Актуальность проблемы формирования санитарно-гигиенической культуры школьников восьмого класса
Автор: Бетканова Нелли Айнуровна Должность: магистрант Учебное заведение: ФГБОУ "Астраханский Государственный Университет" Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: статья Тема: Актуальность проблемы формирования санитарно-гигиенической культуры школьников восьмого класса Раздел: среднее образование
Актуальность проблемы формирования санитарно-гигиенической культуры
школьников восьмого класса
Одной
из
главных
проблем
школьного
образования
остается
формирование
мотивационно-ценностного отношения будущего выпускника к своему здоровью. Как и
всякий труд, учеба школьника, требует самых различных затрат ресурсов организма -
затраты
умственной,
физической,
эмоциональной
энергии.
Поискам
путей
решения
проблемы
рационального
применения
затрат
ресурсов
организма
были
посвящены
многие
педагогические
и
психологические
исследования.
И
всё
же
до
сих
пор
окончательных и конкретных ответов на них не найдено.
По
данным
различных
авторов,
насчитывается
лишь
10–15
%
практически
здоровых
школьников,
примерно
50
%
имеют
небольшие
морфологические
или
функциональные
отклонения
и
35–40
%
-
хронические
заболевания.
Данные
медицинских
осмотров
свидетельствуют
о
том,
что
за
период
обучения
в
школе
состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз. К моменту окончания школы каждый
третий
выпускник
имеет
близорукость,
нарушение
осанки;
каждый
четвёртый
—
патологию
сердечно-сосудистой
системы.
Вероятно,
можно
полагать,
что
школа
превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний вместо того, чтобы
выполнять
оздоравливающую
роль.
Известно,
что
физическое
развитие
является
важнейшим показателем здоровья растущего организма. Если в прежние десятилетия
наблюдалось
увеличение
показателей
с
ускорением
процессов
роста
и
развития
(акселерация) детей и подростков, то с середины 90-х годов началась стабилизация
основных
морфологических
и
уменьшение
функциональных
показателей,
а
также
резкое снижение темпов роста и развития, то есть отмечается процесс стагнации с
последующей децелерацией молодого поколения россиян.
В настоящее время возможности школы в деле формирования у детей санитарно-
гигиенической
культуры,
ориентированной
на
поддержание
здоровья
в
реальных
условиях жизни, задействованы не в полной мере. Поэтому весьма целесообразным
является поиск эффективных педагогических условий и средств повышения санитарно-
гигиенического просвещения учащихся путем использования специального учебного
материала,
включающего
большой
познавательный,
эмоционально-чувственный
и
аксиологический
потенциал.
В
этой
связи
актуальным
представляется
специальное
исследование
педагогических
условий,
обеспечивающих
освоение
школьниками
санитарно-гигиенической
культуры.
Особое
значение
приобретает
изучение
опыта
освоения
детьми
региональных
и
национальных
особенностей
этой
культуры,
что
позволяет
учащимся
реально
обнаруживать
связь
физико-географических
(включая
климатические и биологические), социально-экономических и экологических факторов,
определяющую (усиливающую или ослабляющую) уровень санитарно-гигиенических
условий среды. Получая о них комплексное представление, учащиеся приобретают
возможность адекватно оценивать свое поведение и принимать грамотные решения в
реальной жизни.
Актуальность
темы
обусловлена
и
тем,
что
состояние
здоровья
подростков
постоянно ухудшается, поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной
проблемой. У большинства выявлены серьезные патологии в здоровье, обнаружены
другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации
здорового
образа
жизни
и
формированию
санитарно-гигиенической
культуры
подростков. Эти факторы и валеологическое воспитание в целом рассматривается в
качестве одного из важных ресурсов здоровья. Понятие здоровья в идеале необходимо
рассматривать,
как
состояние
полного
душевного,
физического
и
социального
благополучия,
а
не
только,
как
отсутствие
болезней
и
физических
дефектов.
Существуют десятки концепций, основанных на различных понятиях и определениях
сущности
здоровья.
Появляются
всё
новые
концепции
и
теории,
но
единой
конструктивной системы, их объединяющей, до сих пор нет.
При соблюдении элементарных правил гигиены, отказе от вредных привычек,
рациональном питании человек сможет сохранить здоровье на долгие годы. Поэтому
огромную роль в формировании санитарно-гигиенической культуры играет пропаганда
здорового
образа
жизни,
чему
в
школе
не
уделяется
достаточного
внимания.
В
настоящее время нами проводится конструирование модели методики формирования
санитарно-гигиенической
культуры
школьников
восьмого
класса
при
изучении
биологии.
Литература:
1. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье» М., 1978 – 178с.
2. Антропова М.В. «Гигиена детей и подростков» М., Медицина, 1977 – 334с.
3. Божович Л.И. «Психология развития школьника и его воспитание» М., Знание,
1979 – 123с.
4. Зверев И.Д. «Межпредметные связи в современной школе» М., Педагогика, 1981
– 160с.
5. «Здоровьесберегающее обучение и воспитание» под ред. В.И. Андреева, Казань,
Центр инновационных технологий, 2000 – 267с.
6. Колесов
Д.В.
«Валеология
–
новое
направление
в
педагогических
науках»/
«Биология в школе» - 1997 №2, с.15-19
7. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. «Актуальные проблемы
формирования здоровья школьников» / Молодой ученый. — 2013 №12, с. 494-496.