Автор: Рыбас Елена Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ лицей №4 Населённый пункт: г. Россошь, Воронежской области Наименование материала: статья Тема: МАТЕМАТИКА – НАУКА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, БУДУЩЕГО Раздел: полное образование
Е.Н. РЫБАС
Учитель математики
Город Россошь, МКОУ лицей №4
МАТЕМАТИКА – НАУКА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, БУДУЩЕГО
“Царицей наук ” назвал математику Гаусс, сам получивший почётный титул
“Короля математики”. И хотя сказал он об этом в 19 веке, и сейчас нам ясно, что
уже много веков тому назад именно с математики началось такое осмысление мира,
которое лежит в основе становления и развития научного знания.
Обучение математике является важнейшей составляющей общего образова -
ния. Этот предмет играет важную роль в формировании у школьников умения учить-
ся.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов ум-
ственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классифи -
кацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, вы-
страивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают
определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математиче-
ские способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют вы-
страивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой
формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия
обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся,
формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информа-
ции, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в курсе математики знания и способы действий необходимы не
только для успешного изучения других школьных дисциплин, но и для решения
многих практических задач во взрослой жизни.
Особое место в содержании математического образования занимают тексто-
вые задачи.
Работа с ними оказывает большое влияние на развитие у детей воображения,
логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью,
углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у
учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное
содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, шко-
лы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами
окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию
и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отноше-
ние к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе,
духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортив-
ных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Математика учит думать, логически мыслить. Поэтому обучение математике
должно быть качественным.
Но в значительной степени качество обучения математике в современных
условиях зависит от технологии и методов обучения, так как многочисленные по-
пытки сохранить традиционное обучение не приводят к хорошим результатам. Необ-
ходимо внедрять новые образовательные технологии, ориентированные на самораз-
витие, самообразование и самореализацию учащихся. Развитие самоличностных ка-
честв обучающихся предполагает активизацию их самостоятельной деятельности.
Важные проблемы преподавания математики в современной школе заключа-
ются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьни -
ков.
В педагогике накоплен немалый опыт по активизации познавательной дея -
тельности учащихся при обучении математике. Но нередко случается так, что опи -
санный в литературе метод или приём не даёт ожидаемых результатов. Причина в
том, что, во – первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной дея-
тельности и свой уровень развития, во – вторых, меняются времена, а вместе с ними
и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятель-
ности была, и будет существовать во все времена.
Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет
наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведе-
нии уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную дея-
тельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
В младшем школьном звене хорошие результаты дает использование игро-
вых моментов. В средних и старших классах - создание проблемной ситуации.
Но в проблемную ситуацию учащегося чаще всего ставит учитель, и сам его
из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. С проблемой же должен не-
посредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рас-
суждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку
он, видимо, чего-то не знает. Решение проблемы должно быть отсрочено по време-
ни. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет,
что он продвинулся в своем развитии, и получит определенные положительные эмо-
ции.
Активизации познавательного интереса способствуют современные инфор-
мационные технологии. Но для использования компьютерных технологий необходи -
мо наличие компьютерной техники. Зачастую проблема оснащения ею достаточно
актуальна для сельских малокомплектных школ. Интерактивных досок нет, компью-
теров мало.
В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить
минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом доби-
ваться владения основами математической культуры как важным средством развития
мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказы -
вать.
Учителю необходимо помнить, что математика - это модель действительно-
сти.
Но зачастую происходит ориентация школьных курсов не на действительно
глубокое, системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на
сдачу экзамена. В результате школьные курсы становятся все более примитивными.
Механическое “натаскивание” по тестам ЕГЭ, практикующееся в последнее время,
не стимулирует развитие аналитического и логического мышления и не способству-
ет пониманию сущности явлений.
В школьной программе практически отсутствует межпредметный синтез, то
есть перенос базовых знаний из области математики в область физики, информати -
ки.
Не секрет, что сокращаются часы, отводимые на изучение математики, и
следствием этого является изменение содержания предметных областей. Ряд важный
тем рассматривается в ознакомительном порядке или не рассматривается вообще.
Например, значительная часть изучаемого материала по алгебре, основам
тригонометрии, началам математического анализа, геометрии в пространстве прихо-
дится на 10 - 11 классы. Большой объём содержания покрывается за счёт обучения
на уровне распознавания понятий, школьники перестают доказывать теоремы и вы-
водить формулы. Имеет место не усложнение содержания, а тенденция к его размы -
ванию, что порождает угрозу постепенной
утраты чёткой логической структуры
математики.
На сегодняшний день преподавание математики в наших школах пока ещё на-
ходится на высоком уровне, но, к сожалению, сохранение этих достижений требует
больших усилий.
Учителю математики надо адекватно отвечать на вызовы времени, на совре-
менные потребности государства и общества, знать, как обнаружить и пробудить та -
лант, дать ему раскрыться в полной мере, как готовить умных, знающих, творческих,
целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых учеников.
Это нелегко. Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю учить, тем труд-
нее ученикам учиться». Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он
не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.