Автор: Комарова Наталия Константиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ "ДЕТСКИЙ САД № 10 "ДУБРАВУШКА" Населённый пункт: г.Нягань Наименование материала: Газета для педагогов и родителей Тема: "Радужные странички" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДУБРАВУШКА»
Газета для педагогов и родителей
«Радужные странички»
Тема:
Воспитываем
правильную и красивую речь
дошкольников.
Воспитатель:
Комарова
Наталия
Константиновна
Выпуск № 1,
декабрь
СЕГОДНЯ В
выпуске
:
Метод
наглядного
моделирования
как
средство
совершенствования речи детей.
Использование наглядного моделирования в развитии
связной
речи
у
дошкольников
с
р еч е в ы м и
нарушениями.
Наглядное
моделирование
в
ко р р е к ц и о н н о -
развивающем обучении
Что должен уметь ребёнок в речевом развитии.
Чистоговорки.
Ребусы.
Говорят дети.
“Чтобы обучить
другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться
самому”.
М.Монтень
/
Научный взгляд
/
Метод наглядного моделирования как
средство совершенствования речи
детей
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной
темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество
методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у
детей, одной из них является наглядное моделирование.
В
современной
научно-педагогической
литературе
моделирование
рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А.,
Дьяченко О.М. и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что
именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения
отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С.,
Хализева Л.М. и др.). Использование заместителей и наглядных моделей
развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего
внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование
условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д), появляется
возможность
применить
заместители
и
наглядные
модели
в
уме,
представлять
себе
при
их
помощи
то,
о
чем
рассказывают
взрослые,
предвидеть возможные результаты собственных действий. На использовании
наглядных
моделей
основаны
многие
методы
дошкольного
обучения.
К
примеру,
метод
обучения
дошкольников
грамоте,
разработанный
Д.Б.
Элькониным
и
Л.К
Журовой,
предполагает
построение
и
использование
наглядной
модели
(схемы)
звукового
состава
слова.
Данный
метод
используется
в
различных
модификациях
как
при
обучении
нормально
развивающихся
дошкольников,
так
и
детей
дошкольного
возраста
с
нарушениями речи.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более
целенаправленно
развивать
импрессивную
речь
детей,
обогащать
их
активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и
совершенствовать
умения
использовать
в
речи
различные
конструкции
предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой
деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной
ситуации, способствующей развитию речевого общения.
/Воспитателю на заметку/
Использование наглядного моделирования в
развитии связной речи у дошкольников с
речевыми нарушениями.
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими речевые
нарушения,
относится
формирование
связной
монологической
речи.
Это
необходимо и для речевого развития, и для подготовки детей к предстоящему
школьному обучению.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов,
умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои
суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня
развития связной (диалогической и монологической) речи.
Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего
от своевременного его начала и правильно выбранных методов работы.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием
успешности обучения ребенка в школе.
Основными
средствами,
которыми
овладевает
ребенок
в
этом
возрасте,
являются
образные
средства:
сенсорные
эталоны,
различные
символы
и
знаки (прежде всего это разного вида наглядные модели, схемы, таблицы).
Символ,
как
и
понятие,
фиксирует
главное
и
отделяет
несущественное.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению
понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию и
пониманию
логико-грамматических
конструкций
и
целостного
речевого
высказывания. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность,
служат своеобразным наглядным планом для создания монологов.
При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения
реальных
предметов,
символы
для
обозначения
некоторых
частей
речи,
схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых
предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью
обследования.
Необходимо отметить, что применение наглядного
моделирования позволяет актуализировать и
активизировать лексический запас ребёнка.
/ Шпаргалка для педагогов /
Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-
развивающего обучения, широки.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более
целенаправленно
развивать
импрессивную
речь
детей,
обогащать
их
активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и
совершенствовать
умение
использовать
в
речи
различные
конструкции
предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Игра "Исправь ошибку"
Цель:
развитие
понимания
логико-грамматических
конструкций;
практическое
усвоение
структуры
простого
предложения
с
прямым
дополнением.
Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка
и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления
модели предложения).
Инструкция : "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика".
Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".
Ход
выполнения
задания:
Педагог
последовательно
предлагает
детям
прослушать
предложения,
иллюстрируя
их
с
помощью
двух
предметных
картинок
и
карточки
со
стрелкой.
Ребенок
должен
исправить
ошибку
в
предложении,
правильно
его
произнести,
предварительно
переставив
карточки.
Применение наглядных моделей может способствовать более точному и
прочному
усвоению
детьми
на
практическом
уровне
отдельных
словообразовательных
операций.
Например,
в
игре
"Вкусный
сок"
дети,
используя наглядную модель, практически усваивают способы образования
относительных
прилагательных
со
значением
отнесенности
к
продуктам
питания.
Игра "Вкусный сок"
Цель:
практическое
усвоение
детьми
относительных
прилагательных
со
значением отнесенности к продуктам питания.
Материал :
наглядная
схема,
изображающая
стакан,
вокруг
него
-
изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".
Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям
сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.
Игра "Кто, какую пользу приносит"
Цель:
составление
простого
распространенного
предложения
с
прямым
дополнением по заданной схеме.
Материал: наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.
Ход
выполнения
задания:
Педагог
показывает
предметные
картинки,
расположенные
в
обоих
карманах
наборного
полотна
(в
первом
-
с
изображениями домашних животных и птиц, во втором - с изображениями
тех
предметов,
которые
связаны
с
пользой,
приносимой
животными
и
птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих
высказываний детей ("курица - яйца").
Педагог стимулирует составление детьми предложений по составленным
схемам.
Примерные ответы детей: "Куры несут яйца".
Игра "Опиши овощи и фрукты"
Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих
различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже;
формирование
навыка
составления описательного рассказа о предмете.
Материал: схемы описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, вкус),
выполнение
действий
по
отношению
к
ним
(посмотрим,
потрогаем,
понюхаем, попробуем).
Инструкция: "Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно
описать разные фрукты".
Ход выполнения задания: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом
этапе
детям
предлагается
описывать
овощи
и
фрукты
с
помощью
схем
(образец дается педагогом). На втором этапе детям предлагается мысленно
выполнить
те
или
иные
действия
с
фруктами
(овощами),
которые
иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы по поводу
результата действия.
Примерные ответы детей: "Это яблоко. Оно красное, круглое по форме.
Яблоко твердое, сладкое, вкусное".
Игра "Угадай, какие это фрукты?"
Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение
активного
лексикона
детей
прилагательными,
обозначающими
разные
признаки предметов (фруктов); формирование умения описывать предмет
(разные виды фруктов).
Материал: карточки-схемы, отображающие отдельные признаки и свойства
фруктов (форма, цвет, вкус и др.); предметные картинки с изображениями
фруктов.
Инструкции: "Посмотрите на эти картинки. Назовите их"; "Отгадайте, какой
из фруктов я опишу. Оранжевый ,круглый по форме, сладкий, сочный"; "Как
догадался, что это апельсин и т. п.?". Карточки-помощники вам помогут".
Ход выполнения задания: Педагог предлагает отгадать, какой из фруктов она
описывает с помощью карточек-схем.
В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной
сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные
стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.
Задание: "Составим рассказ вместе"
Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического
мышления;
развитие
умения
творчески
закончить
рассказ
с
опорой
на
предметные картинки.
Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной
модели
рассказа
(лицо
мальчика;
лыжи;
солнце
и
ручейки;
дом;
вопросительный знак; самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).
Инструкция: "Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети
с помощью педагога составляют начало рассказа)".
Задание: "Составим рассказ по опорным
картинкам"
Цель:
формирование
связного
речевого
высказывания
по
опорным
картинкам.
Материал:
опорные
картинки
(мальчик;
окно;
дуб;
дуб
осенью,
зимой,
весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).
Инструкция: "Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные
картинки).
Ход выполнения задания: Педагог составляет рассказ. После рассказа задает
вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных
картинок.
После
этого
(возможно
на
последующих
занятиях)
можно
предложить некоторым детям повторить весь рассказ.
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый
рассказ
с
опорой
на
модели,
состоящие
из
8-10
наглядных
опор,
самостоятельно
осуществляют
выбор
моделей
или
необходимых
для
рассказывания наглядных опор, а также овладевают умением придумывать
рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. Применение
наглядных
моделей
в
работе
над
монологической
речью
детей
с
ОНР
позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению
связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной
теме. А также сочинению рассказа по замыслу.
/ Это надо знать /
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и
предметы.
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на
диван).
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов
(любой стул – это стул).
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что
это?».
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2
годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих
предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих
простые действия.
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3
лица
единственного
числа
настоящего
времени
с
существительными,
используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и
местоимение «я».
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного
языка (этап физиологического косноязычия).
10.
Неустойчивое
произношение
многих
слов:
звук
то
выпадает,
то
заменяется, то произносится верно.
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры
путем опускания слогов из середины слова).
12. У части детей слабый, тихий голос.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА
1.
Самым
важным
отличием
речи
трехлетнего
ребенка
от
двухлетнего
является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов,
употребляются союзы, используются все основные части речи.
3.
Словарный
запас
характеризуется
не
только
словами
чисто
бытовой
тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок
уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют
шипящие
и
сонорные.
Твердые
и
мягкие
звуки
дифференцируются
большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут
произноситься искаженно.
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он
любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает
текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами
еще не дает.
7. Понимает несложные сюжетные картинки.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
3.
Словарный
запас
обогащается
за
счет
наречий,
обозначающих
пространственные и временные признаки.
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения
словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6.
У
многих
детей
звукопроизношение
нормализовалось,
у
части
детей
наблюдаются
смешения
свистящих
и
шипящих,
а
также
отсутствие
вибрантов Р, Р'.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной
жизни
допускается
непоследовательность;
пересказ
известной
сказки
возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет
запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить
рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической
последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма
речи,
с
помощью
которой
происходит
планирование
предстоящей
деятельность.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй
степени обобщения.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении
сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются
навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть
«прозрачной», незаметной для восприятия.
7.
Дети
способны
менять
произвольно
громкость
голоса,
умеют
воспроизводить различные интонации.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и
предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение
шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье,
совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной
речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками –
норма);
если в 5-6 лет
все
еще
есть
проблемы
со
звукопроизношением,
в
т.ч.
с
сонорными
согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает
грубые
ошибки
при
построении
предложений
(при
этом
д о п у с ка ют с я
о ш и б к и
в
с л ож н ы х
п р ед л оже н и я х ,
н е б о л ь ш а я
непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как
логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
^ Если у вашего ребенка есть вышеперечисленные нарушения, то детский
логопед поможет:
скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит
проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного
из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом
возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие
нарушения,
например,
баттаризм
(нечетко сть
п р о и з н о ш е н и я ,
«проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. ^
Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую
подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость,
нарушения
типа
дислексии
(неспособность
к
чтению)
или
дисграфии
(к
письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так
и
индивидуальные.
Они
направлены
на
расширение
словарного
запаса,
становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский
логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет
посетить в любом случае.
/ Зарядка для язычка /
Шел Егор через двор.
Нес топор чинить забор.
Расскажите про покупки, Про какие, про покупки.
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
От топота копыт пыль по полю летит.
У ёлки иголки колки
/Игры дома /
/ И в шутку, и всерьез /
Номер подготовила:
Комарова Наталия Константиновна
МАДОУ МО д/с № 10 «Дубравушка»
г. Нягань, Тюменская область, ХМАО - Югра