Напоминание

LEGO- конструирование и робототехника с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Савельева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 140
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: LEGO- конструирование и робототехника с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





LEGO- конструирование и робототехника с детьми

старшего дошкольного возраста
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить:  образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего образования;  научной обоснованности и практической применимости;  единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;  интеграции образовательных областей;  решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;  учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры. Внедрение обучения основам робототехники в учреждении является важным инновационным этапом развития технических навыков и умений воспитанников. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Цель использования лего-конструирования в ДОУ – приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию и конструированию. Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. Конструирование при помощи робототехники относится к двум образовательным областям: «Познавательное развитие» и «Художественно- эстетическое развитие». Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и
формирования предпосылок универсальных учебных действий. Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования, на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения. С помощью конструктора создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям: - развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности; - обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве; - получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии; - расширение представлений детей об окружающем мире; - развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
- обучение воображению, творческому мышлению; - овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; - обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.


Виды и формы образовательной деятельности по направлению основы робототехники:  методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;  экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;  деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов моделей;  предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая, представленная в детских проектах. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения: 
Конструирование по образцу.
Этопоказ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции). 
Конструирование по модели.
В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собратьробота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта. 
Конструирование по заданным условиям.
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков,
понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника. 
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее. 
Конструирование по замыслу.
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь онисами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными. Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами. В качестве результатов робототехники можно предложить: - выставки; - конкурсы; - проекты; - подготовку рекламных буклетов и презентаций о проделанной работе и другие мероприятия.


В раздел образования