Самообразование как средство совершенствования профессиональной компетентности педагога
Автор: Бахичева Марина Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ № 42 "Родничок" ЯМР Населённый пункт: Ярославская область, Ярославский район, поселок Ивняки Наименование материала: статья Тема: Самообразование как средство совершенствования профессиональной компетентности педагога Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42
«Родничок» Ярославского муниципального района
Самообразование как средство совершенствования профессиональной
компетентности педагога
Бахичева М.В.
Старший воспитатель
Ключевые
слова: компетентность, профессиональная компетентность,
самообразование, профессиональная направленность, педагогический такт,
эмпатия, проектная деятельность, электронное портфолио
План:
1. О б о с н о ва н и е
н е о бход и мо с т и
п о с тоя н н о го
п о в ы ш е н и я
профессиональной компетентности педагога
2. Понятие
и
содержание
процесса
самообразования
педагогов
дошкольной образовательной организации
3. Технологии самообразования педагогов дошкольной образовательной
организации
1. Обоснование необходимости постоянного повышения
профессиональной компетентности педагога
Наука,
техника,
производство
развиваются
и
совершенствуются
непрерывно.
Ученые
утверждают,
что
знания,
которыми
располагает
человечество,
удваиваются
каждые
10
лет.
Следовательно,
знания,
полученные
ранее,
могут
устаревать.
В
современном
мире
отмечается
заметное повышение социальной роли
образования, которое становится
главным
ресурсом
общества.
Усиление
интеллектуального
потенциала,
в
основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к
саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Постоянная
работа
педагога
над
совершенствованием
своей
профессиональной компетентности важна в силу специфики педагогической
деятельности. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и
психологических
основ
обучения
и
воспитания,
без
всесторонней
информированности
в
выдвигаемых
жизнью
и
профессиональной
деятельностью вопросах. Только путём
самообразования
и творческих
поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное
стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого
педагога, в том числе и всех
педагогов
дошкольных образовательных
организаций.
Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать
прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и
тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Появилось
новое
понятие «профессиональная компетентность»,
которая
проявляется
в
способности
эффективно
о суще ствлять
педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями,
и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении
к
педагогической
деятельности.
Профессиональная
компетентность
предполагает,
что
воспитатель
дошкольного
образования
владеет
необходимой
базой
профессионально
значимых
установок
и
личностных
качеств,
теоретических
знаний,
профессиональных
умений
и
навыков,
которые он будет совершенствовать в процессе самообразования [1].
Введен «Профессиональный стандарт педагога». В п. 4.5. перечислены
профессиональные
компетенции
педагога
дошкольного
образования
(воспитателя),
отражающие
специфику
работы
на
дошкольном
уровне
образования.
Согласно этому пункту современный педагог дошкольного образования
должен:
знать
специфику
дошкольного
образования
и
особенности
организации
образовательной
работы
с
детьми
раннего
и
дошкольного
возраста.
знать
общие
закономерности
развития
ребенка
в
раннем
и
дошкольном
детстве;
особенности
становления
и
развития
детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
уметь
организовывать
ведущие
в
дошкольном
возрасте
виды
деятельности:
предметно
–
манипулятивную
и
игровую,
обеспечивая
развитие
детей.
Организовывать
совместную
и
самостоятельную
деятельность дошкольников.
владеть
теорией
и
педагогическими
методиками
физического,
познавательного
и
личностного
развития
детей
раннего
и
дошкольного
возраста.
уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную
работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
уметь
планировать
и
корректировать
образовательные
задачи
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
по
результатам
мониторинга,
с
учетом
индивидуальных
особенностей
развития
каждого
ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
реализовывать
педагогические
рекомендации
специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными
потребностями.
участвовать в создании психологически комфортной и безопасной
образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и
укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка
в период пребывания в образовательной организации.
владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического
мониторинга,
позволяющего
оценить
результаты
освоения
детьми
образовательных программ, степень сформированности у них необходимых
интегративных
качеств
детей
дошкольного
возраста,
необходимых
для
дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
владеть
методами
и
средствами
психолого-педагогического
просвещения
родителей
(законных
представителей)
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
уметь
выстраивать
партнерское
взаимодействие
с
ними для решения образовательных задач.
владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для
планирования,
реализации
и
оценки
образовательной
работы
с
детьми
раннего и дошкольного возраста.
Специфика
профессиональной
деятельности
предъявляет
к
воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы
выполнять
свои
профессиональные
обязанности,
он
должен
обладать
определёнными качествами личности:
1.
Профессиональная
направленность. В
основе
такого
качества
личности
лежит
интерес
к
профессии
воспитателя
и
любовь
к
детям,
педагогическое
призвание,
профессионально-педагогические
намерения
и
склонности.
Именно
эти
факторы
побуждают
к
стремлению
овладеть
педагогическими
знаниями
и
постоянно
совершенствовать
свой
профессиональный уровень.
2.
Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и
сочувствовать,
эмоционально
отзываться
на
переживания
ребёнка.
Воспитатель
дошкольного
образования,
зная
возрастные
особенности
дошкольников,
должен
внимательно
замечать
малейшие
изменения
в
поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность,
тактичность во взаимоотношениях.
3.
Педагогический
такт. Тактичность – это чувство меры, которое
проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным
образом.
Когда
в
действиях
воспитателя
находят
оптимальное
сочетание
ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и
строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о
тактичности воспитателя.
4.
Культура
профессионального
общения. Воспитатель дошкольного
образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми,
родителями,
коллегами,
то
есть
со
всеми
участникам
педагогического
процесса.
5.
Педагогическая
рефлексия. От
способности
к
педагогической
рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности
воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные
шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной
целью.
На
основе
полученных
выводов
воспитатель
дошкольного
образования
корректирует
последующую
деятельность
для
того,
чтобы
получить лучшие результаты.
6. Авторитетность. Доверие родителей – вот первый шаг на пути к
завоеванию
авторитета.
Пользоваться
авторитетом
у
детей,
родителей
и
коллег
–
это
значит
получить
оценку
своим
нравственным
качествам,
культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой
авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана
только воспитателю, преданному своему делу.
Современный воспитатель дошкольного образования должен владеть
новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также
обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым
интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Н о
в действительности
не
все
педагоги
проявляют
готовность
к с а м о р а з в и т и ю
в профе ссиональной
деятельно сти
и активному
самообразованию.
Зачастую,
некоторые
из
них
выражают
недовольство
инициативами, которые внедряются администрацией учреждений, неохотно
осваивают информационные технологии, инновационные методики. Многие
педагоги
психологически
не
готовы
постоянно
пересматривать
свое
содержание,
разрабатывать
новые
планы.
Тем
временем,
обеспечивать
развитие детей, как будущего профессионала, может только педагог, который
сам
находится
в активном
саморазвитии.
Таким
образом,
существует
противоречие
между
требованиями
к профессиональному
саморазвитию
педагога, и, в частности, к самообразованию, и не достаточной психолого-
педагогической обеспеченностью этого процесса [3].
2. Понятие и содержание процесса самообразования педагогов
дошкольной образовательной организации
Основным
инструментом
профессионального
роста
педагога
и
совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.
Самообразование
–
это
целенаправленная
работа
педагога
по
расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в
свете современных требований педагогической и психологической наук.
Как процесс овладения знаниями,
самообразование тесно связано с
самовоспитанием и считается его составной частью.
Самообразование педагога дошкольного образования многогранно и
многопланово.
Основными
направлениями
в
системе
самообразования
педагогов ДОО могут быть:
ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
дошкольного воспитания;
изучение учебной и научно-методической литературы;
ознакомление
с
новыми
достижениями
педагогики,
детской
психологии, анатомии, физиологии;
изучение новых программ и педагогических технологий;
ознакомление с передовой практикой дошкольного образования;
повышение общекультурного уровня.
Н а и б ол е е
ч а с то
и с п ол ь зуе м ы м и
ф о рма м и
о р г а н и з а ц и и
самообразования педагогов ДОО являются:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность
получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так
же возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
н ед о с т аточ н о с т ь
ку р с о в
п о
р а зн ы м
н а п р а в л е н н о с т я м
дополнительного образования;
время
проведения
-
в
учебный
период,
что
влечет
проблемы
с
выполнением образовательной программы;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать
лучшего,
т.
к.
нет
серьезного
изучения
потребностей
педагогов
и
дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2.
Получение
педагогического
образования;
получение
высшего
образования, либо второго высшего или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможно сть
выстраивать
индивидуальную
т ра е кторию
образования,
т.
к.
структура
большинства
программ
имеет
модульный
характер:
одни
обязательны
для
изучения,
другие
предполагают
индивидуальный выбор;
система
«ученый-педагог»,
при
которой
обучение
ведут
ученые-
специалисты.
Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени;
занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;
дороговизна обучения.
3.
Дистанционные
курсы
повышения
квалификации,
конференции,
семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным
для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы,
подтверждающие
факт
прохождения
дистанционного
обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при
проведении очередной аттестации;
не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-
технологиями.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в
себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение
библиотек,
изучение
научно-методической
и
учебной
литературы;
участие
в
педагогических
советах,
научно-методиче ских
объединениях;
посещение
занятий
коллег,
обмен
мнениями
по
вопросам
организация
образовательного
процесса,
содержания
обучения,
методов
преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм
занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей
педагога
к
самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины,
которые чаще всего называют
педагоги, - отсутствие времени, стимулов,
нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации
самообразования педагогов.
Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный
для общения единомышленников,
педагогов
различных регионов нашей
страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать
нужную информацию.
Сетевое
сообщество
открывает
перед
педагогами
следующие
возможности:
использование
открытых,
бесплатных
и
свободных
электронных
ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога
время [2].
3. Технологии самообразования педагогов дошкольной образовательной
организации
В профессиональном совершенствовании педагога большое значение
имеет работа по самообразованию. Для реализации поставленных целей и
задач в этом случае может широко использоваться проектная деятельность,
оформленная в виде деловой игры, коллективной творческой деятельности.
Проектирование
стимулирует
педагога
постоянно
находиться
в
пространстве
возможностей,
что
изменяет
его
мировоззрение
и
не
допускает
применения
стандартных,
шаблонных
действий,
требует
ежедневного творческого, личностного роста.
Проектная технология. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед,
выступающий,
выдающийся
вперёд)
-
это
уникальная
деятельность,
имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее
определённого
результата
(цели),
уникального
продукта
или
услуги
при
заданных
ограничениях
по
ресурсам
и
срокам,
а
также
требованиям
к
качеству и допустимому уровню риска.
Цель данной технологии - создать условия, при которых педагоги:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для
решения
профессиональных
познавательных
и
практических
задач;
приобретают
коммуникативные
умения,
работая
в
различных группах;
развивают
исследовательские
умения
(умения
выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения
эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
развивают системное мышление.
Проектирование позволяет:
повысить
профессиональный
уровень
педагогов
и
степень
их
вовлеченно сти
в
деятельно сть,
с д е л ат ь
педагогический коллектив более сплоченным;
развивать
систему
продуктивного
взаимодействия
между участниками образовательного процесса.
Портфолио - технология, позволяющая решить проблему объективного
оценивания
уровня
достижения
воспитательно-образовательных
целей,
результатов
работы,
в
целом
-
профессионального
роста
педагога.
В
современном
понимании
«портфолио»
-
это
собрание
собственных
достижений, их анализ, программа дальнейшего саморазвития. Портфолио
позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных
видах
деятельности:
воспитательной,
творческой,
методической,
исследовательской.
Современный
педагог
-
это
специалист,
владеющий
навыками
ин-
формационных технологий. Поэтому портфолио, как творческий продукт,
созданный
средствами
различных
компьютерных
программ,
позволяет
собрать
электронные
наработки,
наглядно
отразить
динамику
профессионального развития педагога. Материалы электронного портфолио
легко редактируются и совершенствуются.
Наибольшую
важность
при
наполнении
электронного
портфолио
содержанием представляют такие принципы, как:
а) системность и регулярность самомониторинга;
б) достоверность;
в) объективность;
г) нацеленность автора на самосовершенствование;
д) структуризация
материалов,
логичность
и
лаконичность
всех
письменных пояснений;
е) аккуратность и эстетичность оформления;
ж)
целостность, тематическая завершенность представленных ма-
териалов;
з) наглядность результатов работы;
и) технологичность.
Структура портфолио по-разному предлагается различными авторами,
так как единого алгоритма нет. Возможен следующий вариант структуры
портфолио педагога ДОО:
Раздел 1. «Общие сведения о педагоге» (материалы, отражающие его
достижения в различных областях и позволяющие судить о процессе его
профессионального развития):
фамилия, имя, отчество, год рождения;
образование
(что
и
когда
окончил,
полученная
специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж работы в данном ДОО;
повышение
квалификации
(название
структуры,
где
прослушаны курсы, год, месяц, объём и проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие каких-либо
званий и учёных степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты,
благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2. «Воспитательно-образовательная деятельность»:
список
тематических
творческих
работ,
проектов,
выполненных воспитанниками;
конспекты
занятий,
мероприятий,
фотографии
и
видеокассеты с записью проведенных мероприятий;
перечень образовательных программ и другие документы.
Раздел 3. «Результаты воспитательно-образовательной деятельности»:
материалы
о
результатах
работы
с
воспитанниками
по
формированию у них компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС дошкольного образования;
сравнительный анализ результатов деятельности педагога
за 3 года на основании мониторинга выполнения задач воспитательно-
образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного образования;
у р о в е н ь
р е а л и з а ц и и
з а д ач ,
п о с т а в л е н н ы х
в
образовательных программах ДОО и конкретного педагога.
(Материалы
данного
раздела
дают
представление
о
динамике
ре-
зультатов деятельности педагога ДОО за определенный период и являются
одним из этапов целеполагания).
Раздел 4. «Работа с семьями воспитанников»:
темы бесед, консультаций и родительских собраний;
разработки родительских собраний;
результат
мониторинга
особенностей
стиля
семейного
воспитания;
рекомендации родителям;
статистические данные по семьям в динамике.
Раздел
5.
«Научно-методическая
деятельность»
содержит
методи-
ческие материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога ДОО:
об о снование
выб ора
пед агогом
и с п о л ь з у е м ы х
педагогических
технологий
и
комплекта
учебно-методической
литературы;
обоснование применения педагогом в своей практике тех
или иных средств педагогической диагностики для оценки результатов
воспитательно-образовательной деятельности;
использование
информационно-коммуникативных
технологий в воспитательно-образовательном процессе;
у ч а с т и е
в
м е т од и ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и
Д О О ,
сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими
учреждениями;
план работы по самообразованию и анализ его выполнения;
участие
в
профессиональных
и
творческих
конкурсах
педагогов ДОО;
участие в методических и тематических неделях;
организация и проведение семинаров, «круглых столов»,
мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований;
написание
рукописей
кандидатской
или
докторской
диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи и
др. документы.
В электронном портфолио отражается самостоятельная и творческая
деятельность как педагога, так и его воспитанников и их родителей.
Электронное
портфолио
помимо
того,
что
обладает
четкой
струк-
туризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд
особенностей и преимуществ:
отражает
субъектную
позицию
педагога
ДОО
как
профессионала,
которая
выражается
в
умении
решать
профессиональные
задачи,
используя
различные
освоенные
способы деятельности;
выступает
в
роли
каталогизатора
цифровых
образовательных,
методических
и
дидактических
ресурсов,
разработанных педагогом;
способствует
презентации
достижений
педагога,
группы воспитанников, их родителей, а также образовательного
учреждения;
дает
возможность
организовать
обмен
опытом
на
основе сетевого взаимодействия с коллегами.
Портфолио дает возможность каждому педагогу продемонстрировать
динамику результатов своей профессиональной деятельности в соответствии
с
требованиями
ФГОС
дошкольного
образования
и
профессиональным
стандартом педагога [4].
Список литературы:
1. Белая
К.Ю.
Методическая
работа
в
ДОУ:
анализ,
планирование,
формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая - М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 210 с.
2. Демченко
Е.
Д.
Применение
современных
технологий
в
педагогическом самообразовании [Текст] / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова
//Дополнительное образование. - 2009. - № 1. - С. 27-29.
3. Львова Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов
ДОУ [Текст] / Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-18.
4.
Нечаев М.П., Романова Г.А. Методическая деятельность дошкольной
образовательной организации в реализации ФГОС ДО. Учебно-методическое
пособие [Текст] / Нечаев М.П., Романова Г.А. – М.: УЦ «Перспектива», 2015.
– 121 с.