Напоминание

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр


Автор: Чистоганова Инна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №42
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад





Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Чистоганова И.И.

Непрерывная образовательная деятельность,

Непрерывная образовательная деятельность,

проводимая с использованием созданных самостоятельно ЭОР

проводимая с использованием созданных самостоятельно ЭОР

Санкт – Петербург

2016 г.


Сенсорное

развитие

-

(от

лат.

sensus



чувство,

ощущение)

предполагает

формирование

у

ребенка

процессов

восприятия

и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание является фундаментом умственного развития

детей,

развивает

наблюдательность,

позитивно

влияет

на

эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает

внимание,

дает

ребенку

возможность

овладеть

новыми

способами

предметно-познавательной

деятельности,

обеспечивает

усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной

деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет

на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов

памяти.


является основой для интеллектуального развития;

упорядочивает

хаотичные

представления

ребенка,

полученные

при

взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

развивает внимание;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-

познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка;

влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.

видов памяти


1.

Создание

условий

для

формирования

восприятия,

как

начальной

ступени

познания

окружающей

действительности.

С

восприятия

предметов

и

явлений начинается познание окружающего мира.



2.

Формирование

у

детей

систем

сенсорных

эталонов

-

обобщенных

представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

ЭТАЛОНЫ

Восемь

цветов (в т.

ч. черный и

белый)

Три

контрастных

величины

Четыре

формы и пять

плоскостных

фигур


3 .

Ф о р м и р о в а н и е

у

д е т е й

с и с т е м

п е р ц е п т и в н ы х

(обследовательских) действий. Сравнение, соотнесение, сличение,

упорядочивание, группировка объектов между собой – являются

обобщёнными

способами,

формирующимися

на

этапе

раннего

детства

и

позволяющими

успешно

решать

определённый

круг

задач на различение цвета, формы, величины.


4.

Поддерживать

интерес

ребёнка

к

совместной

со

взрослыми

деятельности.

Формирование

у

детей

умений

самостоятельно

применять системы перцептивных действий и системы эталонов в

практической и познавательной деятельности.


Одним

из

приёмов
сенсорного воспитания является применение дидактических игр.
Дидактические игры
создают условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
Основная особенность
дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются в целях воспитания и обучения детей. В игре познавать мир интереснее и получается это легко.
«Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует

действительность

и

изменяет

мир.

Суть

человеческой

игры

-

в

способности,

отображая,

преображать

действительность…

В

игре

впервые

формируется

и

проявляется

потребность

ребенка

воздействовать

на

мир

-

в

этом

основное,

центральное и самое общее значение игры»

С.Л. Рубинштейн


Тип

деятельности
: интегрированная образовательная деятельность.
Приоритетная

образовательная

область
: познавательное развитие.
Виды

детской

деятельности
: предметная; общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого; экспериментирование с материалами и веществами; восприятие смысла сказок, стихов; двигательная активность.
Цели
: расширять и уточнять знания детей о насекомых; активизировать познавательный интерес к природе; поддерживать интерес и активные действия с предметами; формировать представление о цвете, форме как особых признаках предметов, объединять предметы между собой по этим признакам; закреплять знания детей основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, понятий «большой», «маленький»; продолжать накапливать у детей опыт ориентировки в пространстве («на», «под»); практиковать детей составлять изображение из нескольких частей, путем наложения на основу.
Предварительная

работа
: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, мелких игрушек-насекомых; чтение стихов, сказок о насекомых («Муха – Цокотуха», «Тараканище» К. Чуковский, «Бабочка», «Мотылек» О.Емельянова и др.); дидактические игры: «Какой бабочки не стало?», «Укрась бабочку», «Собери животное из геометрических фигур», «Полянка», «Разложи фигуры», «Больше – меньше», «Угадай, где спрятали» и т.д.
Планируемые

результаты
: дети узнают и называют насекомых, проявляют эмоциональную отзывчивость; принимают активное участие в играх; проявляют интерес и активные действия с предметами; выделяют и учитывают цвет, форму, величину предметов при выполнении практических действий; различают и называют основные цвета, ориентируются в соотношении плоскостных фигур (круг, прямоугольник); сравнивают, соотносят, группируют, устанавливают тождество по признакам предметов (форма, цвет).
Материалы
: интерактивная доска; игрушка – божья коровка; мелкие игрушки – насекомые; емкость с пшеном; «домики» разной формы (круглой, треугольной, квадратной); блоки Дьенеша; мешочек; игрушечный жук, прикрепленный на палочке; картинки-схемы с изображением бабочки из геометрических фигур; геометрические фигуры.

Воспитатель приглашает детей собраться в круг. Выполняется ритуал приветствия
Приветствие:
Рано солнышко проснулось, В гости к нам пришло с утра. Всем ребятам улыбнулось, Пожелало всем добра. Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся.
На интерактивной доске выведено изображение домика. Педагог предлагает детям по очереди подойти к домику и открывать окошки (наводя на него стилусом). Дети открывают окошки, из которых появляются насекомые, называют появившееся насекомое.
Воспитатель вносит игрушку – божью коровку Дети рассматривают божью коровку, гладят ее, здороваются. Коровки бывают разные: Оранжевые, желтые, красные, Как пуговки, в черную крапинку, На травке, как красные капельки.
На полу разложены домики для жуков круглой, квадратной и треугольной формы. Дети вынимают «жуков» (блоки Дьенеша) из мешка, проговаривая, какой он формы и раскладывают жучков по домикам (в соответствии с формой)
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга. Воспитатель показывает игрушечного жука, прикрепленного на палочку. Воспитатель поворачивается на месте, проводя палочкой с игрушкой над головами детей. Дети пытаются поймать жука. Вот жучок жужжит-кружится. На цветочек он садится. Ставит лапки наш жучок На нарядный лепесток. Один, два, три, четыре, пять — Будем мы с жучком играть.
Дети выполняют задание на интерактивной доске по словесному указанию воспитателя (сажают жучка на цветок; на высокий грибок; на низкий грибок; на ягодку, под ёлочку и т.д.)
Дети опускают руки в емкость с пшеном и выкапывают из него мелкие фигурки жуков и сажают их на травку.
Дети выполняют задание на интерактивной доске, сажают бабочек на цветы в соответствии с цветом.
Дети садятся за столы и выкладывают бабочек самостоятельно, ориентируясь на образец на интерактивной доске. Взрослый показывает образец выполнения с выложенной заранее бабочкой, контролирует выполнение задания, предлагает помощь. На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур (путем наложения), подбирая круги в соответствии с цветом и размером геометрических фигур, изображенных на схеме.
Дети прощаются с насекомыми.


В раздел образования