ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И УСТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Автор: Махнева Виктория Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Д/С №5 "Норильчонок" Населённый пункт: Город Норильск Красноярский край Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И УСТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Раздел: дошкольное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
И УСТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА
ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»
Здоровье человека в
большей степени зависит от наследственности,
состояния
окружающей
среды
и
образа
жизни.
Каждый
из
перечисленных
факторов в г.Норильске имеет свой негативный северный оттенок.
Здоровье
формируется
под
воздействием
целого
комплекса
факторов
( о с о б е н н о с т и
в н у т р и у т р о б н о г о
р а з в и т и я ,
н а с л е д с т в е н н а я
предрасположенность, социальные условия и др.).
К
наиболее
значимым
внешним
факторам,
определяющим
развитие
ребенка,
относится
семейное
воспитание.
Родители
имеют
возможность
развивать
личность
ребенка,
исходя
из
его
индивидуальных
возможностей,
которые знают лучше, чем кто – либо. Физическое здоровье детей неразрывно
связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Правильно
воспитывать
здорового
ребенка
можно
лишь
тогда,
когда
соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания,
оздоровления,
распорядка
дня,
двигательной
активности,
гигиенических
процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать
их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные
досуги и праздники, походы.
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между
повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом
воспитания ребенка в семье. Разумные поручения, задания и т. п., которые
дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что
делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой
активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая
эмоциональная
атмосфера
семейных
отношений,
постоянство
и
длительность
общения
детей
и
взрослых
в
самых
разных
жизненных
ситуациях,
все
это
оказывает
сильнейшее
воздействие
на
впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень
важными
для
формирования
личности
ребенка
являются
общественные
убеждения
взрослых
членов
семьи,
отношения
дружбы
и
взаимоуважения
между
ними,
умение
родителей
организовывать
содержательную
жизнь
и
деятельность
детей.
На
этой
основе
создается
педагогически ценное общение взрослых и детей. Содержание работы детского
сада
с
семьей
должны
быть
тесно
связано
с
содержанием
воспитательно-
образовательной работы с детьми.
Поэтому
в детских садах должны быть разработаны воспитательно -
творческие проекты, цель которых - формирование навыков здорового образа
жизни
детей
и
установление
сотрудничества
с
семьей
по
вопросам
здоровьесбережения.
В рамках проекта разрабатываются перспективные планы для младшего,
среднего и старшего дошкольного возраста, реализуемые через воспитательно-
образовательную оздоровительную и профилактическую работу. Определяются
формы
сотрудничества
с
родителями,
направленные
на
повышения
педагогической культуры: анкетирование, совместное проведение спортивных
мероприятий,
оформление
фотоальбомов,
подборка
педагогической
литературы,
функционирование
консультативного
центра.
Составляются
консультации по темам:
«Двигательная активность и здоровье», «Об осанке
всерьёз», «Аэрофитотерапия»,
«Здоровьесберегающие технологии»,
«Где
летом лучше оздоровить ребенка», «Как предупредить плоскостопие»,
«О
закаливании организма ребенка» и т.д.
Работа по формированию у детей представлений и навыков здорового
образа жизни должна реализовываться через все виды деятельности. Для
этого применяются оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую
интеграцию познавательной и двигательной деятельности. В группах должен
быть
введен
гибкий
режим
дня
и
рациональное
чередование
умственной
нагрузки
с
физическими
упражнениями,
отдыхом.
Для
стимулирования
развития физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей
применяются интерактивные методы и приемы: игры с речитативами ,счетом,
игры-сказки, игровые задания, эстафеты, имитационные игры и т.п.
При
осуществлении
системы
профилактических,
оздоровительных
мероприятий
с детьми можно применять здоровьесберегающие технологии
(музыкатерапия В.И. Петрушина, сказкатерапия Д.Соколова, точечный массаж
А.А Уманской, ароматерапия В. А Иванченко); подобрать и систематизировать
материал,
способствующий
профилактике
и
повышению
устойчивости
организма к простудным заболеваниям (гимнастика маленьких волшебников -
точечный
массаж
А.А
Уманской,
комплексы
дыхательной
гимнастики,
дыхательные игры Е.Д. Макшанцева); использовать авторские сценарии «Дня
здоровья», разнообразить тематику праздников и развлечений: «Путешествие
на планету Здоровье», «Мы – спортсмены», «Молодцы - удальцы», «По лесной
тропинке»,
«Зимние
забавы»,
«Азбука
безопасности»
и
т.д;
изготовлены
дидактические пособия «Куб эмоций», «Капелька», «День и ночь», «Вдох-
выдох», «Веселый футбол».
Бесспорно, что оформление предметно-развивающей среды в центрах
здоровья
способствует
качественному
улучшению
самостоятельной
двигательной
деятельности.
С
целью
активизации
педагогов
и
родителей,
побуждения их к совместной творческой деятельности, обмена педагогическим
опытом
и
положительным
опытом
семейного
воспитания,
создания
насыщенных центров здоровья в групповых помещениях, а также пополнения
их
нестандартным
и
современным
стандартным
оборудованием,
проводить
смотр-конкурс на лучшее оформление центра здоровья. Проведение конкурса
традиционно включается в годовой план работы детского сада, совместная
творческая
деятельность
педагогов
и
родителей
стимулируется,
что
способствует более заинтересованному сотрудничеству и активности взрослых.
Все подобранные мероприятия способствуют укреплению здоровья детей,
снижению
заболеваемости
и
обеспечивают
высокий
уровень
физического
развития. Они позволяют решить проблему гиподинамии, которая остаётся
главной причиной различных недугов.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых
развлечений,
шумных
праздников
и
соревнований,
интересных
игр
и
увлекательных
аттракционов.
Одни
развивают
сообразительность,
другие
–
смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача –
воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии
жизни.
Двигаясь,
ребенок
познает
мир
и
себя,
учится
ориентироваться
и
целенаправленно действовать в нем.
Формирование
двигательных
умений
и
навыков
тесно
связано
с
интеллектуальным
и
психическим
развитием
ребенка,
с
воспитанием
нравственно-волевых черт его характера.
Задачи воспитательно-творческого проекта должны решаться в комплексе
и
взаимосвязи
с
задачами
умственного,
нравственного,
трудового
и
эстетического воспитания.
Девиз « Здоровы дети- счастливы родители»
Предполагаемые результаты воспитательно-творческого проекта:
Повышение
качества
работы
ДОУ
по
физкультурно-оздоровительному
направлению;
Формирование банка данных о состоянии здоровья, уровня физического
развития каждого ребенка, посещающего ДОУ;
Обеспечение персонала ДОУ методическим руководством для проведения
комплексных
мероприятий
по
профилактике
и
укреплению
здоровья
детей, посещающих ДОУ;
Снижение уровня заболеваемости детей;
Становление и проявление детьми здоровьесберегающей компетентности;
Повышение уровня адаптации детей к окружающему миру ( в т.ч. к
обучению в школе);
Оптимизация ВОП ( использование новых форм и методов
взаимодействия с детьми и семьями воспитанников;
Активное проявление творческих способностей родителей и активное
участие родителей при организации и проведении праздников;
Повышение
педагогической
культуры
родителей
по
вопросам
физического развития детей;
Повышение
уровня
заинтересованности
родителей
проблемой
физического развития и оздоровления детей .
Систематическое и планомерное проведение комплексных мероприятий по
зд о р о в ь е с бе р е же н и ю
с п о с о б с т вуе т
- повышению
педагогической
компетентности
родителей,
единству
интеллектуального
и
телесного
компонентов физической культуры личности каждого воспитанника.