Система заданий по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка
Автор: Копытова Светлана Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ Гимназия № 14 Населённый пункт: Город Белорецк Наименование материала: Методическая разработка Тема: Система заданий по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка Раздел: полное образование
Формирование универсальных учебных
действий на уроках русского языка
Копытова Светлана
Анатольевна
УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Цель мастер-класса:
познакомить с методическими приемами,
направленными на формирование УУД на уроках
русского языка.
Задачи:
- охарактеризовать основные виды УУД;
- познакомить с вариантами заданий,
направленных на развитие и оценку УУД и
продемонстрировать работу с ними;
- создать комфортные условия для включения
участников в активную деятельность .
Направление
вопроса
Примерные вопросы
Составленные вопросы
(учеником)
1. Описательный
вопрос
Кто? Что? Где? Как?
Когда? Какой?
2.
Уточняющий
вопрос
Если
я
правильно
понял, то …?
3 .
В о п р о с
о
п р и ч и н а х
и
следствиях
Почему?
Зачем?
Что
из этого получилось?
4 .
В о п р о с -
предположение
Что
бы
изменилось,
если бы…?
5.
С л у ч а йны й
(отвлеченный)
вопрос
Почему?
Как?
Кто?
Что делает?
6. Субъективный
вопрос
Что я …?
Как бы
я…?
7.
О ц е н очн ый
вопрос
Правильно ли ..?
Хорошо ли…?
«От вопросов к мысли…»
Направление
вопроса
Примерные вопросы
Составленные вопросы
(учеником)
1. Описательный
вопрос
Кто? Что? Где? Как?
Когда? Какой?
Кто возвращался с охоты?
Что сделал старый воробей?
Каково поведение собаки?
2.
Уточняющий
вопрос
Если
я
правильно
понял, то …?
Если
я
правильно
понял,
то
воробей
жертвовал собой ради своего птенца?
3 .
В о п р о с
о
п р и ч и н а х
и
следствиях
Почему?
Зачем?
Что
из этого получилось?
Почему Трезор отступил?
4 .
В о п р о с -
предположение
Что
бы
изменилось,
если бы…?
Что
бы
изменилось,
если
бы
не
появился старый воробей?
5.
С л у ч а йны й
(отвлеченный)
вопрос
Почему?
Как?
Кто?
Что делает?
Почему любовь сильнее страха смерти?
6. Субъективный
вопрос
Что я …?
Как бы
я…?
Как бы поступил я на месте воробья?
7.
О ц е н очн ый
вопрос
Правильно ли ..?
Хорошо ли…?
Правильно
ли
поступил
старый
воробей?
Хорошо ли поступил пес?
«От вопросов к мысли…»
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7
Оценка
учителя
(в
баллах)
!
+
+
+
?
+
?
Рефлексия:
! успешно справился с заданием,
составил несколько вопросов,
+ справился с заданием,
? задание вызвало затруднения,
- не справился с заданием.
Ключ оценивания (в баллах):
0 - не приступал к выполнению задания
или совсем не справился с
ним;
1– составил вопросы по двум
направлениям;
2- составил вопросы по трем-четырем
направлением;
3– составил все вопросы, но допустил
ошибки;
4 - составил все вопросы без ошибок.
Поря
док
дей-
ствия
Учебные действия
Планиру
емое
время
Затра-
чен-
ное
время
1
Выделить
морфемы
в
с л ов а х ,
определить части речи.
2
Найти известное (ранее изученное)
3
От общего (известного) к частному
4
Найти
закономерность
написания
слов
5
Сформулировать правило
6
Привести свои примеры
Снежок, горошек, лучом, свечой, ежовый, вещевой,
черный, желтый, шепот, свинцовый.
Крыжовник, шов, шорты, шорох, капюшон,
мажорный, чопорный .
Хронокарта
Поря
док
дей-
ствия
Учебные действия
Планиру
емое
время
Затра-
чен-
ное
время
1
Выделить
морфемы
в
с л ов а х ,
определить части речи.
2
Найти
закономерность
написания
слов
3
От общего (известного) к частному
4
Найти известное (ранее изученное)
5
Сформулировать правило
6
Привести свои примеры
Восстановите порядок учебных
действий.
Поря
док
дей-
ствия
Учебные действия
Планиру
емое
время
Затра-
чен-
ное
время
1
В ы д е л и т ь
м о р ф е м ы
в
с л о в а х ,
определить части речи.
2
Найти известное (ранее изученное)
3
4
Найти закономерность написания слов
5
6
Привести свои примеры
Дополните хронокарту учебными
действиями.
Проведи теоретическое
исследование
Определите смысловые отношения между
частями сложного бессоюзного предложения,
подберите подходящий по смыслу союз,
отметьте особенности постановки знаков
препинания в БСП, представьте результаты
в виде схемы.
Лето припасает – зима поедает.
Кончил дело – гуляй смело.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели
птицы.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая
честь.
Мне попалась дорожка, заросшая травой; я
отправился по ней, внимательно поглядывая
вперёд.
Под грудь он был навылет ранен; дымясь, из раны
кровь текла.
БСП
ЗАПЯТАЯ
ДВОЕТОЧИЕ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ФАКТОВ ТИРЕ ПРИЧИНА
союз ПОТОМУ ЧТО
можно поставить союз И
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПОЯСНЕНИЕ
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ можно поставить союз А союз А ИМЕННО
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ФАКТОВ,
НО ОДНО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВРЕМЯ
(ИЛИ ОБА) РАСПРОСТРАНЕНЫ пропущен союз КОГДА ДОПОЛНЕНИЕ
ИЛИ ОСЛОЖНЕНЫ пропущен союз ЧТО
УСЛОВИЕ
можно поставить союз И пропущен союз ЕСЛИ
ОПУЩЕНЫ СЛОВА
ВЫВОД, СЛЕДСТВИЕ и увидел, что
союз ТАК ЧТО
БЫСТРАЯ СМЕНА СОБЫТИЙ
СРАВНЕНИЕ
союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО
Урок русского языка в 6
классе
Правописание
-
Н -и –НН-
в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных
Консервирова__ые грязнули.
Отобрать грязных, растрепа__ых
девочек-плакс, умыть, причесать и
плотно набить ими глиня__ый или деревя__ый
бочонок. Соль можно не сыпать – обиже__ые
девочки сами наплачут полную бочку соле__ых
слез. Заправить тыкве__ ым или лимо__ым соком
(по вкусу).
Добавить к ним несколько вывале___ых в грязи
мальчиков, закрыть бочонок стекля__ой крышкой и
поставить в темное место. Кваше __ ые в бочке
дети дети приятно украсят
любой стол.
Н
Работа в группах
1 группа
Сравните написание слов, определите,
что влияет на написание –Н- и –НН- в
суффиксах
Построенные – построены
Нарисованные – нарисованы
Намеченные – намечены
Заряженные – заряжены
Работа в группах
2 группа
Сравните написание слов, определите,
что объединяет все слова
Маринованный, газированный,
консервированный, рисованный,
балованный
Работа в группах
3 группа
Сравните написание слов, определите,
что влияет на написание –Н- и –НН- в
суффиксах
Рваный – изорванный (нерваный)
Ломаный – сломанный
Паханый – вспаханный (непаханый)
Кованый - подкованный
Работа в группах
4 группа
Сравните написание слов, определите,
что влияет на написание –Н- и –НН- в
суффиксах
Вязаная кофта – вязанная вручную кофта
Крашеный пол – крашенный мною пол
Груженый самосвал – тяжело груженный
самосвал
Работа в группах
5 группа
Сравните написание слов, определите,
что влияет на написание –Н- и –НН- в
суффиксах
Паханый, глаженый, штопаный,
ломаный.
Купленный, брошенный, лишенный,
пущенный.
Условия написания
1.
Форма (полная, краткая)
2.
Суффиксы -ова- -ева-
3.
Приставка (кроме НЕ)
4.
Зависимое слово
5.
Вид
Алгоритм
1.
Определить форму
полная краткая Н
2. Есть ли суффиксы – ова- -ева-
нет да НН
3. Есть ли приставка или зависимое слово
нет да НН
4. Определить вид
совершенный несовершенный
НН Н
Домашнее задание
П. 38, стр. 178,182
правила сопоставить
с алгоритмом, сделать
собственные выводы
1
1. упр. 459
2.составить карточку-зачет