Напоминание

"Воспитание детей дошкольного возраста с учётом темперамента"


Автор: Кубарева Зинаида Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1852
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание детей дошкольного возраста с учётом темперамента"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воспитание детей дошкольного возраста с учётом темперамента

Типы темперамента ребенка

Понятие темперамента

Темперамент –
это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
Типы темперамента ребенка
От темперамента человека зависят •Оценка и контроль деятельности. •Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания). •Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций). •Темп, ритм и ускорение деятельности. •Дисциплинарные воздействия. •Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия). Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека. Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.
Темперамент влияет на:
•На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность. •На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику. •На формирование характера и поведение. •На поступки людей.

Психологическая характеристика типов темперамента ребенка
В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. •Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан. •Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан. •Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив. •Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм. Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.
Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка - Холерик
Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом. Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость. Подростки-холерики - веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки. Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам. Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая. Холерики хорошо засыпают и просыпаются.
Особенности воспитания холерика
•Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
•Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров. •Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка. •У ребенка должны быть трудовые обязанности. •Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха. •Приучайте ребенка к правилам, этике общения. •С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек. •Строго соблюдать режим дня. •Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь». •Разговаривайте с ребенком о его поведении. •Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой. •Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва. •Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Тип темперамента ребенка - Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью,общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание. Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки. Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми. Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей- сангвиников весьма разнообразны.
Особенности воспитания сангвиника
•Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику. •Контролируйте его действия и поступки. •Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
•Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку. •Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения. •Формируйте устойчивость интересов ребёнка. •Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь. •Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется. •По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
Тип темперамента ребенка-Флегматик
Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью,усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью. В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для. Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз. Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.
Особенности воспитания флегматика
•Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами. •Не торопите ребенка. •Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность. •Хвалите флегматика за скорые действия. •Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой. •Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо. •Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
•Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно. •Уважайте его внутренний покой. •Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.
Тип темперамента ребенка - Меланхолик
Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью. В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы. Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться. Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного. Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.
Особенности воспитания меланхолика
•Придерживайтесь принципа постепенности. •Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств. •На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее. •Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности. •Взрослым детям помогать действиями и советом. •Развивайте общение ребенка. •Поддерживайте положительные эмоции ребенка. •Необходимо давать идеалы и образцы для подражания. •Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью. •Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое. •Уважайте внутренний мир ребенка.


В раздел образования