Напоминание

МАТЕМАТИКА – НАУКА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, БУДУЩЕГО


Автор: Рыбас Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ лицей №4
Населённый пункт: г. Россошь, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: МАТЕМАТИКА – НАУКА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, БУДУЩЕГО
Раздел: полное образование





Назад





Е.Н. РЫБАС
Учитель математики Город Россошь, МКОУ лицей №4
МАТЕМАТИКА – НАУКА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, БУДУЩЕГО
“Царицей наук ” назвал математику Гаусс, сам получивший почётный титул “Короля математики”. И хотя сказал он об этом в 19 веке, и сейчас нам ясно, что уже много веков тому назад именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания. Обучение математике является важнейшей составляющей общего образова - ния. Этот предмет играет важную роль в формировании у школьников умения учить- ся. Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов ум- ственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классифи - кацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, вы- страивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математиче- ские способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют вы- страивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информа- ции, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в курсе математики знания и способы действий необходимы не только для успешного изучения других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Особое место в содержании математического образования занимают тексто- вые задачи. Работа с ними оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, шко- лы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами
окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отноше- ние к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортив- ных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. Математика учит думать, логически мыслить. Поэтому обучение математике должно быть качественным. Но в значительной степени качество обучения математике в современных условиях зависит от технологии и методов обучения, так как многочисленные по- пытки сохранить традиционное обучение не приводят к хорошим результатам. Необ- ходимо внедрять новые образовательные технологии, ориентированные на самораз- витие, самообразование и самореализацию учащихся. Развитие самоличностных ка- честв обучающихся предполагает активизацию их самостоятельной деятельности. Важные проблемы преподавания математики в современной школе заключа- ются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьни - ков. В педагогике накоплен немалый опыт по активизации познавательной дея - тельности учащихся при обучении математике. Но нередко случается так, что опи - санный в литературе метод или приём не даёт ожидаемых результатов. Причина в том, что, во – первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной дея- тельности и свой уровень развития, во – вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятель- ности была, и будет существовать во все времена. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведе- нии уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную дея- тельность школьников и развивающие их познавательный интерес. В младшем школьном звене хорошие результаты дает использование игро- вых моментов. В средних и старших классах - создание проблемной ситуации. Но в проблемную ситуацию учащегося чаще всего ставит учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. С проблемой же должен не- посредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рас- суждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает. Решение проблемы должно быть отсрочено по време-
ни. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии, и получит определенные положительные эмо- ции. Активизации познавательного интереса способствуют современные инфор- мационные технологии. Но для использования компьютерных технологий необходи - мо наличие компьютерной техники. Зачастую проблема оснащения ею достаточно актуальна для сельских малокомплектных школ. Интерактивных досок нет, компью- теров мало. В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом доби- ваться владения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказы - вать. Учителю необходимо помнить, что математика - это модель действительно- сти. Но зачастую происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое, системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу экзамена. В результате школьные курсы становятся все более примитивными. Механическое “натаскивание” по тестам ЕГЭ, практикующееся в последнее время, не стимулирует развитие аналитического и логического мышления и не способству- ет пониманию сущности явлений. В школьной программе практически отсутствует межпредметный синтез, то есть перенос базовых знаний из области математики в область физики, информати - ки. Не секрет, что сокращаются часы, отводимые на изучение математики, и следствием этого является изменение содержания предметных областей. Ряд важный тем рассматривается в ознакомительном порядке или не рассматривается вообще. Например, значительная часть изучаемого материала по алгебре, основам тригонометрии, началам математического анализа, геометрии в пространстве прихо- дится на 10 - 11 классы. Большой объём содержания покрывается за счёт обучения на уровне распознавания понятий, школьники перестают доказывать теоремы и вы- водить формулы. Имеет место не усложнение содержания, а тенденция к его размы - ванию, что порождает угрозу постепенной утраты чёткой логической структуры математики.
На сегодняшний день преподавание математики в наших школах пока ещё на- ходится на высоком уровне, но, к сожалению, сохранение этих достижений требует больших усилий. Учителю математики надо адекватно отвечать на вызовы времени, на совре- менные потребности государства и общества, знать, как обнаружить и пробудить та - лант, дать ему раскрыться в полной мере, как готовить умных, знающих, творческих, целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых учеников. Это нелегко. Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю учить, тем труд- нее ученикам учиться». Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.


В раздел образования