Экологический проект "Помогите птицам зимой", как один из методов дошкольного образования и воспитания.
Автор: Майорова Ирина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной Дворец творчества детей и молодежи. г.Ульяновск. Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Экологический проект "Помогите птицам зимой", как один из методов дошкольного образования и воспитания. Раздел: дошкольное образование
Экологический проект «Помогите птицам зимой», как один из методов
дошкольного образования и воспитания.
Майорова Ирина Николаевна
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей областной Дворец творчества детей и
молодежи. г.Ульяновск.
Первым этапом системы экологического образования является дошкольное
экологическое
воспитание. Экологическая
культура -
часть экологического
образования и важная часть общей культуры человека, проявляющаяся в его
духовной
жизни,
в
быту.
Во спитывая
ребенка,
э кол о г и ч е с к и
ориентированного,
мы
прививаем
ему
элементы
экологической
культуры
общества.
Экологическая
культура
включает
в
себя: экологическое
сознание
и
чувства, экологическая деятельность и поведение, экологическое отношение
к природе.
К старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое
отношение,
как
результат
экологического
воспитания
и
содержит
в
себе
экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.
Как одним из методов формирования экологической культуры является
практическая,
исследовательская
деятельность
в
природных
условиях.
Экологическое
образование
должно
начинаться
с
объектов
ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
В
любом
городе,
поселке
есть
интересные
для
наблюдений
природные
объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе
проектно-исследовательской деятельности.
Экологический
проект
–
это
решение
поставленных
задач
в
процессе
исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками
проведения
проекта,
возрастом,
возможностями
детей,
содержанием
образовательных программ дошкольного учреждения.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений
самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести
собственные
исследования,
обобщить
материал;
спо собствуют
формированию
экологически
грамотного,
безопасного
для
природы
и
здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта
разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по
проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют,
слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют
свои сказки и рассказы.
Наш проект «Помогите птицам зимой» способствует воспитанию бережного
отношения к пернатым.
Задачи:
-формировать у детей представление о жизни птиц в холодное время года;
-развивать познавательный интерес к родной природе;
-вызывать желание помогать зимующим птицам;
-развивать коммуникативные способности;
-развивать творческие способности;
-воспитывать начала экологической культуры;
-вовлекать воспитанников и детей в активную экологическую деятельность.
Участники проекта: педагоги, дети школы раннего развития «Кораблик»,
родители детей.
Сроки проведения проекта: Ноябрь-март.
Ожидаемый результат:
-расширение у детей представлений о зимующих птицах;
-формирование исследовательских, поисковых навыков и умений;
-формирование начал экологической культуры дошкольников
-стремление сохранить природные богатства своей родины;
-повышение экологической культуры родителей, педагогов, членов семей.
-вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс,
укрепление
сотрудничества с школой раннего развития.
Оборудование и материалы: музыкальные композиции, настольно-печатные
игры, репродукции картин.
Художественные
произведения:
Н.Сладков
«Волшебная
палочка»,
«Кусок
хлеба», В.Бианки «Сумасшедшая птица», Г.Скребицкий «Чем дятел зимой
кормиться?», «Зимние гости», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку».
Стихотворение «Покормите птиц зимой».
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
-изучение методических материалов по реализации экологической акции;
-определение содержание, форм и методов организации работы;
-подборка художественной литературы, дидактических игр, презентаций;
-размещение
в
информационном
уголке
обращения
к
родителям
принять
активное участие в реализации проекта.
2 этап - основной.
-занятия с детьми по ознакомлению с миром птиц« Мир птиц», «Зимующие
птицы»;
-чтение художественных произведений;
-наблюдение за птицами на прогулке, на кормушке.
Дидактические игры:
«Закончи предложение», цель: закрепить пословицы и поговорки о птицах;
«Зимующие-перелетные», цель: учить различать и называть перелетных и
зимующих птиц;
«Кто что ест?», цель: чем питаются птицы зимой, поощрять готовить корм
летом;
«Угадай по описанию», цель: знать и правильно описывать птиц по 2-3
опорным словам;
«Угадай ,чей клюв, нос», цель: развивать воображение детей, память.
Игры-диалоги:«Чем питаются зимующие птицы».
«Что будет, если не станет птиц», «Чем мы можем помочь птицам?».
Подвижные игры: «Филин и птицы», «Совушки».
Продуктивная деятельность:
- рисование «Птички на кормушке»;
- лепка «Птички клюют зернышки»;
- коллективная аппликация «Прилетайте птички-снегири, синички»;
- изготовление Оригами-птички;
-
создание
с
детьми
стенгазеты
для
родителей
«Покормим
птиц
зимой
вместе»;
- изготовление кормушек вместе с детьми;
- рассматривание иллюстраций, репродукций «Зимующие птицы»;
- просмотр презентаций «Птицы зимой».
Работа с родителями:
- конкурс « Наша кормушка»;
- совместная творческая деятельность с ребенком для альбома «Зимующие
птицы»;
- создание папки-передвижки «Как живется птицам зимой?»;
- участие родителей в подкормке птиц.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов и анализ результатов проекта.
Беседа «Как мы помогали птицам», цель: обобщить и закрепить знания детей
о необходимости помогать птицам в холодное время. Выставка совместного
альбома «Помогите птицам зимой». Праздник «День птиц».
Ухаживая и помогая птицам в холодное время года, дети усваивают
связь человека и природы, единство всего живого на земле. Осознавая это,
дети будут гуманнее относиться к природе. Дети меняют свое отношение к
природе и живым существам, живущим рядом с нами.
Наша работа с детьми над проектом «Помогите птицам зимой» показала
детям
элементарные
представления
о
причинности
и взаимной
обусловленности явлений природы. Раскрывая детям тему, мы старались
создать
основу
экологически
целесообразного
поведения.
Показать,
что
природа
представляет
собой
систему
особым
образом
организованных
существ.
Список литературы
1.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских
дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ,
2001. - 128с.
2.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. -
2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
3.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский
центр «Академия», 2002. - 336с.
4.
Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей
дошкольного
возраста.
Программа
учебного
курса
и
методические
рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.:
Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А.
Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.