Становление личности ребенка путем обретения реалистических представлений об окружающем мире
Автор: Савельева Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 140 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Опыт работы Тема: Становление личности ребенка путем обретения реалистических представлений об окружающем мире Раздел: дошкольное образование
окружающем мире».
«Благодаря восприятию прекрасного
в природе и искусстве, человек
открывает прекрасное в самом себе»
(Сухомлинский В.)
Для себя я определила тему, в направлении которой стала работать:
«Становление
личности
ребенка
путем
обретения
реалистических
представлений об окружающем мире».
Я считаю, что дошкольный возраст – важнейший этап в экологическом
образовании
и
воспитании
детей
и
только
правильные
представления
о
природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего
познания, воспитания, любви и бережного к ней отношения.
1. Цель, задачи, условия формирования экологической
воспитанности.
Начиная работать по этой теме, я поставила перед собой цель –
сформировать экологическую культуру, экологическое сознание, мотивацию
определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе.
Для формирования экологической воспитанности дошкольника я выделила
ряд задач:
1.
Развить у детей дошкольного возраста экологические представления;
знания о ценности природы и правила поведения в ней.
2.
Формировать
умения
разнообразной
деятельности
в
природе
и
становление
экологически
ориентированного
взаимодействия
с
ее
объектами.
3.
Помочь накопить детям эмоционально позитивный опыт общения с
природой.
Чтобы успешно реализовать данные задачи, для себя я определила
несколько условий:
- готовность к осуществлению экологического образования детей;
-
личностно-ориентированное
взаимодействие
с
ребенком
в
процессе
освоения выбранной мной программы;
- постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;
- построение экологически развивающей среды в группе;
- активное участие родителей в воспитательном процессе;
-
установление
связи
со
школой,
учреждениями
дополнительного
образования.
Так что же такое экологическое образование? Я предлагаю понимать под
экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения,
воспитания
и
развития
ребенка.
Он
направлен
на
формирование
его
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
эмоционально-
положительном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм.
2. Принципы отбора содержания
экологического образования.
Вопрос «чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного
возраста особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем,
который
начинает
работать
в
области
экологического
образования.
Ведь
информации сейчас огромное количество. Принципы отбора содержания как
раз и помогают отобрать нужное содержание.
Исходя из этого, я предложила выделить ряд принципов отбора
экологического образования дошкольников. Они включают:
1. Общепедагогические принципы:
- принцип
научности
–
предлагает
знакомство
дошкольников
с
совокупностью
элементарных
экологических
знаний,
которые
служат
основой
формирования
мотивации
действий
ребенка,
развития
познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения;
- принцип гуманизма – связан, прежде всего, с пониманием экологической
культуры;
- принцип
систематичности – имеет особое значение в обучении
дошкольников,
так
как
его
применение
способствует
их
умственному
развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом
образовании
принцип
систематизации
знаний
обеспечивает
реализацию
принципа
научности,
так
как
в
основу
систематизации
положены
представления и элементарные представления, отражающие основные законы
природы и социальные взаимосвязи.
2. Принципы специфические для экологического образования:
- принцип
прогностичности – для дошкольников данный принцип
означает, что в результате экологического образования у детей формируются
элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на
основе
этих
представлений
умение
прогнозировать
свои
действия
по
отношению
к
окружающей
среде
во
время
отдыха,
труда
в
природе
и
бытовых условиях;
- принцип деятельности – экологические знания должны помочь понять
ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его
самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в
посильных экологически ориентированных видах деятельности;
- принцип
целостности –
он
отражает,
прежде
всего,
целостное
восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы;
- принцип доступности материала для ребенка определенного возраста –
доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их
эмоциональную окраску. Я считаю, что в обучении дошкольников не следует
употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может
быть объяснено в доступной и привлекательной форме;
- принцип
приемственности –
предполагает,
что
содержание
экологического
образования
дошкольников
имеет
тесную
связь
со
всеми
ступенями системы непрерывного образования.
3. Программа экологического образования
Кондратьевой Н.Н. «МЫ».
Исходя из всего выше сказанного, работая воспитателем, я находилась в
поиске
программы
по
экологическому
воспитанию,
отвечающей
моим
интересам
и
требованиям.
Мое
внимание
привлекли
материалы,
опубликованные
в
серии
статей
журнала
«Дошкольное
воспитание»,
получившие высокую оценку педагогической общественности.
Так состоялось мое знакомство с программой «МЫ» Кондратьевой Н.Н., и
я поняла – это то, что мне нужно. Начала по ней работать.
3.1. Обоснование выбранной программы.
В основу программы экологического воспитания дошкольников положена
идея воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Эта
программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы»
программы «Детство».
В
программе
представлены
доступные
дошкольнику
элементы
экологической
культуры.
Ядром
ее
содержания
являются
экологические
представления о животных, растениях, людях, как о живых существах.
Особенность программы заключается в том, что природа представлена в
ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип
поведения
человека.
Освоение
данных
представлений
обеспечивает
понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к
природе.
Переживание
значимости
такого
отношения
достигается
посредством переживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру
природы. Важной составляющей содержания являются умение разнообразной
деятельности
в
природе,
имеющей
экологически
ориентированный
характер.
В
целом
программа
способствует
формированию
экологической
воспитанности
ребенка,
являющейся
закономерным
результатом
его
приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-
ценностном
отношении
к
природе,
основными
проявлениями
которого
служат:
Доброжелательность к живым существам;
Эмоциональная отзывчивость на их состояние;
Интерес к природным объектам;
Стремление
осуществлять
с
ними
позитивное
взаимоотношение,
учитывая их особенности, как живых существ;
Желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для
жизни условия.
3.2. Структура программы.
Содержание программы способствует развитию личности в целом, его
экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного
отношения
к
ней.
Представленные
в
программе
«МЫ»
разделы
взаимосвязаны и иерархически выстроены:
1.
«Живые…
какие
мы» - конкретные представления о существовании
живых
организмов
в
природе
и
их
разнообразие:
в
деревьях,
травянистых растениях, зверях, птицах и других животных, людях.
2.
«Как живые приспосабливаются к среде» - основные среды обитания
живых организмов: живые живут на земле (наземная среда), в воздухе
(воздушная), в воде (водная), неглубоко под землей (подземная).
Их
свойства.
3.
«Мы
нужны
друг
другу
на
Земле» -
существование
природных
объектов
в
экосистемах
(живые
–
это
растения,
животные,
люди).
Типичные
природные
экологические
системы
–
водоем,
луг,
лес
и
другие. Условия жизни в экосистеме – количество света, влажность и
т.д.
Я
считаю,
что
эти
разделы
позволяют
более
точно
выделить
последовательность развития содержания программы и его освоения детьми:
При реализации программы я особое внимание уделяю накоплению у детей
эмоционального
отношения
к
растениям
и
животным,
развитию
познавательного интереса к природе.
3.3. Задачи для возрастных групп.
Изучив данную программу и учитывая психологические особенности
детей в разных возрастных группах, для себя я определила ряд задач:
1. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко
всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые
предметы, стремятся узнать не только их название, но и черты сходства,
задумываются
над
простейшими
причинами
наблюдаемых
явлений.
Поддерживая
интерес,
нужно
вести
их
от
знакомства
с
природой
к
ее
пониманию. Следуя из этого, поставила следующие задачи:
- обогатить представления детей о растениях, животных, о человеке, а
также
об
объектах
неживой
природы,
встречающихся,
прежде
всего
в
ближайшем
окружении.
Осуществление
этой
задачи
тесно
связано
с
развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм
наглядно-действенного, наглядно-образного мышления;
- включать малышей в простейшую деятельность по уходу за живыми
существами
–
это
способствует
установлению
первых
естественных
взаимоотношений детей с миром природы;
К раскрытию
многообразных
связей живого в
экосистеме
От познания
внутренних связей
живого
К освоению внешних
связей организма и
среды
- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность,
эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
2. В средней группе я выделила следующие задачи:
- развить наблюдательность и любознательность детей в процессе
ознакомления их с явлениями природы;
- формировать обобщенные представления о признаках природных
объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- упражнять в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная,
дождливая, снежная, ветреная, облачная);
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к
растительному и животному миру;
- закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных
и птиц;
- научить называть 3-4 дерева разных пород, 1 цветущий кустарник, 3-4
травянистых растения, 2 вида ягод, 2 вида грибов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых,
8-10 домашних и диких животных и птиц;
- приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы.
3. Старшие дошкольники, под руководством взрослого, овладевают
знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если
перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается
возможность
действовать
с
объектами
природы,
наблюдать
за
ними,
экспериментировать. Стремление к обобщениям и возможность обобщать
делают
реальной
задачу
усвоения
детьми
элементарных
(предметных)
видовых и родовых понятий.
Исходя из этого, перед собой поставила следующие задачи:
- способствовать расширению и углублению представлений детей о
природе;
Необходимо решить эту задачу в двух планах:
во-первых, продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления,
показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы;
во-вторых,
приводить
знания
детей
в
порядок
(систематизировать
и
обобщать их);
- развивать у детей соответствующие содержанию знания и речевые
умения;
- помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными,
растениями и отдельные способы охраны природы;
- воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных
ориентаций
в
поведении
и
деятельности,
обеспечивающих
ответственное
отношение
к
окружающей
социальной
и
природной
среде
и
здоровью
(собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в
доступных для ребенка шестого года жизни формах.
Таким образом, ознакомление детей с растительным, животным миром, я
строю в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения
художественной литературы. Работу провожу не только на занятиях, но и на
прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во
время трудовых действий в уголке природы. Обращаю внимание детей на
ежедневные изменения погоды, растения на участке, на поведение насекомых
и
птиц.
Если
нет
возможности
понаблюдать
за
объектами
природы
в
естественных условиях, то использую картины, серии картин, иллюстрации,
художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.
Для более успешной работы составила перспективный план на каждую
возрастную группу (Приложение №5).
4. Система педагогического взаимодействия,
направленная на экологическое развитие детей.
В
систему
педагогического
взаимодействия
направленную
на
экологическое развитие детей я включаю:
1. Специально организованное обучение – экскурсии, занятия:
- наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним
объектом,
сравнительное,
с
использованием
раздаточного
материала,
наблюдение за изменением и развитием);
- изобразительная деятельность экологической тематики;
- ознакомление с трудом взрослых в природе;
- обучение детей труду по уходу за растениями и животными;
- развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях
по аналогии; описательных, сравнительных по опыту; описательных загадок;
придумывание экологических сказок; этические беседы);
- формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее
наблюдение, обобщающая беседа);
- классификация представлений о природе (беседы с использование
моделей, занятия в форме игр на классификацию).
2. Также использую с детьми совместную деятельность:
- педагогическое обследование экологической воспитанности детей
(первичное, текущее, контрольное);
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказ воспитателя, чтение художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций в природе,
отношение к ней;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотр диафильмов и видеофильмов;
- работа с моделями;
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы.
3. Подключаю детей к самостоятельной деятельности:
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями уголка природы;
- работа с литературой, энциклопедиями;
- изготовление моделей, книжек-самоделок с рассказами о природе,
поделок из природных материалов;
- театрализованная деятельность.
5. Организация развивающей предметной среды (РПС).
Одним
из
важных
условий
реализации
системы
экологического
образования, я считаю, правильную организацию развивающей предметной
среды (РПС), соответствующую целям создания РПС как таковой, которая
должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.
Через РПС происходит живое общение с природой, особенно в условиях
Севера
(внешний
вид,
климатические
условия,
приспособление
к
среде).
Через
объекты
РПС
знакомлю
детей
с
особенностями
роста,
развития,
потребностями.
Формирую
трудовые
навыки
и
умения.
Решаю
воспитательные задачи. Через РПС формирую этический вкус, умение видеть
красивое.
Я стараюсь создать условия для:
1. Познавательного развития ребенка – создание условий для его
познавательной
деятельности;
возможностей
для
экспериментирования
с
природным материалом; систематических наблюдений за объектами живой и
неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов
на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов.
2. Эколого-эстетического развития ребенка – привлечение внимания к
окружающим
природным
объектам,
развитие
умения
видеть
красоту
окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
3. Оздоровления ребенка – использование экологически безопасных
материалов
для
оформления
интерьеров,
игрушек;
оценка
экологической
ситуации
на
территории
дошкольного
учреждения;
занятия
на
свежем
воздухе.
4. Формирования
нравственных
качеств
–
создание
условий
для
каждодневного
ухода
за
живыми
объектами;
формирование
желания
и
умения
сохранить
окружающий
мир
природы;
воспитание
чувства
ответственности
за
состоянием
окружающей
среды;
эмоционального
отношения к природным объектам.
5. Формирования экологически грамотного поведения – развитие навыков
рационального
природопользования;
уход
за
животными
и
растениями;
экологически грамотного поведения в природе и быту.
6. Экологизации
различных
видов
деятельности
–
условия
для
самостоятельных игр с природным материалом, использование природных
материалов на занятиях по изодеятельности.
Таким образом, экологизация РПС в группе способствует реализации всех
компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и
деятельного.
6. Использование игр в экологическом воспитании детей.
Я считаю, что нужно уделять большое внимание игровой деятельности,
так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности ребенка.
Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для
ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности,
созданной взрослыми. Иначе говоря , игра – альтернатива действительности
терапевтическим
свойством,
используется
для
коррекции
состояния
и
поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она
повышает
интеллект,
способствует
чувственному
восприятию
мира
и
эмоциональному
благополучию
ребенка.
Игра
среди
всех
других
видов
деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение.
Экологическое воспитание детей в этом возрасте необходимо построить на
игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных
видов игр. В свободное время я предлагаю настольно-печатные, словесные
игры. Дети обучены самостоятельно в них играть, и они легко тренируются в
применении своих знаний, развивают интеллектуальные способности.
6.1. Сюжетно-ролевая игра.
Очень важно, чтобы как можно больше использовать элементы сюжетно-
ролевой
игры:
воображаемую
ситуацию,
ролевые
действия
и
диалоги,
несложные
сюжеты,
в
которых
обыгрываются
какие-либо
игрушки.
В
самостоятельной игре старших дошкольников эти элементы взаимосвязаны в
едином
игровом
процессе.
Я
считаю,
что
на
первом
этапе
игровой
деятельности
детей
следует
формировать
необходимые
знания
об
окружающей действительности. Учу их осуществлять игровые действия с
предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию
игры.
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей
опирается
на
ряд
теоретических
положений,
высказанных
известными
исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению Запорожца
А.В., игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на
уровень
интеллектуального
развития,
но
и
на
умственную
активность
ребенка,
его
творческие
возможности.
Включение
элементов
сюжетно-
ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе
создает
эмоциональный
фон,
благодаря
которому
дошкольники
быстрее
усвоят новый материал.
6.2. Дидактические игры на занятиях по экологии.
Понимая целесообразность использования игр в обучении детей
дошкольного возраста, я создала ряд дидактических игр, которые помогают
детям усвоить различные понятия, вырабатывать соответствующие навыки и
умения. Например, «Путаница», «Кто найдет больше отличий», «Чей хвост»,
«Этажи леса», «Кто, что кушает», «Где чей домик» и т.д.
Такие игры способствуют решению различных учебных задач:
- формированию навыков умственной деятельности детей;
- усвоению новых знаний;
-
правильному
использованию
приобретенных
знаний
в
различных
ситуациях;
- развитию умственной активности детей.
Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации
обучения, методом (приемом) закрепления знаний; средством воспитания
нравственно-волевых
качеств
ребенка.
Специфика
обучающей
игры
заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным
является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм.
Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со
стороны
взрослого
оказывают
на
детей
положительное
воздействие,
активируют
их
мышление,
способствуют
повышению
интереса
к
познавательной деятельности.
В дидактических играх использую натуральные предметы природы
(овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и
животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают усвоить детям
качества
предметов
и
уточнять
представления,
полученные
в
процессе
наблюдений в природе.
Игра обычно является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.
6.3. Игры с естественным материалом природы.
На прогулках широко применяю игры детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети
знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают
чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и
теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки;
что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т.д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком), беседуя с
детьми, помогаю им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля
взял сухой песок, он рассыпается» или «Юля положила в форму мокрый
песок, у нее вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы,
знакомлю детей с действием ветра, воды и они усваивают ряд факторов,
которые
в
дальнейшем
помогут
понять
простейшие
физические
законы
(плавание предметов в воде, движение в воздухе и т.д.).
7. Моделирование в экологической деятельности.
Процесс познания природы очень сложен для детей. Многие явления
скрыты, и поэтому, чтобы понять признаки растений, связи, я использую
моделирование.
Моделирование детально разработано у Кондратьевой Н.Н.. Сущность
этого метода заключается в использовании моделей, что помогает развивать у
детей важнейшие операции мышления, так как по исследованиям Венгер
Л.А. основой развития умственных способностей детей является овладение
ребенком
действиями
наглядного
моделирования.
Овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль
в
этом
направлении
играет
поисково-познавательная
деятельность
детей,
протекающая в форме экспериментальных действий.
В основе моделирования лежит принцип замещения реального объекта
условным (исследования Л.А. Венгер).
В младшей группе в основном использую модели по ознакомлению с
растениями:
- модель целостности растения (что есть у растения) – рассматриваем живое
растение, выделяем его части и тут же ввожу карточку-модель;
- сенсорные модели (1-2 признака) – форма, цвет. Широко использую модели
сенсорного обследования (нос, уши, глаза, руки);
- постепенно, на закрепление знаний, вводятся модели-путаницы (что нет у
растения), все части запутаны.
Во второй половине учебного годы в младшей группе ввожу модели
потребностей (поливка, в свете, тепле, земле).
В средней группе дети овладевают обобщенными понятиями: овощи,
фрукты, птицы, животные:
- модели по ознакомлению с растениями усложняются;
- модель целостности (на 3х растениях);
- больше сенсорных признаков: цвет, форма, размер, гладкая или шероховатая
поверхность;
- модели-путаницы.
В старшем возрасте обобщаю и закрепляю пройденное:
- модели по ознакомлению с растениями усложняются за счет 2х моделей
целостности;
- сенсорные модели;
-модели-путаницы;
Модели по ознакомлению с животными:
- модель рыбы (донные, океана, морей…);
- птицы (питание, цикл развития);
- звери (9 признаков: среда обитания, форма, покров, ноги, пасть, слышат,
видят, чувствуют, травоядные, хищники);
- дикие, домашние животные4
- модель маскировки.
Модели по ознакомлению с человеком.
Модель-природа (живое, неживое).
Обучение моделированию осуществляю в такой последовательности:
1.
предлагаю детям описать новые объекты природы с помощью готовой
модели, ранее усвоенной ими;
2.
организую
сравнение
двух
объектов
между
собой,
учу
выделению
признаков различия и сходства;
3.
постепенно увеличиваю количество сравниваемых объектов до 3-4;
4.
обучаю
детей
моделированию
существенных
или
значимых
для
деятельности признаков.
Модели многофункциональны. Я использую их на занятиях, совместной и
самостоятельной
деятельности
–
для
обобщения
представлений
детей
о
природе. На основе моделей создаю разнообразные дидактические игры.
Под влиянием систематической работы формируется правильное,
чувственное
восприятие
природы,
эмоциональное
отношение
к
ней.
Развивается
познавательный
интерес:
дети
самостоятельно
наблюдают,
объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно
слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые
действия, зная потребности живого существа, обсуждают и воплощают в
различной деятельности – в игре, в изодеятельности.
8. Приемы для развития логического мышления
через ознакомление с природой.
В экологическом воспитании для развития логического мышления, для
себя определила ряд приемов, которые использую в работе:
1 . Прием сравнения – выделяем черты сходства и отличия в предметах и
явлениях, их существенные, главные признаки.
2 . Прием
противопоставления
–
чтобы
выявить
истинные
признаки
предметов,
явлений,
сопоставляем
взаимоисключающие
признаки
–
цвет
моркови и т.д.
3. Прием аналогии – описываем все вместе какой-либо предмет или явление,
потом я предлагаю детям самостоятельно описать другой предмет в том же
порядке (широко применяю в дидактических играх).
4. Упражнения на классификацию и систематизацию известных фактов:
-
классификация
–
выделяем
следующие
группы:
«животные»,
«овощи»,
«птицы» и т.д.;
-
систематизация
–
описываем
погоду
по
определенному
плану,
ведем
календарь природы.
5. Опыты – в уголках природы, на прогулке и т.д.
9. Использование учебно-познавательной литературы
в экологическом образовании.
Так же я использую специальную литературу для развития эмоциональных
и личностных качеств ребенка. Чтение произведений детям, помогает мне
обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир,
искать ответы на многие вопросы.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства
детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их
содержанием,
дети
переживают
ход
событий
и
мысленно
действуют
в
воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает
воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к
природе.
Книга о природе учит эстетическому восприятию окружающего, этому
помогает: образный язык произведений и иллюстрации художников.
В своей работе я использую различные формы работы:
- чтение и обыгрывание художественных произведений;
- инсценировки;
- заучивание стихотворений;
- рассматривание авторских иллюстраций в книгах;
- собственная изодеятельность.
Использую различную литературу:
- познавательная;
- художественная;
- научная;
- «синтетическая» (приключенческая + познавательная + художественная).
В своей группе я создала мини библиотеку, в которую включила все виды
литературы.
Я считаю, что важную роль в экологическом воспитании играет
познавательная литература, в которой ребенку открывается увлекательный,
полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых и т.д. Очень важно,
чтобы такие книги не были лишь суммой любопытных фактов, упражнением
холодного ума.
Если речь идет о художественной литературе, то акцент, я считаю, должен
быть перенесен на состояние души человека, как части природы, экологию
его души. Разрушая природу, человек разрушает сам себя. В наше время
особенно
ценны
те
художественные
произведения,
в
которых
нет
высокомерного отношения к природе (например, жестокость).
В своей работе использую также, так называемые «синтетические» книги,
где смешивается приключенческое, познавательное и художественное начало
воедино. Среди таких книг – всем известная научно-фантастическая повесть
Яна Ларе «Необыкновенные приключения Карика и Вали». На короткое
время
брат
и
сестра
становятся
крошечными,
как
самые
маленькие
насекомые. Они как бы становятся «вровень» самой природе – и уже больше
не могут относится к ней снисходительно свысока. Изменяется сам фокус их
зрения. Детям открывается мир чудес, который они не замечали раньше.
Если
нет
какой-нибудь
книги,
то
я
использую
видеокниги
с
использованием технических средств. После чего мы с детьми обсуждаем
сюжет, беседуем.
Также использую научную литературу, в которую включаю энциклопедии,
детские атласы и т.д. Содержание их научно достоверно, помогает детям
познать
природу
во
всем
ее
многообразии,
закладывает
основы
материалистического миропонимания.
Наш детский сад тесно сотрудничает с филиалом библиотеки №26.
Сотрудничество проходит не только посредством чтения произведений, но и
инсценировкой произведений, проведением мероприятий к знаменательным
датам
поэтов,
писателей.
Взаимное
посещение
детей
библиотеки
и
сотрудников библиотеки детского сада дает детям возможность расширить
рамки знакомства с художественной литературой.
Я считаю, что к экологической теме в литературе можно отнести
практически
все
произведения,
в
которых,
так
или
иначе,
говорится
о
природе,
о
взаимоотношениях
человека
с
природой.
Такая
литература
воспитывает уважение к личности вообще, помогает осознавать ее ценность,
ценность всего живого.
Таким образом, книга помогает воспитывать эстетические представления
– любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру.
10. Взаимодействие с родителями.
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду
является работа с родителями, как постепенный и непрерывный процесс.
Для себя я выделила следующие направления в работе:
- проведение родительских собраний экологической направленности ();
- участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны
безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности,
общения с природой;
- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической
направленности;
- совместное озеленение территории детского сада и группы;
-
тематические
выставки
поделок
из
природного
материала,
рисунков
о
природе, сделанных совместно родителями с детьми;
- помощь в оборудовании и оснащении экологического уголка в группе;
- участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа»;
- помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки);
- консультации.
Такой
подход
способствует
сотрудничеству,
эмоциональному,
психологическому сближению родителей и детей.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического
образования
их
детей,
его
реального
осуществления
в
семье
провожу
анкетирование родителей, беседы .
Результаты анкетирования выношу на родительские собрания для анализа,
обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры
родителей,
выработке
правильных
форм
взаимодействия
детского
сада
и
семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
11. Результаты педагогического обследования.
При проведении педагогического обследования вышла на следующие
результаты:
Учебный
год
Группа
Высокий
уровень
Норма
Низкий
уровень
2 0 1 3
–
2014
Средняя
20%
57%
23%
2 0 1 4
–
2015
Старшая
32%
53%
15%
2 0 1 5
–
2016
Подготовительная
45%
55%
-
Данный вид работы позволил мне:
1.
Развить
у
детей
экологические
представления;
знания
о
ценности
природы и правила поведения в ней.
2.
Сформировать
умения
разнообразной
деятельности
в
природе
и
становление
экологически
ориентированного
взаимодействия
с
ее
объектами.
3.
Помочь накопить детям эмоционально позитивный опыт общения с
природой.
Определенная форма поведения ребенка в природе служит критерием
оценки
уровня
его
экологической
воспитанности.
Материал
составляет
единую
систему
эколого-педагогической
работы
в
группе,
которая
обеспечивает ребенку к 7 годам становление первоначальной экологической
культуры.
12. Перечень методик составляющих систему мониторинга по
экологическому образованию детей.
Авторы
методики
Методика
Способы
обследования
Кондратьева Н.Н.
«МЫ». Программа
экологического
образования детей.
«Детство-пресс», 2004.
- наблюдение;
- экологическое моделирование;
- поисковая деятельность.
Хабарова Т.В.,
Шафигуллина
Н.В.
Киреева Л.Г.,
Бережнова С.В.
Копцева Т.А.
Планирование занятий
по экологии и
педагогическая
диагностика
экологической
воспитанности
дошкольников. «Детство-
пресс», 2010
Формирование
экологической культуры
дошкольников.
«Учитель», 2008
Природа и художник.
Художественно-
экологическая программа
по изобразительному
искусству для
дошкольников. ТЦ
«Сфера», 2008
- решение проблемных ситуаций;
- элементарное
экспериментирование;
- работа с моделями;
- моделирование;
- игры;
- наблюдение;
- постановка проблемных
вопросов;
- участие детей в уходе за
растениями;
- развивающие игры;
- тематические беседы,
наблюдения;
- занятия;
- художественно-музыкальные
этюды.
- рассматривание картин,
натюрмортов, иллюстраций и т.д.;
- обсуждение, беседы;
- продуктивная деятельность;
- наблюдение за объектами
природы.
- опыты;
Прохорова Л.Н.
Золотова Е.И.
Дрязгунова В.А.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
АРКТИ,2008
Знакомим дошкольников
с миром животных.
«Просвещение»,1988
Дидактические игры для
ознакомления
дошкольников с
растениями.
«Просвещение», 1981
- игры-экспериментирования с
различными материалами.
- наблюдение;
- рассматривание картин,
иллюстраций;
- беседа.
- дидактические игры.