Развивающее занятие (НОД) "Мы весною в лес пришли" c элементами экспериментирования
Автор: Харитоненко Галина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка" Населённый пункт: Республика Бурятия, п.Северомуйск Наименование материала: конспект Тема: Развивающее занятие (НОД) "Мы весною в лес пришли" c элементами экспериментирования Раздел: дошкольное образование
Развивающее занятие (НОД) «Мы весною в лес пришли»
с элементами экспериментирования
во второй младшей группе
в соответствии со ФГОС ДО.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Направление : развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Педагогическая цель: развивать умения действовать по инструкции воспитателя.
Цель. Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе.
Целевые ориентиры:
Развивать
навыки
свободного
общения
с
взрослыми
и
детьми,
совершенствовать коммуникативные навыки, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра,
создать чувство группового единства, воспитывать активность, уверенность.
Образовательные задачи:
-
Учить
совместно
с
взрослым,
проводить
практические
познавательные
действия
экспериментального
характера.
С
помощью
взрослого
использовать
действия
моделирующего
характера.
- Систематизировать знания детей о весне.
- Закрепить у детей знания о жизни диких животных, насекомых, птиц в весенний период.
-Учить использовать обобщающие слова; отгадывать загадки.
- Расширять словарный запас прилагательных.
- Упражнять в согласовании слов в предложении, составлять предложения с однородными членами.
- Закрепить знания детей об основных цветах, оттенках.
- Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями.
Развивающие задачи:
- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
- Формировать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать любознательность, наблюдательность, внимание; творческие способности детей.
- Развивать физиологическое дыхание и мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Средства реализации: ватман с изображением пустого леса для коллажа,опорные картинки:птиц,
диких животных, насекомых, цветов, солнца; наборы фломастеров; Снег в прозрачной тарелочке.
Мешочек с семенами растений. Магнитная доска, магнитики. Указка.
Предварительная работа : беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в
природе на прогулке, чтение стихов о весне, заучивание стихотворений, разгадывание загадок,
рассматривание картин и иллюстраций.
Ход занятия:
1. В зал входят дети, строятся полукругом.
- Посмотрите, ребята, сколько гостей пришло к нам, чтобы посмотреть, какими вы стали
большими, вежливыми и воспитанными.
- Давайте, поприветствуем наших гостей, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение.
Дети: Здравствуйте! (Установление эмоционального контакта.)
- Молодцы! Мы подарили другу и нашим гостям улыбку и хорошее настроение.
БЕРЕГИНЯ (педагог): - Здравствуйте, гости дорогие! Я – хранительница волшебного Царства
Природы, зовут меня Берегиня. Мы с вами пришли в лес.
- Дорогие ребята! Случилась беда. Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста,
разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых.
- Посмотрите ребята на картину. Никого не видно. Тишина. Помогите, мне разбудить всех в лесу?
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы – свои!
Добро пожаловать в волшебное Царство Природы!
Расскажите, как нужно себя вести в лесу? (не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки).
(Дети садятся на стульчики)
2. Вот мы и попали в лес на полянку «Вспоминалка»
Воспитатель: Ребята у меня для вас загадка? Слушайте внимательно.
Солнце греет и печёт
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла……
- Скажите, ребята, как мы
узнали,
что наступила весна?
(Солнце пригревает, тает снежок,
появились ручейки, проталины. День стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы. Люди одели
легкую одежду, дует теплый ветер)
Воспитатель: Ребята, а вы ждете весну? А почему? А как вы думаете, весна – это хорошо или
плохо?
Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ). Весна – это хорошо, потому, что…. Весна – это плохо, потому, что…
и т. д.
3. Проводим эксперимент со снегом.
- Весной вся природа просыпается, оживает.
Весной в лесу очень интересно. После долгой
сибирской зимы у нас ещё осталось много снега.
Рассматриваем снег.
- Ребята, а снег какой? (белый, холодный, грязный).
- Что происходит со снегом весной?
Дети: Весной тает снег.
- Почему снег тает?
- Солнышко греет, и снег тает от его тепла.
- Давайте, проверим, действительно ли снег тает от тепла. Отправимся в гости к солнышку?
4. На «Солнечной полянке»
А вот и солнечная полянка. Но что-то на ней темно. Как вы думаете, почему? (потому что у
солнышка нет лучиков).
- Какого цвета солнце? (желтого)
- Возьмите фломастеры и нарисуйте солнышку лучики.
- Какое солнце? (красивое, яркое, теплое, большое)
А теперь возьмите солнышко в ладошки и подуем на него, чтобы оно полетело в лес (поместить
солнце на картинку)
- Как стало в лесу? (светло, радостно, весело, нарядно)
- Как назовем полянку? (солнечная)
-
Ребята!
порадуемся
ласковому
весеннему
солнышку.
Покажите,
каким
оно
стало
(психогимнастика).
5. Физминутка. Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Руки поднять вверх. Сделать фонарики)
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопаем в ладоши. Улыбаемся)
- Ребята, давайте поместим снег рядом с солнышком и посмотрим, что с ним произойдёт.
6.
Вот мы, молодцы, разбудили всех птиц.
-А каких птиц мы разбудили, хотите узнать?
(Дети отгадывают и находят соответствующие картинки, помещают их на ватман). ( Воробей, дятел,
кукушка, синичка)
Воспитатель: Чем занимаются птицы весной?
Дети: Строят гнёзда. А с птицами, что весной происходит?
Дети: Они возвращаются из теплых краев.
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте с вами поиграем в «птичек»
Летели птички, все невелички.
Летели, летели, взяли, присели.
Потом опять полетели.
7. И прилетели они на полянку. (На полу лежат цветы)
- Как вы думаете, на какую полянку мы пришли? (цветочную)
- Сколько цветов? (много). Но цветы не простые, а волшебные, понюхаем их.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
-Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и медленно выдыхаем «А – а - ах!»
По лесу мы гуляли,
Цветы мы собирали.
- Какого цвета цветок у Лизы, Саши? (Я сорвала красный цветок, синий цветок…)
(Наклеить их на картинку.)
- Красивая получилась полянка. Разбудили весенние цветы.
- А какие вы знаете весенние цветы? (подснежники, одуванчики).
8. А впереди у нас следующая полянка «Отгадай-ка!».
- Ребята! Чтобы нам помочь разбудить зверей, надо взять бумажные трубочки и разгладить их.
(Бумажные трубочки – цветные картинки с изображениями животных аккуратно скатанные)
- Кого мы разбудили после зимней спячки? (медведя, ежа).
( Дети наклеивают изображения
животных на ватман).
- А почему животных называются дикими?
- Что с животными происходит весной?
Дети: Поменяли зимние шубки на летние.
Воспитатель: Какие звери меняют шубку весной? (заяц, белка)
-Шубка у зайца зимой, была какая?
Дети: Белая.
Воспитатель: А весной?
Дети: Серая.
Воспитатель: Ребята, а кто, где у нас сидит?
- Белка на дереве, волк под деревом, лиса за деревом.
9.
- Вот и насекомых разбудили. Каких насекомых вы видите? (Дети наклеивают насекомых на
ватман). (Дети садятся на стулья).
10. Рассматривание снега.
- Ребята, что с нашим снегом произошло? Рассматриваем. Делаем вывод: снег растаял и превратился
в воду.
- Вода, какая? (прозрачная, грязная). Снег тает и превращается в воду. Весной появляются ручейки.
Рисуем ручеек на картине.
11 . - Посмотрите, ребята, мы всех разбудили? Обратить внимание на дерево.
- А дерево ещё спит? Как вы думаете? (Нет листьев на деревьях)
- Разбудим?
- Возьмем фломастеры и разбудим деревья. ( Желтые, оранжевые, зеленые фломастеры)
- Почему вы взяли только зеленые? (Весной распускаются зеленые листочки)
12.Рассматривание коллажа «Весенний лес»
-
Ребята! Вот
какие
замечательные
чудеса
подарил
нам
сказочный
лес.
А
вам
понравилось
путешествовать
по
лесным
тропинкам? Всех
разбудили?
Кого
мы
разбудили?
В
лесу
сейчас
настоящая весна.
- Я хочу подарить вам ребята этот волшебный мешочек. В нем семена красивых цветов и полезных
лекарственных
трав.
Сажайте
их
на
своем
участке,
ухаживайте
за
ними,
чтобы
еще
краше
становилась наша земля.
- Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. На следующем занятии мы
расскажем о том, как мы будили весну.
Труд. Убираем рабочее место.
- А нам пора возвращаться в детский сад.