Автор: Шошиашвили Давид Гивиевич Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Кошурниковская ООШ№22 Населённый пункт: рп. Краснокаменск Наименование материала: конспект урока Тема: методика преподавания истории в школе Раздел: среднее образование
Тема : Древний Китай.
Цели урока:
1.
Сформировать у школьников представления о географическом
положении Древнего Китая и процессе формирования государства в
долине рек Хуанхэ и Янцзы.
2.
Сравнить природные условия Китая и других древних государств.
3.
Показать значение взглядов Конфуция, сравнить их с идеалами,
выработанными в других древних странах.
4.
Показать значение достижений древнекитайской культуры, в том числе
изобретений
5.
Тренировать применение термина «государство»
Тип урока: Урок анализ.
План изучения нового материала:
1.
Расположение и природа Китая
2.
Образование единого Китайского царства и правление династии Цинь
3.
Самый знаменитый мудрец Древнего Китая
4.
Открытия и изобретения древних китайцев.
Средства обучения: карта или атлас Древнего Китая, изображение Конфуция,
фото Великой Китайской стены, китайские иероглифы.
Преемственные связи: Внутрикурсовые: культура древнего Египта, стран
Двуречья, Древней Индии. Межпредметные : география.
Письменный тест по материалам §11-19 - термины и даты. Индивидуальный
опрос: Древняя Индия (по плану).
Изучение нового материала:
1.Предлагается ученикам загадка: В 1927-28 гг. американский ученый Д..Блек
в пещере Чжоукоудзян в 60 км от Пекина нашёл останки древнего человека.
Его возраст составил 400 – 500 тыс. лет. Находку назвали - синантроп .
Интересно, что он уже умел пользоваться огнём и изготавливал орудия труда
из кости и раковин. Находки неолитического периода свидетельствуют, что
древние жители Китая рано узнали культуру риса, приручили лошадей, овец,
собак, свиней, вели меновую торговлю с соседними племенами. ВОПРОС: О
чём это говорит?
1. расположение и природа Китая: с помощью учебника и карты, картин
ученики самостоятельно описывают географическое и природно –
климатические условия Китая, фиксируют это в тетради. Далее, смотря на
карте, ученики предполагают, почему о Китае долгое время не знали в других
странах. Учитель предлагает ученикам вопрос: В каких местах следует
искать постоянные поселения людей? Ответ должны дать сами ученики и
провести потом параллели со странами древнего Востока и убедиться, что и
здесь занимались земледелием в долинах рек и занимались вплотную
ирригацией.
2. Образование единого Китайского государства. Учитель рассказывает,
что образование единого китайского государства происходило таким же
путем, как и в Египте, что предполагает от учеников вспомнить, условия
образования единого Египта. Учащиеся узнают, что первым правителем
единого Китая был император Цинь Шихуанди. Ученики читают
дополнительный текст на с. 105 и называют общее в отношении китайцев к
императору и египтян фараону.
Учитель далее предлагает назвать другие признаки государства, кроме
наличия там правителя. Учащиеся на основе п. 2 §19 определяют, каким
образом императору удавалось эффективно управлять большой страной.
После ответов ученики по просьбе учителя раскрывают суть такого
правления. Свои доводы ученики фиксируют в рабочей тетради в задании 2
на стр.39
Далее можно познакомить учащихся с историей строительства Великой
Китайской стены. Для размышления задаются вопросы: 1. Почему эта стена
была надежным оборонительным сооружением? 2. Почему возведение его
подтверждало факты о существовании в Китае государственности. 3. Можно
ли или допускаете ли ради защиты государства пожертвовать большим
количеством человеческих жизней, как это происходило в Китае во время
строительства Великой стены.
Далее можно задавать вопросы, наталкивающие на сравнительный анализ
государственного устройства Китая и других стран, ранее изученных.
Ученики должны прийти к мнению, что несмотря на отдалённость от других
государств, Китай развивался в одном с ними направлений.
3. Конфуций. Ученики заслушивают сообщение о Конфуции, а затем
знакомятся с его идеями (учитель раздает листочки с изречениями мудреца) и
отвечают на вопросы:
1. Какие изречения Конфуция имеют общечеловеческую ценность и почему?
2. Как в изречениях философа отражались особенности китайской культуры?
Закрепление: происходит на основе обсуждения упомянутых предположений
на счёт исторической загадки.
Д/З §19, раскраска в контурных картах на основе атласа, РТ.§19
Мудрости Конфуция:
Я учил своих учеников четырём вещам: пониманию книг правильному и честному
поведению, преданности правителю и правдивости.
Свободное время можно тратить на чтение книг.
Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям и учиться у
человеколюбивых людей.
С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем. Мудрость
стариков защищает людей от ошибок.
Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
1.
Какие изречения Конфуция имеют общечеловеческую направленность?
2.
Как в изречениях философа отражались особенности китайской культуры?