разработка Конспекта занятий годичного проекта по играм путешествиям
Автор: Безрученко Ксения Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 74 Выборгского района санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: разработка Конспекта занятий годичного проекта по играм путешествиям Раздел: дошкольное образование
Для детей старшего возраста
- формирование у детей представления об
исследовательском обучении, как ведущем способе
познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных
программ и педагогических технологий проведения учебных
исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской
активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к
фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-
исследовательской работе дошкольников.
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
метод проблемного изложения
эвристический
исследовательский
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными
визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность
зрительных рецепторов, воспитатель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также
интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных
иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность воспитатель и
ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ,
объяснение), печатного слова (книги, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа
способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят,
манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта
человечества.
Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы воспитатель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же
демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с
другой – выступать в качестве источника новых знаний.
Объяснительно – иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у
них первоначальных умений
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения
воспитателя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Воспитатель на
занятии может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.
Приведём формы сочетания комментарий воспитателя с демонстрацией материала:
· чередование демонстрации с пояснениями воспителя;
· демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;
· объяснение в ходе демонстрации;
· предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент занятия;
- учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;
- чётко выделять главные моменты;
- детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;
- привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.
желуди
листья
шишки
Игрушки зверей
Иллюстрации
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой воспитателем
информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных пояснений, наглядных и практических методов
и приёмов обучения.
При репродуктивном построении рассказа.
Воспитатель
в готовом виде формулирует факты, важнейшие определения понятий,
акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.
Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания
информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, т. к.
превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.
Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит
информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является сложным для того, чтобы
ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний.
На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение, выполнение различных видов
вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве и выполняются, как правило, под руководством
воспитателя
Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для
усвоения. Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в
действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.
Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие
упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой
самостоятельности учащихся.
В целом репродуктивный метод обучения не позволяет в должной мере развивать мышление дошкольников, и особенно
самостоятельность, гибкость мышления, формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Следовательно, необходимо
наряду с выше рассмотренным методом применять ещё и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность
дошкольников.
штриховка
сборка объемных моделей и сложных
пазлов
Конструирование
Вышивание
Оригами
Аппликации
Сущность
метода
проблемного
изложения
учебного
материала
заключается в том, что воспитатель не только
организует передачу информации, по и знакомит учащихся с процессом поиска решения той или иной проблемы, показывает
движение мысли от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого движения, возникающие противоречия.
Иначе говоря, воспитатель ставит проблему, сам ее решает, т.е. показывает образцы научного познания, а учащиеся
контролируют убедительность и логику этого процесса, усваивают этапы решения проблем.
В ходе проблемного изложения ставятся проблемы (реально возникавшие или сконструированные воспитатель специально),
разъясняются вопросы, мысленный эксперимент, делаются выводы, исходящие из различных предположений, показываются,
если возможно, реальные эксперименты или их учебные модификации, подтверждающие выводы. В итоге образуется
следующая структура проблемного изложения:
1) выявление противоречия и постановка проблемы;
2) выдвижение гипотез;
3) составление плана решения;
4) процесс решения, возможные и действительные затруднения и противоречия;
5) доказательство правильности гипотезы;
6) раскрытие значения решения для дальнейшего развития мысли или сферы деятельности.
При проблемном изложении учебного материала воспитатель использует устное слово, печатные тексты,
демонстрационные или фронтальные опыты и другие необходимые средства обучения.
Своеобразие метода проблемного изложения материала заключается в том, что ученики не только воспринимают, осознают и
запоминают информацию, но и следят за логикой доказательства, за движением мысли воспитатель, контролируют ее
убедительность, могут участвовать в прогнозировании следующего этапа рассуждения или опыта. Тем самым учащиеся
знакомятся с процессом познания, включаются в него, соучаствуют.
Ситуация «Я потерялся» (поиск решения
возращения домой)
Эвристический
(или частично-поисковый)
метод
- это метод, при котором воспитатель организует участие
дошкольников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы. Роль воспитателя состоит в конструировании
задания, разбиении его на отдельные этапы, определении тех этапов, которые выполняют дошкольники самостоятельно, т.е.
воспитатель тем или иным способом организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В одних случаях
дошкольников учат видеть проблемы, в других - строить доказательство, в третьих - делать выводы из изложенных или проде
монстрированных фактов, в четвертых - высказывать гипотезы, в пятых - составлять план проверки высказанного
предположения и т.д. Иначе говоря, организуется поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение
отдельными этапами решения проблемных задач.
Одной из форм эвристического метода обучения является эвристическая беседа. В отличие от репродуктивной беседы
эвристическая требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого творческого
поиска. При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы или подпроблемы,
формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, строит этапы беседы, а ученики самостоятельно ищут решение
возникающих на каждом этапе беседы частей проблемы.
Ситуация «Один в лесу» (основы
безопасности поведения в лесу, основы
ориентирования на местности)
Сущность исследовательского метода заключается в организации воспитателем поисковой, творческой деятельности
учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода — полноценное усвоение школьниками
опыта творческой деятельности.
С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит дошкольников применять
известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он
обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Очевидно, что исследова
тельский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у учащихся.
Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние
практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым
определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные и т.д.
Основным условием организации исследовательских заданий любого типа является прохождение учащимися всех или
большинства этапов процесса исследования (с учетом требований посильности и доступности предлагаемых заданий). Целостное
их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций. Этими этапами являются:
1) наблюдение и изучение фактов и явлений;
2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);
3) выдвижение гипотез;
4) построение плана исследования;
5) осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими;
6) формулирование решения, объяснения;
7) проверка решения;
8) практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знании
Организация экскурсии в парк, лес
Коммуникация и социализация (Вовлечение
воспитанников в выбор годовой темы)
Образовательная и познавательная деятельность
(Изучение материала в игровой форме)
Развитие творческих навыков и потенциала
(Изготовление поделок, дидактических
материалов вместе с воспитанниками)
Вовлечение родителей в образовательный
процесс
Самостоятельность и инициативность
(Практическое занятие)