Напоминание

проект "Создаём музыкальный спектакль"


Автор: Красилова Наталья Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное автономное учреждение гимназия №9
Населённый пункт: город Свободный Амурской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Создаём музыкальный спектакль"
Раздел: среднее образование





Назад




Создаем музыкальный спектакль (методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием метода проекта) Красилова Н.А,. учитель музыки МОБУ гимназия №9 г.Свободного Амурской области Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы по музыке, МХК. Представляет собой подробное описание долгосрочного проекта, реализованного обучающимися 6 класса в рамках изучения темы «Театр и музыка». Предназначена для использования в работе учителей музыки, МХК, классных руководителей. Опираясь в своей работе на материалы поурочных планов (Музыка.6 класс.1 полугодие. Поурочные планы./ Сост. Ю.Д. Изместьева.- Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ» при изучении темы «Театр и музыка» я решила использовать метод проекта во внеурочной деятельности, для более глубокого усвоения темы, а также для развития творческих способностей детей и профессиональной ориентации. Учащимся был предложен долгосрочный внутриклассный проект
«Создаём музыкальный спектакль»
в котором они всё должны были делать самостоятельно. Каждый ребёнок класса вовлекается в работу над проектом. Сценаристы пишут сценарии из которых посредством голосования выбирается лучший. Затем, путём кастинга, выбираются исполнители ролей из детей претендующих в «актёры», причём кому какая роль лучше подходит решает весь класс. Затем распределяются остальные театральные «должности». Художники -оформители работают над афишей, билетами, буклетами , театральными программами (оформление, дизайн, выпуск),также над оформлением сцены и декорациями. Костюмеры- готовят костюмы, гримёры продумывают, подбирают грим и гримируют актёров. Музыкальные редакторы подбирают и работают с музыкальным оформлением. Операторы по свету продумывают и готовят светоэффекты. Хореографы сами сочиняют хореографические композиции.Совместно подбирается реквизит для спектакля. Осуществляется работа пресс-центра, а фотокорреспондент фиксирует все происходящее. Режиссёры – постановщики ставят спектакль. Художественный руководитель – учитель музыки. В работе над проектом задача учителя заключается в помощи и направлении. Важная деталь. В связи с тем, что основная работа проходила в группах по «специальностям» во внеурочное время, то для мониторинга (отражения работы над спектаклем в «средствах массовой информации» , ведение специального журнала с фотографиями, журналистскими заметками и комментариями) пришлось уделять 5 минут от урока (один раз в неделю), для того, чтобы все участники проекта были в курсе продвигающихся дел. Цель проекта: знакомство с театром, театральными профессиями через создание собственного спектакля. Задачи: 1 . Получить определённые программой знания и умения. 2. Развитие творческих способностей в разных видах деятельности и развитие универсальных учебных умений. 3. Развитие социальной компетентности (мягкие навыки). 4. Развитие проектных умений. Работа над проектом длится 7 месяцев и делится на три этапа. 1. Подготовительный этап (теоретический) (Одно занятие в неделю, всего 8 занятий) Теоретическое знакомство с театром и театральными профессиями. Работа выполняется учителем и учащимися в форме рефератов, сообщений, презентаций. № Тема занятия 1 Билет, буклет, театральная программа, театральная афиша 2 Театральный занавес 3 Костюм театрального персонажа, грим 4 Декорации 5 Реквизит
6 Сочинение сценариев (индивидуально или в группах) 7 Анализ сценариев, и их доработка 8 Распределение «должностей» в работе над спектаклем Театральные профессии «должности» -Сценарист(ы) -Режиссёр(ы) -Актёры -Художники-оформители -Костюмер(ы) -Гримёр(ы) -Музыкальные редакторы -Операторы по свету -Хореограф(ы) -Пресс-центр -Фотокорреспондент -Администратор- (в обязанности администратора входит ведение специального журнала, где отражается работа над спектаклем, также он осуществляет контроль за выполнением сроков работ). Срок работы подготовительного этапа - вторая четверть учебного года. 2. Основной этап (практический) (Одно занятие в неделю, всего 10 занятий) -Выбор сценария -Разработка и создание буклетов, афиши, декораций, костюмов, грима -Работа над постановкой спектакля -Музыкальная редакция -Хореографические постановки -Световые эффекты, компьютерная графика неделя 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я Режиссёр- постановщик Продумывает постановку 1- го действия спектакля Постановка 1-го действия Продумывает постановку 2-го действия спектакля Постановка 2-го действия Продумывает постановку 3-го действия спектакля Актёры Учат роли (1-е действие) Репетиция 1- го действия Учат роли (2-е действие) Репетиция 2- го действия Учат роли 3- го действия Художники- оформители Разработка эскизов буклетов Выпуск буклетов Разработка эскизов афиши Выпуск афиши Разработка эскизов декораций 1- го и 2-го действий Костюмеры Разработка эскизов костюмов Костюм Васи Костюм Красной Шапочки Костюм колдуна Бицилиуса Костюмы водяного и кикимор Гримёры Разработка эскизов грима Грим Васи окончательн ый вариант (рисунок) Грим Красной Шапочки окончательный вариант (рисунок) Грим колдуна Бицилиуса окончательн ый вариант (рисунок) Грим водяного и кикимор окончательн ый вариант (рисунок) Музыкальный редактор и оператор по Подготовка образцов музыкального Музыкальное и световое оформление Подготовка образцов музыкального и Музыкальное и световое оформление Подготовка образцов музыкальног
свету и светового оформления 1- го действия 1-го действия светового оформления 2- го действия 2-го действия о и светового оформления 3-го действия Хореография Придумывают движения к песне водяного и танцу кикимор Репетиция танца водянрго и кикимор Хореографическ ое оформление песни «Необитаемый остров»- движения Репетиция танцев Придумываю т движения к танцу папуасов Исполнители песен Учат тексты песен Репетиция песни Репетиция песен Репетиция песен Репетиция песен Пресс-центр Комментарий о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Администрат ор Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль неделя 6-я 7-я 8-я 9-я 10-я Режиссёр- постановщик Постановка 3-го действия Продумывает постановку 4- и 5 действия спектакля Постановка 4и5-го действия Продумывае т постановку 6-го действия и финала спектакля Постановка 6-го действия и финала Актёры Репетиция 3- го действия Учат роли 4- го и 5-го действий Репетиция 4 и 5- го действия Учат роли 6-го действий Репетиция 6- го действия и финала Художники- оформители Выпуск декораций 1- го и 2-го действий Разработка эскизов декораций 3- го и 4-го действий Выпуск декораций 3-го и 4-го действий Разработка эскизов декораций 5- го, 6-го действий Выпуск декораций 5- го и 6-го действий Костюмеры Костюмы папуасов Костюмы для хореографиче ской композиции к песне «Необитаемы й остров» Костюмы Кощея и Бабы Яги Костюм волка Костюм бабушки Гримёры Грим папуасов окончательны й вариант (рисунок) Грим для исполнителей «необитаемог о острова» окончательны й вариант (рисунок) Грим Кощея и Бабы Яги окончательный вариант (рисунок) Грим Волка окончательн ый вариант (рисунок) Грим Бабушки окончательны й вариант (рисунок) Музыкальный редактор и Музыкальное и световое Подготовка образцов Музыкальное и световое Подготовка образцов Музыкальное и световое
оператор по свету оформление 3-го действия музыкального и светового оформления 4-го и 5- годействия оформление 4и5- го действий музыкальног о и светового оформления 6-го действия и финала оформление 6-го действия и финала Хореография Репетиция танца папуасов, повторение готовых Хореографиче ское оформление песни «Царь Кощей» Репетиция танцев Репетиция танцев Репетиция танцев Исполнители песен Репетиция песен Репетиция песен Репетиция песен Репетиция песен Репетиция песен Пресс-центр Комментарий о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Комментари й о проделанной работе за неделю Комментарий о проделанной работе за неделю Администрат ор Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль Ведёт журнал, контроль На последнем занятии основного этапа- подведение итогов о проделанной работе. Срок работы основного этапа - третья четверть учебного года. 3. Заключительный этап (Одно занятие в неделю, всего 8 занятий) Подготовка к премьере и премьера спектакля. Главная задача заключительного этапа - объединение предварительной работы всех участников проекта в единое целое (спектакль), отработка слаженных действий в подготовке и во время представления. 1 Репетиция 1-го и 2-го действий спектакля 2 Репетиция 3-го и 4-го действия 3 Репетиция 5-го и 6-го действия 4 Репетиция финала 5 Репетиция всего спектакля 6 Репетиция всего спектакля в костюмах и гриме. 7 Генеральная репетиция 8 Премьера спектакля Срок работы заключительного этапа – четвёртая четверть учебного года. (Приложение 1) Сценарий мероприятия «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ» Автор сценария Валентина Серова ученица 6б класса МОБУ гимназия№9 г. Свободного. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ. ВАСЯ КРАСНАЯ ШАПОЧКА
КОЛДУН БИЦИЛИУС ВОЛК БАБУШКА ВОДЯНОЙ КИКИМОРЫ ПАПУАСЫ КОЩЕЙ БАБА ЯГА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
(Звучит негромкая вступительная музыка). В комнате за компьютером сидит Вася. ВАСЯ (потягиваясь и зевая ). Скоро летние каникулы и мой день рожденья, интересно, что мне подарят? Хорошо бы игру какую-нибудь компьютерную… Или какой-нибудь новый антивирус ( засыпает). ГОЛОС ЗА КУЛИСАМИ. И снится Васе сон.
Раздаётся шум, свист, музыка. В комнату кружась влетает Красная Шапочка и падает около

Васи. Вася испуганно вскакивает
. ВАСЯ. Ничего себе подарочек! Может это вирус такой? КРАСНАЯ ШАПОЧКА ( поднимаясь и отряхиваясь). Ну, погоди! Вот вырасту, тебе не поздоровится.! ВАСЯ ( изумлённо) Мне? За что? КРАСНАЯ ШАПОЧКА Ой! Ты кто? ВАСЯ. Я Вася. А ты кто? Откуда ты взялась? И почему это мне не поздоровится? КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Да не тебе, а Бицилиусу. Это злой колдун! Он любит всякие пакости делать. А я Красная Шапочка из сказки. Ты представляешь…
Раздаётся хохот, появляется БИЦИЛИУС
. ВАСЯ. Вы кто? БИЦИЛИУС. Я колдун Бицилиус. ВАСЯ. Что вы тут делаете? БИЦИЛИУС. Я … это… развлекаюсь Вот взял эту девочку и перенёс её сюда из её сказки. КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Верни меня сейчас же назад! Там же волк! Он хищный, он может бабушку съесть! БИЦИЛИУС. Ну и хорошо! Он хищный, а я вредный. ВАСЯ. Да верните её, что вам стоит? БИЦИЛИУС. Не верну! Пусть бабушка сама выкручивается! Хотя…( смеётся) в животе у волка не особо покрутишься, ха-ха-ха.
Красная Шапочка плачет.
ВАСЯ . Не плачь, всё будет хорошо. КРАСНАЯ ШАПОЧКА. А ты знаешь мою сказку? ВАСЯ. Да нет не знаю. Я как-то больше компьютерными играми увлекаюсь. БИЦИЛИУС ( обрадовано). Ага! Тогда я и тебе пакость сделаю!!! (выхватывает из-за пазухи волшебную палочку и направляет её на Васю).

Гаснет свет. Хлопает хлопушка. Лазерные лучи, цветные блики, звуки.

Вася и Красная Шапочка от страха приседают, колдун остаётся стоять.

В этот момент убираются декорации первого действия и появляются декорации второго

действия. Кикиморы с нарисованными болотными кочками и пеньками в руках. За ними

прячется Водяной.



ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.
ВАСЯ И КРАСНАЯ ШАПОЧКА ( в ужасе кричат). Где мы? БИЦИЛИУС. Ха-ха-ха. На болоте. Ха-ха-ха. (включается свет).
ИСПОЛНЯЕТСЯ «ПЕСНЯ ВОДЯНОГО» И «ТАНЕЦ КИКИМОР».
ВАСЯ ( обращаясь к КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ и к залу). Как то не уютно здесь, и ,честно говоря жутковато. КРАСНАЯ ШАПОЧКА ( поёживаясь). А ещё мокро и холодно. ВАСЯ. Я хочу домой. КРАСНАЯ ШАПОЧКА . А я в свою сказку. ВМЕСТЕ (обращаясь к Бицилиусу). Верни нас назад. БИЦИЛИУС (ехидно посмеиваясь). Конечно же , конечно же. Всё что пожелаете.(направляет свою волшебную палочку на Васю и Красную Шапочку.)
Гаснет

свет.

Меняются

декорации.

Появляются

нарисованный

остров,

на

нём

пальмы,

девочки с синей тканью, « создают» волны за островом.



ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Ты нас обманул! ВАСЯ. Это же необитаемый остров. Что мы здесь будем делать одни? БИЦИЛИУС. Ах, вы не хотите быть одни? Пожалуйста! ( направляет свою волшебную палочку на остров, появляются папуасы).
ИСПОЛНЯЕТСЯ «ТАНЕЦ ПАПУАСОВ»
КРАСНАЯ ШАПОЧКА .Да что же это такое, а? То болото, то необитаемый остров, то папуасы а я хочу в сказку. Ты понял? В сказку. Я очень сильно переживаю за свою бабушку. Её же волк может съесть. БИЦИЛИУС. У тю-тю-тю, в сказку. Да пожалуйста!
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Опять гаснет свет. Выносится столик с тарелочками. Два стула. Когда включается свет , то

за столом уже сидит Кощей, поёт песню. В середине песни появляется Баба Яга в фате, с

подносом в руках. Поёт припев.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ « ЦАРЬ КОЩЕЙ»
ВАСЯ. Вот это да! Ещё и на свадьбу попали! Да чьей? Кощея и Бабы Яги! Если ребятам расскажу, ни за что не поверят. КРАСНАЯ ШАПОЧКА (в отчаянье). Вася! Ну сделай же ,что нибудь! Он же издевается над нами. А мне нужно срочно спасать бабушку от волка.
ВАСЯ. Я тебе помогу. А ну, ка Бицилиус, прекращай свои шуточки, а не то, я тебе карате покажу (делает стойку карате, кричит «кья» Бицилиус пугается.) БИЦИЛИУС. Да ладно, ладно, уж и пошутить нельзя. Чё ты такой нервный? (крутит своей волшебной палочкой в воздухе).


Гаснет свет, меняются декорации. На сцену выносятся столик, три стула ставятся

вместе как диван, на « диване» лежит волк в очках, на столе большой пакет с

лекарствами. Загорается свет.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Наконец! ( обращаясь к Васе) Это моя сказка. А это бабушкин дом. ВАСЯ (обращаясь к КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ) . Ты тут побудь, а я пойду посмотрю, что там. Только скажи мне, как там по сказке говорить надо? КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Ну, спроси почему у неё такие большие глаза, почему у неё такие большие зубы? ВАСЯ. Понял. Жди. (стучится). ВОЛК. А вот и КРАСНАЯ ШАПОЧКА! Фу ты, через бабкины очки ничего не разглядишь. Здравствуй ….. дитя моё! ВАСЯ. Здрасте… А что дальше-то? А! А почему у тебя такие большие зубы? ВОЛК. Это чтобы скорее съесть тебя! ( сбрасывает с себя очки) Ой! Ты кто? ВАСЯ. Я Вася. А вы, как я понимаю бабушку съели? Нехорошо! ВОЛК. Почему это нехорошо? Она конечно не очень свежая была. Но всё равно, вку-у-усная. ВАСЯ. Вкусная говорите? А вот это видели? (Вася подбегает к столику высыпает из пакета лекарства, пузырьки) ВОЛК. Что это такое? Пустые коробочки какие-то. ВАСЯ. Конечно. Потому, что эти все лекарства в бабушке, то есть в вас! ВОЛК (читает по слогам). Ни-тро-гли-ци-рин. Жуть какая! ВАСЯ. Вот-вот-вот. А остальные ещё страшнее. А теперь это всё у вас в животе, вместе с бабушкой. ВОЛК (вскакивает). Тьфу.
Гаснет

свет.

Звучит

музыка.

Убираются

декорации.

Опять

ставятся

стул

и

стол

с

компьютером. Комната Васи. В комнате Красная Шапочка, Вася, Бабушка, Бицилиус.

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ
КРАСНАЯ ШАПОЧКА (бросается к Бабушке). Ура!!! Вася тебя спас!!! БИЦИЛИУС. Ничего не понимаю….. А где волк? БАБУШКА. Волк? А волк ждёт одного колдуна, что бы закусить. (Появляется волк, двигается к колдуну, тот пятится назад) БАБУШКА. Ну, ка немедленно возвращай нас в сказку! И чтобы больше никаких пакостей.
Бицилиус машет палочкой. Бабушка и КРАСНАЯ ШАПОЧКА кружась убегают, крича до

свидания, спасибо, пока! Следом убегает колдун за ним гонится волк. Вася опять садится за

стол, кладёт голову на руки как будто спит. Из-за угла выскакивает КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Несёт большую книгу СКАЗОК и кладёт её на стол Васе.
ГОЛОС ЗА КУЛИСАМИ. Вот, что приснилось Васе в эту ночь. И лишь только яркие лучи восходящего солнца коснулись макушек деревьев, Вася проснулся. ВАСЯ (потягиваясь) . Присниться же.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ «СОЛНЦЕ»


Все участники постепенно выходят на сцену и поют. Из-за ширмы поднимается солнце с

книгой в руках. В конце песни Вася незаметно берёт книгу СКАЗОК и, как только песня

закончилась говорит
ВАСЯ. А может и не приснилось.
Все уходят со сцены. Объявляются все участники спектакля. Выход участников на поклон.
(Приложение 2) Фотографии спектакля
Данные фотографии выполнены «фотокорреспондентом» участником проекта. Музыкальное оформление спектакля выполнялось не только на компьютере и музыкальном центре, звуковые эффекты и небольшие музыкальные аранжировки, созданные «музыкальным редактором», исполнялись на синтезаторе. В спектакле звучали песни А. Варламова «Песня водяного», «Царь Кощей», «Солнце» и песня Л.Вихаревой на стихи Т.Шапиро «Необитаемый остров». По желанию детей и их родителей премьера спектакля состоялась на родительском собрании шестых классов, в конце учебного года. Также по пригласительным билетам пришли все желающие посмотреть спектакль. Выражаю огромную благодарность классным руководителям за помощь в реализации проекта - Маноенко Людмиле Васильевне и Зайцевой Галине Юрьевне. А также родителям активно помогавшим детям. Данный проект был выполнен в 2006 году. Сейчас участники проекта обучаются в 11 классе, и успешно реализуют полученные навыки, знания и опыт. Активно участвуют в различных конкурсах, мероприятиях не только школы , но и города, области и т.д.


В раздел образования