Напоминание

Эстетическое познание мира через изобразительную деятельность детей старшего дошкольного возраста


Автор: Павлова Надежда Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №6 "Сказка" СП "Теремок"
Населённый пункт: Приволжский
Наименование материала: проект
Тема: Эстетическое познание мира через изобразительную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района» муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Сказка» СП «Теремок» п. Приволжский
«Эстетическое познание мира через изобразительную деятельность детей

старшего дошкольного возраста»
(педагогический творческий проект) Автор: Павлова Надежда Константиновна
п. Приволжский 2014 год
Раздел 1.

1.1. Информационная характеристика проекта
1.Тема: «Эстетическое познание мира через изобразительную деятельность детей старшего дошкольного возраста». 2.Автор проекта: Павлова Надежда Константиновна, воспитатель высшей квалификационной категории, Волжский РОО МДОУ д/с №6 «Сказка» пгт. Приволжский ул. Новая 8 тел.4-69-58, адрес эл.почты: nadezdapavlova11 @mail 3.База исследования: МДОУ д/с №6 «Сказка», подготовительная логопедическая группа «Подсолнушки» пгт. Приволжский. 4. Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. 5.Срок: сентябрь – декабрь 2014 г.
1.2.

Актуальность исследования
Недостаточно сформировано умение детей видеть различия в природе в разное время года, описывать, сравнивать, замечать отдельные детали, устанавливать связи между сезонными признаками и образцом жизни растений, птиц, зверей, а также – отображать наблюдаемые изменения в своих творческих работах, привели к возникшему противоречию: с одной стороны – важность и необходимость ознакомления детей с явлениями природы, формирование у них наблюдательности, эстетических чувств, творческих способностей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы. Они привели к выбору темы проекта.
1.3. Цели и задачи проекта

Цель:
расширять знания детей об осени и зиме, сезонных изменениях в живой и неживой природе, сформировать у детей эстетические чувства через
наблюдения мира природы на экскурсиях, прогулках, при рассматривании картин художников, иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта.
Задачи проекта:
1.Закреплять знания детей о характерных приметах осени и зимы, закономерностях в природе. 2.Развивать связную речь при составлении рассказов по картинам, по схемам, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. 3. Развивать художественно-эстетические чувства. 4. Совершенствовать умение отражать свои впечатления в творческих работах.
1.4.Практическая значимость:
1. Составление перспективных планов. 2. Изучение новинок методической литературы по данной проблеме. 3. Создание методических разработок: серии занятий, игр, упражнений, диагностических методик. 4. Обогащение группы методической и детской художественной литературой, иллюстрациями, картинами. 5. Результаты исследования могут быть использованы педагогами детского сада и района.
1.5. Планируемые результаты:
1.Выставка творческих работ; 2.Оформление демонстрационного и наглядного материала для занятий; 3.Внедрение в практику воспитателя инновационных технологий и дополнительных обучающих методик; 4. Родители активные участники в реализации проекта. 5.Изучение новинок методической литературы по данной проблеме.
6.Дети должны научиться называть признаки осени и зимы, знать и называть их характерные особенности, владеть обобщающим понятием. Составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы. Уметь самостоятельно и совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных поделок, отражать полученные знания и впечатления в художественном творчестве.
Раздел 2.

2.1. Описание проекта.

1 этап.
Обследование детей с целью выявления уровня сформированности художественного творчества. Разработка перспективного плана по развитию художественного творчества у дошкольников. Создание условий и соответствующей предметно – развивающей среды.
2

этап.
Анализ и корректировка наработанного материала. Организация коррекционно - образовательного процесса по специальному перспективному плану. Экспертиза наработанного материала.
3

этап.
Обработка конечных результатов, диагностических срезов, подведение итогов. Обмен опытом.
Раздел 3.

3.1. Психолого – педагогические основания проекта.
Формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности, осуществляется в процессе целенаправленного эстетического воспитания дошкольника. Одним из направлений художественно-эстетического воспитания является изобразительная деятельность, ориентированная на развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению
активного, эстетического отношения к жизни. В детском изобразительном творчестве часто наблюдается отражение окружающего мира и природы. Именно природа пробуждает в дошкольниках любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие природы, вызывающей восторженный отклик в детской душе. Маленький человек с карандашами и красками получает ничем не заменимую радость творчества, возможность свободно фантазировать, привыкает мыслить широко и оригинально. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Использование нетрадиционных техник и способов изображения раскрепощают ребенка, активизируют его воображение, он уже не боится, что у него что-то не получится. Предоставляется возможность экспериментирования способов изображения предметов, поиска нового оригинального решения, реализации индивидуального замысла. В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Развивая творческие способности дошкольников посредством нетрадиционных технологий, проектный метод является наиболее успешным в создании системы работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Работа по проекту носит инновационный характер, так как в системе работы используются: - нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование на мятой бумаге, рисование по – мокрому, рисование с использованием природного материала, тампонирование и др.; - активные методы взаимодействия с детьми.
В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразитель- ного искусства. Диалоги в деятельности с детьми направлены на совместное обсуждение ситуаций и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Наводящие вопросы «почему нравится…» или «почему не нравится…» побуждают дошкольника к осмыслению использования тех или иных техник и материалов для передачи особенностей объектов окружающей природы и уточнению критериев, по которым он оценивает яркость и выразительность образа. Метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиск новых приемов работы и неординарный подход к синтезу материала. Метод создания проблемной ситуации направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений, умение видеть необычное в обычном. Игровые приемы позволяют создавать непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Содержание работы по проекту обосновано особенностью детского восприятия картин окружающей природы. В них наиболее ярко дети могут проявить творчество, используя разные техники и материал, даже не имея достаточных технических изобразительных навыков. Результатом работы по проекту предполагается создание выставки детских работ.
Раздел 4.

4.1. План мероприятий по реализации проекта.
1.Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по изобразительной деятельности, по познавательному развитию: «Художественное творчество в логопедической группе для детей с ОНР»
(консультация), «Использование нетрадиционных техник рисования» (мастер – класс на РМО). 2. Провести цикл занятий и мероприятий по теме: «Природа в изобразительной деятельности детей» (занятие для коллег ДОУ), «Использование игровых методов и приёмов при обучении изобразительному творчеству дошкольников» (практикум для педагогов). 3. Организовать выставку детских работ: альбом «Осень», «Зима» - отобразить осень в разные периоды (ранняя, золотая, поздняя), зимний пейзаж с его особенностями. 4.Познакомить детей с художественными произведениями:  Картины: И.И. Левитан «Золотая осень, И.Остроухов «Золотая осень», Е.Волков «Октябрь», И Вельц «Начало зимы», произведения живописи, созданные в реалистической манере «Листопад», «Дерево», «Роща», «Осень». 5. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по рисованию, лепке, аппликации, ознакомлению детей с осенней и зимней природой, природными явлениями: консультация «Особенно сти формирования образов природы в изобразительной деятельности», индивидуальные беседы «Учитесь рисовать», информационный лист «Учимся наблюдать за изменениями в природе», папка – раскладушка с фотовыставкой «Мы – художники». 6. Подготовить совместными усилиями детей и родителей выставки:  « Что нам осень принесла» (овощи, фрукты)  Выставка поделок «Осенние фантазии»  Выставку рисунков «Портрет осени»  Осенние развлечения и праздники «Что у Осени в корзине», «Разноцветные краски Осени».  Анкетирование родителей. 7.Систематизировать литературный материал по теме «Осень»  Стихи: В.Степанов «Сентябрь», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», К.Бальмонт «Сентябрь», В.Д.Берестов «Октябрь»,
С.Есенин «Ноябрь», И.С. Никитин «Сад тих, деревья почернели…», А.Плещеев «Скучная картина», А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».  Загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах, осенних явлениях.  Рассказы: К.Д.Ушинский «Четыре желания», Г.Скребицкий «Четыре художника», (Осень), И.Соколов – Микитов «Листопадничек», «Год в лесу» («Улетают журавли»), С.Я.Маршак «Двеннадцать месяцев» 6. Провести заключительное мероприятие: оформление детскими работами помещений детского сада. Оформим альбом «Осень в лесу»
4.2. Перспективный план работы над проектом «Природа родного края»

(сентябрь - декабрь 2014 г.г.)

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения
Сентябрь Экскурсия на природу Формировать обобщенное представление об осени как о времени года. Учить различать деревья по форме, окраске ствола и листьев. Закреплять представление о частях дерева (ствол, ветви, корень ). Лесопосадка Сентябрь Оформление коллективного альбома «Осень в лесу». Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, животных, передавая характерные особенности внешнего вида. Развивать эстетический вкус. Групповая комната Сентябрь Беседа «Осень» Учить подбирать синонимы, развивать точность выражения мыслей при составлении предложений, учить составлять рассказ по схемам. Развивать эстетические чувства. Групповая комната
Сентябрь Выставка поделок из овощей, фруктов, цветов «Что нам осень принесла» (совместно с родителями). Дать возможность родителям вместе с детьми создать сказочный персонаж из овощей и фруктов, побуждать родителей фантазировать, общаться с детьми. Музыкальный зал Сентябрь Коллективное панно «Осенний ковер» Побуждать детей экспериментировать, фантазировать, использовать в работе нетрадиционные техники. Развивать эстетические чувства. Групповая комната Сентябрь Развлечение « Что у Осени в корзинке». Закреплять представления об осенних явлениях природы с помощью игр, песен, танцев, стихотворений. Создать радостное настроение. Музыкальный зал «Осень в лесу»
Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения
Октябр ь Наблюдение за рябиной Продолжать наблюдать за рябиной осенью, учить находить сходства и различия красной и черной рябины. Обратить внимание Участок детского сада
на кисти, форму и цвет ягод и листьев. Развивать эстетические чувства. Октябр ь Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии» Дать возможность родителям вместе с детьми создать сказочный образ, побуждать общаться, фантазировать. Групповая комната Октябр ь Панно «Красная рябина». Побуждать детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства. Групповая комната Октябр ь Рисование « Снова осень к нам пришла» (акварель на мятой бумаге). Учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, взаимное расположение. Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами. Групповая комната Октябр ь Развлечение «Осенние краски». Закреплять представления об осенних явлениях природы с помощью стихов, песен, загадок, танцев. Создавать радостное настроение. Музыкальный зал. Создание макетов «Животные нашего края»
Срок

Мероприяти

е

Цель мероприятия

Место проведения

Ноябрь Наблюдение за рябиной, тополем, березой. Продолжать наблюдать за деревьями в период поздней осени. Обратить внимание на характерные изменения. Участок детского сада Ноябрь Рисование «Поздняя осень» (масляные карандаши). Побуждать детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства. Учить передавать характерные признаки осени в этот период. Групповая комната Ноябрь Составление рассказа по схеме «Осень». Закреплять представления о разных периодах осени (ранней, золотой, поздней), об осенних явлениях. Закреплять умение лепить животное из целого куска, дополнять образ мелкими деталями. Групповая комната Ноябрь Выставка детских работ (оформление группы) Учить откликаться на красоту природы, проявлять интерес к изобразительному искусству, объективно оценивать работы товарищей, радоваться успехам. Групповая комната «Стена творчества» Срок Мероприятие Цель мероприятия Место проведения Декабр ь Экскурсия на природу Формировать у детей ценностное отношение к окружающему миру. Воспитывать нравственно – моральные качества. Лесопосадки Декабр ь Ветка рябины в снегу Развивать у детей эмоциональное отношение к природе. Учить рисовать ветку рябины кистью, красиво располагать на листе бумаги, дополняя необходимыми деталями для воплощения замысла. Ягоды рисовать Групповая комната
пальцами, вся ветка покрыта снегом. Закреплять приёмы рисования красками: другим цветом по высыхании предыдущей. Декабр ь Зимний пейзаж Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года. Учить передавать очертания стволов, веток деревьев. Закреплять умение передавать в рисунке картины природы. Групповая комната Декабр ь Выставка творчества детей Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей. Стенд «Радуга рисунков» «Зимний пейзаж»
Раздел 5.

5.1. Выполнение проекта
В работе с детьми:
1.

Совместное создание эстетической среды в группе.

-
внесение в группу букета осенних листьев с разной окраской и формой; -украшение комнаты и раздевальной комнаты разноцветными кленовыми листьями; -рассматривание гроздьев рябины; -сбор листьев для осеннего панно; -коллективное изготовление панно; -создание выставок детских рисунков на стене творчества;
-отражение явлений осенней и зимней природы в индивидуальных творческих работах.
2. Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и

явлений для развития образного восприятия:
- картина И.Левитана «Золотая осень»; - альбом «Осень в лесу»; - фотовыставка «Осенние этюды»; - план – схема «Осень», -картина И. Грабаря «Февральская лазурь», -иллюстрации к детским книгам.
3. Овладение детьми изобразительными навыками и умениями в

изодеятельности:
- техника «рисование по – мокрому»; - техника «рисование на мятой бумаге»; - овладение нетрадиционными способами рисования: пальчиками, осенними листочками, акварель и масляные мелки; - нетрадиционное обучение составления коллажа, панно разными изобразительными техниками (пластилинография, бумагопластика, природный материал); - совместная вечерняя деятельность детей и воспитателей.
4. Наблюдение природы:
- экскурсии, прогулки с детьми; - наблюдения: за ветром, небом, сезонными изменениями, листопадом, перелётными птицами, цветником, деревьями, осенним дождём, снегопадом.
5. Умение видеть вокруг себя красоту и любоваться ею:
- экскурсии в лес осенью и зимой; - рассматривание грибов, ягод рябины, снежинок; - рассматривание и сравнивание цветов на клумбе, сбор семян; - рассматривание и сравнивание осенних листьев разных деревьев;
- беседы по результатам наблюдений; -отражение красоты природы в творческих работах.
6. Рассматривание произведений живописи и знакомство с

художниками:
- И. Левитан «Золотая осень»; - И.Остроухов «Золотая осень»; - Е.Волков «Октябрь»; - И. Вельц «Начало зимы»; - произведения живописи, созданные в реалистической манере: «Листопад», «Дерево», «Осень», «Роща».
7. Чтение художественной литературы о природе и явлениях,

происходящих в ней:
- поэзия: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», К.Бальмонт «Сентябрь», В.Д.Берестов «Октябрь», С.Есенин «Ноябрь», И.С. Никитин «Сад тих, деревья почернели…», А.Плещеев «Скучная картина», А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», Е. Благинина «Осень спросим», Е. Трутнева «Первый снег». - проза: К.Д. Ушинский «Четыре желания», Б.Скребицкий «Осень»; - загадки, пословицы, поговорки на осеннюю тему; тему животных, растений, осенних явлений. - музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года»;
8. Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Угадай растения по описанию», «Угадай растения по названию», «Подумай и закончи», «С какого дерева листок?», «Кто лишний?», «Что растёт в лесу?», «Что за птица?», «Узнай, чей лист?», «Найди, что опишу», «Найди дерево», «Что вокруг нас?», «Когда это бывает?», «Какое время года?», «Птицы» (звери, рыбы); «Кому что?», «У кого кто?» - пальчиковые игры: «Ветер по лесу летал», «1,2… вышел дождик погулять», «1,2… мы с тобой снежок слепили», «Однажды из мокрого
снежного кома», «Сосулька», «Белая снежинка», «1,2… будем листики считать», «Пять грибов», «Мухомор красный», «Сколько птиц в кормушке нашей», «Пришла зима», «У лисы в лесу глухом», «В лесу дремучем», «Этот пальчик в лес пошёл», «Осень». - сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в лес», «На природе всей семьёй», «На экскурсию», «Поездка на озеро» (море); - подвижные игры: «Кто быстрее добежит до…» (ёлочки, берёзки), «Перелёт птиц», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Охотники и утки», «Гуси, гуси», «Раз, два, три к … дереву беги», «Лиса и утки», «Два Мороза», «Караси и Щука», «Невод», «Золотая рыбка», «Заря – зарница». В работе с родителями:
1.

Были проведены консультации:
- «Особенности формирования образов природы в изобразительной деятельности»; - индивидуальные беседы «Учитесь рисовать», «Что нужно ребёнку для занятий изобразительной деятельностью»; - наглядность в виде информационных файлов «Что можно увидеть осенью»; папка – раскладушка с рекомендациями по рисованию, аппликации; -картотека «Стихи о природе», пальчиковые игры, подвижные игры, загадки; -анкетирование.
2. Работа по совместной деятельности родителей, детей и педагогов:
- выставка «Что нам осень принесла» (из овощей и фруктов); - выставка «Осенние фантазии» (из природного и бросового материала); - осенний праздник «Что у осени в корзинке?»; - фотовыставка «Осенние этюды»; - альбом «Осень в лесу», «Времена года»;
3. Презентация проекта

- оформление детскими работами помещений детского сада; - создание альбомов с творческими работами детей; - участие в районных и республиканских конкурсах детского творчества. Создаём альбомы.


Раздел 6.

Механизм оценки результата
1.Мониторинг по развитию художественного творчества. 3.Анкета для родителей (Приложение 1).
Мониторинг по развитию художественного творчества

(Сентябрь – декабрь 2014 г.)
Виды деятельности Сентябрь 2014 г. Декабрь 2014г. Средний балл Процент Средний балл Процент Рисование 3,8 76% 4,6 95% Лепка 3,6 72% 4,2 82% Аппликация 3,4 68% 4,0 80%
Диаграмма по развитию художественного творчества


(Сентябрь – декабрь 2014 г.)
35% 33% 31%
Сентябрь 2014г.
Рисование Лепка Аппликация После проведения начальной диагностики видно, что дети лучше всего рисуют, хотя с не меньшим желанием они любят лепить и заниматься аппликацией. 36% 32% 31%
Декабрь 2014 г.
Рисование Лепка Аппликация Из диаграммы видно, что по сравнению с сентябрём, к концу декабря у детей заметно обогатился сенсорный опыт, расширились и уточнились знания о природе, сезонных явлениях, которые дети изображали. Дети очень старались во время выполнения творческих работ, т.к. самая интересная, оригинальная работа выбиралась для украшения группы, что было большим
стимулом. Дети уже более разнообразили тематику своих работ, стали использовать разнообразные художественные материалы, нетрадиционные техники рисования, научились уважать творчество своих товарищей, т.к. у всех детей появились необходимые навыки и умения, в группе сложилась доброжелательная обстановка. Украсим группу своим творчеством.
Мониторинг сформированности умений родителей в развитии

познавательных и творческих способностей своих детей.
(Сентябрь - декабрь 2014 г.) Сентябрь (начало проекта) Декабрь (окончание проекта) Вопр осы Всего родителе й Ответи ли «Да» % Ответили «Нет» % Всего родителе й Ответили «Да» % Ответил и «Нет» % 1. 28 6 21% 22 79% 28 25 89% 3 11% 2. 28 6 21% 22 79% 28 24 86% 4 14% 3. 28 8 29% 20 71% 28 20 71% 8 29% 4. 28 12 43% 16 57% 28 26 93% 2 7% 5. 28 6 21% 22 79% 28 25 89% 3 11% 6. 28 12 43% 16 57% 28 28 100 % 0 0% 7. 28 15 54% 13 46% 28 28 100 % 0 0% 8. 28 5 18% 23 82% 28 15 54% 13 46%
9. 28 3 11% 25 89% 28 25 89% 3 11% 10. 28 2 7% 26 93% 28 24 86% 4 14% 11. 28 0 0% 28 100% 28 20 71% 8 29% 12. 28 6 21% 22 79% 28 24 86% 4 14% 13. 28 8 29% 20 71% 28 20 71% 8 29% 14. 28 4 14% 24 86% 28 25 89% 3 11% 15. 28 10 36% 18 64% 28 28 100 % 0 0% 16. 28 0 0% 28 100% 28 24 86% 4 14% Педагогическая копилка
Диаграмма уровня сформированности умений родителей в развитии

познавательных и творческих способностей своих детей.
(Сентябрь – декабрь 2014 г.) Начало проекта Окончание проекта 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 0,23 0,85 0,77 0,15 ответили Ответили
Я проводила анкетирование родителей дважды: в начале работы над проектом, т.е. в сентябре и перед окончанием проекта – в декабре. После первого анкетирования я заметила, что многие родители не знают названия периодов осени и начала зимы, не могут их охарактеризовать, т.е. назвать явления, характерные данному периоду. Мало знают стихов, загадок, песен, пальчиковых, подвижных и дидактических игр. Не обращают внимание детей на красоту природы на прогулках, при чтении художественной литературы, при просмотре телевизионных передач. Оказалось, что почти у половины детей дома есть только цветные карандаши и альбомы. Родители не интересуются работами детей, не исправляют ошибки, не фантазируют вместе с детьми и не хранят рисунки детей. В план работы над проектом включила работу родителей вместе с детьми – это конкурсы поделок из овощей и фруктов, из природного материала, бумаги, картона, дерева. Привлекла родителей к подготовке к праздникам, развлечениям. Родители готовили атрибуты: костюмы, шапочки – маски, учили стихи, песни к празднику. Оформила альбом для родителей «Что можно увидеть осенью», альбом «Осень в лесу» (детские работы), «Времена года», папку – раскладушку с рекомендациями для родителей по обучению детей рисованию. Проводила индивидуальные беседы на темы «Какие изобразительные материалы нужны ребёнку дома?», «Как развивать творчество». Проведённое анкетирование в декабре показало, что у родителей появился интерес к познанию природы, её явлений, желание заниматься творчеством вместе со своим ребёнком. Они с удовольствием фантазировали при изготовлении поделок, добросовестно относились к подготовке атрибутов к праздникам. Дети стали приносить рисунки из дома, выполненные вместе с папами или мамами. У многих появились дома акварельные краски, пластилин, цветная бумага. Вместе с детьми учили стихи и песни, участвовали в конкурсах.

Раздел 7.

7.1. Дальнейшее развитие проекта.
Данная работа указывает на перспективы совершенствования системы обучения детей в детском саду, имеющих различные речевые нарушения и использование проекта в дальнейшей работе.
7.2. Список оборудования для реализации проекта.
1.Методическая и художественная литература. (Репродукции картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осенний день», иллюстрации с изображением осенних пейзажей, В.Шишкин «Рожь», И. Грабарь «Февральская лазурь»). 2.Видеопроектор, магнитофон, грамзаписи песен о природе. 3. Художественные материалы для лепки, аппликации, рисования: краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, альбомы и т.д. 4.Дидактические игры «Лото» (фрукты, ягоды, животные), «С какого дерева листок», «Подбери по цвету», «С какой ветки детки», и др. 5.Наборы мелких игрушек. 6.Атрибуты для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
7.3. Научно – методическое обеспечение.
1. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой; Издательство «Волгоград»: «Учитель, 2012г. 2. «Дошкольникам о живописи» - М.: Просвещение, 1992 г. 3. «Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования» (Под редакцией Н.В. Микляевой. Методическое пособие для педагогов ДОУ. Москва: «Перспектива», 2010г.
4. «Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. Н.В. Дубровская, «Природа» - С-Пб.: «Детство – Пресс», 2006 г 5. «Прогулки в детском саду», старшая и подготовительная к школе группы И.В. Кравченко, Т.А. Долгова : - М.: ТЦ Сфера, 2011 г. 6. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Под редакцией В.И. Логиновой – М.: Просвещение, 1990 г. 7. Итоговые дни по лексическим темам, Е.А. Алябьева. Планирование и конспекты: Книга 1 – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. 8. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В.Компанцева – М.:Просвещение,1985г. 9. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Т.Г.Казакова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
Приложение 1.
Анкетный опрос родителей.
Приложение 2,3.
Конспекты занятий по формированию художественного творчества.
Приложение 4.
Консультация для родителей «Особенности формирования образов природы в изобразительной деятельности».
Приложение 5.
Рекомендации для родителей «Изобразительная деятельность детей».
Приложение 1
Анкета для родителей.
1.Можете ли Вы назвать периоды осени? a) Да b) Нет 2.Можете ли охарактеризовать каждый период в отдельности? a) Да b) Нет 3.Можете ли привести примеры стихов, песен, загадок об осени? (2 – 3 примера) a) Да b) нет 4.Обращаете ли Вы внимание ребёнка на красоту природы во время прогулок? a) Да b) Нет 5.Рассматриваете ли иллюстрации о природе, в книгах во время чтения? a) Да b) Нет 6.Есть у Вашего ребёнка дома изобразительные материалы и в достаточном ли количестве? a) Да b) Нет 7.Любит ли Ваш ребёнок рисовать? a) Да b) Нет 8.Обращается ли он к Вам за помощью? а) Да b) Нет 9.Положительно ли Вы реагируете на просьбу ребёнка «помочь ему»? a) Да b) Нет 10.Делаете ли замечания ребёнку, если он не совсем точно передаёт форму, строение, пропорции предмета? a) Да b) Нет 11.Помогаете ли ребёнку исправлять ошибки? a) Да b) Нет 12.Положительно ли реагирует ребёнок на Ваши замечания? a) Да b) Нет
13.Умеет ли Ваш ребёнок фантазировать? a) Да b) Нет 14.Проявляет ли творчество? a) Да b) Нет 15.Положительно ли Вы относитесь к творческим работам ребёнка? a) Да b) Нет 16.Фантазируете ли Вы с ребёнком, помогаете ему творить? a) Да b) Нет
Приложение 2

«Путешествие в осень»
Организованная образовательная деятельность Выполнила: воспитатель Павлова Н.К.
Дата: 24 октября 2014 г. 2014 г. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, коммуникативная. Цели: Учить рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок и различные приёмы кистью. Продолжать учить располагать изображение по всему листу, использовать для создания выразительного рисунка приём «монотипия». Закреплять умение выделять характерные признаки осени. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Оборудование: акварельные краски, кисти, салфетки, бумага размером в альбомный лист, письмо, план маршрута. Мы сейчас с вами отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдём искать осень. Но в эту страну не идут поезда, И самолёт не летает туда. И как же в страну эту попасть? Страну, до которой рукою подать. А здесь простой секрет: вокруг всё замечай и ничего не пропускай. А какое сейчас время года? Мы с вами на прогулке часто наблюдали и видели, как меняется природа. И прежде чем отправиться в путешествие хотелось бы проверить, знаете ли вы приметы осени. Дайте правильный ответ Либо да, а либо нет. Осенью цветут цветы? Осенью растет грибы?
Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну, а птицы гнёзда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаём ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Молодцы все правильно ответили. Можно отправляться в чудесную страну. Но чтобы попасть туда, где живёт осень, надо сделать волшебство: нарисовать волшебную картину. Надо нарисовать осень, но необычным способом. Мы будем использовать приём «монотипия». Нарисуем пейзаж с водоёмом. Какие цвета будем использовать для золотой осени? Д: красный, жёлтый, оранжевый, Правильно. Лес осенний красок не жалеет Ярки грозди ягод и листвы. То сверкают бронзой, то алеют. Пышные осенние кусты. Напомните, что за чем лучше рисовать. Д: сначала надо нарисовать деревья, листья, затем воду. Как рисуем воду? Д: берём много воды, мало краски. Не забудьте добавить в рисунок приметы осени. Итак, начинаем рисовать. Постарайтесь, чтобы получилась волшебная картина и мы, наконец, попали в волшебную страну. Дети рисуют. Индивидуальная работа с детьми. Какие чудесные картины у вас получились. Настоящий волшебный лес. Такое ощущение, что можно войти в этот лес, склониться над водой и увидеть своё отражение. Какие стихи мы вспоминаем, когда смотрим на картины. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила, Тронула берёзы, расцветила клёны, В золоте осины, только дуб зелёный. Бродит в роще листопад По кустам и клёнам, Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Соберём из листьев веер
Яркий и красивый. Побежит по листьям ветер Лёгкий и игривый. Осень длинной, тонкой кистью Перекрашивала Листья. Красный, жёлтый, золотой – Как хорош ты, лист цветной. Мы любим лес в любое время года Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется природой, Давайте же всегда её беречь. Анализ детских работ. Посмотрите, случилось чудо. Это прилетел листочек из нашего волшебного леса. Это весточка от осени: «Дети, спасибо большое, что вы так хорошо про меня знаете. Какие чудесные картины у вас получились. Я приглашаю вас сегодня к себе в чудесную страну, которая называется природа и приготовила для вас сюрприз. Посылаю вам план маршрута, как дойти до меня. Вы дети умные, поэтому до скорой встречи!» (на листочке план маршрута, по которому надо дойти до берёзовой рощи). Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе, называние примет осени, поиск клада по приметам (приметы «шепчет» листочек), д/и «Осень спросим», п/и 1,2,3, к дереву беги», п/и «С какой ветки эти детки», чтение стихов об осени, слова благодарности природе.

Приложение 3
Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности в подготовительной группе
«Сказки осеннего леса».

Выполнила: воспитатель Павлова Н.К. Дата проведения: 14 ноября 2014 г. . 2014 г. Цели: 1. Учить отображать состояние погоды в рисунке цветом. Закреплять навык изображения животных техникой: тычок жёсткой кистью, упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени. Оборудование: акварельные краски, беличья кисть, кисть с жёсткой щетиной, альбомные листы, салфетки. Предварительная работа: коллективное рисование осеннего леса приёмом по-мокрому, рисование животных разными способами, беседы о поздней осени. Ход занятия: Мы с вами в прошлый раз рисовали осенний лес. Какую осень мы с вами рисовали: раннюю или позднюю? Дети: Позднюю. - А как можно назвать позднюю осень, если раннюю мы называем золотой? Дети: серебряная. - Почему раннюю осень называют золотой? Дети: Потому, что листья в это время года на деревьях жёлтые, оранжевые, красные, погода ясная. - Почему позднюю осень называют серебряной?
Дети: Потому, что часто идут дожди, на дорогах лужи, на лужах появляется блестящий лёд. - Назовите, какой сейчас месяц. Дети: Ноябрь. - А как ещё в народе называют этот месяц? Дети: Предзимье. - Почему? Дети: Потому, что этот месяц – последний месяц осени, за ним наступает зима. - В ноябре природа тоже красива. Красота русской природы поздней осенью – скромная, неброская. Но мы всё равно очень любим и с любовью нарисовали эту картину. Как мы её с вами рисовали, что за чем? Дети: Сначала намочили лист, потом разными красками проводили по мокрому листу. Краски растекались и смешивались. После высыхания мы рисовали деревья. Мы старались, и пейзаж у нас получился очень красивый и чудесный. Я вчера слышала, как ветер гуляет по нашему лесу и деревья о чём-то шепчутся, но ничего понять не смогла. Давайте прислушаемся, может и сегодня мы услышим. Ой, что это? Да это же прилетел листочек из нашего леса. Послушайте, он о чём-то шепчет. Послушаю. Ребята, он говорит, что вы нарисовали просто чудесный, волшебный лес. Деревья благодарны вам, что вы с такой любовью нарисовали их. Но им в пустом лесу скучно. Оживите картину, пожалуйста. Как можно оживить картину? Дети: Надо нарисовать животных, птиц. Давайте мы нарисуем сегодня животных. Будем рисовать на отдельных листочках, потом вырежем и разместим в нашем лесу, приклеим. А каких животных мы нарисуем? Дети: волка, лису, зайца. - Какую шерсть надо нарисовать зверям? Дети: пушистую, тёплую. Какую кисть возьмём, чтобы нарисовать пушистую шерсть? Дети: кисть с жёсткой щетиной. -А тонкой кисточкой будем красить, и дорисовывать мелкие детали. Начинаем рисовать, кто кого хочет. Сначала надо нарисовать простым карандашом, затем красить краской. Индивидуальная работа: пояснения, вопросы, указания, подсказ. - А теперь давайте расположим наших зверей в лесу. Несите осторожно, пусть рисунки подсохнут, потом мы вырежем и приклеим. Каких животных вы нарисовали? Какой характер у твоей лисы? Кто хочет рассказать про своего животного?
- Вот и листочек полетел обратно в лес. Он благодарит вас, теперь в лесу будет совсем не скучно.
Приложение 4
Консультация для родителей «Особенности формирования образов природы в изобразительной деятельности». «Красота-это радость нашей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед весенним днём. Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоём сердце расцветёт благородство. » В. Сухомлинский Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и
умений, оно базируется на образах восприятия и представления. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия по рисованию учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства, способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Рисование помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Рисование не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество. Природа же пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно- эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых систематических наблюдений. На прогулках обратить внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки. Большое значение имеет художественное слово в эстетическом воспитании детей, т. к. литература развивает эстетический вкус дошкольников, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заострять их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. При знакомстве детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или картина природы, полезно одновременно демонстрировать яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. Дети очень любят сказки, рассказы, стихи. В группе хорошо иметь подборку художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок по временам года в т. ч. папки-передвижки. Материал для этого подбирается доступный и понятный детям по тематике, содержанию,
языку. Информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень. Она всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На занятии по ознакомлению с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень» обращать внимание на цвет природных объектов, например, неба: оно бывает разного цвета, это зависит от погоды, времени: осенний воздух свеж и прозрачен. Осень-праздник красоты. И немного грустный: ведь красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан. Работу строить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращать внимание на снег, какого он цвета? Первый снег чистый, белый, пушистый; старый же — слоистый, слежавшийся, его обдували ветры и подтачивали оттепели. Отметить, что снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым и даже разноцветным, убедиться в этом помогают репродукции картин разных художников: Грабаря, Левитана, Юона, Шишкина. Например, на занятии по рассматриванию репродукции картины И. Шишкина «Зимний лес», обратить внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле. Можно прочитать детям строчки из стихотворения И. Сурикова «Зима»: «Зимний лес, что шапкой Принакрылся чудной. И заснул под нею крепко, непробудно. Восприятие художественного образа в картине И. Шишкина и слушание стихотворения помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес. Можно предложить и другие варианты картин зимней природы, которые дети изображают после чтения строчек из стихотворения И. Сурикова: «Белый снег пушистый в воздухе кружится, И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело, Точно пеленою всё его одело» При рисовании берёзы разумно использовать такие строчки из стихотворения «Берёза» С. Есенина: «Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром». Дети с удовольствием нарисуют и «Морозные узоры» на окне, и «Снежинки», красногрудого «Снегиря» и т.д. Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, первые весенние цветы (мимозы, тюльпаны, нарциссы, подснежники и т. д. - «Цветы в вазе») .В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой обращать внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети ещё лучше изобразят эти цвета, услышав стихотворение М. Познанской: «На лугу, у той дорожки, Что бежит к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке – Белый, с жёлтеньким глазком. Я цветы сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела И жужжит, жужжит: «Не тронь! » В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, интонацией голоса выражать эмоциональное отношение к этому образу. Рисование красками лучше чередовать с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами (восковыми мелками, пастелью, сангиной). Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия природного мира, а экспериментирование с различными материалами даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке. Важно поощрять самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также показ детьми друг другу некоторых приёмов изображения. Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отводится свободной самостоятельной деятельности. Для этого в группе создаются
соответствующие условия. В свободное время дети выбирают самостоятельно художественные материалы и рисуют. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности. Рисуя, дети стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола, композиция чаще становится многоплановой, предметы располагаются «ближе - дальше». Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через познание природы, способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество. Рисование воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Приложение 5
Рекомендации для родителей
Аппликация
В аппликации дети создают по преимуществу композиции для украшения дома к празднику Новому году, дню рождения и т.д. Дошкольнику будет интересно сделать костюмы и украсить их, смастерить пригласительные билеты для гостей. Возможно ,увлечёт выполнение картины из мозаики. Сначала нужно заготовить много треугольников и из них выполнить на бумаге необыкновенных птиц, зверей, деревья. Собирайте детские работы, периодически рассматривайте их, устраивайте выставки по самой любой теме. Ребёнок совсем по - новому увидит свои рисунки, аппликации, лепку. Может быть, он и не станет художником, но будет видеть окружающий мир другими глазами.

Рисование
Важно понять, какой материал ребёнок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приёмы. Например, размывание акварели, создание новых оттенков, цветов. Дома дети чаще рисуют то , что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше получается. Попросите ребёнка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства выразительности. (Как ты нарисовал злого волка, хитрую лису? Почему выбрал этот цвет? и пр.) Такие вопросы заставляют его задуматься, перейти к сознательному отбору признаков персонажа. Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни. Рисунки нужно подписывать, ставить дату. Научите этому ребёнка. Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, папы, картину для украшения своей комнаты. Работы большого формата малыш может выполнять в течение определённого срока, постепенно дополняя свою картину. Например нарисовать свою улицу: сначала много домов, потом транспорт деревья, того, кто живёт в домах (смотрят в окна, стоят на балконе), идущих по улице и т. д. Содержимое может расширяться, дополняться, пока у ребёнка есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком свой дом, поищите место для него вместе с маленьким художником.
Декоративно-прикладное искусство
Для составления узора можно использовать одежду плоскостной куклы, которую дети будут одевать, а потом играть с ней. Рассмотрите, какими узорами украшены предметы дома: одежда, посуда, ковры. Предложите ребёнку, например, нарисовать ковёр для куклы.
Узор дети рисуют, но могут и напечатать (листья-отпечатки). Для этого надо вырезать формы из картошки, ластиков, использовать пластмассовые пробки и др. предметы, которые оставляют след. Получается узор для обоев, ткани, каймы, рисунка. Ребёнок может украшать бумажные тарелки, бокалы, расписать лепку. Чтобы гуашь не пачкалась её нужно развести молоком.
Лепка
Пусть дома малыши лепят из глины и пластилина. Если пластилиновую фигуру опустить в горячую воду, она станет твёрдой. Чаще всего дошкольник лепит тех животных, которых хорошо знает (кошки, собаки), кого представляет по сказкам, фильмам. Предложите ему вылепить зверей, которых он видел в зоопарке. Обсудите с ребёнком, что он будет лепить. Интересно лепить из теста, вспомните лепку « жаворонка» весной.
Изобразительное искусство
Знакомя своих детей с изобразительным искусством, рассматривайте вместе с ними детские книги или репродукции картин: - Что изображено? Какое настроение персонажа (грустный, весёлый, задумчивый)? -Какие чувства вызывает у тебя этот образ (радости, грусти)? -Как украшен костюм героя сказки? -Как природа помогает понять настроение героя произведения? -Какое произведение искусства тебе больше всего нравится? Рассматривайте с детьми произведения искусства в соответствии с теми задачами, которые решаются в данный период на занятиях. Например, дымковские игрушки или их изображения на иллюстрации. Предложите ребёнку найти близкие образы, вылепить из них и придумать про него интересную историю.


В раздел образования