ЭССЭ
Я
,
и
моя
профессия
-
воспитатель
« Воспитатель – это волшебник, который
открывает детям дверь в мир взрослых. И от того,
что знает и умеет воспитатель, зависит и то,
чему и как он научит своих воспитанников».
К.Гельвеций
Великое и прекрасное дело – воспитание детей.
Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься
многих из нас…Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а
правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот,
казалось бы, простой вопрос всегда остается загадкой. А может это судьба? У
каждого из нас происходит по- разному…
Почему я выбрала профессию «воспитатель»? Попробую ответить на этот
вопрос. Я росла старшим ребенком в простой рабочей семье. В нашей семье не
было педагогов, родители работали с утра до вечера на производстве. Я училась
в первом классе, когда родился моя сестра. Мне часто приходилось
присматривать за младшей сестрой, помогать маме. Я отводила и забирала
сестру из садика, пока не было родителей дома, вся ответственность по дому
лежала на мне. Я росла веселой, доброй, отзывчивой и ответственной девочкой.
Меня переполняла гордость, что мама доверяла мне важные дела. Мне это очень
нравилось, я чувствовала себя значимой, взрослой, понимала, что моя помощь
необходима родителям. С малышами я всегда водилась- взрослые доверяли мне
погулять с их детьми, а со старшими я устраивала разные концерты для детей и
их родителей. Сделав самодельную ширму и нарисовав героев – мы показывали
целые спектакли по, любимым для нас, советским мультфильмам.
Я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня
значимой в моей жизни.
Попав в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от
работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на
предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет
времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это
строитель будущего.
Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих
тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое.
Поэтому в этой стране живут только самые – самые стойкие, терпеливые,
мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.
Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у
опытных воспитателей нелегкому мастерству. Я училась руководить детским
коллективом, изучала методическую литературу, перенимала опыт от
наставников, повышала квалификацию, занималась самообразованием, получая
знания через интернет. Передо мной стояла не простая задача – научить ребенка
воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию.
Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми.
Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Могла ли я
предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством,
цветоводством, овладеть актерским делом, петь, танцевать, выступать перед
родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно – чем
больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с
детьми.
Талант воспитания, широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще
каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку,
умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность
постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное
исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение
среди детей, родителей и коллег. Мне природа подарила
хорошую интуицию в том, что касается психологии: способность поставить себя
на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в
выстраивании отношений с детьми, родителями, коллегами. Каждый думающий,
творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь
осознавать свои ошибки.
« Все исследуй, давай разуму первое место». Пифагор.
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет
нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от
глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде,
музыке и т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех
детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить
ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты,
когда опускались руки, и казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но
придя в детский сад и увидев родных мне уже детей, когда видишь распахнутые
навстречу глаза детей: глаза, жадно ловящие каждое мое слово, мой взгляд и
жест: глаза готовые вместить в себя весь мир .Глядя в эти детские глаза
понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты
закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью,
отдаешь тепло своего сердца. Я понимала, что нужно работать над собой и
искать новые пути и подходы в работе с ними.
За все годы, судьба сводила меня с замечательными людьми, которые были
прекрасными педагогами.
Работая с детьми, для быстрой адаптации детишек, я стараюсь по матерински
окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием каждого ребенка. Я должна
им временно заменить семью, всю ответственность за психическое, физическое,
нравственное состояние ребенка взять на себя. Родители нам доверили самое
дорогое: своих детишек. Мы стараемся следить за тем, чтобы в жизни ребенка
не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног. Как все
живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к
ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом. Я стремлюсь
создать для своих детей атмосферу любви, радости, сделать их жизнь
интересней и содержательней, т.к. считаю, что воспитатель, который занимается
воспитанием детей, должен обладать высокими моральными качествами,
глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире
детства, в мире сказки и фантазии. Работая с дошкольниками, не перестаю
удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные,
удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями,
поступками , поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый
ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и пытливый
наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра,
чутко реагирует на ложь, несправедливость.
«Детство – это цветущий луч, залитый солнцем,
По которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.
И как важно, чтобы рядом с тобой был
Любящий и опытный поводырь»А.И Баркин
В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций,
чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих воспитанников, и боль,
чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не
испытывала чувство скуки и пустоты.
Жизнь бежит, как быстроходная река – всё
течет, всё меняется. Система образования тоже не остается в стороне. Какой мы
видим новую школу, детские сады?
Какого воспитателя хотят видеть рядом с собой дети и их родители? А, может,
самый лучший уже среди нас?
Воспитатель…Кто он в настоящее время… Это друг по отношению к детям, их
помощник и союзник, который соединяет в себе любовь к делу и к
воспитанникам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих
воспитанников. Чем является его деятельность в настоящее время? Я думаю, что
работа каждого педагога - это симбиоз науки и творчества. Можно утверждать,
что в настоящее время воспитатель не может быть просто источником знаний,
т.к. запросы современного общества диктуют новые требования. Поскольку в
нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать
самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело.
Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор
воспитательного процесса учащихся и научить детей добывать знания,
объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и
отвечать за результаты своего труда. Роль ребенка, как пассивного объекта
обучения осталась в прошлом. Современное занятие основывается на
деятельностном подходе, в котором дети являются активными субъектами
учебно-воспитательного процесса и приобретают способность действовать в
различных проблемных ситуациях.
Как современному педагогу идти в ногу со временем, быть в курсе последних
новинок развития науки, актуальных событий в области педагогики и методики
преподавания предмета? Одним из важнейших факторов, влияющих на
профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск
новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка
- представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то
сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно,
необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это
осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-
коммуникационные технологии являются такими педагогическими средствами,
поэтому в своей работе я использую именно их. Данные технологии
способствуют развитию ключевых компетенций моих воспитанников:
исследовательских, социально–личностных, коммуникативных,
организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых
компетентностей: способность работать без постоянного руководства,
способность брать на себя ответственность по собственной инициативе,
способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, умение
анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа
и обобщения. Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность
протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога. Возникают различные
проблемы и вопросы, на которые не всегда можно получить чёткий ответ. Но,
хотя возможно, это и прозвучит банально, всем известно, что профессиональный
успех воспитателя мало связан с его материальным успехом, а скорее с
отношением к своей профессии как к ценности. Наши профессиональные
достижения дают ощущение самореализации, личного роста и самоуважения. Я
думаю, что слова Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте
привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным» наиболее точно отражают
мой взгляд на профессию «воспитатель».
Какую роль любимая профессия сыграла в моей жизни?
Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно
просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства, позволяет
сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить как дети, настоящим
временем.
Кто я сегодня?
Я – родник, бьющий из под земли, и утоляющий жажду тех, кто обращается ко
мне. Мне хочется напоить водой каждого, переливаться под лучами весеннего
солнца, быть яркой и нужной людям, даря окружающим хорошее настроение.
Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении
личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб – это на годы, выращивайте
лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это на века. Вы спросите,
для чего мне это нужно? Я отвечу просто – чтобы быть Счастливой!
Педагог
–
он
вечный
созидатель
Он
жизни
учит
,
и
любви
к
труду
.
Я
–
педагог
,
наставник
,
воспитатель
,
За
что
благодарю
свою
судьбу
.
Много
нужно
ласки
и
заботы
Всех
услышать
,
каждого
понять
Воспитатель
–
трудная
работа
-
Постоянно
маму
заменять
.
Вырастут
ребята
,
детство
не
забудут
,
Впереди
у
жизни
целый
век
И
тот
шалун
с
годами
добрым
будет
,
Главное
,
чтоб
был
он
Человек
Не
важно
,
кем
они
работать
будут
Для
воспитателя
–
ведь
дети
навсегда
!
Чем
больше
уважать
их
будут
люди
,
Тем
выше
планка
моего
труда
!
Уйдут
одни
,
придут
другие
дети
,
Получат
здесь
и
ласку
,
и
уют
Меня
оценят
в
21
веке
,
Труд
воспитателя
оценят
–
добрый
труд
!