Профилактика подросткового суицида, жестокого обращения
Автор: Михни Татьяна Михайловна Должность: методист по воспитательной работе Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "НКПиИТ" Населённый пункт: Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: конспект беседы с преподавателями Тема: Профилактика подросткового суицида, жестокого обращения Раздел: среднее профессиональное
Место проведения: корпус 1
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Тема
нашей
сегодняшней
встречи
звучит
так:
«Профилактика подросткового суицида, жестокого обращения, неисполнение родительских прав».
Прежде, чем мы с вами начнём разговор на эту серьёзную тему, давайте взглянем на ребёнка, а
именно с детьми мы с вами имеем дело, немного другими глазами.
1.
Просмотр видео ролика
2.
После просмотра:
И вот, ребёнок оказывается в нашем мире. Со своими мыслями, тревогами и переживаниями.
Некоторые
из
детей
обладают
более
устойчивой
психикой,
им
удаётся
более
спокойно
реагировать на происходящее вокруг. А некоторые не имеют сил противостоять жизненным
обстоятельствам, подкрепляют волнения своей неустойчивой психики яркими зрительными
образами, пытаются привлечь к себе внимание любым путём. Вот здесь и может возникнуть у
молодого человека мысль о суициде.
Чаще подвержены:
- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
-подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным
фоном настроения;
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких
людей.
Существует классификация суицидов:
Истинный суицид
Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение,
депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые
б л и з к и е
л ю д и ,
н е р е д к о
т а к о г о
с о с т о я н и я
ч е л о в е к а
н е
з а м е ч а ю т .
Скрытый суицид
Это завуалированное
самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же
спровоцированных.
Например,
рискованная
езда
на
автомобиле
(транспортное
средство
используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта,
алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее поведение. И сколько угодно
можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности
они жаждут.
Демонстративный суицид
Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих
лиц
с
целью
изменения
конфликтной
ситуации
в
благоприятную
сторону. Проявляется в виде
порезов
вен,
отравлении
лекарствами,
изображения
повешания. Большинство
самоубийц,
как
правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои
проблемы, изменить невыносимую ситуацию.
Причины суицида
Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что
родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
Слишком
жесткое
воспитание
в
виде
морализаторства,
очень
строгого
контроля
и
запретов,
лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую
одежду).
Конфликты с друзьями, проблемы по месту учёбы. Ребенок – изгой в колледже. Чувство мести и
бессильной злобы могут способствовать суициду.
Несчастная любовь, одиночество.
Страх перед будущим.
Потеря смысла жизни.
Подражание кумирам. В Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного
дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина,
солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям
следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат
погибшего кумира.
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны
родителей. Иногда
высокие
ожидания
родителей
не
совпадают
со
слабыми
способностями
и
возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды
родителей,
позорит
их.
Любая
критика
и
самый
невинный
вид
наказания
могут
оказаться
невыносимым.
Прессинг
успеха.
Сегодня
в
нашей
стране,
как
никогда
прежде,
велик
престиж
высшего
образования.
Искренне
желающие
ребенку
добра
близкие
родственники
и
учителя
постоянно
настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В
такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что
он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто
поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов
потратить последние деньги, влезть в долги...
Перегрузки
и
строгие
требования
в
учебе,
страх
не
оправдать
чаяний
дорогих
людей,
безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не
всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и
прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления
результатов вступительных экзаменов Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за
самые блестящие перспективы.
Мотивы
Призыв. Способ попросить помощи.
Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»
Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей
семье.
Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому
уйти из жизни.
Признаки готовящегося самоубийства
80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях
окружающим. Способы
сообщения
могут
быть
завуалированы,
и чрезвычайно
необходимо
их
понять!
Словесные признаки
Часто
говорит
о
своем
душевном
состоянии,
о
своей
никчемности,
беспомощности,
о
своем
безнадежном положении.
Шутит на тему самоубийства.
Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в
фильмах и романах.
Поведенческие признаки.
Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень
многое
для
них
значат.
Подросток
может
начать
раздавать
свои
любимые
компакт-диски,
видеокассеты,
плакаты.
Это
должно
насторожить
окружающих,
особенно,
если
это
преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя
что-то осталось от меня на память».
Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами,
сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь,
взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих
поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален
и
закономерен.
Однако
в
сочетании
с
другими
«предупреждающими
знаками»
такая
вдруг
возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не
собирается.
Прощание.
Демонстрируют радикальные
перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.
Ситуационные признаки.
Социально изолирован.
Живет в нестабильном состоянии.
Ощущает себя жертвой насилия.
Перенес тяжелую потерю.
P.S.
Я намерено не стала делать презентацию на эту тему, так как очень важно, чтобы вы услышала
сейчас то, о чем я вам рассказала. Вы видите своих учеников каждый день, вы знаете, чем они живут
и как они живут и очень важно, чтобы вы смогли рассмотреть те признаки, о которых шла речь во
время и довести эту информацию до меня. По каждому вашему обращению будет проведена работа и
если по результатам мы обязаны передать информацию в прокуратуру, КДНиЗП, ОМВД, опека.
Если же так случится, что мы по каким-то причинам не увидим проблемы, которая выльется в нечто
большое, ответственность в первую очередь возлагается на тех людей, которые непосредственно
работают с группой - классных руководителей и мастеров и далее по цепочке.
Поэтому,
уважаемые
коллеги,
давайте
не
будем
безразличными
к
тому,
с
каким
настроением
приходят наши дети, как они себя чувствуют, как выглядят и как они проживают время после
занятий.