Автор: Егорова Марина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№9 "Солнышко" Населённый пункт: г. Аткарск, Саратовская область Наименование материала: конспект Тема: Свойства воды Раздел: дошкольное образование
1.Образовательные:
ознакомление детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- вода может растворять предметы.
развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой.
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом
необходимые меры безопасности.
2. Развивающие:
активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Воспитательные.
развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4.
Использование
игр
о
воде:
"Какая
бывает
вода?",
"Волшебная
палочка",
"Разрезные картинки" и др.
5.Чтение художественной литературы.
6.Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал.
Прозрачные стаканчики разной формы.
Вещества, для растворения: соль, сахар.
Глобус, карта, картинки, рисунки детей, аудио запись реки, моря, ручейка,
дождя.
Ход занятия.
1.
организационный момент.
- здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканал «РОССИЯ». Мы с
вами находимся в познавательно - исследовательском центре «Солнышко»
перед вами ученые, которые полгода работали над проектом «Вода». И
наконец - то они приглашают нас в свою лабораторию, для того чтобы
поделиться своими открытиями.
2. работа в мини – музее «вода».
Мы находимся в фае лаборатории , где находится мини – музей. И об этом
музее сейчас мы много интересного узнаем.
- как называется ваш мини – музей?
( музей –воды)
- какие экспонаты есть в вашем музее?
(это глобус, на нём есть реки, моря, океаны. Они
обозначены синим цветом – это вода.)
- а это что?
( это карта, на ней синим цветом тоже обозначена вода)
- это понятно, но почему у вас в музее лежит льдинка?
(льдинка – это замерзшая вода)
-обратите внимание, уважаемые телезрители на фотографию наших ученых.
Эта фотография тоже в музее. Почему?
( потому, что в организме человека
тоже есть вода)
-запомните уважаемые телезрители, вы тоже состоите из воды! Но я бы
хотела ещё узнать у наших ученых вот об этих картинках. Зачем они тут?
( на
них нарисовано как человек использует воду. Например: готовит еду, поливает цветы, моет руки, стирает)
Расскажите что на этом рисунке.
( электростанция. С помощью воды вырабатывается
электрический ток)
- Что вы можете ещё рассказать о воде?
(вода нужна всем: рыбам, животным, птицам,
растениям, людям).
- молодцы! Замечательный музей, много экспонатов, и очень много вы
знаете о воде. Но нам пора дальше.
3. музыкотерапия.
- мы видим, уважаемые телезрители замечательный уголок отдыха. «Работай
– но про отдых не забывай» - вот девиз наших ученых. Давайте посмотрим
как они отдыхают.
( дети садятся на ковер закрывают глаза. Звучит фонограмма «Шум реки» - дети
выполняют движение – плывут,)
-Как интересно! Что вы делаете?
( мы купаемся в речке звучит «шум дождя» - дети делают
движения рукой – прячутся по зонтиком )
А если и вы, уважаемые телезрители боитесь дождя, открывайте зонтики, как
делают наши ученые.
(«Шум ручья» - дети из рук делают лодочки и пьют воду)
- зачем вы пьете воду?
( родниковая вода - самая вкусная)
(воспитатель пробует воду) – очень вкусная вода, обязательно попробуйте
родниковую воду.
( звучит «шум моря» - дети ложатся , загорают)
- обратите внимание, телезрители, ученые даже с отдыхают с пользой. На
слух могут определить звуки воды. Молодцы! Отдохнули пора в
лабораторию.
4. лабораторные опыты.
-уважаемые ученые, занимайте свои места в лаборатории, а я пока напомню
нашим телезрителям, что мы находимся в познавательно –
исследовательской лаборатории «Солнышко». Мы подходим к первому
лабораторному столу. Давайте познакомимся. Перед вами старший научный
сотрудник …… (имя ребёнка).
- над какой темой проекта вы работали и что вам удалось узнать?
Я долго думала, что такое вода? У меня стакан с водой. Воду стала переливать в
другой стакан. Вот так. У меня все получилось. Вода легко переливается. А все что
можно перелить – это жидкость. Вот я и узнала что вода – это жидкость!
- вам было интересно работать над этой темой?
(да)
- чтобы вы хотели сказать телезрителям?
( попробовать этот опыт дома)
- уважаемые телезрители попробуйте это же опыт с водой, у вас все
получится. А мы пока переходим к следующему лабораторному столу.
Представьтесь, пожалуйста.
я…….., работала над темой: «может ли вода иметь форму?» Как проверить? Взяла
кастрюльку налила туда воду, вода приняла форму кастрюльки, эту же воду перелила
в чайник, вода приняла форму чайника. Я поняла, что вода принимает форму того
предмета, в который её наливают. А сама вода формы не имеет.
-Как интересно! Спасибо! Не забудь - те, телезрители у воды формы нет. А мы
продолжаем свою работу в лаборатории «Солнышко». И следующий рабочий
стол. Здесь работают
Я ……….. я хотел доказать, что вода без запаха. У меня стакан с водой. Понюхайте воду
в стакане. запаха нет. А теперь добавлю ложку кофе. Понюхайте. У воды появился
запах. Значит вода взяла запах кофе. Можно сделать вывод вода без запаха.
- подскажите мне , пожалуйста, где можно использовать это свойство воды ?
(
дома, когда варим компот. Если добавить малину,- то чувствуем запах малины, а если смородину, то запах
смородины)
- молодцы! А у нас, уважаемые телезрители, реклама. Не уходите, она вам
будет полезна.
5. Физминутка.
Льётся чистая вода.
( открываем кран и произносим звук « С-С-С»)
Мы умеем сами мыться
( потираем ладонь о ладонь)
Моем носик, моем ротик
(показываем)
Моем шею, моем уши
( показываем)
После вытираемся посуше.
( показываем)
- реклама пролетела быстро и мы продолжаем свой репортаж из
познавательно – исследовательского центра «солнышко» Представьтесь.
Я ….я работала над темой «Есть ли у воды вкус?» я попробовала воду. У вода без вкуса.
А если я добавлю сахар? ( добавляет ложку сахара) вода стала сладкой.
- а что же делает ассистент старшего научного сотрудника?
Я тоже попробовала воду в стакане, вкуса нет, теперь я добавила соль – вода соленая.
Значит у воды нет вкуса. Вода – это растворитель.
- где мы используем это свойство воды?
( когда мы пьем чай. Растворяем в чае сахар)
- запомните телезрители вода – растворитель и это свойство вы используете
тогда, когда вы собираетесь попить чай с сахаром.
- и наконец мы у последнего лабораторного стола. Расскажите о себе.
Я ……. Мне стало интересно, какого цвета вода? У меня два стакана. В одном стакане
вода, во втором стакане молоко. Я беру одну ложку и опускаю в стакан с водой, а
вторую ложку в стакан с молоком. Внимательно смотрим. Через воду ложку видно, а
через молоко нет. Значит вода прозрачная и бесцветная.
- вы стакан воды налили
Опыт провели удачный
Мы с тобой установили-
Чистая вода - прозрачная!
Молодцы! Хорошо вы поработали над проектом. А вы, телезрители, ещё раз
посмотрите на наших ученых. Запомните их, за ними новые открытия, в них
наше будущее. А мы идем дальше.
6. выставка рисунков «Веселая капелька».
- где мы находимся?
( мы находимся на выставке рисунков)
- как называется выставка рисунков?
( выставка называется «Веселая капелька»)
- обратите внимание, уважаемые телезрители, что перед вам - ученые тире
художники. Они не только изучают воду, но и рисуют её. Если вас
заинтересовала эта выставка вы её можете посетить в познавательно –
исследовательской лаборатории «Солнышко». Мы вас ждем. А пока давайте
подведем итоги.
7. подведение итогов.
-Расскажите ещё раз - Что такое вода?
Вода – это жидкость, растворитель, вода прозрачная, без запаха, замерзает, загрязняется, испаряется, вода
нужна людям, растениям, животным, птицам, воду нужно беречь.
- мы завершаем наш репортаж с познавательно – исследовательской
лаборатории «Солнышко» и в заключении мне бы хотелось сказать такие
слова:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги—
Мы ведь на планете не одни!
Я долго думала, что такое вода? У меня стакан с водой. Воду
стала переливать в другой стакан. Вот так. У меня все
получилось. Вода легко переливается. А все что можно перелить
– это жидкость. Вот я и узнала что вода – это жидкость!
я…….., работала над темой: «может ли вода иметь форму?» Как
проверить? Взяла кастрюльку налила туда воду, вода приняла
форму кастрюльки, эту же воду перелила в чайник, вода приняла
форму чайника. Я поняла, что вода принимает форму того
предмета, в который её наливают. А сама вода формы не
имеет.
Я ……….. я хотел доказать, что вода без запаха. У меня стакан с
водой. Понюхайте воду в стакане. запаха нет. А теперь
добавлю ложку кофе. Понюхайте. У воды появился запах. Значит
вода взяла запах кофе. Можно сделать вывод вода без запаха.
Я ….я работала над темой «Есть ли у воды вкус?» я попробовала
воду. У вода без вкуса. А если я добавлю сахар? ( добавляет ложку
сахара) вода стала сладкой.
Я тоже попробовала воду в стакане, вкуса нет, теперь я
добавила соль – вода соленая. Значит: у воды нет вкуса. Вода –
это растворитель.
Я ……. Мне стало интересно, какого цвета вода? У меня два
стакана. В одном стакане вода, во втором стакане молоко. Я
беру одну ложку и опускаю в стакан с водой, а вторую ложку в
стакан с молоком. Внимательно смотрим. Через воду ложку
видно, а через молоко нет. Значит вода прозрачная и
бесцветная.