Автор: Бабаян Татьяна Викторовна Должность: учитель - дефектолог (домашнее обучение) Учебное заведение: "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Город Сургут, Тюменская область Наименование материала: конспект урока Тема: В мире звуков и букв. "Звук и буква М" Раздел: среднее профессиональное
Автор: Татьяна Викторовна Бабаян, первая квалификационная категория.
Должность: учитель дефектолог (домашнее обучение)
Учебное заведение: «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В мире звуков и букв. "Звук и буква М"
Дата публикации: 26.04.2016
Раздел: дефектология, индивидуальное (домашнее) обучение для детей с ОВЗ
Урок по чтению у ребёнка домашнего обучения
(не говорящий, произносит звуковые комплексы и слова на звукоподражание, с тяжёлой умственной отсталостью)
Дата:
Тема: Звук [М] и буква М
Форма проведения урока: индивидуальная.
Цель: автоматизация звука [М] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащегося.
Задачи:
Коррекционно – образовательная отработка четкого произношения звука [М] выделение звука [М] из звукового и
слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и уточнение словаря;
формирование навыков чтения.
Коррекционно – развивающая: развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, внимания и памяти.
Коррекционно -
воспитывающая: формирование аккуратности, усидчивости, организованности на занятиях,
положительной мотивации к учебе через стимулирующие подкрепления ребёнка (смайлики, наиболее предпочитаемые
ребёнком вещи, различные сладости и т.п.).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Социальные (жизненные)
результаты
Личностные результаты
Обозначать звук буквой, соотносить
слова на заданный звук и букву
изображениями.
Пользоваться устной, письменной
речью для решения житейских задач,
соответствующих возможностям
ребёнка
Воспринимать информацию с
адекватным её осмыслением
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы обучения: Объяснительно – демонстрационный, репродуктивный, метод проблемного обучения.
Технология обучения: технология проблемного обучения, уровневой дифференциации, здоровье сберегающая.
Средства: смайлики – эмоции, (наиболее предпочитаемые ребёнком вещи, различные сладости и т.п.). тетрадь, ручка,
тетрадь для дополнительных и самостоятельных работ, пластилин, ноутбук, слоги (написанные от руки) слоги
(напечатанные на клавиатуре), листочки для отдельной пробы. Зеркало, домик для гласных и согласных, домики для
определения места расположения звука в слове, предметные картинки со звуком [М], деформированная буква М, карточки
слогов и слов. Букварь Т.Л.Лещинская М. – 2007 г.
Технические средства: компьютер (ноутбук), для прослушивания песни «Алфавит» (выход и интернет источник
развивающие игры «Мизяка - Бизяка», УРОКИ МУДРОЙ ТЁТУШКИ СОВЫ, УРОКИ С ЛОГОШЕЙ).
Ход урока:
Этапы урока, задачи
этапов урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Мотивация к
деятельности ( орг.
момент):
Установление
сотрудничества,
эмоциональный настрой на
урок
Настраивает ребёнка на урок. Звонит
в колокольчик. Читает стихотворение.
Динь – динь, динь - дилень! Прочь с
дороги наша лень. Не мешай
трудиться, не мешай учиться.
Предлагает выбрать стимулирующий
материал.
«Будем собирать смайлики.
Соберёшь пять, получишь то, что
хочешь ».
Создаёт проблемную ситуацию:
Сломалась буква. Мы не сможем её
изучить. Сегодня мы починим букву,
узнаем, какой звук в ней живёт. Будем
находить слова на данный звук и
букву. Слепим, напишем и закрасим
букву. Отправимся в интернет в гости
к сове и паровозику.
Принимает учебную задачу.
Выбирает желаемое.
Складывает букву, но назвать её не может.
2.Актуализация знаний: (10
минут)
Повторение изученных букв и
закрепление простых инструкций.
Предлагает прослушать песню
алфавит с паровозиком Чух –чух.
Учитель выкладывает перед
ребёнком буквы А, О, У. Предлагает
назвать.
Предлагает показать.
Предлагает дать букву.
Далее чередует инструкцию «дай
букву, покажи букву, назови букву,
дай такую» и так со всеми
изученными буквами.
Слушает и смотрит мультфильм.
Выполняет задание по подражанию и словесным
инструкциям.
Получает за выполненное задание один смайлик.
Называет все буквы. Получает ещё один смайлик.
3.Организация
познавательной
деятельности:
Система заданий для решений
проблемной ситуации, открытие
нового знания:
1.работа со звуком –
2.определение места звука в слове.
3.артикуляция звука.
4.характеристика звука в домике.
5. -закрепление зрительного образа
буквы М с
картинкой игра лото.
- лепка буквы М.
-штриховка буквы, самостоятельно на
отдельных листочках.
6.хоровое произношение слогов и
чистоговорок.
Игра «Поймай звук»
7. Работа с сюжетной картинкой.
8. Чтение слогов.
Сопряжено, отражённо (громко. тихо, отрывисто,
быстро, медленно) с учителем произносит звук.
Получает
смайлик.
Совместно
с
учителем
определяет
место
звука
в
словах.
Получает
смайлик.
Работает с пластилином.
Закрашивает букву в тетрадь. Получает смайлик.
Хором произносит слоги и скороговорки. Получает
смайлик.
Читает карточки со слогами.
Хлопает в ладоши, если услышит изученный звук.
Получает смайлик.
Физкультурная пауза
Упражнения совы
Делает зарядку.
Решение
проблемной
ситуации:
Перед ребёнком
1.Работа со звуком. Букварь, стр. 42.
Пошёл кот Мурзик в лес собирать грибы. Собрал подберёзовики, подосиновики, а мухомор не берёт. Он ядовит!
- как зовут кота? (кота зовут Мурзик).
-давай, произнесем это слово по слогам Мур - зик.
-куда пошёл Мурзик? (Мурзик пошёл в лес).
-что собирал мурзик? (Мурзик собирал грибы).
-какой гриб ядовит? (Ядовитый гриб мухомор).
-давай, произнесем это слово по слогам му – хо - мор.
-покажи картинку мухомор.
-покажи картинку кота Мурзика.
2) Определение места звука в слове.
Стр. 44 - 45
- где слышится звук [М] в слове мак (муха, мышка, машина….)?
3) Артикуляция звука.
На парте – артикуляционная позиция звука [М]
- при произнесении звука [М]:
Губки – то смыкаются, то размыкаются.
Зубки – «заборчиком».
Язычок – упирается в «крылечко».
Горлышко – дрожит.
-давай возьмем зеркало и хором произнесем звук [М].
-скажи, в каком положении губы при произнесении звука [М]?
-а зубки, в каком положении? А где лежит язычок?
4) Характеристика звука в домике.
При произнесении звука [М], мешают губы, воздушная струю встречает преграду, значит этот звук буде согласный.
Согласные звуки и буквы мы отмечаем синим цветом.
- посмотри на парте у нас 2 домика: красный и синий.
- в какой домик мы поселим звук [М]?
- почему в синий? (Потому, что он согласный, а согласные мы отмечаем, синим цветом)
- как догадался? ( Он произносится губками).
-давай произнесём звук [М] тихо, громко, быстро.
- когда мы произносим этот звук, то горлышко дрожит, значит - домик будет с колокольчиком, а звук будет звонким.
Характеристика звука: согласный, звонкий, твёрдый.
5).Закрепление зрительного образа буквы М с картинкой.
1. звук [М] на письме обозначается буквой М. Эта буква похожа на майку.
- посмотри, здесь я приготовила буквы, найди среди них букву М.
- какая это буква (согласная)? поселим эту букву в синий домик.
-итак, буква М обозначает звук [М], Эта буква согласная, звонкая. Жить будет в синем домике, с колокольчиком, т.к.
произносится с голосом.
2. На парте картинки лото на звук и букву М:
-Сейчас, я загадаю загадки, а отгадки ты найдешь на парте и произнесёшь (покажешь) это слово. Слушай внимательно
загадки и отгадывай.
Летом гуляет, а зимой отдыхает.
(Медведь)
- кто спит зимой в берлоге?
-найди и покажи картинку?
- мы будем искать пару картинке, в названиях которых слышится звук [М].
-произнеси (покажи) отгадку. Послушай, как надо сказать – ММММедведь.
- где слышится звук [М] в этом слове?
Сладких ягод аромат
Всех зовёт сегодня в сад.
Будем маме помогать
И с кустов их собирать.
Вот уже полна корзина –
Хороша у нас ... (малина)! - где растёт малина?
-найди и покажи картинку?
- мы будем искать пару картинке - малина.
-произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ММММалина.
3) а теперь слепим букву. Ты, раскатываешь колбаски, а я формирую из них букву М.
4) закрасим нашу букву в тетради.
5) теперь напишем самостоятельно в тетради «А это я сделаю сам(а)».
6) теперь напишем самостоятельно на листочке.
6.Хоровое произношение слогов и чистоговорок.
1) Повторяй за мной слоги:
ма-мо; ма-мо-му; мо – му – ма; ма – му – му; мо – ма…
2) А теперь проговорим скороговорки (повторяет звуковые комплексы)
Я начинаю, а ты – повторяй.
На меду медовик (медовик это торт), да мне не до медовика (разболелся зуб от сладкого).
(если ребёнок не произносит даже звуков, то показывает жестом либо картинки).
3) Игра «Поймай звук»- развитие фонематического слуха.
-А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а ты должен хлопнуть тогда, когда услышите
звук [М]. Приготовили свои ладоши, поставили локотки на парту, чтобы я видела, что ты готов играть.
( Звуковой ряд: К З Т З А ММ У М …)
-Очень хорошо мы с тобой поиграли. МЫ Молодцы!
Физминутка.
Зарядка с Тётушкой Совой с применением ИТО и выходом в ИНТЕРНЕТ.
7.Работа с сюжетной картинкой.
Стр 43.
-Ой, посмотри, корова Машка угощает молоком Мишу.
- Как зовут корову?
- Давай вместе повторим ММММаша.
- Где в этом слове слышится звук [М]? (в начале или в середине слова).
Как зовут мальчика?
- Давай все вместе повторим ММММиша.
- Где в этом слове слышится звук [М]? (в начале или в середине слова).
8.Чтение слогов и слов с буквой М. стр 42