Напоминание

Проект по здоровьесбережению "Неделя здоровья в ДОУ"


Автор: Смородина Анастасия Игоревна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МК ДОУ №2 "Рябинка"
Населённый пункт: НСО р.п. Мошково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект по здоровьесбережению "Неделя здоровья в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОШКОВСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД №2»

ПРОЕКТ

«НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ»



АВТОРЫ: ИНСТРУКТОР ПО ФИЗ.КУЛЬТУРЕ



СМОРОДИНА А.И.



АВТОРУ ПОМОГАЛИ:



РОДИТЕЛИ И ДЕТИ ДОУ

ВОСПИТАТЕЛИ ДОУ №2

НОВОСИБИРСК 2016


Участники проекта
– воспитатели ДОУ, педагоги ДОУ: Махова Е.И. и Петрова Л.М. (музыкальные руководители), Ярлыкова Е.А. (педагог-логопед), Шевкопляс Е.А. (мед.сестра), дети и родители ДОУ.
Тип проекта:

По методу: исследовательский

По количеству: коллективный

По продолжительности

две

недели

Цель проекта:
воспитать у детей эмоционально положительное отношение к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни; обеспечить оптимальный двигательный режим в течение всей недели; организовать совместно с родителями ряд мероприятий для прививания у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- расширять кругозор и формировать познавательный и спортивный интерес: о здоровом образе жизни, о спорте и физической культуре, элементарные представления о здоровьесбережении, к познавательно-исследовательской деятельности; - развивать сенсорные и моторные функции, физические качества, самостоятельность, позитивное отношение жизненно-необходимым двигательным особенностям; - воспитывать дисциплинированность, организованность и желание оказывать помощь друг другу; - обогатить игровой опыт детей;
- вовлечь родителей в образовательный процесс, для формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях; - вызвать эмоционально-позитивные чувства у всех участников проекта в различных мероприятиях.

1 Этап «Выбор темы»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычки к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, результаты анкетирования показали, явную недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном тройственном союзе – специалистов дошкольного отделения, медицинских работников и семьи. Благодаря специально-организованной досуговой деятельности, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детское выбора, эффективно формируется здоровье дошкольников и выработка правильных привычек. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки полученные на занятиях, в интересной и увлекательной
форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный образ жизни каждого кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы нам выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учетом личных физиологических возможностей, привлечь к решению проблемы всех участников образовательного процесса, особое внимание уделяя взаимодействию с родителями. Именно для реализации данной цели и служит проект «Неделя здоровья».
Участие детей
в проекте позволит сформировать представления о спорте и здоровом образе жизни; стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; умение делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников.
Участие

родителей
в проекте позволит: вовлечь их в образовательный процесс; расширить кругозор детей; раскрыть спортивный потенциал не только детей, но и родителей; укрепить взаимодействие детского сада и семей, а также внутреннее взаимоотношения.
Участие педагогов
позволит сделать процесс формирования представления детей о здоровом образе жизни полноценным, с привлечением всех направлений образовательного процесса.

2 Этап «Сбор сведений»
Анкетирование: «Здоровый образ жизни» (Приложение 1). Промежуточный мониторинг физического развития детей.
План-график реализации проекта

Предполаг

аемый

период

проведения

проекта

Мероприятия

Задачи

Ответственные
Предварите льная работа ( 2 8 . 0 3 – 01.04) 1 . П р о в е д е н и е промежуточного мониторинга физического развития дошкольников. 2. Изучение уровня о сведомлённо сти и мотивации родителей в вопросах формирования, у к р е п л е н и я и поддержания здоровья дошкольников:  Анкетирование родителей  Беседы 3. Разработка плана Определение компетентности р о д и т е л е й в вопросах физического развития ребенка. Обеспечение режимных моментов в семье, приобщение детей к спорту. Приобщение Инструктор ФИЗО, медсестра. Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ. Инструктор
мероприятий совместной деятельности детей и родителей. 4. Информирование родителей о реализации п р о е к т а « Б ы т ь здоровыми хотим!» р о д и т е л е й к современной деятельности в рамках ДОУ. Формирование и н т е р е с а у р о д и т е л е й к совместной деятельности в рамках проекта ФИЗО. Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ. Понедельни к (4.04.) 1. Запуск комплекса утренней ритмической г и м н а с т и к и п о д музыкальное сопровождение (Детский хор Великаны – Бим-бом). 2. Беседы с детьми о здоровом образе жизни – все группы. 3 . П р о в е д е н и е физкультурных занятий с и с п о л ь з о в а н и е м нетрадиционного физкультурного Формирование позитивно- эмоционального интереса у детей к у т р е н н е й зарядке. Активировать словарный запас детей; выявить уровень к р у г о з о р а п о вопросу ЗОЖ. Совершенствоват ь ф и з и ч е с к и е качества, Инструктор ФИЗО. Воспитатели. Инструктор ФИЗО.
оборудования, внедрение пальчиковых игр с нетрадиционными предметами, комплексы у п р а ж н е н и й д л я профилактики плоскостопия – средняя А, средняя Б, старшая А группы. 4 . П р о в е д е н и е совместного праздника « О т к р ы т и е Н е д е л и Здоровья». 5 . Р а з м е щ е н и е к о н с у л ь т а ц и и д л я родителей «Совместные занятия с п о р т о м д е т е й и р о д и т е л е й » ы информационных самостоятельност ь детей. Развивать с е н с о р н ы е и моторные функции дошкольников. Формировать предпосылки ЗОЖ, представление о соревнованиях в целях физического совершенствован ия, поддерживать дружеские о т н о ш е н и я в коллективе детей. Повышение компетентности р о д и т е л е й п о вопросу оздоровления Инструктор ФИЗО. Инструктор по ФИЗО, Воспитатели.
уголках. детей. Вторник (5.04.) 1 . П р о в е д е н и е совместной зарядки с родителями: старшая Б, подготовительная, логопедическая группы. 2. Беседы: в средних группах – «Чтобы быть здоровым», «Как я буду заботиться о своем здоровье»; ст аршие г р у п п ы – « В и д ы спорта». 3 . С п о р т и в н о - интеллектуальное развлечение «ФОРТ Б О Я Р Д » в подготовительной, логопедической группах. Вовлечение р о д и т е л е й к с о в м е с т н о й с детьми образовательной деятельности. Активировать словарный запас детей; выявить уровень к р у г о з о р а п о вопросу ЗОЖ. Развивать логическое мышление, совершенствовать двигательные навыки, у ч и т ь налаживать о б щ е н и е в совместной игре. Инструктор ФИЗО, Воспитатели. Воспитатели Инструктор ФИЗО, Воспитатели. Среда (6.04.) 1 . П р о в е д е н и е совместной зарядки с родителями: средняя А, средняя Б, старшая А группы. Вовлечение р о д и т е л е й к с о в м е с т н о й с детьми образовательной Инструктор ФИЗО, Воспитатели.
2 . Б е с е д ы : в о 2 - х младших группах - «Здоровый ребенок». 3 . С п о р т и в н о е ра звлеч е ние « Б ы т ь з д о р о в ы м и х о т и м . С о в е т ы д о к т о р а Пилюлькина» в средних группах. 4 . С п о р т и в н о е развлечение «Спорт – здоровье, спорт – игра, с и л а , л о в к о с т ь , красота» в старших группах. деятельности. Активировать словарный запас детей; выявить уровень к р у г о з о р а п о вопросу ЗОЖ. Научить д е т е й з а б о т и т ь с я о своем здоровье, развивать способность быстро реагировать на команды/задания. Формировать у детей с то й ку ю м о т и в а ц и ю к занятиям физической к у л ь т у р ы и спортом, к ЗОЖ. Воспитатели Инструктор ФИЗО, Воспитатели. Инструктор ФИЗО, Воспитатели. Четверг (7.04.) 1 . П р о в е д е н и е экскурсии в ДЮСШ – старшие, подготовительная, логопедическая группы. Вызвать позитивно- эмоциональное настроение детей, формировать интерес к спорту. Инструктор ФИЗО, Воспитатели.
2. Беседы: «Гигиена», «Вредные привычки», «Полезная еда» - все группы. 3 . С п о р т и в н о е развлечение «В гостях у С п о р т и к а » в о 2 - х младших группах. Активировать словарный запас детей; выявить уровень к р у г о з о р а п о вопросу ЗОЖ. Приобщить детей к З О Ж ч е р е з двигательную активность. Воспитатели. Инструктор ФИЗО, Воспитатели Пятница (8.04.) 1 . З а к р е п л е н и е комплекса утренней ритмической г и м н а с т и к и п о д музыкальное сопровождение (Детский хор Великаны – Бим-бом). 2. Беседы с детьми о здоровом образе жизни – все группы. 3 . П р о в е д е н и е физкультурных занятий с и с п о л ь з о в а н и е м нетрадиционного физкультурного оборудования, Формирование позитивно- эмоционального интереса у детей к у т р е н н е й зарядке. Обобщить знания детей по данной теме. Совершенствоват ь ф и з и ч е с к и е качества, самостоятельност ь детей. Развивать Инструктор ФИЗО. Воспитатели. Инструктор ФИЗО.
внедрение пальчиковых игр с нетрадиционными предметами, комплексы у п р а ж н е н и й д л я профилактики п л о с к о с т о п и я – с т а р ш а я Б , подготовительная, логопедическая группы. 4 . П р о в е д е н и е совместного праздника « З а к р ы т и е Н е д е л и Здоровья. В деревне Неболейкино». с е н с о р н ы е и моторные функции дошкольников. Приобщить детей к ц е н н о с т я м здорового образа жизни, создание эмоционального настроя детей и педагогов. Инструктор ФИЗО, Воспитатели, Музыкальный руководитель, Учитель- логопед. Всю неделю 1. Прием кислородного коктейля. 2. Выставка творческих д е т с к и х р а б о т « Я спортсмен». 3 . В ы с т а в к а Восстановление необходимого уровня кислорода в крови. Формировать творческий потенциал детей в создании неповторимых рисунков. Обобщить Мед.сестра Воспитатели Воспитатели, Инструктор
спортивных д о с т и ж е н и й « Н а ш Олимпийский резерв». 4 . В ы с т а в ка ф о т о - коллажей «Мама, папа, я – спортивная семья». 5 . А н к е т и р о в а н и е родителей подготовительной и логопедической групп «Семья и спорт». уровень спортивных достижений семей воспитанников. Приобщить р о д и т е л е й к совме стному с ДОУ влиянию на психофизическое состояние детей. Определить компетентности р о д и т е л е й в вопросах физического развития ребенка. ФИЗО. Воспитатели, Инструктор ФИЗО. Инструктор по ФИЗО, Воспитатели. П о и т о г у проекта Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу. Распространение опыта Инструктор по ФИЗО Были определены возможные варианты проектов: - Выставка «Мама, папа, я - спортивная семья!»;
- Выставка творческих работ «Я - спортсмен!»; - Выставка спортивных достижений «Наш Олимпийский резерв»; - экскурсия в ДЮСШ; - Методические разработки: Спортивно-познавательный праздник «Открытие Недели Здоровья», спортивно-интеллектуальное развлечение «ФОРТ БОЯРД», спортивное развлечение «Быть здоровыми хотим. Советы доктора Пилюлькина», спортивное развлечение «Спорт – здоровье, спорт – игра, сила, ловкость, красота», спортивное развлечение «В гостях у Спортика», Спортивно-театрализованное представление «Закрытие Недели Здоровья. В деревне Неболейкино»; - Консультации: «Совместные занятия спортом детей и родителей» (Приложение 2); - Создание фильма «Быть здоровыми хотим!». К реализации вышеперечисленных проектам подключились все специалисты ДОУ.

3 Этап «Основной»
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду на период проведения проекта строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Перво степенной задачей для ДОУ является о б о г а щ е н и е здоровьесберегающего пространства для всех участников проекта. В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты: кабинеты специалистов, музыкальный зал, спортивная площадка, оборудованные участки на улице), здоровьесберегающая предметно-развивающая среда в группах, образовательно-методическая среда. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими п р о ц е д у р а м и с т а л и е с т е с т в е н н ы м и и необходимыми в нашем детском саду.
Традиционным в здоровьесберегающем направлении детского сада стало сотрудничество с социальными партнерами, благодаря чему дети попробовали кислородный коктейль, который способствует восстановлению уровня кислорода в крови, сходили на экскурсию в ДЮСШ р.п. Мошково.
В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всесторонне формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них модели социального поведения. Оценивая происходящее, ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников. При проведении опросов и анкетирования было выявлено, что 62,5% опрошенных родителей укрепляют здоровье своего ребенка, 51% прививают любовь к спорту своим детям, и 48,5% родителей занимаются спортом. В результате последних данных было решено оформить выставку «Наш олимпийский резерв».

4 Этап «Презентация проекта»
Презентация проходила в формате:  Организации выставок: Выставка творческих работ «Я - спортсмен!»
Выставка фото-коллажей «Мама, папа, я – спортивная семья» Выставка семейных спортивных достижений «Наш Олимпийский резерв»
 «Неделя здоровья» o Открытие «Недели здоровья»

o Зарядка с родителями o Спортивные развлечения

o Экскурсия В ДЮСШ р.п. Мошково
o Закрытие «Недели здоровья»

 Создание фильма «Быть здоровыми хотим!»
Приложение 1

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представление ребенка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий. Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая, на Ваш взгляд, правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой. Надеемся на сотрудничество.
Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отражающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
а) совсем не болеет б) редко болеет в) часто болеет
2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным

развитием Вашего ребёнка?
а) да б) нет в) частично
3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание,

заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
а) соблюдение режима б) полноценный сон в) достаточное пребывание на свежем воздухе г) здоровая гигиеническая среда д) благоприятная психологическая атмосфера е) физические занятия ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
а) облегчённая форма одежды на прогулке б) облегчённая одежда в группе в) обливание ног водой контрастной температуры г) хождение босиком д) прогулка в любую погоду е) полоскание горла водой комнатной температуры
5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
а) да б) частично в) нет
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно б) часто в) очень редко г) не занимается
7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
а) да б) отчасти в) нет г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
а) на море б) дома в) в санатории г) в деревне д) другое ___
9. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки б) гуляют во дворе в) смотрят телевизор г) с друзьями
10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг б) из средств информации в) из беседы с ___ г) в детском саду
11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да б) затрудняюсь ответить
12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед б) личным примером в) совместно
13. Нужна ли Вам помощь детского сада?
а) да б) частично в) нет Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!
Приложение 3

Консультация для родителей

«Совместные занятия спортом детей и родителей»
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо.
Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время. Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач. Совместные занятия приносят следующие положительные результаты: - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями; - углубляют взаимосвязь родителей и детей; - предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; - позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, спо собствуют
всестороннему развитию ребенка. Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них - не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований - они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре. А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче. То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.


В раздел образования