Автор: Мясникова Светлана Кенешбековна Должность: мастер производственного обучения с лицами овз Учебное заведение: ГБПОУ ЧМТ Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: урок учебной практики Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Чунский многопрофильный техникум»
Методическая разработка
урока учебной практики
(производственного обучения)
по профессии 18874 Столяр строительный «Сборка и отделка простого
столярного изделия - портретной рамки»
Автор: мастер производственного обучения
Светлана Кенешбековна Мясникова
р.п. Чунский
2015г.
Аннотация:
Данная
разработка
урока
производственного
обучения,
подготовить
квалифицированных специалистов, прививать любовь к избранной профессии на
основе
глубокой
заинтересованности.
Построение
уроков
учебной
и
производственной практики, результативен по своему труду умения рационально
использовать рабочее время. Совершенствовать и углублять знания практические
умения
и
навыки.
Развивать
у
обучающихся
самостоятельность
и
творческую
активность. Поэтому структура урока проходит в три фазы: вызов, осмысление и
рефлексия.
Урок производственного обучения проводится в форме урока - соревнования,
может быть использовано в профессиональном уровне, в воспитательном процессе,
предназначено
для
педагогических
работников
работа
с
молодежью
с
ограниченными возможностями.
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии технического
профиля от 18.10.2015 года, протокол № 2.
Автор:
С.К. Мясникова – мастер производственного обучения по профессии «Столяр
строительный», работа с молодежью ОВЗ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 4
1. План-конспект урока учебной практики……………………………….
6
2. Ход урока………………………………………………………………...
8
Введение
Осуществляя
подготовку
профессионала,
конкурентоспособного
на
рынке
труда,
актуальным
вопросом
остается
-
какие
педагогические
технологии
необходимо
для
этого
использовать.
Построение
уроков
учебной
и
производственной
практики
по
методикам
активных
форм
обучения
побуждает
обучающихся
самих
задавать
вопросы,
что
активизирует
их
к
поиску
ответа.
Мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы. Поэтому
структура урока проходит в три фазы: вызов, осмысление и рефлексия.
Основной целью урока производственного обучения по теме: «Сборка и отделка
простого
столярного
изделия
-
портретной
рамки»
является
формирование
профессиональных
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся,
оценивание
самостоятельной работы обучающихся; совершенствование трудовых действий и
приемов по сборке и отделке простого столярного изделия, воспитание чувство
ответственности за качество выполняемых работ, бережного отношения к материалу,
инструменту и оборудованию.
Задачи урока:
Цели:
- образовательная: формирование положительной мотивации обучающихся к
выбранной профессии; повышение престижа и значимости профессии;
-развивающая: развитие у обучающихся устной речи, логического мышления,
регулировать и контролировать действия, творчески подходить к решению самых
разнообразных задач;
-воспитательная: сплочение коллектива, продолжать формирование чувства
патриотизма и любви к Родине.
-
расширить
представления
о
проектировании
и
изготовлении
столярных
изделий;
- научить обучающихся последовательному выполнению действий по сборке и
отделки столярного изделия;
- развивать умение принимать самостоятельные решения в декорировании и
отделке столярного изделия;
- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Приоритетным направлением в освоении теоретических знаний по профессии
является дизайн в столярных технологиях.
В связи с тем, что многие люди на
сегодняшний момент задумываются об эстетичности, экологичности того, что их
окружает в быту и на работе. Рассматривая данные критерии с уверенностью можно
заявить,
что
всем
экологическим
требованиям
отвечают
столярные
изделия
и
конструкции, выполненные из массива древесины.
На современном этапе, когда ручная работа ценится дорого в связи со своей
индивидуальностью
и
неповторимостью
мы
учим,
обучающихся
основам
дизайнерских
решений
в
моделировании
столярных
изделий
и
конструкций
с
помощью современных средств обучения. В частности программа «Дизайн - студия»
позволяет нам моделировать на интерактивной доске проекты столярных изделий и
конструкций, выявлять их конструктивные части, узлы соединения, формировать
мебельные изделия для конкретного интерьера.
Практическая
значимость
учебного
занятия
заключается
в
следующем:
занимаясь проектной деятельностью, обучающиеся изготавливают проекты изделий
это способствует повышению качества и мотивации обучения, и позволяет создать
условия для качественной подготовки специалиста, обучающиеся представляют свои
изделия на выставки различного уровня и украшают наш техникум. В рамках урока
практического обучения обучающиеся разработают проект декоративной отделки
портретной рамки, которую выполняют, индивидуально ориентируясь на своё цвет -
восприятие, мировоззрение и эстетический вкус.
План-конспект урока учебной практики
Группа № 16. Профессия: 18874 «Столяр строительный»
Тема урока: «Сборка и отделка простого столярного изделия - портретной
рамки»
Тип урока: урок производственного обучения
Вид урока: урок-соревнование
Материально – техническое и дидактическое обеспечение урока:
Оборудование: электродрель, фрезерная машина, шлифовальная машина.
Инструмент, инвентарь, приспособления: ножовка, стамеска 10мм, сверло
винтовое d-10, киянка, угольник, рулетка, карандаш, кисть, губка поролоновая.
Материалы: заготовки из древесины сосны, клей ПВА, морилка, лак НЦ, эмаль.
Наглядные пособия: образец-эталон декоративной портретной рамки.
Раздаточный материал: технологические карты, оценочные листы, критерии
оценки выполняемых работ технические требования к столярному изделию.
Технические средства: компьютер, программное обеспечение: Microsoft Office
Power Point, Microsoft Office Word.
Дидактические средства:
Презентация «Виды и стили отделки столярного изделия», презентация по теме:
«Изготовление декоративной портретной рамки», выполненная в программе
Microsoft Office Power Point. Критерии самооценки обучающихся выполненные в
программе Microsoft Office Word.
Методы проведения:
- перцептивный;
- наглядный, поисковый.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
работа в бригаде.
Межпредметные связи: технология изготовления столярных изделий и монтажа
столярно-строительных
конструкций
–
темы:
процесс
изготовления
простых
столярных изделий, строительного инвентаря; конструктивные элементы столярных
изделий; Основы строительного производства – темы: детали и изделия из дерева,
лакокрасочные материалы; изображения изделий и деталей из древесины;
Планируемый результат
обучающиеся должны знать:
1.
Технологический процесс сверления несквозных отверстий
под вставные круглые шипы (шканты).
2.
Технологический
процесс
шлифования
поверхностей
заготовок вибрационной шлифовальной машинкой.
3.
Технологический процесс фрезерования кромок заготовок
фрезерной машинкой.
4.
Правила определения исправного инструмента.
5.
Правила
техники
бе зопасно сти,
при
с в е р л е н и и
технологических отверстий электродрелью.
6.
Основные
конструктивные
части
электродрели,
правила
эксплуатации и приёмы работы.
7.
Правила
техники
безопасности,
при
шлифовании
вибрационной шлифовальной машинкой.
8.
Правила
техники
безопасности,
при
фрезеровании
фрезерной машиной.
9.
Правила организации рабочего места при сборке и отделки
столярного изделия
обучающиеся должны уметь:
1.
Выполнять сверление электродрелью технологических отверстий
под круглые вставные шипы (шканты).
2.
Определять по внешним признакам исправность инструмента.
3.
Выполнять проверку и подготовку электроинструмента к работе;
4.
Выполнять предварительную и окончательную сборку деталей в
готовое изделие.
5.
Выполнять
подбор
отделочного
материала
и
индивидуального
метода декорирования столярного изделия.
Технологическая карта
№
этапа
Наименование
этапов и его
структурных
элементов
Норма
времени
Деятельность мастера
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый результат
1
Организационный
5 мин
Приветствие обучающихся и
мотивация к работе;
Приветствуют мастера;
Проверка наличия обучающихся, их
внешнего вида с точки зрения
техники безопасности.
Демонстрация внешнего
вида в соответствии с ТБ
Внешнее соответствие формы
одежды обучающихся нормам
техники безопасности
2
Вводный
инструктаж
30 мин
2.1.
Целевая установка
на урок
5 мин
Сообщение темы и цели урока
Озвучивание плана урока,
требований к деятельности
бригадира
Внимательно слушают;
обучающиеся вникают в
логику и цель урока,
принимают целевую
установку о делении на
бригады и выборе
бригадира.
Обучающиеся формулируют и
озвучивают собственную цель
занятия.
2.2.
Актуализация
опорных знаний и
умений
обучающихся,
повторение
пройденного
материала
15 мин
Показ презентации «Повторение
-мать учения»
Предложение выбора инструмента
пригодного для выполнения работ.
Отвечают на поставленные
вопросы.
Выбирают исправный
инструмент для
выполнения работ.
Обучающиеся отвечают на
вопросы по правилам
организации рабочего места ТБ
правильно. Выбирают исправный
инструмент.
2.3.
Мотивация учебно-
познавательной
деятельности
5 мин
Демонстрация готового изделия.
Рассказ о значимости изделия для
дальнейшего освоения ключевых
компетенций будующего
профессионала
Показ презентации «Виды и способы
отделки столярного изделия»
Внимательно слушают,
делают выводы, осознают
смысл предстоящей
деятельности
Обучающиеся выстраивают
алгоритм действий выполнения
практического изделия
2.4.
Формирование
знаний и умений
10 мин
Ознакомление с технологической
картой.
Выстраивание алгоритма
выполнения работ:
1 этап. Соединение деталей
портретной рамки на «ус» со
вставным несквозным круглым
шипом УК-9;
2 этап. Шлифование пластей
деталей.
3 этап. Предварительная и
Составление алгоритма
выполняемой работы,
опираясь на
технологическую карту.
Обсуждение и выбор
кандидатов на роль
бригадира.
Создание бригад.
Обучающиеся самостоятельно
основываясь на технологическую
карту, выводят алгоритм
дальнейших действий по
выполнению работ.
Объективная и согласованная
оценка знаний обучающихся
4.Сценарий урока
№
этапа
Наименование
этапов и его
структурных
элементов
Норма
времени
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
I.
Организационный
2 мин
Приветствие обучающихся;
Здравствуйте, уважаемые гости и
обучающиеся. Дежурный доложи о
наличии обучающихся на их рабочих
местах.
Приветствуют мастера;
Докладывает (все присутствуют)
Проверить наличие обучающихся, их
внешнего вида с точки зрения техники
безопасности. ( Мастер производит
визуальный осмотр)
В результате визуального осмотра я
делая вывод , что ваш внешний вид
соответствует нормам техники
безопасности и вы допущены к работе
на уроке.
Демонстрация внешнего вида в
соответствии с ТБ
II.
Вводный
инструктаж
43 мин
2.1.
Целевая установка
на урок
5 мин
Сегодня на уроке мы с вами будет
производить сборку и отделку
декоративной портретной рамки.
Кто мне озвучит тему урока?
Это заключительный этап в 1 разделе
модуля «Изготовление простых столярных
тяг и заготовок, сборка столярных изделий
различной сложности» это второй проект,
который мы с вами реализуем.
Цель урока: - Научиться собирать и
подбирать виды и способы отделки
столярного изделия.
Для этого мы должны знать:
1.
Правила
организации рабочего места при сборке и
отделки декоративной портретной рамки.
2. Правила техники безопасности
основные конструктивные части ручного
эл. инструмента для сверления,
фрезерования, шлифования правила
эксплуатации и приёмы работы.
3. Правила техники безопасности,
основные конструктивные части
электродрели, правила эксплуатации и
приёмы работы.
Должны уметь:
1.
Производить
сверление технологических отверстий
под круглые вставные шканты.
2.
Производить
декоративный отбор ручным
электроинструментом (калёвка);
3.
Производить
проверку и подготовку
электроинструмента к работе;
4.
Производить
Внимательно слушают;
Обучающиеся вникают в логику и
цель урока
Заключение
Литература
Крейндмен Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы. – М.:
ИРПО, Изд. центр «Академия», 1999.
Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. – М.: ИРПО,
Изд. центр «Академия», 2002.
Бобиков П.Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. – М.: ИРПО, Изд.
центр «Академия», 2002.
Обливин
В.Н.
Охрана
труда
на
деревообрабатывающих
предприятиях.
М.:
ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
Степанов
Б.А.
Материаловедение
для
профессий,
связанных
с
обработкой
дерева. М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
Голицин
А,Н.
Основы
промышленной
экологии.
–
М.:
ИРПО,
Изд.
центр
«Академия», 2002.