Автор: Солтевская Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 66 комбинированного вида Населённый пункт: Киселевский городской округ Наименование материала: Проект Тема: "Азбука безопасности" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 66 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Авторская программа
"Азбука безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста ".
Автор составитель: Солтевская И. А.
2015 г.
Пояснительная записка.
Работа рекомендована для воспитателей ДОУ, работающих с детьми младшего
дошкольного возраста по формированию норм безопасного отношения к своему
здоровью ; поведения в условиях ДОУ; в общении со сверстниками и другими
взрослыми; поведению на дороге и в общественном транспорте; поведению с
домашними животными и на улице. В программе подобраны в соответствии с
требованиями ФГОС образовательная деятельность, игры-упражнения, беседы,
подвижные игры, развлечения. работа с родителями по темам. Итогом
проводимой работы в конце каждого месяца подобрана и рекомендована к
использованию в работа с родителями в нетрадиционной форме.
“Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо
белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной
палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является –
народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем
жив человек".
Михаил Юхма.
В.А.Сухомлинский говорил, что “ поведение взрослого человека в социуме –
это зеркало его духовной культуры”. Ребёнок - великий наблюдатель и
подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их
слова, перенимает от них суждения и манеру безопасного поведения в обществе
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, как
взаимосвязанного и взаимозависимого целостного мира природы, социума и
человека, идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования
основ безопасного поведения. Формирование основ безопасности детей
осуществляется в разных направлениях, основные- работа с детьми,
родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его
к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее
опасных ситуациях. о необходимости соблюдения мер предосторожности,
прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями,
которые выступают для ребенка примером для подражания. Мы по данному
направлению деятельности уделяем внимание в работе с детьми, начиная
проводить беседы, образовательную деятельность с 1- й младшей группы, она
носит систематический, целенаправленный характер. Работа по безопасности в
ДОУ ранее включала в себя охрану жизни и здоровья детей, обеспечение
безопасного поведения на прогулке и на дороге. Но современный мир изменил
подход к проблеме безопасности, в нее вошли новые понятия экологическая
безопасность и терроризм. Воспитатель для дошкольника – первый человек
после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его
кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём
лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь
воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и
огромных душевных сил. Моя авторская программа составлена согласно
требованиям ФГОС и основана на интеграции художественно - речевой,
музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В
результате нашей практической деятельности в группе сложилась программа по
поэтапному воспитанию у детей младшего дошкольного возраста правил
безопасного и культурного поведения в группе со сверстниками и другими
взрослыми, по отношению к игрушкам, животным через чтение художественных
произведений, проведения НОД, бесед, заучивания потешек, стихотворений. А
также проводилась работа с родителями в виде консультаций, бесед, оформления
родительского уголка, уголка здоровья, уголка безопасности и папок-
раскладушек, информационных стендов. Итогом нашей работы было проведение
совместного мероприятия с детьми и родителями "Азбука безопасности для
Маши и Миши".
Особенностью программы является выделение специального времени
направленного на реализацию нашей программы.
Актуальность проблемы очевидна, её необходимо решать начиная с раннего
возраста, т. е. когда ребенок любопытен, мало самостоятельного опыта и велик
авторитет взрослого.
Цель программы : формирование первоначальных основ безопасности у
детей младшего дошкольного возраста и взаимоотношений в коллективе, в
обществе; формирование представлений об опасных для ребенка и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о
правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного
отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира
ситуациям.
Задачи программы:
1. образовательные задачи:
- познакомить с нормами безопасного поведения в быту; на дороге, в обществе.
2. развивающие задачи:
- развитие памяти, внимания, волевых качеств, умение взаимодействовать с
другими детьми.
3. воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к семье, другим детям, гордость и патриотизм .
Введение.
Дошкольный возраст - период первичного становления личности. Усвоение
детьми правил безопасного поведения начинается ещё в младшем дошкольном
возрасте, которые затем переходят в привычку. Усвоение норм морали и
формирование культурного поведения происходит постоянно в любых
организационных формах. Согласитесь, это и есть наша основная задача и
конечная цель наших воспитательных усилий. За годы детства подготовить детей
к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, это
мы, родители и воспитатели делаем, и делаем неплохо. Даём образование,
заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими игрушками, вещами и
людьми, но обучение идет главным образом на собственном примере, дети, как
губка, впитывают наши слова, поступки, отношения с другими и копируют их
считая за норму поведения и отношений в обществе. Так что же видят наши
дети? Наши спины, согнутые всё время за компьютером или у экранов
телевизоров. Дети не ходят на работу к родителям, мало проводят времени с
ними на улице, хотя это абсолютно необходимо для их развития и становления,
как личности. Сегодня, в современном мире, все отношения с детьми у взрослых
строится на "пристегнутом" к креслу автомобиля или к коляске и неподвижная
прогулка по улице из окна автомобиля или коляски. Дома, в лучшем случае,
включены развивающие занятия по телевизору или "стрелялки" на компьютере.
Родители видят в окружающем мире кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи
какашки. Опасаясь за жизнь ребенка они лишают его самостоятельного
исследования жизни и объяснения правил безопасного поведения в окружающем
мире. А ребенку скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть,
наливать, выливать, разбивать, просыпать, пробовать на вкус. А маме хочется
побыстрее выполнить домашнюю работу и спокойно побродить в социальных
сетях. Родители не хотят вспоминать своё детство, как они восторгались от
брусочка "чижа", как ходили за ручку с мамой, гуляли во дворе, самозабвенно
ковырялись в песке или грязи, как собирали окурки и тянули их в рот, как
пытались выковырять глазик у собачки, или разобрать машинку, посмотреть, что
внутри. А родители спокойно вам объясняли, как правильно себя вести, что
хорошего, а что плохого, т.е. знакомили вас с элементарными правилами азбуки
безопасного поведения в обществе. В программе собраны темы, в каждую из них
включены занятия, игры, беседы, работа с родителями - это создает условия для
усвоения полученных знаний. Практические упражнения помогают технически
отработать поведенческий навык безопасного поведения в обществе. Игры
проводим по подгруппам по10 -12 детей, что помогает лучшему усвоению
программы. Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки,
поделки. Для усиления эмоциональной направленности используем
литературные и музыкальные произведения. Программа рассчитана на обучение
детей в течении года. Тематика занятий разбита по месяцам, что помогает
расширить и углубить знания детей. Заканчиваем ознакомление с данной темой в
конце месяца совместными развлечениями с родителями, родительскими
собраниями в нетрадиционной форме, а также небольшими домашними
заданиями для совместного выполнения родителями с детьми.
Методы и приёмы:
В программе используются методы по источнику познания:
- словесный - беседы
По степени продуктивности:
- проблемный - игровые ситуации, игры, обобщения
На основе структуры личности:
- метод формирования сознания, убеждений (чтение художественных
произведений).
- метод формирования опыта, поведения (упражнения, игры ).
- метод мотивации поведения (поощрения, собственный пример).
Взаимосвязь с другими образовательными областями
Физическая культура
Формирование навыков игровой
деятельности, игр с правилами; умение
общаться с педагогом и сверстниками в
игре, соблюдение правил игры
Здоровье
Воспитание культурно-гигиенических
навыков, цветотерапия, формирование
начальных представлений о здоровом
образе жизни
Безопасность
Приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений при возникновении
чрезвычайных ситуаций
Трудовая деятельность
Формирование трудовых умений и
навыков, чувства взаимопомощи,
желания бескорыстно помочь
окружающим (пожилым, сверстникам),
воспитание трудолюбия, воспитание
ценностного отношения к
собственному труду, труду других
людей и его результатам
Познавательное развитие
Сенсорное развитие, формирование
целостной картины мира, расширение
кругозора в сфере изобразительного
искусства, творчества, формирование
элементарных математических
представлений
Развитие речи
Развитие свободного общения со
взрослыми и детьми по поводу
процесса и результатов продуктивной
деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи
Чтение художественной литературы
Использование художественных
произведений для формирования
гражданской принадлежности,
патриотических чувств; приобщение
через художественные произведения к
элементарным общепринятым нормам
и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным)
Художественное творчество
Отражение в художественном
творчестве гендерной, семейной,
гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому
сообществу
Музыка
Использование музыкальных
произведений для обогащения
содержания области, развитие детского
творчества, приобщение к различным
видам искусства
Календарное планирование деятельности педагога по формированию опыта
безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста в быту, на
дороге, в чрезвычайных ситуациях и другое.
Безопасность поведения в быту
Тема
Работа с детьми
Работа с
Сроки
родителями
Формирование
опыта безопасного
поведения в быту
(умывание,
кормление,
одевание).
Цель: познакомить
с оборудованием
группы: личный
шкафчик, кроватка,
полотенце,
игрушки и т.д.
Занятие:
1. "Научим
Хрюшу мыть
руки".
2. "Да
здравствует мыло
душистое".
3. "Филя
ужинает".
4. "Любим
чистоту или злые
микробы".
Беседы:
1. "Крепкие
зубы".
2. "Расту
культурным".
Игры -
упражнения:
1. "Земляничное
мыло".
2. "Завтрак в
ДОУ".
3. "Вкусно и
полезно"
4.Беседа:
пожелания детей
(чем хотели бы
Памятка для
родителей
"Воспитание
культурно -
гигиенических
навыков у детей 3 -
х лет".
Сентябрь -
октябрь 2015 год
заняться)
Игра-
инсценировка
«Про девочку
Машу и Зайку –
Длинное Ушко»;
игра-ситуация
«Куклы идут в
детский сад».
Игровые
ситуации
«Раздеваемся
вместе с куклой
Катей», «Моем
руки перед едой»,
игра-ситуация
«Куклы идут в
детский сад Игра-
упражнение
«Кукла Таня
простудилась»..»,
Работа с парными
картинками
«Детские
игрушки».
Сюжетная игра
«Кукла и Мишка
ходят в гости
друг к другу»,
Игровые
ситуации для
сюжетной игры:
– кукла Таня у
нас в гостях.
П/И «Догонялки
– обнималки»,
Хороводная игра
«Раздувайся,
пузырь» .
Оформление папки
- раскладушки
"Правила
поведения для
воспитанных
детей".
Разучивание
потешек
"Водичка,
водичка умой моё
личико", "От
водицы, от
водицы всё
улыбками
искрится ", "ой,
лады, лады, лады,
не боимся мы
Проведение
родительского
собрания "Вот вы
какие наши
малыши".
воды", "каша из
гречки, где
варилась ."
Чтение
художественной
литературы:
"Вкусная каша" З.
Александрова,
"Маша обедай" С.
Капутикян,
"Яшка" Е.
Черушин, "Что за
дверь" е.
Черушин.
Индивидуальные
беседы о
необходимости
формирования у
детей навыков
безопасного
самообслуживания
.
Безопасное и бережное отношение к игрушке
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
Формирование
опыта
безопасного
поведения в быту
и бережного
Занятия:
1."Игрушки:
Мишка.
Рассматривание
большого и
Консультации:
"Какие игрушки
нужны детям?",
"В гостях у
игрушки".
Ноябрь 2015
отношения к
игрушке.
Цель: предложить
детям назвать
свои любимые
игрушки, учить
отвечать на
элементарные
вопросы о них.
Продолжать учить
детей выполнять
игровые действия
с любимыми
игрушками.
Напомнить
правила
безопасного
обращения с
игрушками,
воспитывать
бережное
отношение к ним.
После игр убирать
игрушки на свои
места.
маленького
мишек".
2."Любимые
игрушки. Найди и
назови".
3. "Покатаем
игрушки".
4. "В магазине
игрушек".
Беседы:
1. "Любимые
игрушки".
2. "Игрушки
умеют плакать".
Игры-
упражнения:
1. "Чудесный
мешочек".
2. "Какая наша
неваляшка".
3. "Кто
спрятался".
4. "Найди на
ощупь".
П./и. «Кролики».
И.м.п. «Найди
лошадку»
Игровая ситуация
«Кукла Катя
умывается».
Подвижно-
дидактическая
игра «Найди по
описанию»:
сюжет «Маша-
растеряша».
П/игра-задание
«По ровненькой
дорожке».
Игровая ситуация
«Зайчата на
прогулке». П/И
«Бегите к
игрушке». Д/И
«Волшебный
мешочек». Мульт
- концерт
«Любимые
игрушки»
Оформление
папки-
раскладушки
"Игрушки
полезные и
безопасные",
"Игрушки для
детей 2-3 лет"
Потешки:"Чики-
чики-
чикалочки",
"Танцуй, моя
кукла"
Родительское
собрание:
"Значение
игрушки в жизни
ребенка."
Проведение
мастер- класса
"Изготовление
игрушки из
природного и
бросового
материала с
ребенком".
Художественная
литература:
"Помощница"
Н.Сынгаевского;
"Мой мишка"
З.Александрова,
"Приключения
Мишки-
ушастика"
Ч.Янчаровский,
"Переплетчица"
Б.Заходер
Заучивание
стихотворения
А.Барто
Выставка
работ"Игрушки-
самоделки"
«Мишка», Чтение
отрывка из
стихотворения
А.Шпик «Игра в
мяч", И. Плакиды
«Игрушки».
Безопасное и бережное отношение к животным.
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
"Безопасное и
бережное
отношение к
животным"
Цель: знакомить
с некоторыми
особенностями
поведения
домашних
животных.
Занятия:
1. "Ежик"
2."Дружная семейка"
3."Заяц Егорка"
4."Кошка с котятами".
Беседы
1."Кошка и собака -
наши соседи".
2. "Кошка и собака
-наши друзья"
Консультация:
"Ребенок в
общении с
животными"
"Ты мой друг и я
твой друг"
Декабрь 2015
Игры- упражнения
1."Найди будку
каждой собачке",
2."Спрячь зайку от
лисы",
3"Васька кот"
Игра-ситуация «На
лесной тропинке».
Рассказывание
воспитателя о зайчике
(Л. Славина
«Зайчик»).
Рассматривание
иллюстраций
«Домашние
животные» и книг.
Слушание голоса
животных. Игра-
инсценировка «Про
девочку Машу и
Зайку – Длинное
Ушко».
Рассматривание
животных леса по
сказке «Колобок».
Компьютерная
презентация
«Домашние
животные».
Сюжетная игра
«Угощаем собачку»
Дидактическая игра
«Чья мама», «Чей
малыш?». Рисование
«Корм для птичек»,
«Кто в домике
живет?».
Рассматривание
картины «В гостях».
Д/И «Чьи следы?»,
игра «Найди домик
для кошки».
Инсценирование
стихотворения Г.
Лагздынь «Зайка,
зайка, попляши!»,
сказки «Теремок».
П/И «Птички
летают». П/И «У
медведя во бору»,
«Зайка беленький
сидит» ,«Зайцы и
волк», И.м.п. «Ты
медведя не буди!»
Оформление
родительского
уголка:
"Любимые
животные в
доме".
Потешки:
"Ой, ты, заюшка,
пострел",
"Заяц Егорка",
"Пошел котик на
торжок",
"Петушок, петушок",
"Вышла курочка
гулять"
Художественная
литература:
"Котауси и
мауси"К.Чуковский
"Надувала кошка
шар" Н.Пикулева,
"Был у Пети и Маши
конь" Л.Толстой,
"Спала кошка на
крыше" Л.Толстой,
"Сказка о глупом
мышонке" С.Маршак,
"Храбрый утенок"
Б.Жидков,"Цыпленок"
К.Чуковский,"Козлята
и волк" русская
народная сказка.
Оформение
фотовыставки:
"Дети и
домашние
питомцы"
Оформление
папки
-раскладушки:
"Откуда берется
жестокость".
Родительское
собрание с
показом
родителями
сказки "Колобок"
Здоровье.
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
Формирование
норм безопасного
отношения к
своему здоровью.
Цель:
Формировать
представление о
ценности
здоровья;
воспитывать
желание вести
здоровый образ
Занятие:
1 "Что такое
ЗОЖ".
2."Опасные
таблетки".
3."Важные
правила".
4."Кое- что о
витаминах".
Беседы
1. «Как животные
ухаживают за
Консультации:
"Использование
природных
факторов для
закаливания
детей", "Как
организовать
отдых с детьми".
Январь 2016
жизни;
формировать
умение избегать
ситуаций,
приносящих вред
здоровью,
сообщать о
самочувствие
взрослым.
собой»
2.«Любимые
игры».
3.«Правила
п о в е д е н и я
н а
прогулке
Математическая
игра «Приходите
на лужок»
Д/и «Одежда для
прогулки», «Что
лишнее?». А.
Прокофьев «Как
на горке, на горе»
Загадки
Речевое
упражнение
«Ветерок»,
«Снежинки»
Потешки
Чтение О. Кригер
«На прогулку».
Бродской
«Солнечный
Зайчик»
Е. Серова «Солнце
Оформление стен
- газеты "Малыши
- крепыши".
Оформление
папки -
раскладушки
"Витамины
вкусные, здоровью
полезные",
"Советы доктора
воды".
в доме»
Игра «Солнышко
и дождик»,
Русские народные
игры: "Прятки",
"Кошки-мышки".
П/и.: «Береги свой
снежок»,
«Снежная
карусель»
Знать на свете должен каждый- свет зеленый не опасный.
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
"Азбука
безопасного
поведения на
дороге"
Цель: учить
детей составлять
одно целое из 2-х
частей, учить
различать
собранный вид
транспорта,
выделять общее
Занятия:
1. "Знакомство с
улицей"
2."Знакомство с
транспортом"
3."Правила пешехода"
4."Говорящие знаки".
Оформление
папки-
раскладушки :
" Сохранить
жизнь и
здоровье"
Оформление
уголка
безопасности
"Знать правила
дорожного
движения
Февраль 2016
понятие.
способствовать
развитию
зрительного
восприятия
движущегося
предмета,
координации
движения.
Знакомство с
желтым,
зеленым,
красным цветом.
должен каждый"
Беседы:
1. "Наши машины".
2. "Профессии".
3. "Знает правила
малыш".
4. "Безопасность на
дороге".
Игры - упражнения:
"Снежный ком",
"Дорога", "Найди
лишнее", "Флажок".
Просмотр
мультфильмов о
ПДД«Смешарики».
Конструирование
Консультации
для родителей
"Дети на
дороге", "Кресло
для ребенка",
"Один в
машине".
«Узкая желтая
дорожка». Загадки про
автомобиль «1000
загадок» .
Дидактическая игра
«Назови машину».
Д/и «Собери
автомобиль» (разрезные
картинки )
Сюжетно-
отобразительная игра
«Машины».
познавательный рассказ
«Машины»
П/ и «Воробушки и
автомобиль». Игры на
веранде детского сада
«Игровые ситуации на
дорогах».
Потешки:"Мы ехали,
мы ехали", "Загудел
паровоз, и вагончики
повёз", "Птичка,
птичка, вот тебе
водичка", "Машина".
Художественная
литература: Чтение
стихотворений для
Родительское
собрание
(беседы за
круглым столом)
Тема:"Знание
правил
дорожного
движения"
Развлечения по
самых маленьких о
правилах дорожного
движения: Машина",
"Самолет","Грузовик"А.
Барто.
"Зашагали наши
ножки"Н. Найденова,
"На санках" О.
Высоцкая. "Машина" Н.
Найденова."Красный,
желтый, Зеленый" Д.
Григорьева.
ПДД "Дорожная
азбука для Миши
и Маши"
Безопасное поведение детей в быту (отношения с другими детьми и
взрослыми).
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
Формирование
опыта безопасного
поведения детей в
отношениях с
другими детьми и
взрослыми.
Цель: формировать
первичные
представления о
дружбе.
Формировать у
Занятие:1.
"Вышла курочка
гулять"
2. "Поможем
девочке найти
мишку.
3. "Заюшкина
избушка".
4. "На помощь в
изумрудный
город".
Консультации:
"Почему кусается
малыш",
"Правила
поведения для
воспитанных
детей", "Значение
сенсорной
комнаты для
психологической
разгрузки детей"
Март 2016
детей
положительные
чувства к другим
людям,
сверстникам.
(психолог)
Беседы:
1."Ребенок и
другие люди".
2. "Почему плачет
Маша".
3. "Вежливые
слова".
4. "Когда мы
станем
большими".
Игры -
упражнения:
1. "Добрые дела"
2. "Как Петрушка
стал вежливым"
3. "Школа
безопасности"
4. "Да - нет".
Оформление
папки -
раскладушки
"Азбука
безопасности и
культура
поведения",
оформление
родительского
уголка "Расту
культурным"
Потешки:
"Пальчик -
мальчик", "Ой, Ду
- ду, ду - ду, ду -
ду, потерял
пастух дуду ",
Развлечения
вместе с
бабушкой
"Кто у нас
хороший",
"Полно плакать,
тише, тише".
Художественная
литература:
"Доброе утро" Н.
Красильников,
"Ежели вы
вежливы" С.
Маршак, "Маша
знала слов не
мало" Р.
Андонина,
"Четыре утенка"
И. Михалкова,
"Вовка добрая
душа" А. Барто.
Родительское
собрание с
показом сказки
"Волк и семеро
козлят".
Безопасное поведение детей в чрезвычайных ситуациях
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
Формирование
опыта
безопасного
поведения детей
в чрезвычайных
ситуациях
Цель: учить
детей
выполнять
различные
игровые действия
с
и г р у ш к а м и ,
демонстрировать
в
игре
образцы
ролевых
действий.
Способствовать
развитию
Занятие:
1."Каждой вещи,
своё место "
2. "Что есть на
нашем участке".
3. "Любимые
предметы :
карандаши,
пластилин,
булавки, кнопки
".
4. "Хрюша попал
в беду".
Беседы:
1."Не играй с
огнем",
Консультация:
"Опасные вещи"
Беседы: "Держим
малыша за руку", "
Как обезопасить
ребенка на
прогулке","
Организация
семейных
прогулок".
Апрель 2016
игровой
деятельности,
формированию
культуры
безопасности.
Формировать
у
детей
представления
о
з н а ч е н и и
д л я
здоровья
прогулки,
организации
двигательной
подвижности
во
время
прогулки;
об
и с точ н и ка х
потенциальной
о п а с н о с т и
н а
игровой
п л о щ а д к е ,
о
правилах
безопасного
п о в е д е н и я
н а
прогулке.
2."Чтобы не было
беды"
3." Спички не
тронь- а спички
огонь",
4."Опасные
предметы,
правила
обращения с
ними",
5."Пожарные- кто
они?", "Если ты
потерялся на
улице".
Организация
фотовыставки
"Наши прогулки".
Оформление
папки-
раскладушки"
Игрушки для
прогулки".
6."Нужные, но
опасные
Индивидуальные
беседы с
предметы ",
7."Научись себя
охранять ",
8."В мире
опасных вещей".
Речевое
упражнение
1.«Ветерок».
2.Математическая
игра «Приходите
на лужок»
3.Д/и «Одежда
для прогулки»,
«Что лишнее?».
4.Игры -
упражнения:
"Любимые
предметы",
5."Дачный
домик",
6."Кому что
нужно".
родителями о
воспитании у
детей
самостоятельност
и и привлечению
детей к посильной
помощи взрослым.
Оформление
родительского
уголка. Тема:
"Опасность рядом
или что должен
знать малыш в 3
года".
Потешки: "Тили -
тили, тили - бом",
"Случится ли
такое", "Хнычу -
плачу",
"Послушай, что
тебе скажу ."
Художественная
литература:
"Муравьишка" И.
Анденко, Русские
народные сказки:
"Колобок", "Кот,
петух и лиса",
"Волк и семеро
козлят", "Три
поросенка",
"Заюшкина
избушка". А.
Прокофьев «Как
на горке, на горе»
П/и.: «Береги
свой мячик»,
«Карусель»
Развлечение с
родителями по
сказке "Палочка -
выручалочка".
Проведение
спортивного
праздника на
участке ДОУ:
"Сильный, ловкий,
смелый".
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Тема
Работа с детьми
Работа с
родителями
Сроки
Формирование
опыта
безопасного
поведения детей
на отдыхе летом.
Цель: учить
называть
природные
объекты. Учить
организовывать
самостоятельную
двигательную
деятельность.
Формировать
элементарные
представления о
лете. Расширять
знания о летних
дарах: овощах,
Занятие:
1. "В лес по грибы,
по ягоды".
2. "Что растет за
окном".
3. "Чудо - песок".
4. "Овощи, фрукты -
полезные, опасные
продукты".
Беседы:
1. "Такие разные
грибы и ягоды,
опасные",
2."Маленький, да
удаленький ."
Игра-ситуация
«Солнечные зайчики,
игра с игрушечными
Консультация:
"Если ребенок
боится
насекомых", "Где
вы любите
отдыхать", "Мои
желания, желания
детей ".
Май 2016
фруктах, ягодах.
уточками и водой.
Дыхательное
упражнение
«Бабочки».
Рисование
«Солнышко, цветы
растут, жучки в
траве». Упражнение
«Одеваем куклу на
прогулку».
Рассматривание и
обсуждение
иллюстраций с
изображением
летнего пейзажа,
людей, одетых по-
летнему.
Театрализованные
игры-ситуации:
«Цветочная
полянка»,
«Солнышко»,
«Дождик, пуще!»,
музыкальная игра
«Гром и дождик».
Игры - упражнения:
Развлечение:
Показ спектакля
"Какие бывают
деревья", "Подарок
другу", "Как помочь
колобку".
кукольного
театра. Тема: "Не
зная броду, не
лезьте в воду".
Потешки: "Вот они,
сапожки", "Большие
ноги - шли по
дороге", "Наша
доченька в дому",
"Как же это
хорошо",«Солнышко,
ведрышко…».
Оформление
папки -
раскладушки ""
Художественная
литература:
"Косточка"Л.
Толстой, "Жук на
ниточке" О. Шим,
"Зимний разговор
через форточку" Б.
Брехт. "Великан" Г.
Глушнев, "Гость в
лесу" Н.
Красильников,
"Молочина" К.
Бендова.
Итогом работы по усвоению детьми младшего дошкольного возраста
своей программы считаем:
Приобщение к элементарным общепринятым безопасным нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе
моральным), отношения к своему здоровью:
Формировать
представления
о
ценности
здоровья,
воспитывать
желание
бережного и безопасного отношения к своему здоровью , избегать ситуаций,
приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.
Способствовать
накоплению
опыта
доброжелательных
взаимоотношений
со
сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о
товарище, выразившего ему сочувствие.
Воспитывать
отрицательное
отношение
к
грубости,
жадности;
развивать
умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам,
красивым игрушкам и т. п.
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям,
безопасное отношение к чужим людям
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу:
Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии
ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом
посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.
Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Знать близких и
чужих людей и поведение по отношению к ним.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского
сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней
обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, безопасного
поведения на участке и по дороге в детский сад.
Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они
живут.
Ожидаемые результаты к концу года.
К концу года ребенок:
1. Знает правила безопасного поведения в ДОУ и на территории участка.
2. Выполняет постепенно усложняющиеся правила.
3 .Ребенок вежлив, уважительно относится к другу; внимателен, заботлив в
отношении к окружающим. Общается спокойно, без крика.
4. Участвует в совместных играх. Объединяется для игры в группы по 2–3
человека на основе личных симпатий, соблюдает в ходе игры элементарные
правила.
5. Использует в играх строительный и природный материал, разнообразно
действует с ними.
6. Подбирает атрибуты для той или иной роли; дополняет игровую обстановку
недостающими предметами, игрушками.
7.Участвует в играх на развитие умения ориентироваться в групповом
пространстве, участвует в беседе об аккуратности и бережном и безопасном
отношении к окружающим предметам, домашним животным.
Памятка для воспитателей ДОУ.
1. Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть
лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
2. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
3. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
4. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и
снисходительным.
5. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
6. Создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на работе.
Прививайте это детям.
7. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное с чистым
сердцем, принесет огромные плоды.
Список информационных источников.
1.
Программа «Радуга» под редакцией М.А. Васильевой
2.
Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии
личности. //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – С. 37.
3.
Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками”
М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
4.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение 1991
5.
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет/ Т.В.Галанова.-
Ярославль: Академия развития, 2007
6.
Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности:
Пособие для воспитателей. – М., 1997г.
7.
Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. –
М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.Якобсон С.Г. Моральное
воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. –
М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с
8.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения –
М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
9.
Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.
10.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучении в
детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. –
М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005
11.Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996.
12.Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические
рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.
13.Новоселова С.Л., Ревуцкая К.А. Игры, игрушки и игровое оборудование
для ДОУ. – М., 1997.
14.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей
среды в ДОУ. – М.: Новая школа
15.Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004.
– 88 с.
16.Томашпольская И.Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет.
Систематизация, планирование, описание игр/ И.Э. Томашпольская –
СПб.: Смарт, 1998
17.Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному
воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
18.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
19.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей,
Книголюб, 2001. – 60 с.
20.
Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.