Напоминание

Учебно-методическое пособие по развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет


Автор: Ткачёва Анна Иосифовна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: ГУ РК "Детский дом №4 г. Усинска"
Населённый пункт: Республика Коми Усинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учебно-методическое пособие по развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное учреждение Республики Коми

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом №4” г. Усинска
Составитель: Ткачева Анна Иосифовна Воспитатель высшей категории ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206 г. Усинск
2015 г.


Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, з р и т е л ь н а я и д в и г а т е л ь н а я п а м я т ь , р е ч ь . Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. И г р ы с п а л ьч и к а м и с о з д а ю т б л а г о п р и я т н ы й эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя 2
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, о ка з ы ва е т с я 3
недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Целью
данного пособия является развитие мелких групп мышц. Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические и социальные
задачи
. Психолого-педагогические: • развитие речевой деятельности посредством формирования точных движений мелких групп мышц; 1. формирование актуальных знаний на бытовом уровне; 2. координация движений руки и глаза; 3. формирование умения строить свою деятельность по словесной инструкции; 4. формирование умения анализировать результат деятельности; • формирование регулирующей функции речи. Социальные: 1. создавать эмоциональное настроение, вызывающее положительное отношение к игре; 2. выявлять и фиксировать необходимые диагностические данные; 3. руководить познавательным процессом, организовывать обучение детей; 4. выполнять роль участника игры, партнера; 5. направлять каждого ребенка на выполнение игровых действий; 6. давать образец поведения в игре; 7. формировать положительный эмоциональный настрой. 4

Возраст детей участвующий в реализации программы:
от 4 до 7 лет.
Сроки реализации:
1 год.
Ожидаемые результаты (по результатам диагностики):
У детей от 3 лет: На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией. У детей от 4 лет: 1. Упражнение "Пальчик с носиком здороваются". После предварительного показа задания ребенок с закрытыми глазами может коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод
.  Правильно выполненное задание - норма;  если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это 5
свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме. 2. Упражнение "Уложи монеты в коробку". На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все м о н е т ы п о о д н о й в к о р о б к у . Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод
. Нормой считается правильность и время выполнения:  для ведущей руки - 15 секунд,  для другой - 20 секунд. 3. "Нарисуй пальцами кружочки". В течение 10 секунд указательными па льцам и горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод
.  Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или  описывает круги разной величины. 4. "Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - "поздороваемся"; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод
.  Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. 6
 На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Содержание:
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка. Вначале — это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно обучать перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы. В конце первого — начале второго года ребенку становятся доступны многие игры: с вкладышами, нанизывание колец пирамид, упражнения и игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую т ренировку пальцев, учат улавливать ритм р е ч и . В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание развитию мелких групп мышц у детей. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях (лепка, рисование, конструирование, специальная графическая подготовка и т. д.). Большую роль играют физкультурные занятия, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля и многое другое). Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо 7
постепенно овладевать разными движениями запястья (Приложение 1). Навыки, приобретенные на занятиях, не всегда получают подкрепление в быту. Они как бы оторваны от реальной жизненной ситуации и, следовательно, недостаточно полноценно воспринимаются ребенком (основываясь на критериях мыслительной деятельности данного возраста). 8

Тематическое планирование
№ Раздел развивающих занятий Примерные темы игр- занятий Оборудование 1 2 3 4 1. «Игры из ничего» «Прищепки в корзинке» Прищепки, корзина «Перекладывание пинцетом» П о д н о с , п р и ц е п , поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы «Скрути нитку в клубок» П о д н о с , к л у б о к шерстяных ниток «Вышивание на картоне» Л и с т к а р т о н а с нарисованными на нем линиями, леска «Игры с карандашом» Карандаш с гранями «Игры со шнурками» Разноцветные веревочки «Веселые резиночки» П я т ь р е з и н о ч е к , карандаш, лист бумаги «Рисование резиночками» по А. В. Евстратовой Деревянный планшет с девятью пластмассовыми ш т ы р я м и , н а б о р разноцветных резиночек (10 шт.) «Игры с шариком» Шарик, игрушка «Идеальный урок» Кусок плотной ткани, застежки разного типа «Наждак» Ку с о ч к и н а ж д а ч н о й бумаги разной степени шероховатости «Нанизывание» Нитка, шнурки, леска 2. «Игры на кухне» «Маленький помощник» Миска с водой, овощи «Взбиваем крем» Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня 9
3. «Игры с крупой» «Помочь Золушке» Поднос, две миски (одна из которых с крупой: рис + греча) «Волшебное сито» Сито, две миски(в одной из которых рис и манка) «Пересыпаем ложкой» Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе ч а ш к и д о л ж н ы б ы т ь сухими) и ложка «Рисуем дорожки» Спички, манная крупа (пшено, сахарный песок) «Сюрприз» Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки «Шуршалки и гремелочки» Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, с ол ь ) , су х и е л и с т ь я , к о р о б о ч к а и з - п о д вазелина, футлярчик из- под фотопленки, бусинки и т. д. 4. «Пальчиковые игры с бумагой» Игрушки из комканой бумаги Корзина для бумаги (или з а м е н и т е л ь : ш л я п а , коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки 5 «Наш разноцветный мир» «Рисунки ладошками» «Игры в ванной комнате» «Водяные струйки» «Напои зверей» «Игры с водой» «Выловим из воды» «Выжимание губки» «Сгибаем бумагу» «Шариковые бои» «Рвем бумагу» 6 Пальчиковые игры на бумаге «Расти, расти, цветочек» Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа 7. «Чудеса на песке» «Отпечатки наших рук» Поднос, платформа с ячейками, пипетка, пузырек с чуть подкрашенной водой, 10
песочница «Что же спрятано в песке» Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице 8. Самомассаж «Массаж своими руками»Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями 9. «Ласковые игры для пальчиков» Варианты игр Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, кубики и т. п. 10 Открытое занятие
«Игры из ничего»
(Приложение 2) 11

Используемая литература
1. Б а р д ы ш е в а Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001. 2. Га в р и н а С. Е., Кут я в и н а Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997. 3. Гр и го р ь е в а Г. Г., Коч е т о в а Н. П. Кроха. — М., 2001. 4. Д е д юх и н а Г. В., Я н ь ш и н а Т. А., Мо г уч а я Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающих детским церебральным параличом. — М., 2001. 5. К ат а е в а А. А., С т р е б е л е в а Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М . , 2 0 0 1 . Ло п ух и н а И. Логопедия. — СПб., 1997. 6. М а ш и н Л., М а д ы ш е в а Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998. 7. Мо н и н а Г. Б., Л ю т о в а Е. К. Проблемы маленького ребенка. — СПб., 2003. 8. Р а з е н ко в а Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. — М., 2003. 9. С и н и ц ы н а Е. Умная тетрадь. — М., 1999. 10. С и р о т ю к А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М., 2002. 11. С т р е б е л е в а Е. А., М и ш и н а Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. — М., 2002. 12. Сум н и те л ь н ы й С. И. Помоги мне это сделать самому. — М., 2001. 12
13. Ф и л и п п о в а С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Последовательность развития навыков мелкой моторики:

1.От двух до четырех лет.
Навыки, приобретенные на предыдущей ст адии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если 13
на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.
2.От четырех до восьми лет.
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельно сти, которые т ребуют б о л е е координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.
Последовательность формирования захвата:
Ладонный захват – ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью. Захват щепотью – ребенок берет предмет, удерживает его и манипу-лирует им, используя большой, средний и указательный палец. Захват «пинцетом» – ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и у к а з а т е л ь н ы м п а л ь ц е м . Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, 14
помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Виды упражнений и занятий по развитию мелкой мускулатуры рук дошкольника. Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки необходимы следующие условия:  Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие. Выполнение упражнений должно быть регулярным.  Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.  Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.  Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.  Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.  Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. 15
 Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа к и с т е й р у к . • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня ф и з и ч е с к о г о р а з в и т и я м а л ы ш а . • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их с а м о с т о я т е л ь н о . • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. Настоящая программа может быть использована как в индивидуальной, так и групповой формах работы с детьми (количество детей в группе – 3–5 человек.)
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук о к а з ы в а ю т с я н а и б о л е е э ф ф е к т и в н ы м и . 1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до 16
конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить. 2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем л у ч ш е ) . 3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки. 4. Собирать, складывать пирамидки. 5. Работать с вкладышами (Монтессори). 6. Застёгивать пуговицы. 7. Завязывать, развязывать узлы. 8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в

дошкольном возрасте.
Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом. Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации: 1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке: • нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно; • нарисовать птичек; • изобразить солнце с лучами. 2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных ф и г у р ( о ко н ) , с о с т а в л е н и е у з о р о в и з к р у г о в . 3. Рисование карандашами и красками различными способами. 4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на н е л и н о в а н н о й б у м а г е . 5. Разнообразная работа с ножницами. 17

Система коррекционной работы по развитию мелкой

моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как: • гипотония - слабое сжатие ручки; • гипертония - сильное сжатие ручки; • макро и микрография - когда ребёнок не видит строки. В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы по следующим направлениям: 1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы); 2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое); 3. Смысловая организация движений (проговаривание). Рекомендуется проводить следующие упражнения: 1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков р а з н ы м и п а л ь ц а м и ) ; 2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.); 3. Нейропсихологическое расслабление: • массаж; • упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу; • упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др. 18
• выкладывание палочек различными пальцами; • посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами; 4. Упражнения на ритмическую организацию движений. Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций. • хлопки; • постукивание палочками; • ритмичные щелчки; • специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика); • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
Упражнения для развития мелкой моторики
Р а з м и н к а : Выбрасывание пальчиков а) "В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали". б) "1,2, 3,4,5. Мы грибы идем искать. Вот мизинчик в лес пошел, Безымянный – гриб нашел. Средний пальчик чистить стал, Указательный – скакал, Большой палец все съел, 19
От того и потолстел."
Выполнение по зрительному образцу:
«В нашем дворе живут разные животные» Психолог показывает фигуру и называет животное. Дети повторяют. Затем, психолог называет животное, а дети должны самостоятельно воспроизвести кинестетический образ. 1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. 2. "Курочка" – веер опущен. 3. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются. 4. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются. 5. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя. 6. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить. 7. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.
Гимнастика для пальцев:
1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу), так и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. 2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому). 3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно 20
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки). 5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. 7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец. 21
8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап. 9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают л а д о н ь . О с т а л ь н ы е п а л ь ц ы о с т а ю т с я выпрямленными. Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Развитие реципрокной координации.
Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно). Упражнения только на развитие динамического праксиса: 1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – "привет!" (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки в м е с т е ) 2. "Клубы дыма". Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди), имитация клубов – круговые движения вверх в в о з д у х е . 3. "Рисуем чушую у рыбы". Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз. 5. "Альпинисты идут по горам". Палец – крюк, который цепляется за горы. Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения. 1. "Погладим котенка". Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой. 22
2. "Курочка пьет воду" – сбрасываем руки назад. "Курочка клюет зерно" – сбрасываем руки вперед. 3. "Веселые маляры" – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками. 4. "Качаем лодочку" – соединить ладони и качать вправо- влево. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. «Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") Психолог, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Лепим из пластилина (или теста) - кружок; - цифру; - букву; - животное; - ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из пластилина. Игры с рисованием. 23
Графические пробы – зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу. – заборчик – дом – башня (зубчик-заборчик) Опознание предмета. Ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. - Прохождение по дорожкам; - Лабиринт; - Срисуй с образца; - Что нарисовано у тебя на ладошке? Нарисуй на листочке. Заминка Игра «Быстро, без ошибок». Психолог показывает и заучивает с детьми несколько кинестетических поз, затем быстро называет их и показывает то верные, то неверные знаки. Дети должны быть внимательны и показывать нужные позы. «Цветок». 1 ч.Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности. Массаж пальцев. После работы каждый пальчик необходимо помассировать, кисти рук сжимать и разжимать. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект

занятия

по

теме

«Игры

из

ничего»
Цель: закрепление навыка работы ведущей рукой. Задачи: 1. Тренировка мелкой моторики кистей рук. 2. Отработка ритмических круговых движений рук. 3. Ориентировка в пространстве. 4. Концентрация внимания. 5. Развитие общей координации движений. Оборудование: мягкая игрушка, клубок ниток, магнитофон, г о р о х , к л е й , к а р т о н . ХОД ЗАНЯТИЯ 1.
Пальчиковая игра:
Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем Разогнуться и подняться. Пальчик к пальчику прижмем. 25
Снова в кулачки сожмем. (2 раза) 146 2.
Игра «Помоги котенку».
Детям сообщают, что к ним пришел котенок. Он очень расстроен, — у него беда. Он заигрался и не заметил, как размотал у бабушки клубок ниток. Смотать нитки в клубок он н е м о ж е т. Д е т я м п р е д л а г а е т с я п о м о ч ь к о т е н к у (предварительный показ и объяснение дефекто-логом). Затем детям выдаются размотанные клубки ниток разного цвета (уточняется цвет клубка у каждого ребенка). С началом звучания музыки дети приступают к выполнению задания. По окончанию обращается внимание на качество и аккуратность работы. 3.
Физкультминутка «Ежик»:
По сухой лесной дорожке — Топ, топ, топ — топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. Дети стоят слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью. Кисти рук опущены вниз, ноги слегка согнуты в коленях. Делают мелкие частые шажки. Имитируют собирание ягод. 1.
Игра

«Спираль».
Дети прокладывают нитку по нарисованному изображению. 2.
Игра с горохом.
Дети выкладывают из гороха такую же спираль, как из ниток. 26

Источник:
Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.
Научные

редакторы:
О. А. Денисова, ка н д и д ат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета; Н. В. Афанасьева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и с о ц и а л ь н о й п е д а г о г и к и В И Р О
Авторский

коллектив:
специалисты Череповецкого центра 27
психолого-медико-социального сопровождения: М. П. Кузнецова, директор Центра; С. В. Пурышева, зам. директора Центра; И. В. Окольникова; В. А. Любезнова; Т. Б. Сергеева; И. А. Ершова; Е. В. Макарцева; М. А. Зайцева; Н. А. Глебова; Н. А. Егоренко; Е. М. Вицина; Н. В. Верещагина; Ю. В. Афанасьев
Рецензенты:
А. П. Коновалова, кандидат педагогических наук, начальник отдела специального образования и социально- правовой защиты детей департамента образования Вологодской области; С. В. Копытова, зав. кабинетом дефектологии и к о р р е к ц и о н н о й п е д а г о г и к и
Ответственный за выпуск
— С. В. Пурышева 28


В раздел образования