Напоминание

В мире звуков и букв. "Звук и буква М"


Автор: Бабаян Татьяна Викторовна
Должность: учитель - дефектолог (домашнее обучение)
Учебное заведение: "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: В мире звуков и букв. "Звук и буква М"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Автор:
Татьяна Викторовна Бабаян, первая квалификационная категория.
Должность:
учитель дефектолог (домашнее обучение)
Учебное заведение:
«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт:
город Сургут, Тюменская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
В мире звуков и букв. "Звук и буква М"
Дата публикации:
26.04.2016
Раздел:
дефектология, индивидуальное (домашнее) обучение для детей с ОВЗ Урок по чтению у ребёнка домашнего обучения (не говорящий, произносит звуковые комплексы и слова на звукоподражание, с тяжёлой умственной отсталостью)
Дата:

Тема: Звук [М] и буква М

Форма проведения урока:
индивидуальная.
Цель:
автоматизация звука [М] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащегося.
Задачи:

Коррекционно – образовательная
отработка четкого произношения звука [М] выделение звука [М] из звукового и слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и уточнение словаря; формирование навыков чтения.
Коррекционно – развивающая:
развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, внимания и памяти.
Коррекционно -

воспитывающая:
формирование аккуратности, усидчивости, организованности на занятиях, положительной мотивации к учебе через стимулирующие подкрепления ребёнка (смайлики, наиболее предпочитаемые ребёнком вещи, различные сладости и т.п.).
Планируемые результаты

Предметные результаты

Социальные (жизненные)

результаты

Личностные результаты
Обозначать звук буквой, соотносить слова на заданный звук и букву изображениями. Пользоваться устной, письменной речью для решения житейских задач, соответствующих возможностям ребёнка Воспринимать информацию с адекватным её осмыслением
Тип урока:
Формирование новых знаний.
Методы обучения:
Объяснительно – демонстрационный, репродуктивный, метод проблемного обучения.
Технология обучения:
технология проблемного обучения, уровневой дифференциации, здоровье сберегающая.
Средства:
смайлики – эмоции, (наиболее предпочитаемые ребёнком вещи, различные сладости и т.п.). тетрадь, ручка, тетрадь для дополнительных и самостоятельных работ, пластилин, ноутбук, слоги (написанные от руки) слоги (напечатанные на клавиатуре), листочки для отдельной пробы. Зеркало, домик для гласных и согласных, домики для определения места расположения звука в слове, предметные картинки со звуком [М], деформированная буква М, карточки слогов и слов. Букварь Т.Л.Лещинская М. – 2007 г.
Технические средства:
компьютер (ноутбук), для прослушивания песни «Алфавит» (выход и интернет источник развивающие игры «Мизяка - Бизяка», УРОКИ МУДРОЙ ТЁТУШКИ СОВЫ, УРОКИ С ЛОГОШЕЙ).
Ход урока:

Этапы урока, задачи

этапов урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к

деятельности (
орг. момент): Установление сотрудничества, эмоциональный настрой на урок Настраивает ребёнка на урок. Звонит в колокольчик. Читает стихотворение. Динь – динь, динь - дилень! Прочь с дороги наша лень. Не мешай трудиться, не мешай учиться. Предлагает выбрать стимулирующий материал. «Будем собирать смайлики. Соберёшь пять, получишь то, что хочешь ». Создаёт проблемную ситуацию:
Сломалась буква.
Мы не сможем её изучить. Сегодня мы починим букву, узнаем, какой звук в ней живёт. Будем находить слова на данный звук и букву. Слепим, напишем и закрасим букву. Отправимся в интернет в гости к сове и паровозику. Принимает учебную задачу. Выбирает желаемое. Складывает букву, но назвать её не может.

2.Актуализация знаний:
(10 минут) Повторение изученных букв и закрепление простых инструкций. Предлагает прослушать песню алфавит с паровозиком Чух –чух. Учитель выкладывает перед ребёнком буквы А, О, У. Предлагает назвать. Предлагает показать. Предлагает дать букву. Далее чередует инструкцию
«дай

букву, покажи букву, назови букву,

дай такую» и так
со всеми изученными буквами. Слушает и смотрит мультфильм. Выполняет задание по подражанию и словесным инструкциям. Получает за выполненное задание один смайлик. Называет все буквы. Получает ещё один смайлик.
3.Организация

познавательной

деятельности:

Система заданий для решений

проблемной ситуации, открытие

нового знания:
1.работа со звуком – 2.определение места звука в слове. 3.артикуляция звука. 4.характеристика звука в домике. 5. -закрепление зрительного образа буквы М с картинкой игра лото. - лепка буквы М. -штриховка буквы, самостоятельно на отдельных листочках. 6.хоровое произношение слогов и чистоговорок. Игра «Поймай звук» 7. Работа с сюжетной картинкой. 8. Чтение слогов. Сопряжено, отражённо (громко. тихо, отрывисто, быстро, медленно) с учителем произносит звук. Получает смайлик. Совместно с учителем определяет место звука в словах. Получает смайлик. Работает с пластилином. Закрашивает букву в тетрадь. Получает смайлик. Хором произносит слоги и скороговорки. Получает смайлик. Читает карточки со слогами. Хлопает в ладоши, если услышит изученный звук. Получает смайлик.
Физкультурная пауза

Упражнения совы

Делает зарядку.
Решение проблемной ситуации:
Перед ребёнком

выкладывает букву М.

Просит назвать её. При

затруднении помогает

ученику.

Итог урока:
Поощряет ребёнка, подсчитывает смайлики, отдаёт выбранное поощрение.
4.Рефлексия учебной

деятельности.

Организация познавательной деятельности:

1.Работа со звуком. Букварь, стр. 42.
Пошёл кот Мурзик в лес собирать грибы. Собрал подберёзовики, подосиновики, а мухомор не берёт. Он ядовит! - как зовут кота? (кота зовут Мурзик). -давай, произнесем это слово по слогам Мур - зик. -куда пошёл Мурзик? (Мурзик пошёл в лес). -что собирал мурзик? (Мурзик собирал грибы). -какой гриб ядовит? (Ядовитый гриб мухомор). -давай, произнесем это слово по слогам му – хо - мор. -покажи картинку мухомор. -покажи картинку кота Мурзика.
2) Определение места звука в слове.

Стр. 44 - 45
- где слышится звук [М] в слове мак (муха, мышка, машина….)?
3) Артикуляция звука.
На парте – артикуляционная позиция звука [М] - при произнесении звука [М]: Губки – то смыкаются, то размыкаются. Зубки – «заборчиком». Язычок – упирается в «крылечко». Горлышко – дрожит. -давай возьмем зеркало и хором произнесем звук [М]. -скажи, в каком положении губы при произнесении звука [М]? -а зубки, в каком положении? А где лежит язычок?
4) Характеристика звука в домике.
При произнесении звука [М], мешают губы, воздушная струю встречает преграду, значит этот звук буде согласный. Согласные звуки и буквы мы отмечаем синим цветом.
- посмотри на парте у нас 2 домика: красный и синий. - в какой домик мы поселим звук [М]? - почему в синий? (Потому, что он согласный, а согласные мы отмечаем, синим цветом) - как догадался? ( Он произносится губками). -давай произнесём звук [М] тихо, громко, быстро. - когда мы произносим этот звук, то горлышко дрожит, значит - домик будет с колокольчиком, а звук будет звонким. Характеристика звука: согласный, звонкий, твёрдый.
5).Закрепление зрительного образа буквы М с картинкой.
1. звук [М] на письме обозначается буквой М. Эта буква похожа на майку. - посмотри, здесь я приготовила буквы, найди среди них букву М. - какая это буква (согласная)? поселим эту букву в синий домик. -итак, буква М обозначает звук [М], Эта буква согласная, звонкая. Жить будет в синем домике, с колокольчиком, т.к. произносится с голосом. 2. На парте картинки лото на звук и букву М: -Сейчас, я загадаю загадки, а отгадки ты найдешь на парте и произнесёшь (покажешь) это слово. Слушай внимательно загадки и отгадывай. Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь) - кто спит зимой в берлоге? -найди и покажи картинку? - мы будем искать пару картинке, в названиях которых слышится звук [М]. -произнеси (покажи) отгадку. Послушай, как надо сказать – ММММедведь. - где слышится звук [М] в этом слове? Сладких ягод аромат Всех зовёт сегодня в сад. Будем маме помогать И с кустов их собирать. Вот уже полна корзина – Хороша у нас ... (малина)! - где растёт малина? -найди и покажи картинку? - мы будем искать пару картинке - малина. -произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ММММалина. 3) а теперь слепим букву. Ты, раскатываешь колбаски, а я формирую из них букву М. 4) закрасим нашу букву в тетради. 5) теперь напишем самостоятельно в тетради «А это я сделаю сам(а)». 6) теперь напишем самостоятельно на листочке.
6.Хоровое произношение слогов и чистоговорок.
1) Повторяй за мной слоги: ма-мо; ма-мо-му; мо – му – ма; ма – му – му; мо – ма… 2) А теперь проговорим скороговорки (повторяет звуковые комплексы) Я начинаю, а ты – повторяй. На меду медовик (медовик это торт), да мне не до медовика (разболелся зуб от сладкого). (если ребёнок не произносит даже звуков, то показывает жестом либо картинки). 3)
Игра «Поймай звук»-
развитие фонематического слуха. -А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а ты должен хлопнуть тогда, когда услышите звук [М]. Приготовили свои ладоши, поставили локотки на парту, чтобы я видела, что ты готов играть. ( Звуковой ряд: К З Т З А ММ У М …) -Очень хорошо мы с тобой поиграли. МЫ Молодцы!
Физминутка.
Зарядка с Тётушкой Совой с применением ИТО и выходом в ИНТЕРНЕТ.
7.Работа с сюжетной картинкой.
Стр 43. -Ой, посмотри, корова Машка угощает молоком Мишу. - Как зовут корову? - Давай вместе повторим ММММаша. - Где в этом слове слышится звук [М]? (в начале или в середине слова). Как зовут мальчика? - Давай все вместе повторим ММММиша. - Где в этом слове слышится звук [М]? (в начале или в середине слова).
8.Чтение слогов и слов с буквой М. стр 42


В раздел образования