Напоминание

Воспитание патриотических чувств у дошкольников


Автор: Литвинова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад № 46 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Киселевск Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»
Организация работы в ДОУ по формированию

у дошкольников любви к Родине и развитию

патриотических чувств
(методическая рекомендация) Воспитатель: Литвинова Елена Алексеевна Киселевский ГО 2016г

Содержание
Вступление……………………………………..…………………………………3 Задачинравственно-патриотического воспитания…………………………….5 Принципы патриотического воспитания ………………………………………7 Содержание тематического планирования материала…………………………9 Формы работы ………………………………………………………..…….……10 Организационно-развивающая среда в группе………………………………...11 Работа с родителями……………………………………………………………..12 Заключение……………………………………………………………………….16 Библиография ……………………………………………………………………18 Приложение ……………………………………………………………...………19 2
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширять, эта любовь переходит в любовь к родной стране, е её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Академик Д. С. Лихачев В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые, информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой, в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Стала все более заметной постоянная утрата в воспитании граждан российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания 3
детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Именно поэтому, переосмыслив сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни, я начала работу по формированию патриотических чувств у дошкольников. Главная цель работы – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, любящую свою Родину и испытывающую гордость за нее. . Что же такое патриотизм и гражданственность? Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в 4
отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Гражданственность – приверженность к политическим интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Задачами
нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются: - Датьзнания о себе, своей семье, о роде, на основе которых у детей формируется чувство любви, привязанности к родным, чувство защищенности; - Дать знания о природе (ее разнообразии и красоте) которые вызовут у дошкольников чувство восхищения и желание ее сохранять; - Дать знания о людях, живущих в нашей стране (о роде их занятий, о людях, прославляющих страну своими подвигами, творчеством); на основе этих знаний будет формироваться гордость за родину, за своих соотечественников; 5
- Дать знания о людях разных национальностей, имеющих особую значимость для формирования толерантности; - Дать знания об искусстве, народном творчестве, традициях, обычаях. О родном и государственном языках и ввести ребенка в мир культуры своей страны; - Дать знания о географии и символике своей страны, родного города, которые расширят кругозор дошкольника, помогут сформировать представление о России, малой родине, своем микрорайоне и т.д. - Дать знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем. - Развивать познавательные процессы (речь, внимание, память, мышление, восприятие) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Обогащать активный, пассивный словарь воспитанников. Развивать любознательность. - Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов, уважение к культурному прошлому России. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через 6
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом: Главная моя задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я сама обязана его хорошо знать и должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. На практике я убедилась, что через экскурсии, занятия, встречи с 7
интересными людьми воспитанники постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через путешествия с родителями, фотоэкскурсии и слайдфильмы - с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия. Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие
принципы:


Принцип личностно – ориентированного общения предусматривает: формирование развития морального облика человека. Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребенку определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать и создавать и т.п.; Принцип интеграции различных видов детской деятельности, предусматривает развитие интеллектуальных, личностных, физических качеств дошкольника, универсальные предпосылки к учебной деятельности, формирование у воспитанников общих человеческих и гражданских ценностей. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна. Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе. Принцип занимательности предполагает – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремится к достижению результата. 8
Принцип дифференцированного индивидуального подхода к ребенку - максимальный учет к его психологическим особенностям, возможностям и интересам. Не первый год я стремлюсь формировать у своих воспитанников патриотическое сознание. Составляла, переписывала, корректировала ни один раз и планы своей работы. И вот нашла наиболее приемлемые варианты перспективных планов по гражданственно - патриотическому воспитанию дошкольников
.
(Приложение № 1) Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья
. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дошкольники получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представлений детей о занятиях именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город
. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная природа
. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дошкольники получают сначала элементарные сведения о природе, общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относится к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. 9

Родная страна
. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в ДОУ дети знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Также расширяют представление о значении государственных символов России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная культура
. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции проводим беседу о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День земли». Выбор форм непосредственной организованной деятельности зависит от уровня развития воспитанников. Я использую следующие формы организованной образовательной деятельности с детьми:  Беседы, рассказы, ситуативные разговоры.  Тематические презентации.  Дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.  Просмотр и обсуждение слайдфильмов и видеофильмов. 10
 Чтение и обсуждение программных произведений, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг  Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; создание тематических папок и их оформление, изготовление поделок.  Оформление выставок детского творчества, совместного творче ства детей и взрослых, фотовыставок, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи.  Викторины, сочинение загадок.  Инсценировка и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.  Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок  Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к прослушанным военным песням, музыкальным произведениям.  Слушание и обсуждение военных песен.  Подыгрывание на музыкальных инструментах во время исполнения частушек.  Пение песен, беседы по их содержанию.  Ф и з к ул ьт у р н ы е д о с у г и ; в о е н н о - с п о р т и в н ы е и г р ы , физкультминутки.  Экскурсии (к памятникам погибшим героям, в краеведческий музей).  Музыкальные праздники (посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы)  Патриотические акции. Соответственно оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает всю работу по патриотическому воспитанию. В моей работе помогают: - семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; - тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»; 11
картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д. - Тематическая папка «Мой край», карта и символика Кемеровской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (шахты, разрезы, железная дорога, заводы, сельское хозяйство); - макеты: Кремль, детский сад, микрорайон; - карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента; - тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне; - альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры; - сказки (русские народные и других народностей), былины, предания; - глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах. Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. 12
В работе с родителями использую разнообразные формы: - Проведение (групповых, индивидуальных) собраний; - Беседы с родителями; - Круглый стол с родителями; - Тематические консультации; - Конференции с родителями; - Совместные досуги, праздники; - Походы, экскурсии; - Диспуты, информационные листы, газеты - Анкетирование, тестирование; - Открытые занятия с детьми в МДОУ для родителей; - Организация «уголков для родителей»; - Оформление витрин (фотомонтажей), выставок; - Дни открытых дверей; Для родителей был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей». Проведено анкетирование и было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания. Рассмотренные вопросы позволили мне найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по вопросам патриотического воспитания, были разработаны нетрадиционные формы работы с родителями, составлен план активных форм работы с родителями. Большую роль в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры. В нашем детском саду были организованы экскурсии к памятнику «Мужеству посвящается» во время чествования ветеранов в честь праздника «День Победы», по «Аллее 13
шахтерской славы» и к памятнику погибшим шахтерам, в краеведческий музей на выставку «Как в старину жили», «Чем богата земля кузбасская». Затем на основе увиденного, были оформлены выставки и экспозиция стендов: «Никто не забыт...», «Славим труд шахтера», «Славное прошлое» и т.д. Немаловажное значение имеют и семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района, такие как «Достопримечательности нашего района Красный камень», «Мой родной город – Киселевск», «Любимые уголки нашего города», «Где моя мама трудится», а так же семейные путешествия по стране во время отпуска. Итоги таких поездок и экскурсий были выражены в фотовыставках и семейных рисунках: «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные». Были показаны фильмы с сопровождающимися совместно с ребенком выступлениями родителей. В настоящее время наблюдается большой интерес людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому совместная семейная деятельность по изготовлению коллажа «Семейное генеалогическое древо», участие в конкурсах «Создание герба, флага, гимна семьи», в фотовыставках «Самые близкие и родные», составление рассказов «История нашей фамилии», «Чем знамениты наши предки» помогают детям в изучении своей родословной и глубже узнать об истории своих семей и близких им людей. В своей работе большое внимание уделяю культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями 14
русского народа, стараясь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Знакомим детей с потешками, загадками, пословицами и поговорками, закличками. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При помощи родителей знакомили детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, дали детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью. Такие праздники как «Осенины» «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки» проведенные в русском народном стиле, с хороводами и танцами, любовно воспевающими травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества. Полученные знания дети активно использовали в совместной изобразительной деятельности с родителями - выставке поделок «Богатыри – защитники русской земли», создание мини- музея «Игрушки наших прабабушек», выставке поделок декоративно- прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», «Чудесные цветочки – лепесточки». Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников поделились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, принимали участие в совместном спортивном празднике «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!», развлечении «Армейская карусель», предоставили фотографии для организации выставок «Лучше папы друга нет» и «Мой папа в Армии служил». Помогли организовывать встречу с ветеранами войны и труда 9 мая в День Победы в Великой Отечественной Войне под названием «Этот день мы приближали, как могли». Большой интерес вызывают у ребят рассказы ветеранов тыла о нашем городе во время войны, о том вкладе в дело 15
победы, который внесли наши земляки. Они с упоением слушают стихи и песни военных лет в исполнении взрослых и сами принимают участие в праздничном концерте в честь чествовании ветеранов и заранее вместе с родителями оформили выставку – поздравление «Никто не забыт!». Родительские собрания занимают важное место в работе с родителями. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Чаще всего проводим за столом с кружечкой чая, иногда в виде семейного праздника в непринужденной обстановке – это раскрепощает и вызывает дружеские симпатии между родителями и детьми, укрепляет взаимодействие с воспитателями. Изготавливаем пригласительные билеты и подбираем соответствующее теме музыкальное оформление, подготавливаем видеоматериал. В конце года на последнем собрании отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество. Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки, где помещаются консультативные материалы. Родители здесь могут получить всю интересующую их информацию. Я считаю, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами. В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Кузбасса, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. 16
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. В результате педагогической работы дети знают название страны, столицы, символике, о малой Родине, о ее природе, им известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, они проявляют интерес к приобретаемым знаниям, читают стихи, поют песни, и я считаю, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны. Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: образовательное учреждение станет мёртвым, а труд его безотрадным, если педагоги будут передавать воспитанникам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть развития без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству». 17
Библиография 1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004. 2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг» 3. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка М.: Сфера 2008 4. Дошкольное воспитание М.: №5 – 2012. 5. Дошкольное воспитание № 10 – 2009. 6. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2013. 18
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988. 8. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников II Обруч-2003г 9. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003. 10.Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ Сфера 2007г. 11.Стульник Т. Д. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду 12.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду М.: Мозаика – Синтез, 2007 Приложение 1
Тематическое планирование по гражданскому и патриотическому

воспитанию во второй младшей группе
Тема Содержание занятий по развитию речи Связь с другими видами деятельности Время проведения «Детский сад» Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Беседы «Моя группа», «Мои друзья». Цель: Развивать элементарные представления о Изготовление поделок из природного материала. Заучивание потешек «Котик- коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона». С/р игра «Детский сад». Сентябрь 19
дружеских отношениях. Цель: Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». Цель: Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Цель: Воспитывать добрые, теплые отно- шения между детьми в группе. «Моё имя» Беседа «Для чего человеку имя?» Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…». Цель: Развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии, что означает имя. Игра «Назови ласково». «Полное» и «неполное» имя Игра «Кто я?» Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Октябрь «Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Цель: Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семья», функциями семьи, условным обозначением. Цель: Продолжать знакомить с народным фольклором. Выставка семейных фотографий. С/р игра «Семья». Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса». Ноябрь «Моя мама и мой папа» Беседа «Что значит любить родителей?» «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме. Декабрь 20
маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье». Цели: Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. «Мои друзья» Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Цель: Развивать представление о том, что такое дружба. Цель: Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». Цель: Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Цель: Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Разучивание стихов о дружбе. Январь «Мои защитники» Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». Цели: Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины. Познакомить с русскими н а р од н ы м и г е р о я м и , защитниками. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Изготовление подарков для пап. Рисование «Самолеты летят» Пение песен, заучивание Февраль 21
Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину. стихов об армии. С/р игра «Мы солдаты» «Моя мамочка» Беседа с детьми о своих мамах. Цели: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг. Изготовление подарков для мам. Аппликация «Красивое платье для мамы» Пение песен, чтение стихов о маме. С/р игра «Дочки – матери». Март «Моя улица» Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду. Цели: Знакомить с понятиями «улица», «адрес». Способствовать запоминанию своего адреса. Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города. Рисование «Моя улица». Апрель «Мой город» Беседа «Город, в котором я живу». Рассматривание фотографий «Достопримечательности города». Цели: Знакомить с понятие «город», с его названиями. Знакомить с достопримечательностями города. Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь. Аппликация Рисование «Деревья и кустарники» Конструирование «Дом для куклы» С/р игра «Автобус» Май 22

Тематическое планирование по гражданскому и патриотическому

воспитанию в средней группе
Тема Содержание занятий по развитию речи Связь с другими видами деятельности Время проведения «Наша семья» Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к своей семье, формировать этические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье. Фотовыставка «Моя семья». Дидактические игры «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся» Сентябрь «Осень в нашем лесу» Беседа о красоте осеннего леса. Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение передавать в высказываниях свое отношение к животным Рассматривание иллюстраций осеннего леса, картинок животных русского леса, загадки о животных. Дидактические игры: «У кого какой домик». Экскурсии в лес с родителями. Фотовыставка «Мы в лесу». Рисование, лепка грибов. Октябрь «Моя страна» Беседа об истории России. Познакомить с историей страны. Чем занимались славяне, где они жили, как они объединялись Рассказ педагога о Коллективная аппликация «Где я живу» Подвижные игры Чтение стихов о Родине Рассматривание Ноябрь 23
правах граждан иллюстраций о символах Родины: герб, флаг «Мой город» Беседа «Наш город» Познакомить с историей нашего города. Дать представление о городе. Развивать интерес к историческому прошлому родного края, прививать любовь и уважение к истории малой Родины Рисование «Мой город» Оформление выставки рисунков «Мой город» Слушание песен о городе Разучивание стихов о городе декабрь «Поможем птицам» Беседы о тяжелых зимних временах для птиц. Воспитывать в детях гуманные чувства, умение сопереживать зимующим птицам. Развивать у детей представления о способностях животных приспосабливаться к сезонным изменениям в природе Рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек для зимующих птиц. Дидактические игры «Назови птицу», «Чей хвост» Январь «День защитников Отечества» Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства Развлечение к Дню Защитников Отечества. Разучивание стихов, изготовление подарков для пап. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время войны. Изготовление самолета из бумаги. Подвижные игры Февраль «Мамин Беседа с детьми о своих Изготовление Март 24
праздник» мамах. Цели: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг подарков для мам. Аппликация «Открытка для мамы» Пение песен, чтение стихов о маме С.Прокофьевой С/р игра «Дочки – матери» Рисование Вазы с цветами «Весна» Беседа о весне. Простейшие связи в природе (потеплело- появилась травка). Приспособленность растений, животных и птиц к изменениям в природе. Весенние посадки. Сезонные наблюдения. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать весенние красоты природы Чтение стихов, пение песен о весне Рисование «Ручей» Конструирование бумажного кораблика. Отгадывание загадок. Игра «Исправь ошибки» Апрель «День Победы» Беседа День Победы. Дать представление о празднике День Победы, учить рассказывать, отвечать на вопросы, воспитывать уважение к ветеранам Рассматривание иллюстраций Рисование военной техники (танк) Чтение рассказов о войне, солдатах. Слушание песни «День Победы» (муз. Д.Тухманова) Подвижные игры «Меткие и ловкие», «Быстрее шагай», «Кто дальше» Май 25

Тематическое планирование по гражданскому и патриотическому

воспитанию в старшей группе
Тема Содержание занятий по развитию речи Связь с другими видами деятельности Время проведения «Моя дружная семья» Беседа «Что такое семья». Цель: Формировать представление о мире семьи, способствовать развитию доброжелательности, взаимопониманию в семейной жизни Построение генеалогического древа Совместный д о с у г с родителями «Моя дружная семья» Р и с о в а н и е н а тему «Семейный портрет» с ю ж е т н о – р о л е в а я и г р а «Семья» Сентябрь «Страна в которой я живу» Беседа «Моя Родина Россия» Цель. Воспитывать любовь к своей стране. Учить детей видеть красоту родной природы. Рассматривание иллюстраций о символах России: герб, флаг. Прослушивание записи Российского гимна. Нахождение на карте области, района, города в котором мы живем Рассказ воспитателя о Российском флаге Аппликация «Российский флаг» Народные игры «Природа моего к р а я » – изготовление альбома Октябрь «Русский фольклор» Беседа с детьми о народных обычаях и традициях. Цель. Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, Проведение русских народных игр Ч т е н и е А . С . Пушкина « С к а з к а о Ноябрь 26
песенки, загадки и др.). Рассматривание иллюстраций о русском быте и использование пословиц и поговорок, физминуток золотой рыбке» Игра – посиделки « Л а д у ш к и в г о с т я х у бабушки» Праздник «Славится Россия чудо – мастерами» «О правах играя» Б е с ед а « З а ко н ы п о которым мы живем» Цель. Знакомить детей с понятием конституция. Расширять знания детей о с в о и х п р а в а х и обязанностях Чтение сказок Ю.Олеши «Три Толстяка, Д. Родари «Приключение Чиполино» Декабрь «Скоро, скоро новый год» Беседа о новогодних праздниках, как они отмечались в прошлом и настоящем, рассказ воспитателя «Новогодние праздники». Цель. Дать представление о семейном празднике. Загадывание загадок, о зиме, заучивание новогодних стихов Оформление г р у п п ы к празднику Рисование «Праздничная ёлка» Изготовление детьми новогодних и г р у ш е к и з б у м а г и н а новогоднюю ёлку Составление п и с ь м а Д е д у Морозу Декабрь «Москва – главный город нашей Родины» Цель. Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, её истории возникновения, топонимике, достопримечательностях города; продолжить формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, познакомить с историей возникновения Чтение стихов о Москве Рассказы детей из личного опыта (Кто побывал в Москве») Рисование «Красная площадь», «Кремль» Январь 27
Московского Кремля и гербом Москвы. Рассматривание иллюстраций «Красная площадь», «Кремль» Рассказ получателя «Москва – главный город нашей Родины «Мой город» Беседа «История моего города» Цель. Уточнить и расширить представления детей о том, как появился город Киселевск, раскрыть топонимику (происхождение названия) родного города. Развивать интерес к историческому прошлому родного края, прививать любовь и уважение к истории малой Родины Рисование на тему «Мой город» Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Мой край» Экскурсия по городу (по фото) Рисование с родителями «Мой поселок» Январь «Богатыри земли русской» Цель. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину. Рассматривание иллюстрации богатырей картины В.М. Васнецова «Богатыри» Рассказ воспитателя о богатырях, которые защищали нашу Родину от врагов Изодеятельность «Оружие богатырей», «Копи русских богатырей» Чтение сказок и былин о богатырях Спортивное развлечение «Богатырские состязания» Февраль «Наши защитники» Цель. Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства «23 февраля - день вооруженных сил» Рассматривание Изготовление подарков для пап и дедушек Игры состязания Чтение стихов и рассказов о солдатах Фотовыставка Февраль 28
иллюстраций: танк, самолет, вертолет, солдат Рассказ воспитателя о нашей Армии «Мой папа служил в Армии» Пение песен об Армии «Моя мама – лучше всех» Цель. Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства. Распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его. Составление рассказа «За что я люблю свою маму» Беседа с детьми о маме. Дать представление, что мама – самое первое и прекрасное слово на свете Рассматривание семейных фотографий «Моя мама лучше всех» Рисование на тему «Портрет мамы» Разучивание стихов о мамах, бабушках Сюжетно- ролевая игра «Дочки – матери» Аппликация «Подарок маме» Март «Наше государство – Российская Федерация» Беседа: «Наше государство – Российская Федерация» Цель. Знакомить детей с различными городами России, закреплять знания о символах Российской Федерации, прослушивание гимна Разукрашивание в альбомах Российского флага Оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети Март «Наши космонавты» Беседа «Наши космонавты» Цель. Дать представление о космосе, космическом пространстве. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии. Заучивание стихотворения о космосе, рассматривание энциклопедии о космосе. Изготовление атрибутов к игре «Космонавты» Спортивное развлечение «Мы – космонавты» Апрель 29
«Славный День победы» Беседа о защитниках Родины. Цель. Уточнить и расширить знания детей о великих людях страны, которые прославили Родину в годы Великой Отечественной войны и которым воздвигнуты памятники на территории страны; рассказать, кто такой маршал Г.К. Жуков и показать его роль в победе над врагом. Развивать желание больше узнать о нём и других великих людях страны, воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них Выставка детских творческих работ «Светлый праздник День победы отмечает вся страна» Заучивание стихов, пословиц о войне. Разгадывание военного кроссворда Изготовление подарков для ветеранов боевых действий Май «Люди разных народов» Беседа о людях разных национальностей живущих в России Цель. Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многофункционального культуре нашей Родины. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно- прикладного творчества Рассматривание альбома «Народы России» Народные игры Аппликация на тему «Русский костюм» Май 30
31


В раздел образования