Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию
ТЕМА : Веселый этикет
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Выполнила:
Чернышева З.К.
воспитатель МБДОУ №106
г. Оренбурга.
Руководитель:
Муратова А.А.
к.п.н., доцент кафедры педа-
гогики и психологии
Оренбург
1
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДЕНО»
Ведуший специалист РОО
Зав. МБДОУ « Детский сад №106»
г. Оренбурга
_______________________В.А. Михайлова
_________________________Н.И.Бочкарева
«_____» _____________________.
«_____» ______________________
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете
МБДОУ« Детский сад №106»
г. Оренбурга
Протокол № _______________________
«_____» ______________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД №106»
Автор:
Чернышева Зульфия
Курмановна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №106»
г.Оренбург
Оренбург
2
СОДЕРЖАНИЕ
1Пояснительная записка 4
2 Тематический план 8
3
Содержание программы
4 Контрольно-диагностические материалы 15
5 Ресурсное обеспечение программы
6 Список использованной литературы 16
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Веселый этикет» является
общекультурной
модифицированной
программой
социально-личностной
направленности.
Новизна дополнительной образовательной программы
Система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время
подвергается существенному реформированию. Главным государственным
требованием является формирование гармонично развитой личности, облада-
ющей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллекту-
альными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-раз-
витой личности является владение ею культурой поведения: знание правил
поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение
Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Фор-
мируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на
отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая
ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры пове-
дения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обу-
чение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры
поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим
людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, приня-
тых в обществе.
Актуальность дополнительной образовательной программы
В связи с этим актуальность данной программы – создание условий для
формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, нрав-
ственно развитой личности. Т.е. обладающей всеми интегративными каче-
ствами, способной управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементар-
4
ные общепринятые нормы и правила поведения; способной решать интеллек-
туальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель :
Цель программы: Воспитание жизнеспособной личности, способ-
ной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер-
вичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общеприня-
тые нормы и правила поведения
Задачи обучения:
Обучающие:
• знакомить с правилами этикета;
• формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни,
соблюдая общие нормы;
Развивающие:
• развивать способность управлять своим поведением и умение
считаться с мнениями и интересами других людей;
• развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хо-
рошие поступки.
Воспитательные:
• воспитание способности относится к окружающим с заботой и терпе-
нием, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам людей;
• воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, об-
ращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо
Отличительные особенности данной дополнительной образователь-
ной программы
Дополнительная программа образования «Веселый этикета» помогает
более содержательно проводить с детьми работу по развитию интегративного
качества: способный управлять своим поведением и планировать свои дей-
ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле-
5
ментарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
В содержание программы, в отличие от содержания основной образова-
тельной программы, включено ознакомление с различными видами этикета и
национальными особенностями этикетных правил народов Оренбургской об-
ласти. В программе освещены такие темы как история этикет, в том числе
история Российского этикета. Включены такие виды этикета как телефонный
этикет и этикет выходного дня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы
Программа «Веселый этикет» адресована детям старшего дошкольного и
подготовительного возрастов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года. В процессе организации образователь-
ного процесса по дополнительной программе осуществляется субъект – субъ-
ектная модель взаимодействия детей и педагога. Занятие организуется 1 раз в
2 недели с детьми старшего дошкольного возраста.
И 1 раз в 3 недели с
детьми подготовительной группы. Количество Занятий в год в старшей груп-
пе 19, в подготовительной 16, наполняемость групп – 10 детей.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда
форме кружка в
старшей группе, и 1 раз в месяц в подготовительной группе в форме кружка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом освоения программы являются сформированные интегра-
тивные качества ребенка:
Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками;
6
Любознательный,
активный;
эмоционально
отзывчивый;
способный
управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первич-
ных ценностных представлений;
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе-
ния;
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-
тельной программы
Результативность программы изучается в процессе наблюдений за соци-
ально – личностной деятельностью детей. Наблюдения за процессом соци-
ально – личностной деятельности позволяет выявить уровень актуального
развития элементарных общепринятых норм и правил поведения, форсиро-
ванности умений и навыков, необходимых для осуществления различных ви-
дов детской деятельности.
7
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВА
-
ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
№
Тема
Время
минуты
Интегративные качества
Методические
пособия
Модуль1 Что такое этикет?
1.1
Понятие и история этикета/
25мин.
Любознательный активный: задает
вопросы взрослому, использует
разные способы познания мира,
способен самостоятельно действо-
вать в повседневной жизни. В слу-
чаях затруднения обращается за по-
мощью к взрослому
Художественная
литература И. Ку-
рочкина « Что та-
кое этикет?»
слайды о истории
этикета
1.2
История этикета в России
25мин.
1.3
Каким бывает этикет?
25 мин.
Модуль 2. Речевой этикет
2.1
Что такое речевой этикет?
25 мин.
Эмоционально отзывчивый, пра-
вильно понимает эмоциональные
состояния других людей, активно
выражает готовность помочь.
Художественная
литература
С.Маршак «Уро-
ки вежливости».
2.2
Правила речевого этикета
25мин
2.3
Общаемся красиво
25мин
Модуль 3. Столовый этикет
Знающий нормы и правила поведе-
ния. Владеющий основными
культурно – гигиеническими навы-
ками; соблюдающий элементарные
общепринятые
Рассматривание
иллюстраций С.
А. Насонкиной
«Уроки этикета»
3.1
Общие правила поведения за
столом
25мин
3.2
Просим к столу гостей
25мин
3.3
Накрываем на стол
25мин
Модуль 4. Этикет « Выходного дня»
Любознательный активный: задает
вопросы взрослому, использует
разные способы познания мира,
способен самостоятельно действо-
вать в повседневной жизни. В слу-
чаях затруднения обращается за по-
мощью к взрослому
Художественная
литература Е.
Кузьмина «Веж-
ливые слова».
4.1
Что такое этикет выходного дня
25 мин
4.2
Как себя вести в кинотеатре, те-
атре, цирке.
25 мин
4.3
Как вести себя в музее.
25 мин
Модуль5 Телефонный этикет
Настольная игра
«Профессии», ху-
дожественная ли-
тература К. Чу-
ковский «Теле-
фон».
5.1
Что такое телефонный этикет
25 мин
Владеет диалогической речью,
овладевший средствами общения и
способами взаимодействия с взрос-
лыми и сверстниками
5.2
У меня зазвонил телефон
25 мин
5.3
Безопасность использования
телефона
25 мин
Модуль 6 Этикет в одежде
Владеющий основными культурно
– гигиеническими навыками;
соблюдающий элементарные обще-
принятые
Художественная
литература В.
Маяковский «Что
такое хорошо и
что такое плохо».
6.1
О чем говорит наша одежда
25 мин
6.2
Как обращаться с одеждой
25мин
6.3
Как красиво одеваться
25мин
8
3.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Модуль1 что такое этикет?
Тема 1. 1. Понятие и история этикета.
Общее знакомство с этикетом. От куда появилось слово этикет. Кто его при-
думал.
Зрительный ряд: Слайды о истории этикета
Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ху-
дожественное творчество», «Здоровье».
Тема 1.2 История этикета в России
Зарождения этикета в России. Особенности русского этикета.
Зрительный ряд: иллюстрации о этикете в России
Вид деятельности: коммутативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 1.3 Каким бывает этикет?
Виды этикета. Нормы этикета.
Зрительный ряд: слайды о разновидностях этикета
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 2. Речевой этикет.
Тема2.1 Что такое речевой этикет?
Что такое речь. Обращение друг к другу при беседе со взрослыми и сверст-
никами. Вежливые слова при беседе.
9
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо-
сти».
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема2.2 Правила речевого этикета
Что такое культура общения. Общее знакомство с правилами поведения во
время общения.
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо-
сти».
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 2.3. Общаемся красиво.
Искусство красиво вести разговор с собеседником. Как научиться ярко, выра-
зительно, уверенно выступать перед публикой.
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо-
сти».
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 3. Столовый этикет
Тема 3.1. Общие правила поведения за столом.
Что такое столовый этикет. Основные правила поведения.
Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки
этикета»
Вид деятельности: игровая.
10
Интеграция образовательных областей.
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 3.2. Просим к столу гостей.
Как правильно приглашать гостей и рассаживать и их за столом
Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки
этикета»
Вид деятельности: игровая.
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 3.3 Накрываем на стол.
Общие правила сервировки стола. Столовые приборы, для чего нужны прибо-
ры, правила пользования.
Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки
этикета»
Вид деятельности: игровая.
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 4. Этикет «Выходного дня»
Тема 4.1. Что такое этикет выходного дня.
Что такое этикет «выходного дня». Основные правила поведения в обще-
ственных местах.
Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло-
ва».
Вид деятельности: чтение
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
11
Тема 4.2. Как правильно вести себя в кинотеатре, цирке, театре.
Правила поведения в общественных местах. Особенности поведения в кино-
театрах, цирке, театре
Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло-
ва».
Вид деятельности: беседа
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 4.3. Как вести себя в музее.
Что такое музей. Особенности правил поведения в музее.
Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло-
ва».
Вид деятельности: беседа
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 5. Телефонный этикет.
Тема 5.1 Что такое телефонный этикет?
Что такое телефонный этикет. Правила общения в телефон этикете.
Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература
К. Чуковский «Телефон».
Вид деятельности: игровая
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 5.2. У меня зазвонил телефон.
Культура речи при беседе по телефону.
Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература
К. Чуковский «Телефон».
12
Вид деятельности: игровая
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 5.3. Безопасность использования телефона.
Правила безопасности использования телефона. Как научиться использовать
определитель
Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература
К. Чуковский «Телефон».
Вид деятельности: игровая
интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 6 Этикет в одежде.
Тема 6.1. О чем говорит наша одежда.
О чем говорит наша одежда. Этические нормы внешнего вида. Опрятность и
аккуратность.
Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое
хорошо и что такое плохо».
Вид деятельности: беседа, игра.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Продукт: Опрятная аккуратная одежда.
Тема 6.2. Как обращаться с одеждой.
Личная гигиена. Чистота. Уход за своей одеждой.
Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хо-
рошо и что такое плохо».
Вид деятельности: беседа
13
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Продукт: Чистая ухоженная одежда.
Тема 6.3. Как красиво одеваться.
Как красиво и правильно одеваться. Дресс-код. Что такое хорошо и что такое
плохо.
Вид деятельности: беседа, игра.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Продукт: Красивая правильная одежда.
14
4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
пп
Интегративные
качества
Критерии оценки
Методики
диагностики
1
Владеющий основными культурно
–
гигиеническими
навыками;
соблюдающий
элементарные
об-
щепринятые
Высокий уровень. Всегда знает, интересуется и самостоятельно выполняет правила хороше -
го поведения.
Средний уровень. иногда интересуется и самостоятельно выполняет правила хорошего пове -
дения.
Низкий. Редко интересуется и выполняет правила хорошего поведения по просьбе взросло -
го.
наблюдение
2
Любознательный активный: задает
вопросы
взрослому,
использует
разные
способы
познания
мира,
способен самостоятельно действо-
вать в повседневной жизни. В слу-
чаях
затруднения
обращается
за
помощью к взрослому
Высокий уровень. Всегда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Охотно от-
вечает на вопросы и поддерживает беседу. Самостоятельно действует в повседневной жиз-
ни.
Средний уровень. Иногда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Не охотно
отвечает на вопросы. Действует с подсказки взрослого.
Низкий уровень. Редко проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Редко об-
ращается за помощью к взрослому. Не проявляет инициативы в общении
наблюдение
3
Эмоционально
отзывчивый,
пра-
вильно
понимает
эмоциональные
состояния других людей, активно
выражает готовность помочь.
Высокий уровень: Всегда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго -
му. Эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произве -
дения.
Средний уровень. Иногда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго-
му . Иногда эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные
произведения.
Низкий : Редко откликается на эмоции близких людей, стремление помочь другому. Редко
эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения.
наблюдение
4
Владеет
диалогической
речью,
овладевший средствами общения и
способами
взаимодействия
с
взрослыми и сверстниками
Высокий уровень. Всегда способен к обобщению, фантазирует, имеет логическое мышле -
ние, образное мышление, умение работать по правилу, образцу, активная и пассивная речь.
Средний уровень. Иногда способен к обобщению, фантазирует, способен работать по пра -
вилу, образцу. Больше пассивной речи чем активной.
Низкий уровень. Редко способен к обобщению, редко фантазирует. Не работает по правилу
и образцу. Пассивная речь.
наблюдение
5
Способный управлять своим пове-
дением и планировать свои
дей-
ствия
на
о снове
перв ич ны х
ценностных представлений, соблю-
дающий элементарные общеприня-
тые нормы и правила поведения.
Высокий уровень. Всегда управляет своим поведением и планирует свои действия, соблю-
дает элементарные нормы и правила поведения.
Средний уровень: Иногда планирует свои действия, соблюдает элементарные нормы и пра-
вила поведения. Не всегда управляет своим поведением.
Низкий уровень. Редко планирует свои действия, редко соблюдает элементарные нормы и
правила поведения. Редко управляет своим поведением.
наблюдение
15
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬ-
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой ресурс
статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа
определяет содержание образования, определенных уровней и направленно-
сти;
типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от
27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разра-
ботки основной общеобразовательной программы дошкольного образования
и дополнительно образовательной программы;
санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образова-
тельному учреждению СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г. №26
приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и
введении федеральных государственных требований;
письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиениче-
ских требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических
рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к
определенному виду»;
положением о лицензировании образовательной деятельности, поста-
новление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;
приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и
введении федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»;
концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на-
чальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
Научно-методический ресурс
Основная общеобразовательная программа ДОУ.
Примерная образовательная программа « От рождении до школы» / под
ред. Вераксы Н.Е.-М.: Мозаика- Синтез, 2011г.
Методические рекомендации.
Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет./
Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методиче-
ское пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009г.
Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых». / Курочкина И.Н. - Изда-
тельский центр «Академия» Москва 2001г.\
Материально –технический ресурс
16
Посуда, телефон, элементы одежды
Проектор, видеофильмы, слайды, библиотечка этикета
Иллюстративный материал: картины, ситуации, слайды
Описание технологий, методов, приемов:
Беседы : «Что такое этикет», «Общаемся красиво», « Как вести себя в
музее», « Как обращаться с одеждой»
Игры: настольная игра « Профессии», « Одень куклу».
Наблюдение: « Как обращаться с одеждой»
Ситуации « У меня зазвонил телефон», « Накрываем на стол».
17
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет.
Методическое пособие. / Алябьева Е. А. – М.:ТЦ Сфера, 2009г.
3.
Алямовская В.Т. Культура поведения за столом. Методические ре-
комендации по организации питания детей / Алямовская В.Т., Белая К.Ю., Зи-
монина В.Н. и др. - Москва 2004г.
4.
Алямовская В.Г. «Ребенок за столом»./ Алямовская В.Г. - Творче-
ский центр СФЕРА Москва 2006г.
5.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. / Курочкина И.Н. –
М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
6.
Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / Ку-
рочкина И.Н. – М.: 2001г.
7.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры по-
ведения у дошкольников / Курочкина И.Н. . – М.: 2000г.
8.
Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер / Курочки-
на И.Н. . – М.: «Просвещение» 2007 г.
9.
Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете / Ку-
рочкина И.Н. – М.: «Просвещение» 2007г.
10. Курочкина И. Этикет для дошкольников /И.Курочкина. – М.: Про-
свещение, 2007. – 96с.
11.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошколь-
ного возраста / Петерина С.В. – М.:1986г.
12. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста.- СПб.: КАРО, 2003.
18