Напоминание

"Экспериментальная деятельность В ДОУ"


Автор: Свиридова Екатерина Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 74 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Все мы не раз наблюдали такую картину: ребенок выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. От маленького камушка – маленькие, от большого - по воде расходятся большие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. И вот тогда, в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырекиз - под гуаши. На донышке - немного краски. Вот и пузырек отправляется в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Ребенок берет палку, слегка помешивает ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.. Что по –вашему,делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.К сожаленью, родители, и педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно. В настоящее время разработаны методики, которые позволяют педагогу выйти из привычного словесного обмена информацией. Ведь
можно просто сообщить ребенку: бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по- другому, например, применив такое пособие: плоскость тонкого картона делится на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон помещается бабочка, которая перемещается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь, потом спросит: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?В работе по экспериментированию применяются различные педагогические технологии. Одна из них – технология ТРИЗ – педагогики, которая позволяет решать задачи экспериментирования проблемным методом и заключается в том, что ребенок не получает готовые знания, а втянут в процесс активного поиска, открытия новых для него явлений и закономерностей. Одним из главных методов, является метод проб и ошибок, который помогает создать проблемную ситуацию, в решение которой вовлекается ребенок. Например, в продуктивной деятельности: детям предлагается сделать из бумаги кораблик. Разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо. Существенную роль в формировании у детей элементарных естественно - научных представлений играет поисково - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Предпочтение отдается опытам, экспериментам, занятиям - исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В этом помогают центры активности, где детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. В центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка. Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда
могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д.В центре «ПЕСОК-ВОДА», дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Свои наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений.В центре НАУКИ выделены: 1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п. 2. Место для приборов 3. Место для хранения материалов (природного, "бросового") 4. Место для проведения опытов 5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований. Возможность наблюдать и экспериментировать, нам предоставлена самой природой. Например, в зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Дети отмечают рост и развитие растений, которые растут в группе, с удовольствием каждое утро подходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой, ухаживают за посевами. Длительные опыты: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом», наглядно помогают понять зависимость жизни растений от кислорода и света. В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов: 1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт. 2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта. 3. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели). 4. Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью). 5. Результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.
Работа по экспериментированию предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи. Родители могут принять активное участие в обогащении предметно-развивающей среды. Педагоги проводят: Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»; Оформляют наглядную информацию в родительском уголке: Консультацияна тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Рекомендации: «Проведите с детьми дома» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей. Оформление стенгазеты «Мои открытия». РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала деятельности, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп деятельности. 5. Дайте возможность детям почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя» (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон; сегодня у нас будет необычное занятие; я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)


В раздел образования