Напоминание

Экологические уроки


Автор: Минаева Лариса Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОУ Мещерская СОШ
Населённый пункт: Московская область, Чеховский район, п.Мещерское, д.1а
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологические уроки
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мещерская средняя общеобразовательная школа
Урок « Экологические игры»
Составитель: учитель биологии и химии Минаева Лариса Викторовна 2015
Практический характер экологического образования ставит принципиально новые задачи как перед содержанием преподаваемых наук, так и перед методами преподавания. Отсюда становится очевидной необходимость разработки новых современных методов обучения, соответствующих программ и пособий. В частности, в последнее время обращает на себя внимание использование разного рода дидактических игр. Использование дидактических игр в экологическом образовании крайне важно, так как игра позволяет охватить одновременно процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, а иногда и столетия, «сжать» их в масштабе игрового времени, моделировать совокупный отклик природный среды на антропогенное воздействие, получая весьма полную картину возможных природных и социальных процессов. Опыт решения возникающих по ходу игрового действия проблем способствует прогностичности экологического образования-одного из важнейших его принципов.Здесь представлены 3 экологические игры,которые можно применять как отдельные игры,так и на различных этапах уроков экологии и биологии.Данные игры всегда интересны ребятам.
Основное содержание:

Виды деятельности:
работа в группах, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов игры. Планированные образовательные результаты:
Познавательные:
развивать умение выявлять главное, что способствует углублению знаний, приобретаемых в рамках экологического образования, осмысленно определять взаимосвязи всех форм жизни, населяющих нашу планету, способствует сохранению разрыва между получаемой теорией и действиями человека в реальном мире.
Регулятивные:
умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
формирование активной позиции учащихся, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Личностные:
формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Игра №1 «Экологические группы животных»

Основные

понятия:
экологическая группа, насекомоядные, плотоядные, хищники, растительноядные, падальщики и др.
Тип игры:
устная игра в вопросы и ответы.
Дидактический материал:
нарисованный на листе плотного ватмана (или на доске) скалистый утес с пятью уступами и три фишки с номерами команд, которые крепятся на листе ватмана с помощью булавок, приклеенных на обратной стороне каждой фишки.

Проведение игры:
Игра проводится в групповом варианте. Размеры групп могут быть разными, но желательно не больше 8-10 человек. Класс делится на группы. Затем учитель сообщает школьникам правила игры: всем командам будет предложено последовательно пять заданий. Каждое из заданий команды выслушивают все вместе, затем им отводится время для обсуждения задания. Первой отвечает команда, которая раньше всех закончила обсуждение и попросила слова. Свои ответы играющие излагают на листах бумаги, которые затем и сдают учителю. Учитель по очереди проверят их (без комментариев), объявляет результаты (перемещает фишки на листе ватмана) и лишь затем дает свой краткий комментарий к ответам команд. Ход игры иллюстрируется движением фишек на листе ватмана. За каждый правильный ответ фишка команды поднимается на одну ступень (уступ на скале), если команда ответила правильно, но затратила на это больше времени, чем было отделено, фишка остается на месте, если поступил неправильный ответ-фишка опускается на одну ступень. Победителем оказывается та команда, фишка которой на момент завершения игры окажется выше всех. Игроки команды-победительницы поощряются выставлением отличных оценок в журнал.
Задания к игре:
1. Составьте «меню» (из пяти «блюд») для какого-нибудь насекомоядного животного (время для обсуждения данного задания-2 минуты). 2. По группе картинок с изображениями разных животных определите, к какой экологической группе относятся все эти животные. Почему вы отнесли их именно к этой группе? (3 минуты). (Например, экологическая группа-ночные животные.-можно продемонстрировать фотографии или рисунки садовой сони, совы, лемура, геккона). 3. Определите (назовите) признаки, по которым животных разных видов объединяют в экологическую группу полярные животные. Назовите животных, относящихся к этой группе (3 минуты). При ответе на вторую часть этого вопроса учитывается количество названных животных, то есть, какая команда их больше назовет. 4. По досадному недоразумению «меню» для двух разных экологических групп «смешали» в одно. Определите, какие это группы и составьте для каждой из них свое «меню», используя те объекты питания, которые перечислены: личинка комара, мелкая ящерица, майский жук, лягушка, паук, мелкая птица, муха, мышь (4 минуты). Здесь возможна подсказка: если учащиеся затрудняются в определении групп, то их можно назвать (насекомоядные и хищные). 5. Распределите всех нижеперечисленных представителей разных отрядов рыб на 3 экологические группы: пресноводные, морские и проходные рыбы (3 минуты).
Скат-хвостокол, плотва, лещ, латимерия, осетр, горбуша, налим, треска, речной угорь, сардина, судак. Возможные варианты ответов: 1) Личинка комара; 2) Бабочка; 3) Муха; 4) Майский жук; 5) Комар. 2. Ночные животные. У таких животных, как правило, большие глаза. Большой размер зрачков позволяет им улавливать даже очень слабый, рассеянный свет и ориентироваться в пространстве. 3. Густой меховой или перьевой покрой (преобладает пух), белая окраска, слой подкожного жира, конечности, опушенные шерстью или перьями и др. 4. Насекомоядные: личинка комара, майский жук, паук, муха. Хищные: мелкая ящерица, лягушка, мелкая птица, мышь. 5. Пресноводные: плотва, лещ, налим, судак. Морские: скат-хвостокол, латимерия, треска, сардина. Проходные: осетр, горбуша, речной угорь.
Игра №2 «Путь головастика»

Основные понятия:
обобщаются все понятия раздела «Среда обитания и факторы среды», названные в предыдущих трех описаниях.
Тип игры:
настенная заключительно-обобщающая игра по разделу « Среда обитания и факторы среды».
Дидактический материал:
нарисованное на листе ватмана игровое поле, фишки с номерами команд, которые крепятся на игровом поле с помощью булавок, и большие номера команд, которые помещаются на столе перед каждой командой.
Проведение игры:
Игра проводится в групповом варианте. Класс делится на команды. Затем учитель сообщает школьникам цель и правила игры. Главная цель- повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Среда обитания и факторы среды», а также темы «Класс Земноводные».
Правила игры:
На игровом поле размещены игровые ходы различных геометрических конфигураций ( или же различных цветов). Ходов одного типа- по несколько штук, все они пронумерованы. Каждая команда начинает движение со своего хода в виде круга. Цель- как можно скорее добраться до последнего хода. Ходы команды делают по очереди. Каждая команда получает право на очередной ход только правильно ответив на блиц-вопрос. Если ответ неверен- остается на месте. Переходить с места на место можно только по линиям, соединяющим ходы. Каждая команда должна побывать на ходах всех имеющихся конфигураций (или цветов).
Команда, получившая право на очередной ход, сама решает, на какой именно из нескольких ходов одинаковой конфигурации она собирается перейти и сообщает его номер учителю. Учитель передвигает фишку. На игровом поле есть несколько «сгорающих» ходов, то есть команда, которая попала на такой ход, выбывает из игры, так как в этом случае развитие головастика прерывается по какой-либо причине. Команда, попавшая на «сгорающий» ход, может вернуться в игру, только правильно ответив на штрафной вопрос (повышенной сложности). К сведению учителя: Если команда попадает на ход в виде ромба №1, то она не выбывает из игры, но пропускает ход, так как на дне развитие икры замедляется. Примерные блиц-вопросы для команд (на обсуждение каждого вопроса-30 секунд). Команда 1 Команда 2 Команда 3 Команда 4 1.Назвать любой абиотический фактор Назвать любой биотический фактор Назвать любой антропогенный фактор Назвать любой абиотический ф а к т о р ( н е называвшийся ранее) 2.Сколько сред обитания выделяют? Лягушка обит ает в … среде обитания Змея обитает в … с р е д е обитания Дождевой червь о б и т а е т в … среде обитания 3.Жабры-это приспособление к обитанию в … среде обитания Густой мех-это приспособление к обитанию в условиях… Большие глаза- это приспособление к обитанию… Роговые чешуи- это приспособление, защищающее от … 4.Остер о т н о с и т с я к экологической группе… Окунь о т н о с и т с я к экологической группе… Олень о т н о с и т с я к экологической группе… Волк относится к экологической группе… 5.Свет-это фактор среды… Пища-это фактор среды… Влажность-это фактор среды… Вырубка леса- э т о ф а к т о р среды… 6.Экология- это… Миграция-это… Гетеротрофы- это… Местообитание- это…
Примеры штрафных вопросов.
Вопросы взяты из книги С.С.Молис, С.А.Молис «Активные формы и методы обучения биологии. Животные». 1. Правильна ли пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»? 2. В одном из районов Колумбии в борьбе с насекомыми, вредящими лесам, многократно применялись сильнейшие ядохимикаты. И вдруг оказалось, что
в ближайших реках полностью исчезли лососи. Какова связь между упомянутыми фактами? 3. В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1.5 тысячи видов. Объясните этот факт. Перед началом игры проводится жеребьевка: номера команд выкладываются на столе цифрами вниз, представители команд по одному подходят и вытягивают свой номер, который они затем устанавливают перед собой на парте. Команда, вытянувшая номер 1, начинает игру. Если какая-то из команд попала на «сгорающий» ход, то учитель сообщает им об этом и объясняет, почему они должны выбыть из игры. Если команда изъявляет желание вернуться в игру, то учитель зачитывает им штрафной вопрос. Игроки обдумывают ответ на вопрос в течение того времени, которое понадобится остальным командам на то, чтобы сделать свой очередной ход. Когда вновь приходит очередь делать ход проштрафившейся команде, они дают ответ на вопрос. Если ответ неверен, команда выбывает из игры, если же он верен-команда получает право очередного хода. На игровом поле имеются следующие «сгорающие» ходы: Ромбик №3-икра, прикрепленная к водным растениям, высохла из-за понижения уровня воды в водоеме; Шестигранник №1-головастик съеден жуком-плавунцом; Прерывистый круг №3-головастик выловлен сачком аквариумиста; Треугольник №1-головастик съеден рыбой; Полукруг №2-молодой лягушонок съеден цаплей. Победителем в игре является та команда, которая первой попадет на ход в виде полукруга №1. Команды, оказавшиеся на этом месте позже, соответственно занимают второе, третье и четвертое места. В данном случае оценки «5» выставляются членам команды, занявшим первое место, оценки «4» выставляются членам команды, занявшей второе место (по желанию участников).
Игра №3 «Засели свой биотоп»

Основные

понятия:
биотоп, биоценоз, биогеоценоз (биогидроценоз), организмы-автотрофы, гетеротрофы, редуценты.
Тип игры:
настольная игра (экологическое лото).
Дидактический материал:
набор игровых карт: больших (размер 25х28 см) и маленьких (7х6 см). Количество карт: больших-9 штук (можно меньше-до 6 штук), маленьких-72 штуки (до 48 штук). На больших картах в верхней части дается описание комплекса абиотических факторов определенного биотопа, в нижней части имеется прорезь, в которую учащиеся в процессе игры помещают картинку с изображением этого биотопа (с фитоценозом). Справа и слева на большой карте оставлено пустое место для размещения восьми маленьких карточек. На маленьких карточках даны изображения различных животных (от червей до млекопитающих), которые входят в биоценозы различных биогео (гидро) ценозов: степи, тундры, луга, широколиственного леса, болота, пустыни, реки, альпийского луга, озера.
Ниже приводятся описания биотопов названных биогео (гидро) ценозов. Тундра- участок суши (слабохолмистая равнина), влажность повышенная, толщина слоя почвы невелика, дальше идет вечная мерзлота; короткое холодное лето и длинная суровая зима, сильные ветры. Болото- участок водоема с неподвижной водой, почва переувлажненная, бедная питательными веществами, имеет склонность к постепенному зарастанию растительностью. Широколиственный лес- равнинный или холмистый участок суши; климат мягкий: зима не очень морозная, лето теплое; влажность повышенная, сильные ветры бывают очень редко. Луг- равнинный участок суши, влажность повышенная, почвы плодородные, богатые питательными веществами, хорошо увлажненные, образуется на месте лесов и болот. Степь- равнинный участок суши, влажность пониженная, лето жаркое, зима морозная, дожди редки и имеют ливневый характер, сильные ветры, почвы плодородные. Река- участок водоема с пресной текучей водой. Альпийский луг- участок суши, рельеф горный, давление пониженное, постоянные ветры, короткое жаркое лето, длительная суровая зима, большие перепады температур днем и ночью. Пустыня- равнинный участок суши, осадков очень мало, почва песчаная, лето длинное и очень жаркое, зима очень короткая и холодная, влажность очень низкая. Озеро- участок водоема со стоячей пресной водой. Перечень животных, которые могут быть предложены учащимся для «заселения» биотопов: Степь- кузнечик, обыкновенная полевка, степной орел, пчела, крапчатый суслик, дрофа, овод, жаворонок. Альпийский луг- кузнечик, архар, пищуха, снежный барс, кеклик, паук, бабочка, муха. Тундра- песец, тундренная куропатка, лемминг, тундровый волк, полярная сова, северный олень, паук, комар. Болото- болотная черепаха, серая цапля, лягушка, комар, стрекоза, личинка стрекозы, личинка комара, уж. Луг- трясогузка, гусеница, бабочка, мышь малютка, муха, божья коровка, тля, ящерица. Лес- синица, лисица, прыткая ящерица, гадюка, лесная мышь, майский жук, еж, квакша. Река- окунь, речной рак, плотва, зимородок, белая планария, личинка комара, речная улитка катушка, выдра. Озеро- уж, карась, головастик лягушки, паук серебрянка, жук-плавунец, щука, лягушка, малек карася. Пустыня- серый варан, кобра, песчаная ящурка, навозник, саксауловый воробей, тушканчик, паук, бабочка.

Проведение игры:
Игра проводится в групповом варианте. Класс делится на группы по 4 человека. Правила игры целесообразнее объяснять по ходу игрового действия, так как они не очень сложны. Игра включает в себя несколько этапов: 1) учитель раздает командам большие карты и предлагает игрокам ознакомиться с описанием биотопа, данного на их карте. Затем в течение трех минут учащиеся должны определить описание биотопа какого биогео (гидро) ценоза дано на карте и назвать его учителю. Если какая-то из команд затрудняется с ответом, учитель сам называет им биогео (гидро) ценоз. По мере того, как поступают ответы, команды от учителя получают картинку с изображением данного биогео (гидро) ценоза, которую вставляют в имеющуюся на карте прорезь; 2) после того, как команды определили, какой у них задан биогео (гидро) ценоз, учитель начинает показывать игрокам маленькие карточки с изображениями животных и называть их. Члены команд должны подумать (в течение 10 секунд), населяет ли животное их биотоп и, если они считают, что населяет, поднимают руку. Если появляется несколько претендентов на одно животное, то карточка с его изображением отдается той команде, в которой раньше была поднята рука. Если по истечении 10 секунд очередная карточка не была затребована ни одной из команд, она откладывается в сторону с тем, чтобы быть предъявленное позже (по второму кругу). Та из команд, которая правильнее всех «заселила» свой биотоп, является победительницей. Правильность «заселения» определяется самими игроками следующим образом: в левом верхнем углу каждой большой карты имеется условный значок. Учитель предлагает учащимся перевернуть маленькие карточки и сравнить условный значок, который имеется на обратной стороне каждой карточки, с тем, что изображен на большой карте. Следует отметить, что поскольку одно и то же животное может встречаться в нескольких биоценозах, то на обороте маленькой карточки с изображением такого животного может быть несколько условных значков. В такое случае животное считается правильно отобранным, если хотя бы один из этих значков совпадает с тем, который изображен на большой карте. Неправильно отобранные карточки учащихся откладывают в сторону и больше их не трогают. Затем учитель предлагает членам команд подсчитать количество правильно отобранных карточек и сообщить ему. Команда, у которой это число наибольшее- победитель; 3) если остается небольшой запас времени, то игру можно продолжить. Учитель предлагает учащимся из имеющихся у них маленьких карточек (правильно отобранных) составить всевозможные цепи питания. Объявляется конкурс на составление максимально возможного количества разных цепей питания и на составление самой длинной цепи питания. Свои варианты ответов команды записывают на листе бумаги сдают учителю, который быстро подводит итоги и объявляет результаты.
При подведении итогов и выявлении команды-победительницы возможны два варианта: 1) победитель определяется только по итогам второго этапа игры; 2) победитель определяется по количеству баллов, набранных командой в ходе всех этапов игры.


В раздел образования