Напоминание

Становление личности ребенка путем обретения реалистических представлений об окружающем мире


Автор: Савельева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 140
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Становление личности ребенка путем обретения реалистических представлений об окружающем мире
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Становление личности

ребенка путем обретения представления об

окружающем мире».
«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе» (Сухомлинский В.) Для себя я определила тему, в направлении которой стала работать: «Становление личности ребенка путем обретения реалистических представлений об окружающем мире». Я считаю, что дошкольный возраст – важнейший этап в экологическом образовании и воспитании детей и только правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего познания, воспитания, любви и бережного к ней отношения.
1. Цель, задачи, условия формирования экологической

воспитанности.
Начиная работать по этой теме, я поставила перед собой цель – сформировать экологическую культуру, экологическое сознание, мотивацию определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе. Для формирования экологической воспитанности дошкольника я выделила ряд задач: 1. Развить у детей дошкольного возраста экологические представления; знания о ценности природы и правила поведения в ней. 2. Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. 3. Помочь накопить детям эмоционально позитивный опыт общения с природой.
Чтобы успешно реализовать данные задачи, для себя я определила несколько условий: - готовность к осуществлению экологического образования детей; - личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе освоения выбранной мной программы; - постоянное общение детей с природой ближайшего окружения; - построение экологически развивающей среды в группе; - активное участие родителей в воспитательном процессе; - установление связи со школой, учреждениями дополнительного образования. Так что же такое экологическое образование? Я предлагаю понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Он направлен на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
2. Принципы отбора содержания

экологического образования.
Вопрос «чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Исходя из этого, я предложила выделить ряд принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: 1. Общепедагогические принципы: - принцип научности – предлагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат
основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения; - принцип гуманизма – связан, прежде всего, с пониманием экологической культуры; - принцип систематичности – имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принцип систематизации знаний обеспечивает реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные представления, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. 2. Принципы специфические для экологического образования: - принцип прогностичности – для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях; - принцип деятельности – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности; - принцип целостности – он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы; - принцип доступности материала для ребенка определенного возраста – доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Я считаю, что в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме;
- принцип приемственности – предполагает, что содержание экологического образования дошкольников имеет тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.
3. Программа экологического образования

Кондратьевой Н.Н. «МЫ».
Исходя из всего выше сказанного, работая воспитателем, я находилась в поиске программы по экологическому воспитанию, отвечающей моим интересам и требованиям. Мое внимание привлекли материалы, опубликованные в серии статей журнала «Дошкольное воспитание», получившие высокую оценку педагогической общественности. Так состоялось мое знакомство с программой «МЫ» Кондратьевой Н.Н., и я поняла – это то, что мне нужно. Начала по ней работать.
3.1. Обоснование выбранной программы.
В основу программы экологического воспитания дошкольников положена идея воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Эта программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство». В программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях, как о живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. Переживание значимости такого отношения достигается посредством переживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умение разнообразной
деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:  Доброжелательность к живым существам;  Эмоциональная отзывчивость на их состояние;  Интерес к природным объектам;  Стремление осуществлять с ними позитивное взаимоотношение, учитывая их особенности, как живых существ;  Желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
3.2. Структура программы.
Содержание программы способствует развитию личности в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. Представленные в программе «МЫ» разделы взаимосвязаны и иерархически выстроены: 1.
«Живые…

какие

мы»
- конкретные представления о существовании живых организмов в природе и их разнообразие: в деревьях, травянистых растениях, зверях, птицах и других животных, людях. 2.
«Как живые приспосабливаются к среде»
- основные среды обитания живых организмов: живые живут на земле (наземная среда), в воздухе (воздушная), в воде (водная), неглубоко под землей (подземная). Их свойства. 3.
«Мы

нужны

друг

другу

на

Земле»
- существование природных объектов в экосистемах (живые – это растения, животные, люди).
Типичные природные экологические системы – водоем, луг, лес и другие. Условия жизни в экосистеме – количество света, влажность и т.д. Я считаю, что эти разделы позволяют более точно выделить последовательность развития содержания программы и его освоения детьми: При реализации программы я особое внимание уделяю накоплению у детей эмоционального отношения к растениям и животным, развитию познавательного интереса к природе.
3.3. Задачи для возрастных групп.
Изучив данную программу и учитывая психологические особенности детей в разных возрастных группах, для себя я определила ряд задач: 1. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их название, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Следуя из этого, поставила следующие задачи: - обогатить представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного, наглядно-образного мышления; - включать малышей в простейшую деятельность по уходу за живыми существами – это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы; К раскрытию многообразных связей живого в экосистеме От познания внутренних связей живого К освоению внешних связей организма и среды
- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы. 2. В средней группе я выделила следующие задачи: - развить наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы; - формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; - воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому; - развивать эстетическое восприятие природных явлений; - упражнять в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная); - воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; - закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц; - научить называть 3-4 дерева разных пород, 1 цветущий кустарник, 3-4 травянистых растения, 2 вида ягод, 2 вида грибов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 домашних и диких животных и птиц; - приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы. 3. Старшие дошкольники, под руководством взрослого, овладевают знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения детьми элементарных (предметных) видовых и родовых понятий. Исходя из этого, перед собой поставила следующие задачи: - способствовать расширению и углублению представлений детей о природе; Необходимо решить эту задачу в двух планах:
во-первых, продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы; во-вторых, приводить знания детей в порядок (систематизировать и обобщать их); - развивать у детей соответствующие содержанию знания и речевые умения; - помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными, растениями и отдельные способы охраны природы; - воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка шестого года жизни формах. Таким образом, ознакомление детей с растительным, животным миром, я строю в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественной литературы. Работу провожу не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Обращаю внимание детей на ежедневные изменения погоды, растения на участке, на поведение насекомых и птиц. Если нет возможности понаблюдать за объектами природы в естественных условиях, то использую картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д. Для более успешной работы составила перспективный план на каждую возрастную группу (Приложение №5).
4. Система педагогического взаимодействия,

направленная на экологическое развитие детей.


В систему педагогического взаимодействия направленную на экологическое развитие детей я включаю: 1. Специально организованное обучение – экскурсии, занятия:
- наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием); - изобразительная деятельность экологической тематики; - ознакомление с трудом взрослых в природе; - обучение детей труду по уходу за растениями и животными; - развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях по аналогии; описательных, сравнительных по опыту; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы); - формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа); - классификация представлений о природе (беседы с использование моделей, занятия в форме игр на классификацию). 2. Также использую с детьми совместную деятельность: - педагогическое обследование экологической воспитанности детей (первичное, текущее, контрольное); - наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; - игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные); - рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; - беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций в природе, отношение к ней; - труд в уголке природы и на участке; - просмотр диафильмов и видеофильмов; - работа с моделями; - различные виды изобразительной деятельности на экологические темы. 3. Подключаю детей к самостоятельной деятельности: - разные виды игр; - экспериментирование; - уход за растениями уголка природы;
- работа с литературой, энциклопедиями; - изготовление моделей, книжек-самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов; - театрализованная деятельность.
5. Организация развивающей предметной среды (РПС).
Одним из важных условий реализации системы экологического образования, я считаю, правильную организацию развивающей предметной среды (РПС), соответствующую целям создания РПС как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности. Через РПС происходит живое общение с природой, особенно в условиях Севера (внешний вид, климатические условия, приспособление к среде). Через объекты РПС знакомлю детей с особенностями роста, развития, потребностями. Формирую трудовые навыки и умения. Решаю воспитательные задачи. Через РПС формирую этический вкус, умение видеть красивое. Я стараюсь создать условия для: 1. Познавательного развития ребенка – создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом; систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов. 2. Эколого-эстетического развития ребенка – привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм. 3. Оздоровления ребенка – использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации на территории дошкольного учреждения; занятия на свежем воздухе.
4. Формирования нравственных качеств – создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состоянием окружающей среды; эмоционального отношения к природным объектам. 5. Формирования экологически грамотного поведения – развитие навыков рационального природопользования; уход за животными и растениями; экологически грамотного поведения в природе и быту. 6. Экологизации различных видов деятельности – условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природных материалов на занятиях по изодеятельности. Таким образом, экологизация РПС в группе способствует реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельного.
6. Использование игр в экологическом воспитании детей.
Я считаю, что нужно уделять большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности ребенка. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря , игра – альтернатива действительности терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в этом возрасте необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В свободное время я предлагаю настольно-печатные, словесные
игры. Дети обучены самостоятельно в них играть, и они легко тренируются в применении своих знаний, развивают интеллектуальные способности.
6.1. Сюжетно-ролевая игра.
Очень важно, чтобы как можно больше использовать элементы сюжетно- ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. В самостоятельной игре старших дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе. Я считаю, что на первом этапе игровой деятельности детей следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Учу их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению Запорожца А.В., игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно- ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.
6.2. Дидактические игры на занятиях по экологии.
Понимая целесообразность использования игр в обучении детей дошкольного возраста, я создала ряд дидактических игр, которые помогают детям усвоить различные понятия, вырабатывать соответствующие навыки и умения. Например, «Путаница», «Кто найдет больше отличий», «Чей хвост», «Этажи леса», «Кто, что кушает», «Где чей домик» и т.д. Такие игры способствуют решению различных учебных задач:
- формированию навыков умственной деятельности детей; - усвоению новых знаний; - правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях; - развитию умственной активности детей. Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации обучения, методом (приемом) закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны взрослого оказывают на детей положительное воздействие, активируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. В дидактических играх использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают усвоить детям качества предметов и уточнять представления, полученные в процессе наблюдений в природе. Игра обычно является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.
6.3. Игры с естественным материалом природы.
На прогулках широко применяю игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки; что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т.д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком), беседуя с детьми, помогаю им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Юля положила в форму мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок». Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, знакомлю детей с действием ветра, воды и они усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и т.д.).
7. Моделирование в экологической деятельности.
Процесс познания природы очень сложен для детей. Многие явления скрыты, и поэтому, чтобы понять признаки растений, связи, я использую моделирование. Моделирование детально разработано у Кондратьевой Н.Н.. Сущность этого метода заключается в использовании моделей, что помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, так как по исследованиям Венгер Л.А. основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В основе моделирования лежит принцип замещения реального объекта условным (исследования Л.А. Венгер). В младшей группе в основном использую модели по ознакомлению с растениями: - модель целостности растения (что есть у растения) – рассматриваем живое растение, выделяем его части и тут же ввожу карточку-модель; - сенсорные модели (1-2 признака) – форма, цвет. Широко использую модели сенсорного обследования (нос, уши, глаза, руки);
- постепенно, на закрепление знаний, вводятся модели-путаницы (что нет у растения), все части запутаны. Во второй половине учебного годы в младшей группе ввожу модели потребностей (поливка, в свете, тепле, земле). В средней группе дети овладевают обобщенными понятиями: овощи, фрукты, птицы, животные: - модели по ознакомлению с растениями усложняются; - модель целостности (на 3х растениях); - больше сенсорных признаков: цвет, форма, размер, гладкая или шероховатая поверхность; - модели-путаницы. В старшем возрасте обобщаю и закрепляю пройденное: - модели по ознакомлению с растениями усложняются за счет 2х моделей целостности; - сенсорные модели; -модели-путаницы; Модели по ознакомлению с животными: - модель рыбы (донные, океана, морей…); - птицы (питание, цикл развития); - звери (9 признаков: среда обитания, форма, покров, ноги, пасть, слышат, видят, чувствуют, травоядные, хищники); - дикие, домашние животные4 - модель маскировки. Модели по ознакомлению с человеком. Модель-природа (живое, неживое). Обучение моделированию осуществляю в такой последовательности: 1. предлагаю детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими; 2. организую сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства;
3. постепенно увеличиваю количество сравниваемых объектов до 3-4; 4. обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков. Модели многофункциональны. Я использую их на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности – для обобщения представлений детей о природе. На основе моделей создаю разнообразные дидактические игры. Под влиянием систематической работы формируется правильное, чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней. Развивается познавательный интерес: дети самостоятельно наблюдают, объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые действия, зная потребности живого существа, обсуждают и воплощают в различной деятельности – в игре, в изодеятельности.
8. Приемы для развития логического мышления

через ознакомление с природой.


В экологическом воспитании для развития логического мышления, для себя определила ряд приемов, которые использую в работе: 1 . Прием сравнения – выделяем черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки. 2 . Прием противопоставления – чтобы выявить истинные признаки предметов, явлений, сопоставляем взаимоисключающие признаки – цвет моркови и т.д. 3. Прием аналогии – описываем все вместе какой-либо предмет или явление, потом я предлагаю детям самостоятельно описать другой предмет в том же порядке (широко применяю в дидактических играх). 4. Упражнения на классификацию и систематизацию известных фактов: - классификация – выделяем следующие группы: «животные», «овощи», «птицы» и т.д.;
- систематизация – описываем погоду по определенному плану, ведем календарь природы. 5. Опыты – в уголках природы, на прогулке и т.д.
9. Использование учебно-познавательной литературы

в экологическом образовании.
Так же я использую специальную литературу для развития эмоциональных и личностных качеств ребенка. Чтение произведений детям, помогает мне обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий и мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит эстетическому восприятию окружающего, этому помогает: образный язык произведений и иллюстрации художников. В своей работе я использую различные формы работы: - чтение и обыгрывание художественных произведений; - инсценировки; - заучивание стихотворений; - рассматривание авторских иллюстраций в книгах; - собственная изодеятельность. Использую различную литературу: - познавательная; - художественная; - научная; - «синтетическая» (приключенческая + познавательная + художественная).
В своей группе я создала мини библиотеку, в которую включила все виды литературы. Я считаю, что важную роль в экологическом воспитании играет познавательная литература, в которой ребенку открывается увлекательный, полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых и т.д. Очень важно, чтобы такие книги не были лишь суммой любопытных фактов, упражнением холодного ума. Если речь идет о художественной литературе, то акцент, я считаю, должен быть перенесен на состояние души человека, как части природы, экологию его души. Разрушая природу, человек разрушает сам себя. В наше время особенно ценны те художественные произведения, в которых нет высокомерного отношения к природе (например, жестокость). В своей работе использую также, так называемые «синтетические» книги, где смешивается приключенческое, познавательное и художественное начало воедино. Среди таких книг – всем известная научно-фантастическая повесть Яна Ларе «Необыкновенные приключения Карика и Вали». На короткое время брат и сестра становятся крошечными, как самые маленькие насекомые. Они как бы становятся «вровень» самой природе – и уже больше не могут относится к ней снисходительно свысока. Изменяется сам фокус их зрения. Детям открывается мир чудес, который они не замечали раньше. Если нет какой-нибудь книги, то я использую видеокниги с использованием технических средств. После чего мы с детьми обсуждаем сюжет, беседуем. Также использую научную литературу, в которую включаю энциклопедии, детские атласы и т.д. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Наш детский сад тесно сотрудничает с филиалом библиотеки №26. Сотрудничество проходит не только посредством чтения произведений, но и инсценировкой произведений, проведением мероприятий к знаменательным
датам поэтов, писателей. Взаимное посещение детей библиотеки и сотрудников библиотеки детского сада дает детям возможность расширить рамки знакомства с художественной литературой. Я считаю, что к экологической теме в литературе можно отнести практически все произведения, в которых, так или иначе, говорится о природе, о взаимоотношениях человека с природой. Такая литература воспитывает уважение к личности вообще, помогает осознавать ее ценность, ценность всего живого. Таким образом, книга помогает воспитывать эстетические представления – любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру.
10. Взаимодействие с родителями.
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями, как постепенный и непрерывный процесс. Для себя я выделила следующие направления в работе: - проведение родительских собраний экологической направленности (); - участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой; - участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности; - совместное озеленение территории детского сада и группы; - тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми; - помощь в оборудовании и оснащении экологического уголка в группе; - участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа»; - помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки); - консультации. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье провожу анкетирование родителей, беседы . Результаты анкетирования выношу на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
11. Результаты педагогического обследования.
При проведении педагогического обследования вышла на следующие результаты:
Учебный

год

Группа

Высокий

уровень

Норма

Низкий

уровень
2 0 1 3 – 2014 Средняя 20% 57% 23% 2 0 1 4 – 2015 Старшая 32% 53% 15% 2 0 1 5 – 2016 Подготовительная 45% 55% - Данный вид работы позволил мне: 1. Развить у детей экологические представления; знания о ценности природы и правила поведения в ней. 2. Сформировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. 3. Помочь накопить детям эмоционально позитивный опыт общения с природой. Определенная форма поведения ребенка в природе служит критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Материал составляет
единую систему эколого-педагогической работы в группе, которая обеспечивает ребенку к 7 годам становление первоначальной экологической культуры.
12. Перечень методик составляющих систему мониторинга по

экологическому образованию детей.

Авторы

методики

Методика

Способы

обследования
Кондратьева Н.Н. «МЫ». Программа экологического образования детей. «Детство-пресс», 2004. - наблюдение; - экологическое моделирование; - поисковая деятельность. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Копцева Т.А. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. «Детство- пресс», 2010 Формирование экологической культуры дошкольников. «Учитель», 2008 Природа и художник. Художественно- экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольников. ТЦ «Сфера», 2008 - решение проблемных ситуаций; - элементарное экспериментирование; - работа с моделями; - моделирование; - игры; - наблюдение; - постановка проблемных вопросов; - участие детей в уходе за растениями; - развивающие игры; - тематические беседы, наблюдения; - занятия; - художественно-музыкальные этюды. - рассматривание картин, натюрмортов, иллюстраций и т.д.; - обсуждение, беседы; - продуктивная деятельность; - наблюдение за объектами природы. - опыты;
Прохорова Л.Н. Золотова Е.И. Дрязгунова В.А. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. АРКТИ,2008 Знакомим дошкольников с миром животных. «Просвещение»,1988 Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. «Просвещение», 1981 - игры-экспериментирования с различными материалами. - наблюдение; - рассматривание картин, иллюстраций; - беседа. - дидактические игры.


В раздел образования