Учебно-методическое пособие по развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет
Автор: Ткачёва Анна Иосифовна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: ГУ РК "Детский дом №4 г. Усинска" Населённый пункт: Республика Коми Усинск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Учебно-методическое пособие по развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет Раздел: дошкольное образование
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
Составитель:
Ткачева Анна Иосифовна
Воспитатель высшей категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
г. Усинск
2015 г.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры
стимулируют
процесс
речевого
и
умственного
развития
ребенка,
т.к.
развитие
руки
находится
в
тесной
связи
с
развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук
также
взаимодействует
с
такими
высшими
свойствами
сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие
(координация),
воображение,
наблюдательность,
з р и т е л ь н а я
и
д в и г а т е л ь н а я
п а м я т ь ,
р е ч ь .
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что
вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных
движений
кистей
и
пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а
также
выполнять
множество
разнообразных
бытовых
и
учебных действий.
И г р ы
с
п а л ьч и к а м и
с о з д а ю т
б л а г о п р и я т н ы й
эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому,
учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность
ребенка.
Если
ребенок
будет
выполнять
упражнения,
сопровождая
их
короткими
стихотворными
строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой,
и
усилится
контроль
за
выполняемыми
движениями.
Развивается
память
ребёнка,
так
как
он
учится
запоминать
определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями,
он
сможет
«рассказывать
руками»
целые
истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой
моторики,
умеет
логически
рассуждать,
у
него
достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя
2
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение
тонких
координационных
движений
руки.
Техника
письма
требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а
также
хорошо
развитого
зрительного
восприятия
и
произвольного
внимания.
Поэтому
в
дошкольном
возрасте
важно
развивать
механизмы,
необходимые
для
овладения
письмом,
создать
условия
для
накопления
ребенком
двигательного
и
практического
опыта,
развития
навыков
ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с
предметами
развивается
в
старшем
дошкольном
возрасте,
именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц
кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из
показателей
интеллектуальной
готовности
к
школьному
обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат
ложку,
карандаш,
не
могут
застегивать
пуговицы,
шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся
детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой.
Они
отказываются
от
любимых
другими
детьми
лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского
сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира
этими
детьми
оказываются
обедненными.
Дети
часто
чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях,
доступных
сверстникам.
Это
влияет
на
эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени
уровень развития сложнокоординированных движений руки у
детей,
имеющих
речевые
нарушения,
о ка з ы ва е т с я
3
недостаточным
для
освоения
письма,
формирует
школьные
трудности.
Целью данного пособия является развитие мелких групп
мышц.
Для
решения
поставленной
цели
были
выдвинуты
психолого-педагогические и социальные задачи .
Психолого-педагогические:
• развитие речевой деятельности посредством формирования
точных движений мелких групп мышц;
1.
формирование актуальных знаний на бытовом уровне;
2.
координация движений руки и глаза;
3.
формирование умения строить свою деятельность по
словесной инструкции;
4.
формирование
умения
анализировать
результат
деятельности;
• формирование регулирующей функции речи.
Социальные:
1.
создавать
эмоциональное
настроение,
вызывающее
положительное отношение к игре;
2.
выявлять и фиксировать необходимые диагностические
данные;
3.
руководить познавательным процессом, организовывать
обучение детей;
4.
выполнять роль участника игры, партнера;
5.
направлять
каждого
ребенка
на
выполнение
игровых
действий;
6.
давать образец поведения в игре;
7.
формировать
положительный
эмоциональный
настрой.
4
Возраст детей участвующий в реализации программы: от 4
до 7 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Ожидаемые результаты (по результатам диагностики):
У детей от 3 лет:
На Западе распространен более простой способ диагностики
по
руке,
выявляющий
сформированность
пальцевой
координации,
без
которой
невозможно
обучение
красивому
письму.
Возьмите
одну
руку
ребенка
в
свою,
обязательно
загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти,
и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке
вытягивать
такой
же
палец,
который
вы
трогаете.
Если
координация
в
норме,
то
трехлетний
ребенок
правильно
определит
большой
палец,
а
шестилетний
-
большой,
указательный
и
мизинец.
Средний
и
безымянный
пальцы
определят только дети с очень хорошей координацией.
У детей от 4 лет:
1. Упражнение "Пальчик с носиком здороваются".
После
предварительного
показа
задания
ребенок
с
закрытыми
глазами
может
коснуться
указательным
пальцем
правой руки:
а) кончика носа;
б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой
рукой.
Оценка-вывод .
Правильно выполненное задание - норма;
если ребенок допускает неточности (дотрагивается
до
середины
или
верхней
части
носа,
уха),
это
5
свидетельствует о незрелости его координационных
механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. Упражнение "Уложи монеты в коробку".
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см,
перед которой на расстоянии 5см раскладываются в беспорядке
20
монет
(жетонов,
пуговиц)
диаметром
2см.
По
сигналу
взрослого
ребенок
должен
уложить
как
можно
быстрее
все
м о н е т ы
п о
о д н о й
в
к о р о б к у .
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод .
Нормой считается правильность и время выполнения:
для ведущей руки - 15 секунд,
для другой - 20 секунд.
3.
"Нарисуй пальцами кружочки".
В
течение
10
секунд
указательными
па льцам и
горизонтально
вытянутых
вперед
рук
ребенок
должен
описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки
движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод .
Задание
не
выполнено,
если
ребенок
вращает
руками
одновременно в одну сторону или
описывает круги разной величины.
4.
"Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов
автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия - "поздороваемся";
6) сначала правую руку, потом левую;
в) обе руки.
Оценка-вывод .
Если ребенок справился с "приветствием" - это норма.
6
На низкий уровень коррекции произвольных действий
указывают
лишние
движения:
ребенок
сжимает
кисть
противоположной руки; приподнимает плечи; открывает
рот и т.п.
Содержание:
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может
начинаться очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка.
Вначале — это только массаж кистей рук и пассивные сгибания
и разгибания пальцев младенца. С 7—8 месяцев уже вполне
возможна
и
активная
тренировка:
ребенка
можно
обучать
перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие
предметы. В конце первого — начале второго года ребенку
становятся доступны многие игры: с вкладышами, нанизывание
колец
пирамид,
упражнения
и
игры
с
пальчиками,
сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры
создают
благоприятный
фон,
обеспечивают
хорошую
т ренировку
пальцев,
учат
улавливать
ритм
р е ч и .
В
дошкольных
учреждениях
уделяется
большое
внимание
развитию
мелких
групп
мышц
у
детей.
Развитие
ручной
умелости может осуществляться на различных занятиях (лепка,
рисование,
конструирование,
специальная
графическая
подготовка
и
т.
д.).
Большую
роль
играют
физкультурные
занятия, так как они представляют широкие возможности для
тренировки
мелких
мышц
кисти
в
различных
видах
деятельности,
носящих
большей
частью
игровой
характер
(подвижные
игры
с
потешками,
речитативно-физкультурные
композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах,
броски и ловля и многое другое). Чтобы мелкие движения были
более
точными
и
экономными,
чтобы
они
не
требовали
от
ребенка
чрезмерных
затрат
энергии,
ему
необходимо
7
постепенно
овладевать
разными
движениями
запястья
(Приложение 1).
Навыки, приобретенные на занятиях, не всегда получают
подкрепление
в
быту.
Они
как
бы
оторваны
от
реальной
жизненной
ситуации
и,
следовательно,
недостаточно
полноценно
воспринимаются
ребенком
(основываясь
на
критериях мыслительной деятельности данного возраста).
8
Тематическое планирование
№
Раздел
развивающих
занятий
Примерные темы игр-
занятий
Оборудование
1
2
3
4
1.
«Игры из ничего»
«Прищепки в
корзинке»
Прищепки, корзина
«Перекладывание
пинцетом»
П о д н о с ,
п р и ц е п ,
поролоновые
шарики,
макаронные
изделия
средней величины, две
пиалы
«Скрути нитку в
клубок»
П о д н о с ,
к л у б о к
шерстяных ниток
«Вышивание на
картоне»
Л и с т
к а р т о н а
с
нарисованными на нем
линиями, леска
«Игры с карандашом»
Карандаш с гранями
«Игры со шнурками»
Разноцветные
веревочки
«Веселые резиночки»
П я т ь
р е з и н о ч е к ,
карандаш, лист бумаги
«Рисование
резиночками» по А. В.
Евстратовой
Деревянный
планшет
с
девятью
пластмассовыми
ш т ы р я м и ,
н а б о р
разноцветных
резиночек
(10 шт.)
«Игры с шариком»
Шарик, игрушка
«Идеальный урок»
Кусок
плотной
ткани,
застежки разного типа
«Наждак»
Ку с о ч к и
н а ж д а ч н о й
бумаги
разной
степени
шероховатости
«Нанизывание»
Нитка, шнурки, леска
2.
«Игры на
кухне»
«Маленький
помощник»
Миска с водой, овощи
«Взбиваем крем»
Венчик
для
взбивания
крема,
миска
с
водой,
немного шампуня
9
3.
«Игры с
крупой»
«Помочь Золушке»
Поднос,
две
миски
(одна
из которых с крупой: рис +
греча)
«Волшебное сито»
Сито,
две
миски(в
одной
из которых рис и манка)
«Пересыпаем ложкой» Поднос, две чашки: слева
—
чашка
с
крупой,
а
справа
—
пустая
(обе
ч а ш к и
д о л ж н ы
б ы т ь
сухими) и ложка
«Рисуем дорожки»
Спички,
манная
крупа
(пшено, сахарный песок)
«Сюрприз»
Банка или глубокая миска
с
крупой,
одна
—
две
маленькие игрушки
«Шуршалки и
гремелочки»
Разноцветные
лоскутки,
крупы
(фасоль,
горох,
с ол ь ) ,
су х и е
л и с т ь я ,
к о р о б о ч к а
и з - п о д
вазелина,
футлярчик
из-
под
фотопленки,
бусинки
и т. д.
4.
«Пальчиковые
игры с бумагой»
Игрушки из комканой
бумаги
Корзина
для
бумаги
(или
з а м е н и т е л ь :
ш л я п а ,
коробка),
старые
газеты,
обои,
резиновый
шнур,
пластиковые бутылки
5
«Наш разноцветный
мир»
«Рисунки ладошками»
«Игры в ванной комнате»
«Водяные струйки»
«Напои зверей»
«Игры с водой»
«Выловим из воды»
«Выжимание губки»
«Сгибаем бумагу»
«Шариковые бои»
«Рвем бумагу»
6 Пальчиковые игры
на бумаге
«Расти, расти,
цветочек»
Игра во время купания
в ванной комнате с
использованием душа
7.
«Чудеса на песке» «Отпечатки наших рук»
Поднос, платформа с
ячейками, пипетка,
пузырек с чуть
подкрашенной водой,
10
песочница
«Что же спрятано в
песке»
Мелкие игрушки,
которые можно прятать
в песочнице
8.
Самомассаж
«Массаж своими руками»Массажный шарик,
чайная ложка,
мыльница-ежик,
жесткая зубная щетка,
грецкие орехи,
карандаши с гранями
9.
«Ласковые игры
для пальчиков»
Варианты игр
Мягкие игрушки,
«чудесный мешочек»,
матрешки, кубики и т. п.
10
Открытое занятие «Игры из ничего»
(Приложение 2)
11
Используемая литература
1.
Б а р д ы ш е в а Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М.,
2001.
2.
Га в р и н а С. Е., Кут я в и н а Н. Л., Топоркова И. Г.,
Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво
рисовать. — Ярославль, 1997.
3.
Гр и го р ь е в а Г. Г., Коч е т о в а Н. П. Кроха. — М., 2001.
4.
Д е д юх и н а Г. В., Я н ь ш и н а Т. А., Мо г уч а я Л. Д.
Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5
лет, страдающих детским церебральным параличом. — М., 2001.
5.
К ат а е в а А. А., С т р е б е л е в а Е. А. Дидактические
игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. —
М . ,
2 0 0 1 .
Ло п ух и н а И. Логопедия. — СПб., 1997.
6.
М а ш и н Л., М а д ы ш е в а Е. Домашняя школа
Монтессори. — М., 1998.
7.
Мо н и н а Г. Б., Л ю т о в а Е. К. Проблемы маленького
ребенка. — СПб., 2003.
8.
Р а з е н ко в а Ю. А. Игры с детьми младенческого
возраста. — М., 2003.
9.
С и н и ц ы н а Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
10.
С
и
р
о
т
ю
к
А.
Л.
Коррекция
развития
интеллекта
дошкольников. — М., 2002.
11.
С т р е б е л е в а Е. А., М и ш и н а Г. А. Игры и занятия с
детьми
раннего
возраста,
имеющими
отклонения
в
психофизическом развитии. — М., 2002.
12.
Сум н и те л ь н ы й С. И. Помоги мне это сделать самому.
— М., 2001.
12
13.
Ф и л и п п о в а С. О. Подготовка дошкольников к
обучению письму. —СПб., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Последовательность развития навыков мелкой моторики:
1.От двух до четырех лет.
Навыки,
приобретенные
на
предыдущей
ст адии,
постепенно
совершенствуются.
Дети
в
этом
возрасте
постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если
13
на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и
держал
предмет
ладонью,
то
теперь
он
начинает
активнее
использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии,
круги,
резать
бумагу
ножницами,
снимать
и
надевать
свободную одежду.
2.От четырех до восьми лет.
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные
навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например,
во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения
тем
видам
деятельно сти,
которые
т ребуют
б о л е е
координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук,
пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма.
В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая
винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя
пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно
пользуются
ложкой,
вилкой,
могут
писать
крупные
буквы,
рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль
нарисованной линии.
Последовательность формирования захвата:
Ладонный
захват
–
ребенок
хватает
предмет
и
отпускает его, действуя всей кистью.
Захват щепотью – ребенок берет предмет, удерживает
его и манипу-лирует им, используя большой, средний
и указательный палец.
Захват «пинцетом» – ребенок совершает действия с
небольшим предметом, зажимая его между большим
и
у к а з а т е л ь н ы м
п а л ь ц е м .
Кроме
того,
занятия
мелкой
моторикой
окажут
благотворное влияние на общее развитие ребенка,
14
помогут
ему
стать
более
самостоятельным
и
уверенным в себе.
Виды
упражнений
и
занятий
по
развитию
мелкой
мускулатуры рук дошкольника.
Для занятий по формированию сложнокоординированных
движений руки необходимы следующие условия:
Поскольку развитие ручной умелости предполагает
определенную степень зрелости мозговых структур,
заставлять
ребенка
заниматься
«через
силу»
неэффективно.
Нужно
начать
с
того
уровня
упражнений, которые будут получаться и доставлять
удовольствие.
Выполнение упражнений должно быть регулярным.
Занятия
должны
быть
только
совместными.
Это
определяется необходимостью точного выполнения
движений, в противном случае результат не будет
достигнут.
Время
выполнения
упражнений
не
может
быть
долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро
иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно
увеличить
длительность,
включать
игры
в
другие
развивающие занятия.
Нужно
соблюдать
комфортный
для
ребенка
темп
выполнения.
Очень
важно
участие
и
ободряющее
поведение
взрослого.
Ребенку
всегда
предлагается
инструкция.
Нельзя
заменять
ее
рисунком
или
ручным
образцом
выполнения.
Инструкция
должна
быть
простой,
короткой и точной.
15
Повторение
инструкции,
а
также
проговаривание
действий в процессе выполнения облегчает работу.
• Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся
в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
• В комплекс упражнений старайтесь включать задания
на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
• Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа
к и с т е й
р у к .
•
Проводите
работу
по
развитию
мелкой
моторики
регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня
ф и з и ч е с к о г о
р а з в и т и я
м а л ы ш а .
• Сначала все движения взрослый выполняет руками
малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их
с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
о
.
•
Внимательно
следите
за
тем,
чтобы
упражнения
выполнялись
ребёнком
правильно.
Если
малыш
затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу
помогите
ему:
зафиксировать
нужное
положение
пальцев и т. п.
• Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После
освоения
ребёнком
простых
двигательных
навыков
переходите к освоению более сложных.
Настоящая программа может быть использована как в
индивидуальной,
так
и
групповой
формах
работы
с
детьми (количество детей в группе – 3–5 человек.)
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые
приёмы
для
развития
мелкой
моторики
пальцев
рук
о к а з ы в а ю т с я
н а и б о л е е
э ф ф е к т и в н ы м и .
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до
16
конца
выполнять
это
упражнение,
к
следующему
не
переходить.
2.
Рвать
на
мелкие
куски
газету,
бумагу
(чем
мельче,
тем
л
у
ч
ш
е
)
.
3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
4. Собирать, складывать пирамидки.
5. Работать с вкладышами (Монтессори).
6. Застёгивать пуговицы.
7. Завязывать, развязывать узлы.
8.
Пальчиковые
игры
типа
“Здравствуй,
пальчик”,
“Кто
приехал?” и др.
Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в
дошкольном возрасте.
Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период
1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит
ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо
выполнять следующие рекомендации:
1.
Построить
упражнения
таким
образом,
чтобы
ребёнку
неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:
• нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует
“всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
• нарисовать птичек;
• изобразить солнце с лучами.
2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных
ф и г у р
( о ко н ) ,
с о с т а в л е н и е
у з о р о в
и з
к р у г о в .
3. Рисование карандашами и красками различными способами.
4.
Орнаменты
на
бумаге
в
клетку,
повторение
его
на
н е л и н о в а н н о й
б у м а г е .
5. Разнообразная работа с ножницами.
17
Система коррекционной работы по развитию мелкой
моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно,
то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие
явления, как:
• гипотония - слабое сжатие ручки;
• гипертония - сильное сжатие ручки;
• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной
работы по следующим направлениям:
1.
Развитие
кинестетического
праксиса
(удерживание
позы);
2.
Развитие
динамического
праксиса
(переключение
с
одного движения на другое);
3.
Смысловая
организация
движений
(проговаривание).
Рекомендуется проводить следующие упражнения:
1.
Упражнения
на
отработку
силы
пальцев
и
кисти
рук
(с
использованием
пластилина,
прищепок,
эспандера,
щелчков
р а з н ы м и
п а л ь ц а м и ) ;
2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и
др.);
3. Нейропсихологическое расслабление:
• массаж;
•
упражнения
для
удержания
позы:
работа
в
тетрадях
в
клетку, рисование точек по образцу;
• упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза,
кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в
гнезде,
чашка,
улитка,
цветок,
колокольчик,
бочонок,
солнце” и др.
18
• выкладывание палочек различными пальцами;
•
посыпание
песочка:
горстью,
щепоткой,
разными
пальцами;
4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание:
когда
ребёнок
производит
ритмическое
движение
пальцами
рук,
то
в
лобной
и
височных
долях
головного мозга возникает усиление электрических колебаний
и как следствие - развитие речевых функций.
• хлопки;
• постукивание палочками;
• ритмичные щелчки;
• специальные упражнения без речевого сопровождения
(пальчиковая гимнастика);
•
игры
с
пальчиками,
сопровождающиеся
стишками
и
потешками.
Упражнения для развития мелкой моторики
Р
а
з
м
и
н
к
а
:
Выбрасывание пальчиков
а) "В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали".
б) "1,2, 3,4,5.
Мы грибы идем искать.
Вот мизинчик в лес пошел,
Безымянный – гриб нашел.
Средний пальчик чистить стал,
Указательный – скакал,
Большой палец все съел,
19
От того и потолстел."
Выполнение по зрительному образцу:
«В нашем дворе живут разные животные»
Психолог показывает фигуру и называет животное. Дети
повторяют. Затем, психолог называет животное, а дети должны
самостоятельно воспроизвести кинестетический образ.
1.
"Петушок"
указательный
и
большой
пальцы
–
овал,
остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
3. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец
и мизинец чуть сгибаются.
4.
"Кот"
–
указательный
палец
и
мизинец
сильно
сгибаются.
5. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя.
6.
"Флажок"
–
пальцы
собрать,
развернуть
к
себе
и
наклонить.
7. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и
наклон вперед.
Гимнастика для пальцев:
1.
«Крестики».
Поочередно
как
можно
быстрее
ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик
большого пальца последовательно с указательным,
средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от
указательного пальца к мизинцу), так и в обратном
(от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2.
«Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно
стучат
по
столу
наподобие
топота
копыт
(последовательно от мизинца к большому).
3.
«Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой – за противоположное ухо. Одновременно
20
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».
4.
«Змейки». Представляем, что наши пальцы – это
маленькие
змейки.
Они
могут
двигаться
-
извиваться навстречу друг другу. При этом сначала
прорабатываются
одноименные
пальцы
рук,
а
затем
разноименные
(например,
большой
палец
правой руки мизинец левой руки).
5.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу,
сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.
Двигать поочередно пальцами, на которые укажет
ведущий. Палец должен двигаться точно и четко,
не
допуская
синкинезий.
Прикасаться
к
пальцу
нельзя.
Последовательно
в
упражнении
должны
участвовать все пальцы обеих рук.
6.
«Лезгинка».
Ребенок
складывает
левую
руку
в
кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак
разворачивает
пальцами
к
себе.
Правой
рукой
прямой
ладонью
в
горизонтальном
положении
прикасается
к
мизинцу
левой.
После
этого
одновременно меняет положение правой и левой
рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо
добиваться высокой скорости смены положений.
7.
«Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги
слона,
идущего
по
столу.
Только
средний
палец
поднят
вверх
и
не
касается
стола
–
это
хобот.
Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за
что не опуская средний палец.
21
8.
«Котята».
Одновременное
сильное
сгибание
и
разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах
наподобие кошачьих лап.
9.
«Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с
выпрямленными
пальцами.
Средние
пальцы
сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают
л а д о н ь .
О с т а л ь н ы е
п а л ь ц ы
о с т а ю т с я
выпрямленными.
Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения
руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10
раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Развитие реципрокной координации.
Предложить ребенку положить перед собой руки – одна
сжата
в
кулак,
а
другая
–
распрямлена,
затем
он
должен
одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
Упражнения только на развитие динамического праксиса:
1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – "привет!"
(плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки
в
м
е
с
т
е
)
2. "Клубы дыма". Рука в кулак, один палец отставлен (все но
очереди),
имитация
клубов
–
круговые
движения
вверх
в
в
о
з
д
у
х
е
.
3. "Рисуем чушую у рыбы". Разными пальцами рисуем чешую
вверх, вниз. 5. "Альпинисты идут по горам". Палец – крюк,
который цепляется за горы.
Расслабление
пальцев
кистей
рук.
(Вводится
после
сильного
напряжения)
Можно
проводить
после
каждого
упражнения.
1.
"Погладим
котенка".
Головка
–
спинка
–
хвостик
–
сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой.
22
2. "Курочка пьет воду" – сбрасываем руки назад. "Курочка
клюет зерно" – сбрасываем руки вперед.
3.
"Веселые
маляры"
–
широкие
размахи
одной
рукой,
затем другой, потом 2-мя руками.
4. "Качаем лодочку" – соединить ладони и качать вправо-
влево.
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой
и левой руке.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к
мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
«Повтори
движение"
(вариант
игры
Б.
П.
Никитина
"Обезьянки")
Психолог,
садясь
напротив
ребенка,
делает
пальцами
своей
руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то
выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в
такое же положение привести пальцы своей руки - повторить
"фигуру".
Задание
здесь
усложняется
тем,
что
ему
ее
еще
необходимо
зеркально
отразить
(ведь
взрослый
сидит
напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности,
то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя
рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать
положение пальцев руки.
Лепим из пластилина (или теста)
- кружок;
- цифру;
- букву;
- животное;
- ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из
пластилина.
Игры с рисованием.
23
Графические пробы
– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)
Опознание
предмета.
Ребенок
одной
рукой
ощупывает
предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами)
его зарисовывает.
- Прохождение по дорожкам;
- Лабиринт;
- Срисуй с образца;
- Что нарисовано у тебя на ладошке? Нарисуй на листочке.
Заминка
Игра «Быстро, без ошибок». Психолог показывает и заучивает с
детьми несколько кинестетических поз, затем быстро называет
их и показывает то верные, то неверные знаки. Дети должны
быть внимательны и показывать нужные позы.
«Цветок». 1 ч.Пальцы обеих рук образуют бутон цветка.
Затем
он
начинает
раскрываться
по
лепесткам
(сначала
размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние,
указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук
образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной
последовательности.
Массаж
пальцев.
После
работы
каждый
пальчик
необходимо помассировать, кисти рук сжимать и разжимать.
24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект
занятия
по
теме
«Игры
из
ничего»
Цель: закрепление навыка работы ведущей рукой. Задачи:
1.
Тренировка мелкой моторики кистей рук.
2.
Отработка ритмических круговых движений рук.
3.
Ориентировка в пространстве.
4.
Концентрация внимания.
5.
Развитие общей координации движений.
Оборудование: мягкая игрушка, клубок ниток, магнитофон,
г о р о х ,
к л е й ,
к а р т о н .
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Пальчиковая игра:
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем.
25
Снова в кулачки сожмем.
(2 раза) 146
2. Игра «Помоги котенку».
Детям сообщают, что к ним пришел котенок. Он очень
расстроен, — у него беда. Он заигрался и не заметил, как
размотал у бабушки клубок ниток. Смотать нитки в клубок он
н е
м о ж е т.
Д е т я м
п р е д л а г а е т с я
п о м о ч ь
к о т е н к у
(предварительный показ и объяснение дефекто-логом). Затем
детям
выдаются
размотанные
клубки
ниток
разного
цвета
(уточняется цвет клубка у каждого ребенка).
С
началом
звучания
музыки
дети
приступают
к
выполнению задания. По окончанию обращается внимание на
качество и аккуратность работы.
3. Физкультминутка «Ежик»:
По сухой лесной дорожке —
Топ, топ, топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Дети
стоят
слегка
согнувшись,
руки
согнуты
в
локтях
перед грудью.
Кисти рук опущены вниз, ноги слегка согнуты в коленях.
Делают мелкие частые шажки. Имитируют собирание ягод.
1.
Игра
«Спираль». Дети
прокладывают
нитку
по
нарисованному изображению.
2.
Игра с горохом. Дети выкладывают из гороха такую
же спираль, как из ниток.
26
Источник:
Коррекционно-развивающие
программы
Череповецкого
центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч.
ред.
О.
А.
Денисова,
Н.
В.
Афанасьева.
—
Вологда:
Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.
Научные
редакторы:
О.
А.
Денисова,
ка н д и д ат
педагогических
наук,
доцент,
зав.
кафедрой
коррекционной
педагогики
и
специальной
психологии
Череповецкого
государственного
университета;
Н.
В.
Афанасьева,
кандидат
психологических
наук,
доцент,
зав.
кафедрой
психологии
и
с о ц и а л ь н о й
п е д а г о г и к и
В И Р О
Авторский
коллектив: специалисты
Череповецкого
центра
27
психолого-медико-социального
сопровождения:
М.
П.
Кузнецова, директор Центра; С. В. Пурышева, зам. директора
Центра; И. В. Окольникова; В. А. Любезнова; Т. Б. Сергеева; И.
А. Ершова; Е. В. Макарцева; М. А. Зайцева; Н. А. Глебова; Н.
А. Егоренко; Е. М. Вицина; Н. В. Верещагина; Ю. В. Афанасьев
Рецензенты: А. П. Коновалова, кандидат педагогических наук,
начальник
отдела
специального
образования
и
социально-
правовой защиты детей департамента образования Вологодской
области;
С.
В.
Копытова,
зав.
кабинетом
дефектологии
и
к о р р е к ц и о н н о й
п е д а г о г и к и
Ответственный за выпуск — С. В. Пурышева
28