Напоминание

Веселый этикет


Автор: Чернышева Зульфия Курманована
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №106
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: выпускная работа
Тема: Веселый этикет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию ТЕМА
: Веселый этикет
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Выполнила: Чернышева З.К. воспитатель МБДОУ №106 г. Оренбурга. Руководитель: Муратова А.А. к.п.н., доцент кафедры педа- гогики и психологии Оренбург 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Ведуший специалист РОО Зав. МБДОУ « Детский сад №106» г. Оренбурга _______________________В.А. Михайлова _________________________Н.И.Бочкарева «_____» _____________________. «_____» ______________________ «ПРИНЯТО» на Педагогическом совете МБДОУ« Детский сад №106» г. Оренбурга Протокол № _______________________ «_____» ______________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД №106» Автор: Чернышева Зульфия Курмановна воспитатель МБДОУ «Детский сад №106» г.Оренбург Оренбург 2

СОДЕРЖАНИЕ
1Пояснительная записка 4 2 Тематический план 8 3 Содержание программы 4 Контрольно-диагностические материалы 15 5 Ресурсное обеспечение программы 6 Список использованной литературы 16 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Веселый этикет» является общекультурной модифицированной программой социально-личностной направленности.
Новизна дополнительной образовательной программы
Система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, облада- ющей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллекту- альными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-раз- витой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Фор- мируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры пове- дения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обу- чение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, приня- тых в обществе.
Актуальность дополнительной образовательной программы
В связи с этим актуальность данной программы – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, нрав- ственно развитой личности. Т.е. обладающей всеми интегративными каче- ствами, способной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементар- 4
ные общепринятые нормы и правила поведения; способной решать интеллек- туальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту .
Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель
: Цель программы: Воспитание жизнеспособной личности, способ- ной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер- вичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения Задачи обучения: Обучающие: • знакомить с правилами этикета; • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, соблюдая общие нормы; Развивающие: • развивать способность управлять своим поведением и умение считаться с мнениями и интересами других людей; • развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хо- рошие поступки. Воспитательные: • воспитание способности относится к окружающим с заботой и терпе- нием, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам людей; • воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, об- ращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо
Отличительные особенности данной дополнительной образователь-

ной программы
Дополнительная программа образования «Веселый этикета» помогает более содержательно проводить с детьми работу по развитию интегративного качества: способный управлять своим поведением и планировать свои дей- ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле- 5
ментарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В содержание программы, в отличие от содержания основной образова- тельной программы, включено ознакомление с различными видами этикета и национальными особенностями этикетных правил народов Оренбургской об- ласти. В программе освещены такие темы как история этикет, в том числе история Российского этикета. Включены такие виды этикета как телефонный этикет и этикет выходного дня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы
Программа «Веселый этикет» адресована детям старшего дошкольного и подготовительного возрастов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года. В процессе организации образователь- ного процесса по дополнительной программе осуществляется субъект – субъ- ектная модель взаимодействия детей и педагога. Занятие организуется 1 раз в 2 недели с детьми старшего дошкольного возраста. И 1 раз в 3 недели с детьми подготовительной группы. Количество Занятий в год в старшей груп- пе 19, в подготовительной 16, наполняемость групп – 10 детей.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда форме кружка в старшей группе, и 1 раз в месяц в подготовительной группе в форме кружка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом освоения программы являются сформированные интегра- тивные качества ребенка: Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 6
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первич- ных ценностных представлений; Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе- ния; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-

тельной программы
Результативность программы изучается в процессе наблюдений за соци- ально – личностной деятельностью детей. Наблюдения за процессом соци- ально – личностной деятельности позволяет выявить уровень актуального развития элементарных общепринятых норм и правил поведения, форсиро- ванности умений и навыков, необходимых для осуществления различных ви- дов детской деятельности. 7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВА
- ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № Тема Время минуты Интегративные качества Методические пособия Модуль1 Что такое этикет? 1.1 Понятие и история этикета/ 25мин. Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература И. Ку- рочкина « Что та- кое этикет?» слайды о истории этикета 1.2 История этикета в России 25мин. 1.3 Каким бывает этикет? 25 мин. Модуль 2. Речевой этикет 2.1 Что такое речевой этикет? 25 мин. Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Художественная литература С.Маршак «Уро- ки вежливости». 2.2 Правила речевого этикета 25мин 2.3 Общаемся красиво 25мин Модуль 3. Столовый этикет Знающий нормы и правила поведе- ния. Владеющий основными культурно – гигиеническими навы- ками; соблюдающий элементарные общепринятые Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» 3.1 Общие правила поведения за столом 25мин 3.2 Просим к столу гостей 25мин 3.3 Накрываем на стол 25мин Модуль 4. Этикет « Выходного дня» Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература Е. Кузьмина «Веж- ливые слова». 4.1 Что такое этикет выходного дня 25 мин 4.2 Как себя вести в кинотеатре, те- атре, цирке. 25 мин 4.3 Как вести себя в музее. 25 мин Модуль5 Телефонный этикет Настольная игра «Профессии», ху- дожественная ли- тература К. Чу- ковский «Теле- фон». 5.1 Что такое телефонный этикет 25 мин Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрос- лыми и сверстниками 5.2 У меня зазвонил телефон 25 мин 5.3 Безопасность использования телефона 25 мин Модуль 6 Этикет в одежде Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные обще- принятые Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». 6.1 О чем говорит наша одежда 25 мин 6.2 Как обращаться с одеждой 25мин 6.3 Как красиво одеваться 25мин 8

3.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ
Модуль1 что такое этикет? Тема 1. 1. Понятие и история этикета. Общее знакомство с этикетом. От куда появилось слово этикет. Кто его при- думал. Зрительный ряд: Слайды о истории этикета Вид деятельности: познавательно – исследовательская. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ху- дожественное творчество», «Здоровье». Тема 1.2 История этикета в России Зарождения этикета в России. Особенности русского этикета. Зрительный ряд: иллюстрации о этикете в России Вид деятельности: коммутативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 1.3 Каким бывает этикет? Виды этикета. Нормы этикета. Зрительный ряд: слайды о разновидностях этикета Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 2. Речевой этикет. Тема2.1 Что такое речевой этикет? Что такое речь. Обращение друг к другу при беседе со взрослыми и сверст- никами. Вежливые слова при беседе. 9
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема2.2 Правила речевого этикета Что такое культура общения. Общее знакомство с правилами поведения во время общения. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 2.3. Общаемся красиво. Искусство красиво вести разговор с собеседником. Как научиться ярко, выра- зительно, уверенно выступать перед публикой. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 3. Столовый этикет Тема 3.1. Общие правила поведения за столом. Что такое столовый этикет. Основные правила поведения. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. 10
Интеграция образовательных областей. «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.2. Просим к столу гостей. Как правильно приглашать гостей и рассаживать и их за столом Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.3 Накрываем на стол. Общие правила сервировки стола. Столовые приборы, для чего нужны прибо- ры, правила пользования. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 4. Этикет «Выходного дня» Тема 4.1. Что такое этикет выходного дня. Что такое этикет «выходного дня». Основные правила поведения в обще- ственных местах. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: чтение Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». 11
Тема 4.2. Как правильно вести себя в кинотеатре, цирке, театре. Правила поведения в общественных местах. Особенности поведения в кино- театрах, цирке, театре Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 4.3. Как вести себя в музее. Что такое музей. Особенности правил поведения в музее. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 5. Телефонный этикет. Тема 5.1 Что такое телефонный этикет? Что такое телефонный этикет. Правила общения в телефон этикете. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.2. У меня зазвонил телефон. Культура речи при беседе по телефону. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». 12
Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.3. Безопасность использования телефона. Правила безопасности использования телефона. Как научиться использовать определитель Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 6 Этикет в одежде. Тема 6.1. О чем говорит наша одежда. О чем говорит наша одежда. Этические нормы внешнего вида. Опрятность и аккуратность. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Опрятная аккуратная одежда. Тема 6.2. Как обращаться с одеждой. Личная гигиена. Чистота. Уход за своей одеждой. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хо- рошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа 13
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Чистая ухоженная одежда. Тема 6.3. Как красиво одеваться. Как красиво и правильно одеваться. Дресс-код. Что такое хорошо и что такое плохо. Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Красивая правильная одежда. 14

4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



пп

Интегративные

качества

Критерии оценки

Методики

диагностики
1 Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные об- щепринятые Высокий уровень. Всегда знает, интересуется и самостоятельно выполняет правила хороше - го поведения. Средний уровень. иногда интересуется и самостоятельно выполняет правила хорошего пове - дения. Низкий. Редко интересуется и выполняет правила хорошего поведения по просьбе взросло - го. наблюдение 2 Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за помощью к взрослому Высокий уровень. Всегда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Охотно от- вечает на вопросы и поддерживает беседу. Самостоятельно действует в повседневной жиз- ни. Средний уровень. Иногда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Не охотно отвечает на вопросы. Действует с подсказки взрослого. Низкий уровень. Редко проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Редко об- ращается за помощью к взрослому. Не проявляет инициативы в общении наблюдение 3 Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Высокий уровень: Всегда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго - му. Эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произве - дения. Средний уровень. Иногда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго- му . Иногда эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. Низкий : Редко откликается на эмоции близких людей, стремление помочь другому. Редко эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. наблюдение 4 Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Высокий уровень. Всегда способен к обобщению, фантазирует, имеет логическое мышле - ние, образное мышление, умение работать по правилу, образцу, активная и пассивная речь. Средний уровень. Иногда способен к обобщению, фантазирует, способен работать по пра - вилу, образцу. Больше пассивной речи чем активной. Низкий уровень. Редко способен к обобщению, редко фантазирует. Не работает по правилу и образцу. Пассивная речь. наблюдение 5 Способный управлять своим пове- дением и планировать свои дей- ствия на о снове перв ич ны х ценностных представлений, соблю- дающий элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения. Высокий уровень. Всегда управляет своим поведением и планирует свои действия, соблю- дает элементарные нормы и правила поведения. Средний уровень: Иногда планирует свои действия, соблюдает элементарные нормы и пра- вила поведения. Не всегда управляет своим поведением. Низкий уровень. Редко планирует свои действия, редко соблюдает элементарные нормы и правила поведения. Редко управляет своим поведением. наблюдение 15

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬ-

НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой ресурс
 статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленно- сти;  типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разра- ботки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;  санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образова- тельному учреждению СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г. №26  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований;  письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиениче- ских требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;  письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;  положением о лицензировании образовательной деятельности, поста- новление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;  концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на- чальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
Научно-методический ресурс
Основная общеобразовательная программа ДОУ. Примерная образовательная программа « От рождении до школы» / под ред. Вераксы Н.Е.-М.: Мозаика- Синтез, 2011г. Методические рекомендации. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет./ Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методиче- ское пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых». / Курочкина И.Н. - Изда- тельский центр «Академия» Москва 2001г.\ Материально –технический ресурс 16
Посуда, телефон, элементы одежды Проектор, видеофильмы, слайды, библиотечка этикета Иллюстративный материал: картины, ситуации, слайды Описание технологий, методов, приемов: Беседы : «Что такое этикет», «Общаемся красиво», « Как вести себя в музее», « Как обращаться с одеждой» Игры: настольная игра « Профессии», « Одень куклу». Наблюдение: « Как обращаться с одеждой» Ситуации « У меня зазвонил телефон», « Накрываем на стол». 17

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. / Алябьева Е. А. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. 3. Алямовская В.Т. Культура поведения за столом. Методические ре- комендации по организации питания детей / Алямовская В.Т., Белая К.Ю., Зи- монина В.Н. и др. - Москва 2004г. 4. Алямовская В.Г. «Ребенок за столом»./ Алямовская В.Г. - Творче- ский центр СФЕРА Москва 2006г. 5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. / Курочкина И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. 6. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / Ку- рочкина И.Н. – М.: 2001г. 7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры по- ведения у дошкольников / Курочкина И.Н. . – М.: 2000г. 8. Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер / Курочки- на И.Н. . – М.: «Просвещение» 2007 г. 9. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете / Ку- рочкина И.Н. – М.: «Просвещение» 2007г. 10. Курочкина И. Этикет для дошкольников /И.Курочкина. – М.: Про- свещение, 2007. – 96с. 11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошколь- ного возраста / Петерина С.В. – М.:1986г. 12. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и млад- шего школьного возраста.- СПб.: КАРО, 2003. 18


В раздел образования