Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования
Автор: Дьяконова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 31 "Медвежонок" Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра Наименование материала: Методическая разработка Тема: Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 «Медвежонок»
Тема:
«
Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому
воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию
дополнительного образования
»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Дьяконова Елена Николаевна
г. Нижневартовск,2016
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности
ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в детском
саду
дети
получают
первые
сведения
о
различных
явлениях
жизни,
впитывают уважение к своему городу,
Родине,
узнают много нового и
интересного
об
их
прошлом
и
настоящем. Родина
–
понятие
не
только
географическое.
Это
важнейший
символ,
наполненный
глубинным
содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры.
Любовь к Родине зарождается с ранних лет. Она получает у ребенка
выражение в отношении к тому, что его окружает и к тому, с кем он
находится в близком общении. Формирование любого чувства у детей
начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.
Развитие интереса к прошлому своего края является одной из главных задач
патриотического воспитания дошкольников.
Поэтому
в
ДОУ
созданы
условия
для
организации
работы
с
детьми,
ориентированные на развитие у дошкольников любви и интереса к родному
краю. Особая роль в этом отводится
детскому эколого-этнографическому
музею
“Лесная
сказка”,
работа
в
котором
ведется
по
программе
дополнительного образования “Юный гид”.
Программа направлена на приобщение к культуре, историческому и
социальному опыту коренных жителей родного края, воспитание высших
нравственных чувств – патриотизма и толерантности.
Музей хранит редкие экспонаты предметов быта, духовной
культуры,
дающие
представление
о
жилищах,
промыслах,
обычаях
и
традициях коренного населения нашего региона.
У детей формируются элементарные представления о музее как
хранилище
духовных
и
материальных
ценностей,
формируются
навыки
поведения в музее.
Дошкольники учатся понимать язык предметов как
носителей информации эпохи.
Наиболее эффективной формой подачи материала на занятиях в
музее является беседа, рассказ с использованием дидактических и
подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и
картин по теме, слушание хантыйских мелодий и песен. Так как всякая
беседа представляет собой
вид общения, то
дошкольникам
наиболее
доступен
вопросно-ответный
метод.
Это
обусловлено
тем,
что
дети
дошкольного возраста особенно расположены к общению. Вопросы, которые
задаются детям, подразумевают конкретный ответ. Ответ, который дети дали
хором или поодиночке, можно оспорить, или с ним можно согласиться, но
главное – он стимулирует дальнейший ход беседы.
Но для того, чтобы ребенок имел более полное представление о
предмете, его назначении, детям дается возможность не только рассмотреть
экспонат, но и потрогать, подержать в руках, обследовать его.
При знакомстве с этими предметами, их назначением, мы даем понять
детям, как могут люди гармонично существовать с природой: не губить и
уничтожать, а относиться бережно, чтобы она отблагодарила людей за это
своими дарами.
Для того, чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и
впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала,
возвращение
к
уже
увиденному
и
услышанному.
Этому
способствует
обыгрывание
ситуаций,
где
роль
экскурсовода
предлагается
ребенку.
Значимость
своего
положения
в
роли
экскурсовода
заставляет
не
только
ненавязчиво запомнить свою роль, но и передать своим сверстникам свое
эмоциональное состояние.
Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений
и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей
способ освоения информации.
Интерес
к
ручному
труду,
желание
создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной
обстановки.
Результатами нашей работы являются организация и участие в конкурсах:
“Мисс акань” (“Куколка” - для девочек) с участием мам, где показана
совместная
работа
воспитателя-ребенка-родителей,
где
участники
представляют свои мини-проекты.
“Вукын-пах” (“Мальчик-богатырь”) – с участием пап, где состязаются
в силе и ловкости.
Дошкольное
образовательное
учреждение,
являясь
начальным
звеном
системы образования, призвано формировать у детей первые представления
об окружающем мире, отношение к окружающей действительности: родной
природе,
малой
Родине,
своему
Отечеству.
Все
эти
понятия
являются
неотъемлемой частью патриотического воспитания. Как показала практика,
задачи патриотического воспитания можно решать и средствами музейной
педагогики.