LEGO- конструирование и робототехника с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Савельева Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 140 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Статья Тема: LEGO- конструирование и робототехника с детьми старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
старшего дошкольного возраста
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку
новых образовательных моделей, в основу которых должны входить:
образовательные технологии, соответствующие принципам
развивающего образования;
научной обоснованности и практической применимости;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей;
решения программных образовательных задач в совместной
деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Внедрение обучения основам робототехники в учреждении является
важным инновационным этапом развития технических навыков и умений
воспитанников. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении
представляет технологию 21 века, которая способствует развитию
коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия,
самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий
потенциал воспитанника.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками
приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при
помощи робототехники. Основы современной робототехники дети изучают в
процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе
элементы игры и экспериментирования.
Цель использования лего-конструирования в ДОУ – приобщение
дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе
такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического
конструирования, у него развивается творческая активность и
самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным
действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию и
конструированию.
Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют
задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Конструирование при помощи робототехники относится к двум
образовательным областям: «Познавательное развитие» и «Художественно-
эстетическое развитие».
Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в
образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к
формированию предметно-пространственной развивающей среде,
востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и
формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции
во все образовательные области, как в совместной организованной
образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в
течение дня.
В процессе лего-конструирования дошкольники развивают
математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления,
вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети
знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность
и асимметричность, ориентировкой в пространстве.
Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым
вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также
коммуникативные навыки. Одна из основных целей в лего-конструировании
– научить детей эффективно работать вместе.
Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный
характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с
детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития
ребенка. Кроме того, лего-конструирование – эффективное, воспитательное
средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении
вопроса воспитания и развития ребенка.
В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым,
работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества
образования, является непрерывность и преемственность в обучении,
которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач
являющихся прочным фундаментом содержания образования, на всем
периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового
обучения.
С помощью конструктора создаются условия для решения задач
образовательной деятельности с дошкольниками по следующим
направлениям:
- развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и
умственные способности;
- обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
- получение математических знаний о счете, форме, пропорции,
симметрии;
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
- обучение воображению, творческому мышлению;
- овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и
собрать из частей целое;
- обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Виды и формы образовательной деятельности по направлению основы
робототехники:
методы поискового и исследовательского характера,
стимулирующие познавательную активность воспитанников;
экспериментальные исследования, проектно-исследовательская
деятельность, развивающая творческую инициативу
воспитанников;
деятельностные виды практических заданий, подразумевающие
творческий подход к созданию интерактивных элементов моделей;
предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной
деятельности воспитанников, так и подгрупповая, представленная
в детских проектах.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г.
Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили
разные формы организации обучения:
Конструирование по образцу.
Этопоказ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции).
Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем
вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине,
форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия
сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например,
педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота
(конструкции).
Конструирование по модели.
В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок
должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собратьробота
(конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию)
из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели
активизируется аналитическое и образное мышление.
Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень
важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.
Конструирование по заданным условиям.
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить
без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не
дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают
учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них
существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков,
понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от
назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются
творческие способности дошкольника.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно
просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей
формируется умение не только строить, но и выбирать верную
последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только
конструировать по схеме, но и, наоборот, — по наглядной конструкции
(представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники
учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и
анализировать ее.
Конструирование по замыслу.
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать
по собственному замыслу. Теперь онисами определяют тему конструкции,
требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её
создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и
умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и
познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно
экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы)
становятся более разнообразными и динамичными.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой
деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-
театрализациях.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных
игровых и экспериментальных действий дети развивают свои
конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение
пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
В качестве результатов робототехники можно предложить:
- выставки;
- конкурсы;
- проекты;
- подготовку рекламных буклетов и презентаций о проделанной работе и
другие мероприятия.