вид деятельности.
В
своей
педагогической
деятельности
вижу
интеллектуальный
и
художественный рост учащихся. Учащихся трудолюбивы, много сделали,
много могут сделать. Стараюсь творчески подойти к методике проведения
уроков, на которых я организую индивидуальные, групповые, коллективные,
игровые формы работы, все чаще использую метод проекта.
Выстраиваю
систему
занятий
таким
образом,
чтобы
уч-ся
могли
оригинально
мыслить,
многое
делать
своими
руками,
предлагать
нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться
нового и неожиданного.
В процессе занятии изобразительным искусством, как на уроках, так и в
центре дополнительного образования, более удачно и интересно проходят
коллективные и групповые работы. Особенно я отмечаю работы «Маскарад»,
«Масленица»,
«Буквица
по
сказкам
А.С.
Пушкина»,
«Изба-модель
мироздания».
Индивидуальные
работы
«Дымковская
игрушка»,
«Словарь
художественных стилей», «Русская вышивка».
В этих работах они чувствуют себя творцами, создают свои произведения
искусств и выражают своё отношение к окружающему миру.
Мною часто используется урок-путешествие, урок-фантазия.
Благодаря упорному труду, ребята пережили успех своего творчества. Вера
в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и
самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы
после
проведённого
занятия
в
душе
каждого
ребёнка
остался
праздник
творчества.
У ребят есть домашнее задание, и уже важно, что при этом они вовлекают
родителей в процесс творчества. Для достижения успеха важна мотивация,
поэтому в обсуждении всех тем, возникает вопрос: зачем? Не только что и как
изображено, декорировано, но и зачем это делалось? Что этим выражалось?
Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость детей
максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке.
Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того,
какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит
успех
урока.
В
этом
мне
помогает
поэтический
и
прозаический
текст.
Литературный материал помогает выстраивать драматургию урока. Тексты
помогают мне формировать у детей начальные представления у ребёнка о
специфике
языка
искусства,
об
истории
искусства,
помогает
найти
интересные ассоциации и приёмы, помогает детям лучше понимать явления
искусства и создавать собственные работы. Уровень развития навыков и
качества стал намного выше.
Ребята посещают кружки. Являются активными участниками олимпиад,
районных выставок, конкурсов рисунка и плаката.