Напоминание

Метод проекта в условиях ФГОС на уроке географии.


Автор: Овчинникова Вера Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ "ООШ №5"
Населённый пункт: город Кудымкар
Наименование материала: статья
Тема: Метод проекта в условиях ФГОС на уроке географии.
Раздел: полное образование





Назад





Овчинникова В.И.

МОБУ «ООШ №5» (г. Кудымкар, Пермский край)

Метод проекта в условиях ФГОС на уроке географии

.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок, и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
Метод учебного проекта
- это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики. Ж..Ж. Руссо писал, что «непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который видит верно, и далеко, интерес является краеугольным камнем обучения. В переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Здесь и кроется суть и смысл проектной технологии – создание условий подлинной ситуации творчества, в самостоятельном освоении материала. Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развития мышления. Метод проектов зародился во второй половине 19 века в школах США, основоположником был американский философ Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. В сжатом виде концептуальные положения теории Дьюи выглядели следующим образом: усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; ребенок усваивает материал, непросто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникающей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности по Дьюи являются: проблематизация учебного материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью. Следовательно, по мнению Дьюи, сущность метода проектов заключается в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания. Идеи Д. Дьюи
носили достаточно широкое применение. Появились последователи этого метода, например, американский педагог В. Килпатрик считал проектом любую деятельность с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. Цель использования метода проектов – самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Работая над проектом учащиеся, овладевают комплексом географических умений: познавательных, практических, оценочных. Существенными особенностями этого метода являются диалогичность, самостоятельность, реактивность, контекстность и интегративность.
Диалогичность
позволяет учащихся в процессе выполнения проекта вступает в диалог, как самим собой, так и с другими. Диалог создает условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних знаний.
Субъективность
проявляется в том, что каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива, воспитывает обязательность и ответственность, взаимопомощь в работе.
Креактивность
связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения.
Контекстность
позволяет создавать проекты, приближенные к жизни, которые находятся в зоне ближайшего развития.
Интегративность
означает оптимальный синтез знаний для реализации учащихся изучаемой проблемы с привлечением содержания других предметов. При выборе тем проекта учитель руководствуется следующими критериями: значимость данной информации для учащихся; практическая значимость проекта. В настоящее время существуют различные классификации проектов. Рассмотрим те, которые наиболее характерны для географии.
По

содержанию
можно выделить экологические; физико- географические; социально – экономические; краеведческие; историко- географические; комплексные.
По уровню интеграции
различают монопредметные; межпредметные; надпрдеметные.
По

количеству

участников
выделяют индивидуальные; групповые проекты.
По

продолжительности

выполнения
проекты подразделяются на мини – проекты, выполняемые в течение и нескольких недель; средней продолжительности, охватывающие несколько месяцев; долгосрочные, выполняемые в течение года.
По

способу

преобладающей

деятельности

учащихся
выделяют исследовательские; игровые; творческие; практико-ориентированные; познавательные проекты.
Исследовательские
проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования,
обозначение цели, задачи, предмета и объекта исследования, методов, путей решения проблемы, оформление полученных результатов.
В игровых проектах
учащихся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные или выдуманные лица, нередко в играх преобладает приключенческий сюжет.
Творческие проекты
– это разработка сценария праздника, создание журнала, видеофильма, выставка рисунков, составление разнообразных буклетов.
Познавательные

проекты
направлены на сбор информации об объекте, явлении, процесса. Результаты оформляются в виде сообщения (доклада), карты, схемы.
Практико-ориентированные
проекты направлены на конкретный практический результат. Как правило, такой проект должен иметь оценку со стороны других людей.
По использованию средств обучения
выделяют проекты, в которых
применяют традиционные дидактические средства: учебники, атласы,

научно –
популярную литературу и наглядные средства: таблицы, схемы, рисунки, техническое оборудование./2/ Проектная технология реализуется в несколько этапов.
Первый

этап
п р о е к т н о г о ц и к л а –
организационно

подготовительный
или ценностно – ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности. Работа над проектом начинается с выбора темы исследования, т.е. определения цели. Идет обсуждение проекта, строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, проводится планирование работы.
Второй

этап

конструктивны
й или поисково-исследовательский, который включает сбор информации, выбор форм реализации проекта. Учитель на данном этапе консультирует учащихся, организует их деятельность.
Третий

этап

оценочно



рефлексивный
или отчетно- оформительский, его основу составляет самооценка деятельности учащихся. На данном этапе проект оформляется, готовится к презентации, проводится корректировка проекта.
Четвертый

этап

презентативный
, на котором осуществляется защита проекта. На данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над проектом. /4/ Плюсы проектной деятельности: навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка: задача- результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности. Минусы проектной деятельности :возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей,
технические накладки); психологические, коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки. Пример проекта по региональной тематике в изучении курса «Люби и знай свой Пермский край ».
Города Пермского края

Цель:
познакомить учащихся с городами Пермского края.
Задачи:

Личностные
: Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь. Осознавать какие качества необходимы для успешной учебы, адекватно оценивать себя; развитие навыка сотрудничества.
Метапредметные
: Оценивать ход и результат выполнения проекта; сравнивать свои результаты с результатами своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения учебного проекта; развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы по добыванию новой информации.
Предметные
: Находить города на экономической и политико-административной карте, дать понятие о географическом положении городов, численности, отрасли хозяйств городов, значение городов в экономике края; истории формирования и развития, современном облике и хозяйстве.
Формирование УУД:

Познавательные

УУД
: Актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;
Коммуникативные

УУД
: сотрудничество учеников в группе, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
Регулятивные УУД
: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания;
Личностные УУД
: стремление к созидательной деятельности. Таким образом, метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным. Литература: 1. Алексеев Н.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – Москва: Народное образование, 2001г. 2. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. – Москва: « Инфра – м », 2001г. 3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва: « Сентябрь », 2003г.


В раздел образования