Напоминание

Письменная работа как вид деятельности на уроках музыки


Автор: Ковбий Наталья Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №365
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Письменная работа как вид деятельности на уроках музыки
Раздел: среднее образование





Назад





Письменная работа как вид деятельности на уроках музыки
Умение понимать музыку и говорить о ней, безусловно, воспитывается в процессе восприятия. Традиционно уровень восприятия музыки учащимися выявляется в результате фронтального опроса, когда после прослушивания музыкального произведения, учитель спрашивает у детей: "Что почувствовали?", "Что увидели?", "Что хотел сказать композитор?" и.т.д. Но опыт показывает, что из урока в урок на эти вопросы отвечают, как правило, одни и те же учащиеся, а остальные ребята в виду своих индивидуальных особенностей зачастую не имеют возможности раскрыть свой творческий потенциал. А, между тем, важно понимать, что процесс обучения- это процесс развития личности, а не только усвоение знаний и умений. Из этого следует, что вопросно- ответная система в условиях выполнения требований стандартов мало эффективна. Именно поэтому современный урок требует пересмотра некоторых традиционных подходов к обучению. Творческая группа «Новое образование», которая существует больше десяти лет на базе школы № 365 Фрунзенского района города Санкт- Петербурга, нашла новые способы переструктурирования урока, создала интегрирующую методику, в основе которой лежит традиционное и инновационное. В первую очередь группа работает над преодолением вопросно- ответной системы, используя новые методические принципы формирования у детей устной и письменной речи. Важно понимать, что развитие мышления и речи лежит в основе образовательных стандартов и является главной задачей всех учебных дисциплин, в том числе и уроков музыки, где среди разных видов деятельности именно речевая дает возможность каждому ребенку ощутить себя говорящим, понимающим, умеющим высказать собственную мысль. Одним из видов речевой деятельности на уроке музыки является письменная работа, которая являет собой создание учащимися небольшого творческого текста, чего обычно не предусматривает традиционный урок.
Любой текст, который сочиняют дети, является творческим, и, как, правило, пишется на заданную тему. Но Л. С Выготский говорил о том, что ребенок может писать только то, что он понимает, видит, чувствует и любит. Именно поэтому необходимо погрузить детей в особую атмосферу, дать такое задание, чтобы заработали ассоциативные связи, заиграли фантазии. Особая роль здесь отводится информации, которую предлагает учитель детям на уроке. Так, разные по стилю и сложности, тексты несут в себе противоречивую информацию, которая порождает в сознании ученика внутренний спор, способствующий рассмотреть данную изучаемую тему с разных сторон. Эти противоположные точки зрения, взаимодействуя между собой, обязательно создадут импульс к образованию принципиально нового собственно добытого знания. Безусловно, развитие речевой деятельности — это не только работа с информацией, но и применение на уроках новых методических приемов, которые были разработаны группой «Новое образование» на основе научных трудов Ушинского, Выготского, Леонтьева. Использование тех или иных приемов на уроках служит импульсом для активизации у детей важных психических процессов, которые в свою очередь способствуют более глубокому усвоению учебного материала. Но особенно полно и эффективно система этих приемов работает в дне построения целостного знания, когда, в условиях широкой интеграции нескольких учебных дисциплин, в сознании ребенка происходит формирование целостной картины мира. Так, в дне построения целостного знания «Дерево» на уроке музыки огромную роль сыграл разрыв, когда после звучания фрагмента побочной темы шестой симфонии П. И. Чайковского, ребята услышали мелодию того же фрагмента, исполненную только медными духовыми инструментами. В результате рожденные у детей первоначально такие чувства и образы, как счастье, любовь, восхищение, весна, утро, солнце, цветы, облака сменились на тяжесть, пустота, темнота, безысходность, смерть, похороны. Этот прием явился тем противоречием, которое преодолеваясь мыслительным и творческим процессом головного мозга, повлек за собой образование новых
ассоциативных связей. Возникло более глубокое понимание того, какую роль играют в симфонической музыке инструменты, сделанные из дерева: ведь именно их неповторимый тембровый окрас позволил нам ощутить всю глубину чувств, которыми наполнена музыка Чайковского. И здесь, когда речь идет о творческом восприятии, отследить подобные результаты всех учащихся можно только в письменных работах, ведь именно тогда, когда ребенок пишет, он выражает свои знания. Так, по окончании урока, ребятам было предложено письменно ответить на проблемный вопрос: «Что роднит дерево и человека?». В небольших творческих текстах, состоящих из четырех, пяти предложений, учащиеся отразили новые, собственно рожденные представления о значении дерева в нашей жизни. Здесь можно предложить некоторые фрагменты письменных работ учеников. «Я считаю, что дерево и человека роднит жизнь, стремление жить, возможность расти и радоваться жизни, познавать окружающий мир и создавать музыку... Дерево жертвует собой ради создания красоты, которая необходима человеку». Спицина Ксения,6 класс « Я думаю, что дерево и человека роднит музыка. Когда мы слышим шелест листвы или скип ветвей дерева, то представляем, будто ветер играет свою мелодию. Это тоже музыка, такая естественная, живая и воодушевленная, и она нравится людям». Виноградава Екатерина,6 класс На уроке музыки, как промежуточном этапе в дне построения целостного знания, происходит расширение представлений о глубокой связи человека с природой, начинает формироваться целостный взгляд на жизнь, что является целеполагающим и на других уроках - ведь все учебные дисциплины такого дня взаимосвязаны и их интегрирующей идеей является формирование мышления и речи.


В раздел образования