Автор: Овчинникова Вера Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОБУ "ООШ №5" Населённый пункт: город Кудымкар Наименование материала: статья Тема: Метод проекта в условиях ФГОС на уроке географии. Раздел: полное образование
.
В
рамках
нового
федерального
государственного
образовательного
стандарта
реализуется
системно-деятельностный
подход.
То
есть
каждый
урок, и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для
развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание
личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной
деятельности.
Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных
технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся,
направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе
проблемный
подход,
групповые
методы,
рефлексивные,
презентативные,
исследовательские, поисковые методики.
Ж..Ж. Руссо писал, что «непосредственный интерес – вот великий
двигатель, единственный, который видит верно, и далеко, интерес является
краеугольным
камнем
обучения.
В
переводе
с
латинского
языка
слово
«проект» означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в
глаза». Здесь и кроется суть и смысл проектной технологии – создание
условий
подлинной
ситуации
творчества,
в
самостоятельном
освоении
материала.
Е.С. Полат
считает, что в основе метода проектов лежит развитие
познавательных,
творческих
навыков
учащихся,
умение
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие критического мышления.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем русского
педагога
П.Ф.
Каптерева,
который
считал,
что
проектное
обучение
направлено на всестороннее упражнение ума и развития мышления.
Метод проектов зародился во второй половине 19 века в школах США,
основоположником был американский философ Джон Дьюи. Согласно его
воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что
дает практический результат и направлено на благо всего общества. В сжатом
виде
концептуальные
положения
теории
Дьюи
выглядели
следующим
образом: усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; ребенок
усваивает материал, непросто слушая или воспринимая органами чувств, а
благодаря возникающей у него потребности в знаниях, являясь активным
субъектом своего обучения.
Условиями успешности по Дьюи являются: проблематизация учебного
материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью. Следовательно, по
мнению
Дьюи,
сущность
метода
проектов
заключается
в
возможности
освоения
учеником
способа
самостоятельного
познания.
Идеи
Д.
Дьюи
носили достаточно широкое применение. Появились последователи этого
метода,
например, американский педагог В. Килпатрик считал проектом
любую
деятельность
с
высокой
степенью
самостоятельности
группой
учащихся,
объединенных
в
данный
момент
общим
интересом.
Цель
использования метода проектов – самостоятельное постижение учащимися
проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.
Работая
над
проектом
учащиеся,
овладевают
комплексом
географических умений: познавательных, практических, оценочных.
Существенными особенностями этого метода являются диалогичность,
самостоятельность, реактивность, контекстность и интегративность.
Диалогичность позволяет учащихся в процессе выполнения проекта
вступает в диалог, как самим собой, так и с другими. Диалог создает условия
для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних знаний.
Субъективность проявляется в том, что каждый ученик становится
равноправным членом творческого коллектива, воспитывает обязательность и
ответственность, взаимопомощь в работе.
Креактивность связана с разрешением проблемной ситуации, которая
обуславливает
начало
активной
мыслительной
деятельности.
Решение
проблемы нередко приводит
к оригинальным, нестандартным способам
деятельности и результату выполнения.
Контекстность позволяет создавать проекты, приближенные к жизни,
которые находятся в зоне ближайшего развития.
Интегративность означает
оптимальный
синтез
знаний
для
реализации
учащихся
изучаемой
проблемы
с
привлечением
содержания
других предметов.
При
выборе
тем
проекта
учитель
руководствуется
следующими
критериями: значимость данной информации для учащихся; практическая
значимость проекта.
В настоящее время существуют различные классификации проектов.
Рассмотрим те, которые наиболее характерны для географии.
По
содержанию
можно
выделить
экологические;
физико-
географические;
социально
–
экономические;
краеведческие;
историко-
географические; комплексные.
По уровню интеграции различают монопредметные; межпредметные;
надпрдеметные.
По
количеству
участников
выделяют
индивидуальные;
групповые
проекты.
По
продолжительности
выполнения
проекты
подразделяются
на
мини
–
проекты,
выполняемые
в
течение
и
нескольких
недель;
средней
продолжительности,
охватывающие
несколько
месяцев;
долгосрочные,
выполняемые в течение года.
По
способу
преобладающей
деятельности
учащихся
выделяют
исследовательские;
игровые;
творческие;
практико-ориентированные;
познавательные проекты.
Исследовательские
проекты
ориентированы
на
решение
научной
проблемы,
включающей
выявление
актуальности
темы
исследования,
обозначение цели, задачи, предмета и объекта исследования, методов, путей
решения проблемы, оформление полученных результатов.
В игровых проектах учащихся чаще всего принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это
могут быть конкретные или выдуманные лица, нередко в играх преобладает
приключенческий сюжет.
Творческие проекты – это разработка сценария праздника, создание
журнала,
видеофильма,
выставка
рисунков,
составление
разнообразных
буклетов.
Познавательные
проекты
направлены
на
сбор
информации
об
объекте,
явлении,
процесса.
Результаты
оформляются
в
виде
сообщения
(доклада), карты, схемы.
Практико-ориентированные
проекты
направлены
на
конкретный
практический результат. Как правило, такой проект должен иметь оценку со
стороны других людей.
По использованию средств обучения выделяют проекты, в которых
применяют традиционные дидактические средства: учебники, атласы,
научно – популярную литературу и наглядные средства: таблицы, схемы,
рисунки, техническое оборудование./2/
Проектная технология реализуется в несколько этапов.
Первый
этап
п р о е к т н о г о
ц и к л а
– организационно
–
подготовительный
или
ценностно
–
ориентированный,
включает
в
себя
следующий
алгоритм
деятельности
учащихся:
осознание
мотива
и
цели
деятельности. Работа над проектом начинается с выбора темы исследования,
т.е.
определения
цели.
Идет
обсуждение
проекта,
строится
модель
деятельности,
определяются
источники
необходимой
информации,
проводится планирование работы.
Второй
этап
– конструктивны й
или
поисково-исследовательский,
который
включает
сбор
информации,
выбор
форм
реализации
проекта.
Учитель
на
данном
этапе
консультирует
учащихся,
организует
их
деятельность.
Третий
этап
– оценочно
–
рефлексивный или
отчетно-
оформительский, его основу составляет самооценка деятельности учащихся.
На данном этапе проект оформляется, готовится к презентации, проводится
корректировка проекта.
Четвертый
этап
– презентативный ,
на
котором
осуществляется
защита проекта. На данном этапе следует обратить внимание на перспективы
работы над проектом. /4/
Плюсы
проектной
деятельности:
навыки
самообразования
и
самоконтроля;
моделируется
реальная
технологическая
цепочка:
задача-
результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес
к познавательной деятельности.
Минусы
проектной
деятельности :возрастает
нагрузка
на
учителя;
ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей,
технические
накладки);
психологические,
коммуникативные
проблемы;
проблема субъективной оценки.
Пример проекта по региональной тематике в изучении курса «Люби и
знай свой Пермский край ». Города Пермского края
Цель: познакомить учащихся с городами Пермского края.
Задачи:
Личностные :
Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес,
устную речь. Осознавать какие качества необходимы для успешной учебы,
адекватно оценивать себя; развитие навыка сотрудничества.
Метапредметные :
Оценивать
ход
и
результат
выполнения
проекта;
сравнивать
свои
результаты
с
результатами
своих
одноклассников;
строить
логические
рассуждения,
включающие
установление
причинно-следственных
связей;
осуществлять
поиск
информации
для
выполнения
учебного
проекта;
развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы
по добыванию новой информации.
Предметные :
Находить
города
на
экономической
и
политико-административной
карте, дать
понятие
о
географическом
положении
городов,
численности,
отрасли
хозяйств
городов,
значение
городов
в
экономике
края; истории
формирования и развития, современном облике и хозяйстве.
Формирование УУД:
Познавательные
УУД :
Актуализировать,
систематизировать
и
обобщить
знания
учащихся,
создание
и
нахождение
путей
выхода
из
проблемной ситуации;
Коммуникативные
УУД :
сотрудничество
учеников
в
группе,
планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и
понять других;
Регулятивные УУД : контролирование своей деятельности по ходу и
через результат выполнения задания;
Личностные УУД : стремление к созидательной деятельности.
Таким образом, метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В
рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится
развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Литература:
1.
Алексеев Н.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся:
Методический сборник. – Москва: Народное образование, 2001г.
2.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.
– Москва: « Инфра – м », 2001г.
3.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. – Москва: « Сентябрь », 2003г.