Автор: Свиридова Екатерина Ивановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 74 Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Экспериментальная деятельность В ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Все мы не раз наблюдали такую картину: ребенок
выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое
привлекательное – большущая лужа в самой середине двора,
в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если
кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От
камушков по воде расходятся круги. От маленького камушка
– маленькие, от большого - по воде расходятся большие
круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не
оказывается под рукой. И вот тогда, в воду летит большая
глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина
плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать –
подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то
мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырекиз -
под гуаши. На донышке - немного краски. Вот и пузырек отправляется в лужу! В
воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы.
Ребенок берет палку, слегка помешивает ею водную муть: волны меняют
направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..
Что по –вашему,делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался
наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком
никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия
его были вызваны исключительно природным любопытством. Подобную
деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и
считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый,
невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В обыденной жизни
дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать
что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду
предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические
предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что
дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными
правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом,
безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами
окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в
собственной жизнедеятельности. Задача педагога – не пресекать эту деятельность,
а наоборот, активно помогать.К сожаленью, родители, и педагоги, не
осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут
по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит
в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как
нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует,
чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет
ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что
естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе
педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может
делать самостоятельно. В настоящее время разработаны методики, которые
позволяют педагогу выйти из привычного словесного обмена информацией. Ведь
можно просто сообщить ребенку: бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть
своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-
другому, например, применив такое пособие: плоскость тонкого картона делится
на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон
помещается бабочка, которая перемещается по поверхности с помощью
магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется
на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и
обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь, потом спросит: как они
думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?В работе по
экспериментированию применяются различные педагогические технологии. Одна
из них – технология ТРИЗ – педагогики, которая позволяет решать задачи
экспериментирования проблемным методом и заключается в том, что ребенок не
получает готовые знания, а втянут в процесс активного поиска, открытия новых
для него явлений и закономерностей. Одним из главных методов, является метод
проб и ошибок, который помогает создать проблемную ситуацию, в решение
которой вовлекается ребенок. Например, в продуктивной деятельности: детям
предлагается сделать из бумаги кораблик. Разрешается брать любую бумагу, и
если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления
кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит
свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо.
Существенную роль в формировании у детей элементарных естественно -
научных представлений играет поисково - исследовательская деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Предпочтение отдается опытам, экспериментам, занятиям - исследованиям,
самостоятельной поисковой деятельности детей. Проведение опытов и
экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно.
Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт
возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных
видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и
оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную
среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это
безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном
учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная
простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность
действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только
существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого
явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В этом
помогают центры активности, где детям предоставлена возможность свободного
перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию,
конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка
способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они
выбирают, хороши для каждого. В центрах присутствуют материалы для
самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана
фантазией ребёнка. Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда
могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных
исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания
нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата,
салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые
губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д.В центре «ПЕСОК-ВОДА»,
дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком,
водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. Опуская в
воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети
обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Свои
наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений.В
центре НАУКИ выделены:
1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции,
экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.
2. Место для приборов
3. Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4. Место для проведения опытов
5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,
пенопласт и др.)
Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований.
Возможность наблюдать и экспериментировать, нам предоставлена самой
природой. Например, в зимний период года детям очень доступны и понятны три
состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и
экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной,
когда происходит пробуждение природы. Дети отмечают рост и развитие
растений, которые растут в группе, с удовольствием каждое утро подходят к ним
и интересуются, что произошло с посадкой, ухаживают за посевами. Длительные
опыты: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом»,
наглядно помогают понять зависимость жизни растений от кислорода и света.
В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения
экспериментов:
1.
Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.
Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.
Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать,
проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
4.
Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно
установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это
являлось целью).
5.
Результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.
Работа по экспериментированию предусматривает активное привлечение
родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа
поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к
активной помощи. Родители могут принять активное участие в обогащении
предметно-развивающей среды.
Педагоги проводят:
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской
деятельности дошкольников дома»; Оформляют
наглядную информацию в родительском уголке: Консультацияна
тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
Памятка«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к
познавательному экспериментированию.
Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к
опытно-экспериментальной деятельности»
Практическая часть:
Открытое занятие для родителей.
Оформление стенгазеты «Мои открытия».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала деятельности, но
стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый
ребенок от начала до конца был занят делом. 3.
Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4.
Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением.
Контролируйте темп деятельности. 5. Дайте
возможность детям почувствовать свою причастность к открытиям. 6.
Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла
Катя» (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон; сегодня у нас будет необычное
занятие; я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)