Напоминание

"Роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего возраста в нашем дошкольном учреждении"


Автор: Минаева Валентина Афанасьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962 ДО 3 №1837
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего возраста в нашем дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего возраста в нашем дошкольном учреждении . Какое же детство без игр! Сколько интересных игр хранит детство. Прятки, лапта, снежки, бадминтон, классики, скакалочка, горелки - какое разнообразие детских игр. Большое значение в моей работе – это поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры, как одно из важнейших условий укрепления здоровья и развития детей. Физическая культура занимает особое место в развитии ребёнка старшего возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта для будущего школьника. В практике работы нашего детского сада широко используются игры. Уличные детские игры доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу здоровью: очень любят играть в теннис, игры с мячом, эстафеты. Любимая игра в бадминтон оказывает ребятам пользу в развитии ловкости, координации и ориентации в пространстве. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу, и особенно к деятельности инструктора по физической культуре. Большое значение имеют знания о возрастных особенностях развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, функциональных изменениях мышечной системы. Необходимо помнить, что длительное стояние или сидение быстро утомляет детей и избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений. Необходим особый контроль над правильным проведением подвижных игр. Выбор игры зависит от задачи, поставленной перед занятием. Учитываем возрастные особенности детей, их состояние здоровья, физическую подготовленность. Также важно место игры в режиме дня, время года, климатические условия. Если дети не достаточно организованы, то сначала подбираем игру небольшой подвижности. С детьми заранее договариваемся, где они строятся. Помощники выносят инвентарь. Отмечаем тех, кто быстрее собрался. Чтобы дети лучше усвоили правила и более чётко выполняли задания, нужно создать интерес к играм. Объясняя игру, можно их построить в шеренгу, в круг, стайкой. В старших группах сообщаем название, раскрываем содержание и объясняем правила до начала игры. Объяснение должно быть кратким, точным. В играх, где есть элемент соревнования, при распределении игроков на команды, колонны, группируем сильных детей со слабыми детьми. («Мяч водящему», «Эстафета по кругу», «Переброска»). Успешное проведение игры зависит от удачного распределения ролей. Желательно, чтобы все умели выполнять роли. Команды и сигналы подаются флажком, хлопком, бубном, музыкальным аккордом. Они не должны быть слишком громкими. Указания лучше делать в
доброжелательной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу – всё это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Необходимо регулировать нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. При подведении итога игры отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял быстроту, ловкость, смекалку, помогал товарищам, соблюдал правила. Называют и тех, кто нарушал правила. Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы в следующий раз добиться ещё лучших результатов. Дети обсуждают игру, анализируют свои поступки и приучаются более сознательно относиться к выполнению правил игры. Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребёнка. Подвижная игра носит коллективный характер и развивает у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Ребёнок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу. В процессе активной двигательной деятельности ребёнок упражняется в проявлении морально – волевых качеств: смело действовать в игре и несмотря на опасность быть пойманным, стараться выручить товарища; стремиться вместе со всеми вовремя прибежать и построиться. Например, в игре «Берегись!» дети проявляют смелость, находчивость. Поощряющая оценка вызывает чувство морального удовлетворения, эмоциональный подъём. Дети становятся более общительными, инициативными, весёлыми. При проведении подвижных игр мы не забываем о красоте и культуре движений: выделяем наиболее удачные попытки передать образ. Дети очень стараются выполнить образ спортсмена в игре «Раз, два, три – спортивная фигура замри!». В подвижных играх «Два Мороза», «Гонка мячей», «Мячик кверху» участникам приходится исполнять роль водящего, судьи, помощника. Это развивает у них организаторские навыки. Игры способствуют художественному воспитанию детей, образному мышлению. В интересных играх «Поспеши, но не сбей
»,
«Нарисуй предмет скакалкой», «Раз, два, три - спортсмен замри!»
-
дети раскрывают своё творческое воображение. Играя, дети способны к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, в спорте и туризме. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности летом и зимой. Зимой дети с удовольствием катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снежные крепости и снеговиков, играют в хоккей. Детвора постоянно находится в движении и не успевает замёрзнуть. «Забей в ворота», «Передай шайбу», «Фигуристы», «Быстрые упряжки» - какие весёлые игры! Осенью мы проводим спортивный праздник «Фестиваль туризма», где дети применяют навыки туриста. Игра «Мы туристы» развивает ловкость, выносливость, силу. В спортивном досуге, посвящённому Дню Защитника Отечества - навыки разведчика, снайпера, сапёра. Игра «Разведчики и часовые» развивает координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выдержку, внимание. В нашем дошкольном учреждении игры народов мира являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт,
национальные устои, смекалка, находчивость, смелость. Во что играют дети в разных частях света? Увлекательнейшими русскими народными подвижными играми являются игры «Снайперы», «Городки», «Вышибала», «Кто дальше прыгнет?». В этих играх надо быть ловким, смелым, настойчивым. В Адыгейской народной игре «Скачки» играющие укрепляют мышцы ног, развивают умение ориентироваться, быстроту, смелость. Игра «Выбей мяч из круга» (Египет) учит участников быстроте реакции, меткости, находчивости. Китайская народная игра «Дракон, кусающий свой хвост» содействует ориентировке в пространстве, развивает увёртливость, ловкость, учит дружить. Игра – одна из форм, способствующих естественной адаптации к разнообразной деятельности для детей этого возраста. Начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в том числе кожных сосудов. В игровой деятельности ребёнка заключён огромный биологический смысл. В игре усваиваются знания, формируются психические функции, мыслительные процессы. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. Разнообразие естественных движений, выполняемых в процессе игровой деятельности и сопровождающихся положительными эмоциями, способствуют расширению функциональных возможностей сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата, нормализации обмена веществ. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Под влиянием физических упражнений, применяемых в игре, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой, минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желёз внутренней секреции. Широкое применение подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности. Игры на открытом воздухе способствуют закаливанию, укреплению организма, оздоровлению детей. Наши любимые игры: «Мороз Красный нос», «Конькобежец на лыжне», «Слалом», «Передай шайбу», «Футбол на снегу», «Третий лишний», «Стой!». Для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья мы включаем оздоровительно-развивающие игры «Игры, которые лечат»: «Мяч бросай, не теряй»,
«
Встречная эстафета», «Эскадрон ребят прыгучих», «Маленькие пингвинчики», «Кто первый догонит мяч», «Заяц, ёлочки, мороз». В них развиваем глазомер, точность, быстроту движений, координацию, внимание. При нарушении осанки включаем игры:

«Мастер мяча», «Длинная скакалка», «Живое кольцо». Укрепляются мышцы туловища и конечностей, формируется правильная осанка, укрепляет весь организм. «Метание мешочков», «Мяч капитану»
.
В дошкольном возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Ребёнок действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым, совершенствуя движения. Например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину и бегом. Не менее важны игры с различными предметами
.
Упражнения с мячами, мешочками, кеглями, ленточками повышают кожнотактильную и мышечно-двигательную
чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев. Лучшие игры: «Попади в квадрат», «Пятнашки с мячом», «Сбей кеглю», «Передай палочку», «Мяч в стенку», «Выбей шар». Дети овладевают основными движениями, а также некоторыми элементами, заимствованными из спортивных дисциплин: «От пола на ракетку», «Гонки с шайбой», «Меткий футболист», «Пролезь в обруч», пробежки со скакалками. С изучением техники движений возрастает и степень самостоятельности в решении тактических задач, принятие решений в играх. Замечательные подвижные игры: «Кружева», «Пустое место», «Золотые ворот а», «Попрыгунчики», «Хвостики». Дети становятся подвижными, решительней проявляют себя в сложных житейских ситуациях. Подвижные игры служат методом воспитания физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания нашего дошкольника. В результате происходит общий подъём функциональных возможностей организма. Уровень физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Показателем ловкости может служить время выполнения задания: бег с поворотами («челночный бег»), бег и ходьба с препятствиями. В подвижных играх «Ловишки с мячом», «Отдай ленту», «Третий лишний», «Пустое место», «Рывок за мячом» движения старших дошкольников становятся более точными, ловкими. Они увереннее ориентируются в пространстве. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие быстро выполнять движения. Мы совершенствуем быстроту в играх: «Перебежки с выручалкой», «Быстро по местам», «Вызов номеров», «Мы весёлые ребята». Для развития силовых способностей, мы выполняем упражнения с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела. Прыжки, лазание, приседание, скольжение в играх: «Трудный прыжок», «Медведь и пчёлы», «Быстрый лыжник», «Кто дальше», «Салки с приседанием». Старших дошкольников привлекают более сложные упражнения, движения, игры. Для развития выносливости наши дети выполняют упражнения циклического характера. Бег со средней скоростью воспитывает у ребят общую выносливость. Хорошо сочетается бег с ходьбой, с общеразвивающими упражнениями, лазанием, прыжками через предметы. В результате происходит общий подъём функциональных возможностей организма. Играем в игры, в которых двигательное действие повторяется много раз. Любимые игры дошколят: «Летучий мяч», «Перетяжки», «Шишки, жёлуди, орехи», «Быстрый лыжник», «Футбол на снегу», «В хоккей играют настоящие мальчишки». Бесспорна истина: дети любят играть. Игра связана для них с приятными физическими и двигательными действиями. В игре всегда заложен элемент нового, неожиданного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты. Таким образом, даже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает положительные эмоции, приятное волнение, причём это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением. Вот почему, говоря о применении игр в детском саду, важно иметь в виду, с одной стороны -
тягу детей к игре, большие возможности, предоставляемые программой, а с другой стороны - требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в дошкольном образовательном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект. Использованная литература. 1. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976. 2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001. 3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. Педагогическое общество России, 2005. 4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 1988. 5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения 3-5 и 5-7 лет»- М., 1989. 6. Минаева В.А. Какое же детство без игр! Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Спорт в школе. М., 2001. №1 (259)


В раздел образования