Программное содержание:
- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча,
происхождением слова «мяч»
- Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами
- Познакомить с материалами, из которых делают мячи
- Учить называть виды спорта при игре с мячом
- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости
- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых
предметах.
Оборудование:
Мячи сделанные из различных материалов, иллюстрации с изображением
разных видов мячей, видами спорта; магнитная доска, футбольный мяч – в
виде круглого магнита; разрезные мячи, обруч, коробка с воздушными
шариками.
Предварительная работа:
Наблюдение за мячом и его свойствами.
Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.
Ход занятия:
I.Введение в тему занятия.
Складываем половинки мячей.
- Что получилось?
- О чем сегодня будем говорить?
- Хотите узнать что-то новое о мячах?
II. Рассказ воспитателя об истории появления мяча.
1.
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. Придумали его
много – много лет назад.
Давным- давно, дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми
мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких
подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, или
бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка.
2.
Показ мячей.
1) Вот такие веселые, звонкие, мячи шили девушки.
2) А этот мяч называли «попинушка»
- Как вы думаете, почему его так называли? (для игры ногами)
3) Этот мяч древнерусский, носил название лоскутный
- Почему? Как вы думаете
4) А этот «китайский» мяч.
- Почему его так называли? (его обшивали шелковыми нитками, он был
первым привезен из Китая).
III.Современность.
1.
Современные люди научились надувать мяч воздухом, гелием. В
настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они
все имеют различную форму.
- Какую? (круглую, овальную, в форме зверюшек и т. д.)
- Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар.
2. Делают мячи из разных материалов: резины, каучука, пластмассы,
кожи, бумаги, дерева, стекла и других материалов.
Д/игра «Угадай на ощупь» (не заглядывая в мешочек, определить из какого
материала сделан мяч).
3.Для каждой спортивной игры существует свой мяч. Уже много лет
существует старая древнерусская игра лапта (рассматривание иллюстраций).
Какие есть виды спорта с мячом: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол,
теннис, водное поло, хоккей с мячом. А кто сможет назвать мне игроков?
Д/игра «Что можно делать с мячом?»
(играть, пинать, подбрасывать, ловить, кидать, катать …..) Бросаю мяч
ребенку он называет действие и возвращает обратно.
IV.Составление описательного рассказа.
В обруче лежат несколько мячей, глазами выберите один из них и
расскажите о нем, а мы должны угадать какой мяч вы описывали. (2-3
рассказа, чей рассказ был более полным и содержательным).
Физкультминутка:
V. Задание на ориентировку на плоскости.
- Хотите поиграть в футбол?
Д/игра «Мяч на поле».
- Подойдите к доске, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в
руки – это будет магнит. Называется имя ребёнка, он ставит мяч в указанное
место.
Итак:
Положите мяч в центр поля.
Мяч отправляется в левый верхний угол.
Гол! Мяч в правых воротах.
Положите мяч в центр поля.
Мяч в правом нижнем углу.
Мяч в правом верхнем углу.
Гол! Мяч в левых воротах.
Мяч в левом нижнем углу.
VI. Правила безопасного поведения при игре с мячом.
- При игре с мячом могут произойти и неприятности, если забыть правила
безопасности.
- Как приучить мяч быть послушным?
1.Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему?
Мяч может их разбить.
2.Нельзя бросать мяч в лицо. Можно получить травму.
3. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему?
Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию.
4.И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
5.Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему?
Это испортит мяч.
VII. Заключительная часть.
- Эту коробку мне передал почтальон.
- Что же там находится? Сейчас посмотрим. Ребята, отгадайте загадку:
- Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.(шарики).
- Хотите поиграть с ними?
- Тогда каждый из вас должен надуть свой шарик.
Итог:
- О каких мячах вы узнали?
- Из чего изготавливали мячи в старину?
- Какие виды спорта с мячом вы знаете?
- Какие правила нужно соблюдать при игре с мячом?
- Понравилось вам занятие? Всем спасибо, вы хорошо занимались.
Составила
воспитатель:
МБДОУ детский сад№38 г.Белово
1 квалификационной категории
Ильина Н.В. 2016 г.