Автор: Кузнецова Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 " Ладушки" Населённый пункт: Заволжье, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Индивидуализация предметно-развивающей среды" Раздел: дошкольное образование
« Индивидуализация предметно-развивающей среды во второй младшей
группе»
Предлагаю вашему вниманию предметно- развивающую среду во второй
младшей группе общеразвивающей направленности. Организация
предметно-развивающей среды с учётом ФГОС в нашей группе построена
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальные особенности каждого ребёнка, его склонности, интересы,
творческую активность.
Организовывая предметно развивающую среду , нам пришлось немного
пофантазировать, чтобы в группе для своих ребят был создан уют, хорошее
настроение и тёплая атмосфера.
Хочется поделиться изюминкой своей группы.
Это оформление раздевалки –уголок «Здравствуйте, я пришёл !» Каждое
утро, заходя в группу, ребёнок прикрепляет магнитик со своим
изображением к магнитной доске. Ребятам очень понравилась данная идея.
Это помогает не только создать эмоциональный настрой на день, приучает
вежливости , но и развивает внимание, ответственность.
Одним из самых любимых праздников является день рождение, поэтому
маленькому имениннику хочется , чтобы все знали о его празднике не только
дома, но и в детском саду. Здесь же расположен уголок именинника. Сюда
входит папка- раскладушка с четырьмя сезонами, где на каждом листочке,
снежинке или цветочке располагается фотография ребёнка , рождённого в
определённое время года. В центре располагается поздравительная рамочка
с фотографией именинника, торт ( изготовленный из папье-маше) и яркий
стул именинника, что создаёт положительный настрой ребёнка на весь день.
Хочется отметить , что не только группа, но и раздевалка, оформлена в
соответствии с сезонными изменениями. Совсем скоро наступает любимый
всеми праздник Масленица. Малыши нашей группы очень ждут этот
праздник. Мы, воспитатели группы, решили скрасить эти дни ожиданий и
превратить каждый день в необычную сказку. В связи с этим, в раздевалке
мы установили «Календарь ожидания». Что представляет из себя этот
календарь ? В нашей группе это яркий планшет с небольшими конвертиками.
В каждом конвертике маленький сюрприз, который ожидает ребят в течении
дня. Это может быть рисование , просмотр мультфильма про масленицу и всё
то, что отражено в тематическом планировании.
В нашей группе большое внимание уделяется развитию ребёнка , как
личности, с его индивидуальными способностями. Мы стараемся помочь
каждому ребёнку самореализоваться , дать ощутить его, пусть маленький ,
но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Помочь детям раскрыть себя, заметить в каждом свою изюминку помогают
персональные выставки детского творчества. Главное назначение выставок –
это формирование у ребёнка положительной самооценки внутренней
мотивации к достижениям. Ведь как важно заметить что-то хорошее , а не
акцентрировать внимание на том, что ещё не умеешь. Хоть мы пока ещё и
малыши, в раздевалке нашей группы мы организовали персональную
выставку семьи Варенцовых.
ПРС нашей группы организуется таким образом так, чтобы каждый ребёнок
имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования
по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим
интересам.
Для сохранения и укрепления психического здоровья детей , мы в своей
группе сделали «Уголок уединения». Уголок уединения в нашей группе
небольшого размера и , скорее напоминает небольшой домик , в котором
ребёнок может переждать свой стресс, неприятные эмоции , расслабиться и
затем снова пойти на встречу коллективу.
Особое значение приобретает проблема сохранения не только физического ,
но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирование
их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников
принимать себя такими, какими они являются в действительности,- признак
душевного здоровья и показатель личностного роста . Для решения данной
проблемы в нашей группе создан уголок психологической разгрузки «Моё
настроение». Приходя утром в детский сад, дети отмечают своё настроение.
В течении дня у ребёнка может меняться настроение и тогда картинка
перемещается в другое место. Можно научить ребёнка управлять своим
настроением, но для этого нужно научить его отслеживать своё
эмоциональное состояние и правильно его оценивать. Для воспитания
усидчивости, концентрации внимания и мелкой моторики пальцев рук
родители принесли нам клубочки из шерстяных ниток разного размера и
цвета. Когда дети расшалятся и перестают слышать воспитателя и друг друга,
мы рассыпаем на ковёр клубочки, детки начинают собирать, а те клубочки ,
которые распутались, стараются их замотать, а между делом, мы закрепляем
цвет, форму и величину, вот такие многофункциональные клубочки. Ещё мы
смастерили коробочку примирения : с двух сторон прорезали небольшие
дырочки, чтобы проходила детская ручка, дети просовывают в них свои
ладошки и щекотят друг друга. Так же в уголке присутствует стаканчик гнева.
Он представляет собой непрозрачный стакан любого цвета, красиво
оформленный.Например, если ребёнок проявляет агрессию, воспитатель
предлагает ему отойти в уголок и оставить все свои «плохие» слова в этом
стаканчике. После того , как ребёнок выговорится , стаканчик плотно
закрывается и прячется. В нашем уголке присутствуют и волшебные вещи:
например колпачки волшебника. Дети, когда их обижают, частот говорят, что
тот, кто его обидел плохой, или разбойник, или хулиган. В таких случаях мы
предлагаем одеть волшебную шляпу и накидку, взять волшебную палочку и
превратить обидчика в самого лучшего, самого доброго, самого
замечательного. Обратите внимание, осуществляется гендерный подход,
шляпы для мальчиков и девочек разные, это помогает детям осознавать своё
отличи по половому признаку.
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья
детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки
приводит к положительным результатам : дети меньше ссорятся , материалы
психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым
детям; они все с большим удовольствием сотрудничают друг с другом, со
взрослыми, играют в команде.
В соответствии с ФГОС ДО уделяется большое внимание вовлечению семей в
непосредственно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Современным способом информирования родителей о достижениях и
успехах ребёнка является СМС – почта.В яркие сумочки вкладываются
короткие сообщения о новостях и событиях произошедших в течении дня с
данным ребёнком, большинство сообщений конечно имеет положительный
характер. Также эти сумочки мы используем для индивидуальных занятий с
ребёнком. В сумочку вставляется карточка с индивидуальным заданием,
которое они должны выполнить дома.
Индивидуализированная таким образом предметно-развивающая среда
стимулирует общение, любознательность, способствует развитию
социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность,
творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараютс
максимально использовать свои возможности.