Автор: Соловьева Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска №123 Населённый пункт: Мурманск Наименование материала: статья Тема: Рисование детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы
заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным
материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, помочь на
начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать
определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а
елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах
картинки.
На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные
карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры
и цвета.
На обобщающих занятиях путем наглядного представления помогите малышам увидеть
и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет
бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей,
их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый
ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем
творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность,
пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного
сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ
Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий
след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность,
следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. Наряду с фломастерами можно
использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем — они также оставляют
яркий след без сильного давления.
Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем,
когда дети научатся пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые
меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т.д.), можно
предлагать им карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать
понравившийся цвет. На обобщающих занятиях предлагается полная гамма цветов и
оттенков. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и
земле.
Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата А4.
Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги
достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок приучался во время
рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как
правило, горизонтально, как в альбоме. При рисовании линий и кругов на бумаге следует
сначала нарисовать их в воздухе.
СЮЖЕТЫ РАБОТ
Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления,
хорошо знакомые им. Для того чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета,
дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто
заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму,
расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует
показать малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе
исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание
детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и т. д.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует
сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребенку. В ситуации
индивидуального занятия педагог не предлагает ребенку заготовку для рисунка, а рисует
основные элементы рисунка у него на глазах.
В начале длительность занятий составляет 10-15 минут, постепенно ее можно увеличить.
Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз.
Можно давать задания на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с
родителями.
Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый
комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
Сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем круги разной
величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не
смешивать их.
При этом если в начале занятий из-под руки маленьких детей появляются контурные
«прозрачные» рисунки, то со временем становится возможным предлагать малышам
закрасить детали рисунка нужным цветом, стараясь не выходить за его контур, добавлять в
рисунок новые детали.
На начальных этапах обучения рисованию возможна совместная деятельность ребенка
со взрослым, когда взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему рисовать. При
достаточном развитии навыков используется рисование по показу (поэтапное) и рисование
по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на
листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем, где
следует рисовать.
С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение
к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора.
Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволит наблюдать динамику
процесса развития навыков рисования у каждого малыша. Можно подшивать рисунки —
получится альбом, а если написать к ним текст (1—3 коротких предложения), получится
книжка.
Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после
каждого занятия. Нужно быть внимательным к малышам, не забывать хвалить за успехи и
достижения. Для этого необходимо внимательно рассматривать их первые рисунки,
эмоционально комментировать их, показывать другим детям и взрослым, давать
положительную оценку.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ КАРАНДАШАМИ И ФЛОМАСТЕРАМИ
Следующим этапом работы станет самостоятельный рисунок ребенка. Поэтому нужно
чаще давать детям чистую бумагу, фломастеры и карандаши. На этом этапе дети получают
возможность использовать приобретенные графические навыки по своему усмотрению,
создавая собственные сюжеты. Если раньше основной задачей занятий было закрепление
навыков рисования, то в ходе самостоятельного рисования на первый план выступает
реализация творческого потенциала малышей.
В результате проведенной работы дети вполне готовы к рисованию картинок с
использованием обобщенных форм и линий. Однако опыт показывает, что часто
самостоятельные рисунки детей очень просты. Малыши, с одной стороны, рисуют быстро,
стараются поскорее закончить рисунок, а с другой, уровень развития представлений и
воображения в этом возрасте пока не позволяет им заранее придумать развернутый сюжет
рисунка. Поэтому взрослый по-прежнему принимает участие в рисовании ребенка. Только
теперь это не прямое, а косвенное участие: при помощи вопросов и непрямых подсказок
взрослый побуждает ребенка к созданию более сложного рисунка — придумать развитие
сюжетной линии, дополнить новыми деталями, использовать разные цвета, раскрасить
определенные части рисунка и т. п.
РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ
Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и
плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон;
палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.).
Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки или халаты (по количеству
детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ
Рисование на мокрой бумаге — нанесение краски на лист, предварительно смоченный
водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать
размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.
Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев.
Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении
пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а
при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3—6 см. Используются
специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и
наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и
вытирают салфеткой.
Рисование ладонями — нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее
прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить
кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой
используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить
пальцы.
Рисование кисточкой — нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала
следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу.
В этой технике используются кисти — круглые и плоские, краски—акварель и гуашь
(акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага — акварельная и другая плотная.
Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
примакивание — нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге
кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без
проведения мазков, оторвать от нее;
нанесение мазков — рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в
разных направлениях (сверху вниз,слева направо и др.);
рисование кисточкой поверх карандашного эскиза — нанесение красок поверх несложного
карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и
горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).
Рисование с помощью штампа — нанесение краски на поверхность специальной формы
(штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью
получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При
помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве,
создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве
штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного
строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови,
картофеля).
РИСУЕМ ПО -РАЗНОМУ
Существует множество способов, которые помогут воспитателям привить ребенку интерес
к рисованию. Очень интересными и увлекательными могут быть предложенные далее
задания.
Рисуем на подносе с манной крупой
Проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Возьмите ладонь ребенка в свою
руку и помогите малышу повторить ваш рисунок. Затем ребенок проводит линии
самостоятельно .
Рисуем пальцем и пробкой
С помощью пальца, пробки получаются забавные рисунки. "Печатать" можно и обратной
стороной карандаша, крышечками, тычками, косметическими палочками и т. д.
Рисуем ладошкой
Разведите в блюдце гуашь, опустите в нее ладонь, оставьте отпечаток на листе бумаги,
скажите малышу: "Вот как получилось, а теперь ты!". Малыши будут с удовольствием
играть в такую игру.
Рисуем веревочкой
С помощью самой обыкновенной веревочки можно рисовать простые рисунки: мышку,
рыбку, мячик и др. (а любая пуговица подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих
животных).
Рисуем пипеткой
Краской из пипетки можно украсить вырезанные из бумаги силуэты чашки, зайчика,
блюдца, бабочки.
Все эти игры-упражнения лучше проводить индивидуально, особенно с малышами 2—2,6
лет; с теми, кто еще не адаптировался в детском саду, не общается с детьми. Ваше участие
в игре, одобрение: "молодец, красиво нарисовал, ах, как хорошо, здорово получается" —
стимулируют ребенка к рисованию. Каждое движение карандашом, кистью и другими
материалами дается многим малышам с трудом. Без вашей помощи им не обойтись.
Используйте такой прием: положите свою руку поверх ладошки ребенка, легонько
помассируйте и покажите, как держать фломастер, карандаш, мелок, затем порисуйте
вместе с ребенком. Малышам предстоит еще многому научиться, и ваша задача —
стимулировать их интерес к рисованию.
Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в
увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть,
постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за
старание. Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте,
спешите зажечь в детях огонек творчества!