Напоминание

Программа "Музыкальный фольклор для дошкольников"


Автор: Василькевич Маргарита Шарифулловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ № 39
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа "Музыкальный фольклор для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 г.ТОМСКА
Программа

«Музыкальный фольклор

для дошкольников»
(модифицированная) (от 5 до 7 лет) Автор программы : Музыкальный руководитель Василькевич Маргарита Шарифулловна г.Томск - 2015г.
Пояснительная записка Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Актуальность данной программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого потенциала детей и взрослых. Знакомство с этим материалом необходимо начинать с ранних лет. Незаменимыми для малышей становятся народные игрушки, песенки – потешки и т.д. С раннего возраста следует вызывать эмоциональный отклик на песню, сказку. Всё это должно развивать образное мышление детей, вовлекать в творчество. Концептуальным подходом разработки программы является раннее формирование базовой культуры ребёнка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живёт он и его родственники. Важной составляющей программы является организация постоянного наблюдения за природой в разное время года. Эти наблюдения помогают понять смысл календарно – обрядовой поэзии, проследить историю возникновения народной игрушки – свистульки, рожка, дудочки, а также предметов домашнего обихода, познакомиться с народным костюмом, орнаментом. При изучении программ «Русский фольклор» Л.Л.Куприяновой, «Детский музыкальный фольклор» Л.И.Мельниковой возникла необходимость разработки данной модифицированной программы с целью включения в неё дополнительного теоретического материала по русскому прикладному искусству и художественной росписи, а также включению в репертуар для исполнения собственных авторских произведений о художественных росписях и народных промыслах. Многие виды прикладного искусства и художественной росписи, воспетые в музыке, песнях и танцах перекликаются с изучением их на занятиях по изобразительной деятельности и этим они интересны и необычны для дошкольников. Цель программы «Музыкальный фольклор для дошкольников»:  Разностороннее развитие личности ребёнка на основе русского народного музыкального фольклора. Основные задачи программы следующие:  Прививать бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
 Обеспечивать знание традиционного русского музыкально- поэтического творчества, доступного для освоения в детском дошкольном возрасте;  Знакомить с традиционным народным календарём, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;  На фольклорной основе формировать и развивать исполнительско – творческие навыки и умения детей; Обучение по программе «Музыкальный фольклор для дошкольников» носит воспитывающий, развивающий характер. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: ч е с т н о с т ь , целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца, уважительное, бережное отношение к чужому труду. Музыкальный фольклор способствует воспитанию чувства красоты, помогает ощутить себя необходимой частицей природы и общества. Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребёнка о народном музыкально – поэтическом языке, его образно – смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных напевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в произведении текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру детей. Элементы движения не только развивают необходимую координацию, но и позволяют освоить национальную народную характерность. Предмет нацелен на образование у каждого ребёнка системы знаний о традициях русского народа: народный календарь, обряды, обычаи, песни, хороводы, частушки, игры, загадки, сказки, считалки и др. В программу предполагается вводить дополнительные формы передачи знаний: просмотры диапозитивов, репродукций, альбомов, фотографий, просмотр специальных видеопрограмм, выставок художественных промыслов, народной одежды, прослушивание записей народной музыки. Реализация программы осуществляется в течение 2-х лет ( в возрасте 5 - 6 лет и 6 - 7 лет). Курс предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю в течение академического года по 25 минут в старшей группе и по 30 минут в подготовительной группе, при этом группы делятся на подгруппы, состоящие из 10 – 12 человек. В таких условиях больше внимания уделяется каждому ребёнку. Освоенный на фольклорных занятиях материал служит хорошей основой для проведения мероприятий как внутри учреждения, так и для семейных встреч, участий в конкурсах и фестивалях, а также для выступлений на выездных концертах.

Содержание:

Первый год обучения
«Введение в мир фольклора» (72 занятия) Народная традиционная культура Состоит из 14 блоков
1.

Мир фольклора – мир народной мудрости.


1). Русский народ: его обычаи, обряды, предания, поэзия. 2). Народный музыкальный фольклор: потешки, пестушки, частушки, игры, хороводы, танцы и пляски. 3). Музыкальное инсценирование народных песен /игровых/, костюмированные инсценировки. 1 занятие 2 занятия 2 занятия 2.
Встреча Осени – 14 сентября

Осенины – 21 сентября
Народный календарь
Рождество Богородицы.
1). Проводы лета и встреча Осени с овсяным хлебом. 2). Праздник Урожая. Хороводы. Заклички. 3).
Воздвиженье
тепло сдвигает, а холод нагоняет. 2 занятия 4 занятия 3.
Русское народное творчество.
1). Условия зарождения музыкального фольклора, местного фольклора. 2). Использование народного фольклора в быту, умелое бережное исполнение. 1 занятие 2 занятия 4.
Октябрь – листопад, грязник, позимник.

Пчелиная девятина, праздник мёда.

Сергий – капустник.




1). Молчанки – игры – уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой. 2). О перевётрышах – занимательных умственных играх. 3). Покров – 14 октября. Первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима. 1 занятие 1 занятие 1 занятие

5.

Ноябрь – листогной, полузимник, грудень.

Ноябрь – ворота зимы.


1) Докучные сказки, шутки – балагурки сказочного характера. 2) Русский быт: дом – устройство, домашняя утварь, хозяйство, усадьба. 1 занятие 1 занятие
6.

14 ноября – Кузьминки, встреча зимы.
1) Традиционные заклички, хороводы, плясовые. Использование шумовых инструментов. 2) Русский народный костюм: особенности местной традиционной одежды. 2 занятия 1 занятие
7.

Декабрь – студень, хмурень. Декабрь год кончает,

зиму начинает. Зимнее солнцестояние – 22 декабря,

самый короткий день в году.
1) О Рождестве Христовом. Закликание мороза. 2) Рождественский сочельник. Колядование. 4 занятия 4 занятия
8.

Новый год на Руси.
1) Традиции и обычаи, одежда. 2) Новогодние персонажи. 3) Ряженые и использование шумовых инструментов. 1 занятия 1 занятия 4 занятия
9.

Январь – перелом Зимы. Январь – году начало,

зиме серёдка. Рождественские Святки.


( с 7 по 19 января) 1) Подготовка и проведение Рождественских праздников. Святки. Колядование с ряжеными. 2) 13 января – Васильева коляда, щедрый вечер. 3) 19 января – Крещение. Народные приметы. 4 занятия 2 занятия 1 занятие
10. Татьянин день – 25 января. Снег на Татьяну –

лето дождливое, проглянет солнышко – к

раннему прилёту птиц.
1) Зимние забавы. Игры, заигрыши на улице. 2 занятия

11. Февраль – снежень, мотень, кривые дороги.


1) 15 февраля – Сретенье, зима с летом встретились. Первая встреча Весны. Какова погода, такова и весна будет. Солнце на лето – зима на мороз. Зимние обрядовые праздники. 2) Народные промыслы. Изготовление игрушек. 2 занятия 4 занятия
12. Масленица – сырная неделя за семь недель до

Пасхи. Катание на лошадях, с гор. Блины.

Ряженые. Чучело масленицы. Прощёный день.
1) Масленичные обряды, ритуалы. Дни масленичной недели – название. Масленичные игры, песни, частушки. 2) 9 марта – в день обретения птица завивает гнездо, а прилётная летит из теплых мест. 3) День весеннего равноденствия. Весенние заклички. Веснянки. Вторая встреча Весны – 22 марта. 6 занятий 2 занятия 1 занятие
13. Апрель – снегогон, водолей, ручейник.

Весенние заклички.
1) Народные образы в русском народном фольклоре и в творчестве русских композиторов: Весна, Ярило, Лель, Берендей, Снегурочка. Олицетворение всех природных явлений в народном творчестве и в творчестве русских композиторов. 2) О пасхальных поздравительных обходах дворов. 7 апреля – Благовещение. Третья встреча Весны. 2 занятия 2 занятия
14. Май – травник, травень. 6 мая Егорий весну

встречает.
1) Весенние или майские посиделки: частушки, потешки, хороводы, игры, оркестр. 2) Проведение весенней фольклорной ярмарки, подготовка по сценарию, театрализованное представление. 4 занятия 4 занятия

Примерный репертуар:
Песенки: «Скок – скок-поскок», «Чики – чики – чикалочки», «Кисонька – Мурысенька», «Как у нас-то козёл», «Как на тоненький ледок», «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», «Как у наших, у ворот», «Тень, тень, потетень», «Где был Иванушка», «Летели две птички». Считалки: «Котик шёл по лавочке», «Ехал мужик по дороге», «Обруч – круж», «В синем море океане», «Авсень-таусень», «Вышла мышка как-то раз», «»Вышел месяц из тумана», «Тынцы-брынцы, бубенцы», «Шёл баран по горам». Игры: «У медведя во бору», «Гуси», «Сидит Дрёма», «Селезень», «Олень», «Клубок». Плясовые: «Во кузнице», «Валенки», «На горе-то калина», «Веники», «Как у наших, у ворот», Скороговорки: «Бык – тупогуб», «Мышонку шепчет мышь», «Варвара варила», «Купили нашей Вареньке». Молчанка: «Чок-чок, зубы на крючок», «Венчики-венчики». Пословицы и поговорки: о зиме, о песне, о сказке, о зимних приметах, про зиму и весну, о добрых делах, о весенних приметах, о весне, о лете, о весенних приметах. Загадки: об осени, об урожае, о зиме и зимних приметах, о весне, о лете, о доме, о семье, о домашних животных и др.
К концу учебного года дети должны знать:  о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;  об основных сезонных праздниках;  старинные названия месяцев;  несколько игр, считалок, загадок, поговорок, молчанку;  названия звуков по относительной системе сольмизации;  ноты в пределах октавы. Дети должны уметь:  произносить гласные звуки протяжно, с живой речевой интонацией;  активно произносить разучиваемые тексты;  ритмично, активно декламировать песенные ритмотексты;  ритмично ходить;  показывать с помощью ручных знаков звуки по относительной системе сольмизации (ё, ле, ви, на, зо, ра, ти )  простучать или прохлопать ритмический рисунок разучиваемой песни;  рассказать о понравившихся играх, действующих лицах песенок, о наблюдениях за явлениями природы, основываясь на народный календарь.

Второй год обучения
Расширение круга представления о русском фольклоре (72 часа) Состоит из 12 блоков
1. Осень – перемен восемь. В сентябре солнца просит

Осень в гости В сентябре одна ягода, да и та

горькая.
1) Осенняя пора на селе. С Семёна дня (14 сентября) засидки – работа в избах при огне 21 сентября – рождество Богородицы. 2) Осенины – сбор урожая. Земледельческий календарь. Обновление в избах огня. Праздник урожая. 2 занятия 2 занятия
2.

На воздвиженье птица в отлёт пустилась.
 В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, вертит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.  Народный традиционный осенний стол; что подавали на стол во время и после сбора урожая. Стол богатый. Основные продукты – свежие овощи. 1 занятие 2 занятия
3. Покров – 14 октября. Начало покровских ярмарок.
1) Ярмарочные песни, хороводы, прибаутки. Зазывали. Товар на ярмарке. 2) Атрибуты, присутствующие на ярмарке. Подготовка. 3 занятия 2 занятия
4. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме

родной батюшка. Ноябрь – грудень, везде груды

замерзшей земли.
 Освоение традиционных народных инструментов: дудочка, кукиглы. Игра по нотной записи.  Знакомство с русским народным костюмом. Народный промысел. 3 занятия 2 занятия

5. С Федора – студита зима сердита – 24 ноября.
1) Русские народные сказки, сказочные образы, их смысловое значение. Зимние персонажи. Инсценирование русских народных сказок с пением. 2) Декабрь и застудит, и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.  Введение в храм Богородицы. Введенские ярмарки и торги. Первое катание на санях – 7 декабря, Екатерина – санница. 3 занятия 1 занятие 1 занятие
6. Никола – Чудотворец, покровитель земледелия (19

декабря). Хозяин земных вод, заступник от всех бед и

несчастий. Первые серьёзные морозы – Никольские.
1) Подготовка к Святочным посиделкам. 2) Беседы о Рождении Иисуса Христа. Легенды, сказания, притчи. 3) Разучивание Рождественских песнопений. 4 занятия 2 занятия 4 занятия
7. Новогодние праздники на Руси и неотъемлемая

атрибутика.
1 занятие
8. Январю – батюшке – морозы, февралю – метелицы.

Январь – весне дедушка. Новый год – к весне

поворот.
1). Подготовка и проведение Рождественсуих праздников. Святки. Колядование с ряжеными. 2). 19 января – Крещение. Крещенские морозы. 20 января – начало зимнего мясоеда. До Масленицы – свадьбы. Свадебный обряд. Обыгрывание. 4 занятия 4 занятия
9. Февраль – месяц лютый, спрашивает как обутый.



1) Народные приметы. Народный календарь. Зимние забавы. Тимофей – полузимник – 4 февраля. Прошла половина зимы. 2). 15 февраля – Сретенье. Зима Весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет. Прощальные, хвалебные, весенние заклички. 4 занятия 4 занятия
10. Март не весна, а предвесенье. 9 марта – ожидание

перелётных птиц.
1) Масленичная неделя. Как праздновали и провожали Масленицу. Чем примечателен каждый из семи дней Масленичной недели. Что ели в эти дни. 2) 22 марта. Заклички весны. 3) Великий пост. 4 занятия 4 занятия 1 занятия
11. Апрель начинается при снеге, а кончается при

зелени.

Снег в апреле – внучек за дедушкой пришёл.
1) 7 апреля Благовещенье, птиц на волю отпущенье. 17 апреля впервые начинает подавать голос журавль. 24 апреля вскрываются реки, вода в разливе. 2) Пасха – Светлое воскресенье Христово. Март с водой, апрель с травой, май с цветами. 1 занятие 2 занятия
12. 5 мая – посадка лука. Народные образы в русских

народных сказках и в творчестве русских

композиторов.
1) Именины. Православный календарь. Начало сезона хороводов. 2) Весенние или майские посиделки с частушками. играми, разыгрываниями ролей. 3) Весенняя ярмарка и народный промысел. 3 занятия 4 занятий 4 занятия

Примерный репертуар:
Хороводы: «Милый мой хоровод», «Во поле берёза стояла», «По за городу гуляет», «Сидит Олень». Песни: «Осень, осень, в гости просим», «Ах ты, котенька-коток», «Про Комара», «Земелюшка чернозём», «Уж ты, прялица», «Виноград», «Пошла млада за водой», «Колодец», «Ой, вставала я ранёшенько», «Дымково», «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Палех», «Русская матрёшка», «Ах, улица, широкая», «А мы просо сеяли», «Со вьюном я хожу». Считалки: «»Котик шёл по лавочке», «Ехал мужик по дороге», «Обруч круж», «В синем море океане», «Авсень-таусень», «Купили нашей Вареньке», «Тынцы-брынцы», «Шёл баран по горам». Игры: «Серпы золотые», «Курочки и петушки», «Катай каравай», «Стоит в поле теремок», «По за городу гуляет», «Бояре», «Кострома», «Мак маковистый», «Летал, летал воробей». Скороговорки: «Щей погуще лей, лей погуще щей», «Горячи калачи на печи», «Молодец у молодицы попросил воды напиться», «Ушёл Прокоп». Заклички: «Осень, осень, в гости просим», «Ай, кулик, кулик!», «Весна – красна!» Плясовые: « Во кузнице», «Веники», «Как у наших, у ворот», Игровые хороводы: «Где был Иванушка», «Как у нас-то козёл», «Селезень», «Со вьюном я хожу», «Было у матушки двенадцать дочерей», « Как у нашей Дуни». Загадки и пословицы: о временах года, о природных явлениях, о животных, об урожае, о семье, о Родине.
К концу учебного года дети должны знать:

 О фольклоре как источнике народной мудрости.  Старинные названия месяцев  Об основных сезонных праздниках.  Несколько игр, песен, закличек, считалок, загадок, поговорок.  Звуки по системе относительной и абсолютной сольмизации.
Должны уметь:
 Организовать игру, применить загадку, считалку.  Рассказать о своих наблюдениях за явлениями природы, связывая их с народным календарём.  Кратко рассказать о народных праздниках.  Ритмично. Активно декламировать песенные ритмотексты.  Петь простейшие попевки и их варианты.  Пропеть попевку, показывая ручные знаки.  Выполнять элементарные танцевальные движения (притоп, перетоп, хороводный шаг)  Пользоваться инструментами: трещётки, ложки, бубны, палочки.  Определять и называть ноты по записи, петь по нотной записи. Список используемой литературы:
1. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России, 1991 2. Грошев В.Д. Календарь российского земледельца Народные обычаи и приметы 3. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 1-4 /Составитель Науменко Г./ 4. Фольклорный праздник. Г.Науменко. 5. Словарь русских пословиц и поговорок. 6. Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть. Сборник считалок, загадок, пословиц, р.н. игр. 7. Аленький цветочек. Альманах русских народных песен, игр. 8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. 9. Куприянова Л.А. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора. 10. Мельников. Русский детский фольклор. 11. Русские народные сказки. /Составитель Аникин/ 12. Гармошечка – говорушечка. Песни, пьесы, инсценировки для детского сада города и села /вып.1981, 1982 г./ 13. Календарные и народные праздники в детском саду. /Серия «Дошкольник»/ 14. Журнал «Музыкальный руководитель» 15. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» 16. Журнал «Дошкольное воспитание» 17. Журнал «Педсовет» 18. Газета «Первое сентября»
Календарный план занятий фольклорной студии 1 год обучения Месяц № зан Пение Танцевальные движения Игры, музицирование Сентяб 1 Формирование группы 2 Мир фольклора, мир народной мудрости – беседа. Рассказывание знакомых потешек, пословиц, пение частушек. 3 Музыкальное инсценирование «Ехали по реке», р.н.п. «Ходила младешенька»,р.н.п. 4.
Музыкальное инсценирование
«Скок –скок, поскок» «Ходила младешенька » «У медведя во бору» 5 Обычаи , традиции русского народа.проводы лета и встреча осени с овсяным хлебом. «Посеяли лен за рекою» р.н.хоровод. Перетопы. «У медведя во бору» 6
Встреча Осени
Р.н.песня «Посеяли лен за рекою» Лирический шаг «Гуси» 7 Устное народное творчество Считалка «Ехал мужик по дороге» «Ой, вставала я ранешенько», р.н.плясовая. Ритмические упражнения 8 Жанры народного творчества Поем частушки Лирический шаг Ритмические упражнения Октябр 9 Октябрь – листопад Колыбальные «Кисонька- Мурысенька» Хоровод «Ой вставала я ранёшенько» Игра – молчанка «Чок – чок, зубы на крючок» 10
Жанры народного творчества. Художественный промысел.

«Хохлома», разучивание песни Муз.- ритмические движения. 11 Жанры народного творчества. Художественный промысел «Хохлома», разучивание песни. Музыкально – ритмические движ-я. 12 «Уж ты, прялица», р.н.песня – разучивание. Плясовые игровые песни «Во кузнице» «Селезень утку догонял»,р.н.игра 13 «Уж ты, прялица», р.н.песня. «Хохлома», авт.песня Перетопы. Игра на шумовых инструментах. 14 Условия зарождения музыкального фольклора. «Было у матушки 12 дочерей», р.н.п. Плясовая «Во кузнице» Игра «Клубочек» 15 «Чики-чики, чикалочки». Шаг с припаданием, «Ой, вставала я ранешенько». Игра на шумовых. 16 Разучивание «Пошла млада за водой» Ритмические упражнения Игра «Сидит Дрёма» Ноябрь 17 «Пошла млада за водой». Оркестр шумовых инструментов. Лирический шаг. Игра «Клубочек». 18 Разучивание колядок. Плясовая «Веники» Игра «Клубочек» 19 «А кто у нас белая»- р.н.песня, разучивание. Рождественские колядки. Плясовая «Веники» Р.н.игра «Пирог», знакомство 20 «Уж ты прялица», р.н.п.. «А кто у нас белая», р.н.п. «Свадебные проходочки». Плясовые движения: присядка, перетопы, вертушки. Игра «Селезень».
21 Настольный театр О Рождестве Христовом. Разучивание песни «Рождество». Разучивание парного танца «Сударушка». Игра «Селезень». 22 Рождественские частушки. Рождественские колядки. Парный танец «Сударушка» Оркестр шумовых инструментов. Р.н.п. «Светит месяц». 23 Рождественские частушки. Работа над манерами исполнения:«Было у матушки 12 дочерей». Игра на шумовых инструментах. 24 Готовимся к Рождеству. Колядки, частушки. «Уж ты, прялица», разучивание хороводных движений Игра на металлофонах и ксилофонах Декабр 25 «Ой ты,зимушка», р.н.п «Уж ты, прялица». «Во кузнице. Игровой хоровод «Я по бережку» 26
Художественные промыслы
«Гжель» - пение «Гжель» – танцеваль ные движения Подвижная игра «Клубочек» 27 Художественные промыслы Городецкие частушки Плясовая «Сербияночка» 28 Старинные обычаи, обряды, Новогодние колядки 29 Песня «Рождество» Игровой хоровод «Ой, вставала я ранешенько» 30 «Ой ты, зимушка – зима» - работа над манерой исполнения. «Уж ты, прялица» – плясовые движения с пением. Игра «Дед Мороз» 31 Пение «Рождество». «Ой ты, зимушка – зима». Игровой хоровод «Во кузнице» 32 Готовим атрибутику к Новому году и к Рождеству. Репетиция по сценарию.
Январь 33 Рождественские приготовления. Святочные гадания. Колядки. Частушки. 34 Святочное колядование. 35 Рождественские песнопения. Ряжение. «Уж ты, прялица». «А кто у нас белая» «Частушки» 36 Колядование в святочные вечера. 37 Крещение. Январь – перелом зимы. «Вот у зимушка проходит» – разучивание. 38 Свадьба на Руси. «Я по бережку ходила». «Посеяли лен за рекою» «Дразнилки» 39 Свадьба на Руси. «Наша Манечка – алый цвет» «Дразнилки» Готовимся к Масленице 40 Зимние забавы. Татьянин день. «Блины», р.н.песня. с движениями. «Виноград», р.н.п. Феврал 41 Народные промыслы. Городецкие частушки. «Было у матушки 12 дочерей», с движениями. Игра «Гори, гори ясно» 42 Февраль – снежень. Первая встреча весны. Заклички: «Ой, кулики», «Весна идет» «Пойду млада я на рыночек», р.н.песня. Игра «Гори, гори ясно». 43 Пение «Виноград», «Наша Манечка», «Я по бережку ходила молода». Парный танец «Сударушка» Игра «гори, гори ясно» 44 «Наша Маша маленька, чуть повыше валенка». «Блины», р.н.п. Парный танец «Сударушка». Хоровод «Посеяли лен за рекою». Инсценирование песни «Блины».
45 «Как у месяца золоты рога», р.н.п. «Летели две птички», р.н.п. Хоровод «Ой ты, маслена». Инсценирование «Блины». 46 «Веснянка», Заклички. «Посеяли лен за рекою», хороводная. Игра на деревянных инструментах. 47 «Веснянка». «Вот уж зимушка проходит». Дразнилки с движениями. Игра «Селезень» 48 Частушки. Заигрыши «Вот уж зимушка проходит». Плясовая «Как у наших, у ворот» Р.н.игра «Селезень» Март 49 «Летели две птички», хоровод с движениями. «Блины», русская народная песня с плясовыми движениями. «Посеяли лен за рекою» - хоровод. Игра «Наша Манечка белёшенька». 50 Готовимся к празднику «Свадьба на Руси». Хороводы «Посеяли лен за рекою», «Летели две птички». Игра на шумовых инструментах. 51
«Широкая Масленица», праздник в зале и на улице с

блинами
52 Масленица – сырная неделя за семь недель до пасхи. Каждый день масленичной недели. Беседа. Игра на деревянных инструментах. 53 Масленица – прощеный день. 9 марта – день обретения: «Птица завивает гнездо, а прилетная летит из теплых мест». Пение «Блины», «Пойду млада я на рыночек». Игра на шумовых инструментах. 54
Конкурс частушек
55 Считалки «Вышла мышка как-то раз», На золотом крыльце сидели». «Веснянка»-хоровод. «Летели две птички» - хоровод. Инсценирование «как у наших у ворот».
56 Народные промыслы. «Гжель» – пение. Народные промыслы: «Сербияночка» - разучивание танцевальных движений. Апрель 57 «Народные промыслы». «Гжель» – пение. «Гжель» – танцевальные движения. «Городецкие частушки». «Сербияночка» – куплеты с плясовыми движениями. Игровая песня «Как у нас – то козел». 58 Народные промыслы: «Хохлома» – пение. «Хохломской венок» – разучивание движений. 59 Апрель – снегогон. Народные образы в русском народном фольклоре. «Веснянки». Свадебные проходочки: «Что за пара», Наша манечка – алый цвет». Игра «Как у нас – то козёл». 60 Фольклорный обрядовый праздник «Свадьба на Руси».
Творческий отчет.
61 Готовимся к майским посиделкам. Частушки. Плясовая «Сербияночка». «Хохломской венок». Инсценирование «Тень – тень, потетень». 62 Пасхальные приготовления. Пение «Хохлома». Пение «Гжель». Хороводы «Посеяли лен за рекою» «Тень – тень, потетень». 63 О пасхальных поздравительных обходах дворов. Инсценирование «Как у наших, у ворот». Веснянки. Чайные частушки. Плясовые: «Барыня», «Камаринская». 64 Третья встреча весны. Готовимся к майским посиделкам. Пение знакомых, любимых песен. Плясовые, хороводные. Игры: «Колобок», «Клубочек», «Сидит Дрёма». Май 65
Майские посиделки с чаем. Фольклорный праздник по

сценарию.

66 Май – травень, травник. Егорий весну встречает. Частушки, потешки. Хороводы «Во поле береза стояла», «Посеяли лен за рекою», «Летели две птички». Русские народные игры «Ворон», «Ручеек», «Клубочек». 67 «Где был, Иванушка», р.н.песня с инсценированием. Плясовая «Я с комариком плясала». Танец «Пошла млада за водой». Р.н.игра «Пирог». 68 Фольклорный праздник «Весенняя ярмарка» по сценарию. 69 Олицетворение всех природных явлений в русском народном фольклоре и в творчестве русских композиторов. 70 Пение русских народный песен и хороводных в движении «Я по бережку ходила молода», «Ой, вставала я ранешенько». Русская народнвя игра «Пирог». 71 Пение «Блины», «Я по бережку ходила», «Пошла млада за водой». Танец «Сударушка», Плясовая «Сербияночка» Игра на шумовых, металлических инструментах. 72
Итоговое занятие

Календарный план занятий фольклорной студии 2- й год обучения Месяц № зан Пение Танцевальные движения Русские народные муз.игры, музицирование, импровизации Сентябр 1 Подбор и формирование групп. 2 Мир фольклора. Расширение круга представлений о русском народном музыкальном фольклоре. Беседа о традициях, обычаях, обрядах, о быте, доме, семье. 3 Народные приметы. Календарь природы. Осень – перемен восемь. Значение народной музыки в жизни человека. Самые известные русские народные песни и романсы. «Я на горку шла», «Коробейники», «Светит месяц», «Очи черные», 4 Осень , осень, в гости просим. Спас – хлеба припас. Пеня «Урожайная». Хоровод «Осень». Осенние заклички. 5 «Овощи тащи – будут щи». Хоровод «На горе-то калина». «Во поле береза стояла». «Серпы золотые», русская народная игра. 6 Приметы осени. Пение «Летели две птички» Парный танец. «Серпы золотые», р.н.игра. 7 Народные промыслы. Городец. Городецкие частушки. Парный танец с плясовыми движениями. «Сербияночка» 8 Добрые обычаи : «Хлеб да соль». Пение «Поехал наш батюшка» Хоровод «На горе – то калина» Хоровод «Каравай» Октябрь 9 Народные промыслы. Пение «Хохлома» Танцевальные движения «Хохломской венок» Р.н.игра «Пирог». 10 Готовим Осенины.
11 Октябрь – месяц близкой пороши. Пение потешек: «Как у нас – то козел». Хороводная «Земелюшка – чернозем» Игра на гуслях и шумовых. 12 Земледельческий календарь. «Покрова». Пение предзимних закличек. Хоровод «Вологодские кружева» - разучивание Движений. Игра на металлофонах и ксилофонах. 13 Русские народные промыслы. «Дымка». Пение «Пошла млада за водой». Р.н.игра «На золотом крыльце сидели». 14 «Покрова». Повторяем знакомые хороводы». «На горе – то калина», «Земелюшка- чернозем», «Во поле береза стояла». Игра на шумовых инструментах: «Блины», р.н.п. 15 Плясовые, игровые, свадебные песни: «Я по бережку ходила молода» - разуч- е. Р.н игра «Пирог» 16 Ритмические упражнения. Шаг с припаданием, кружение с вертушками на припадании.хоровод «Вологодские кружева». Игра на шумовых инструментах. Ноябрь 17 Ноябрь – сентябрев внук. Пение «Сербияночка. Плясовые движения «Сербияночка». Импровизируем на ложках «Светит месяц», р.н.мелодия. 18 Ритмические упражнения в кругу Круговая пляска «Сербияночка». «Хохломской венок» – парный танец. Импровизации на шумовых инструментах: ложки, трещётки, румбы, бубны, коробочка. 19 20 Ритмические упражнения. Частушки. Разучивание «Вологодские кружева». Хоровод «Хохломской венок». Инсценирование песни «Пойду млада я на рыночек». 21 22 Разучивание «Рождественские песнопения». «Колядки», Инсценирование «Пойду млада я на рыночек».
23 24 Разучивание колядок. «Уж ты, прялица», хороводный танец с атрибутикой. Осваиваем дудочку, кукиглы.. Декабрь 25 26 Старинные обычаи, обряды, Новогодние колядки. «Во кузнице», р.н.песня в кругу с движениями. «Ой, вставала я ранешенько». Музицируем на металлофонах, ксилофонах. 27 28 Зимние персонажи «Уж ты, прялица» - работа над манерой исполнения. «Ой ты, зимушка –зима»-разуч- е. «А кто у нас белая» с солисткой. «Уж ты , прялица», «Ой, ты зимушка, зима». 29 30 Зимние персонажи в музыкальном фольклоре. Игра «Дед Мороз и дети». Игра со Снегурочкой. 31 32
Новогодние утренники
Январь 33 34 Рождественские приготовления. Святочные гадания. 35 Рождественские колядки, частушки, пляски, хороводы, в сопровождении шумовых инструментов. 36 Идем колядовать Святочные посиделки. Готовимся к Масленице Работа над проектом «Свадьба на Руси» 37 Величальные песни «Кто у нас хороший», «Наша Манечка, алый цвет». «Я по бережку ходила молода», свадебная плясовая. Игра «Что за пара». 38 Свадебная песня «Поезд». Хороводная «Я по бережку ходила молода». Скороговорки»Молоде ц у молодицы попросил воды напиться». 39 Крещение. До масленицы - свадьба. Свадебный обряд. 40 Игровые частушки о дружбе, о любви. «Посеяли лен за рекою»- хоровод. «Виноград»и- свадебная Дразнилки: «Ваша Маня маленька».
величальная. Февраль 41 Частушки. Масленичная «Прощай Масленица – кривошейка». «Как у месяца» - разуч-е «Про комара». Игра «Что за пара». 42 Готовимся к Масленице. «Весна – красна»-заклички. «Пойду млада я на рыночек», р.н.п. Хороводная «Ой, вставала я ранешенько». 43 Пение р.н.песен «Поезд». «Как у месяца золоты рога». «Блины», р.н.п . Плясовые «Я по бережку ходила молода». Танец с платками – разучивание. Игра «Селезень». 44 Пение «Виноград». «Блины». «Ты прощай, масленица». Плясовые. Хороводы «Хохломской венок», «Вологодские кружева». «Бояре», р.н.игра. 45 «Вот уж зимушка проходит»,р.н.п. Дразнилки, частушки, плясовые. «Бояре», р.н.игра 46
Праздник «Проводы Зимы»
с использованием знакомого репертуара 47 Были б песни, будут и пляски. «Сербияночка», отработка движений, «Ой, вставала я ранешенько», хороводная плясовая 48 Народные музыкальные сказки. Сюжетная «Теремок». «Пошла млада». 49 Р.н.песня «Блины» Игры – хороводы «Гори – гори ясно». Масленичные игры Март 50 Р.н.песня «Широкая Масленица» Свадебные проходочки. «Бояре» 51
Праздник «Проводы Масленицы»

52 Ритмические упражнения. Частушки – работа над манерой исполнения. Хороводный шаг. «Вологодские кружева» Игра «Кострома» 53 Величальная «Ой, новое нешинованное колесо». Свадебные проходочки «Что за пара», «Наша манечка белешенька». Игра «Кострома». 54 Конкурс частушек 55 Скороговорки «Молодец у молодицы попросил воды напиться». Хороводы «Посеяли лен за рекою», «Я по бережку ходила молода». Р.н.игры «Кострома», «Клубочек» 56 Готовимся к фольклорному празднику по сценарию. Распределение ролей. 57 Тема весны в русском народном фольклоре. «Веснянки» – хороводы, заклички. Игра «гори ясно». Апрель 58 «Поезд»,р.н.песня «Виноград»,р.н.п. . Хороводы свадебные. Величальные . Игра «Бояре». Инсценирование «Сватовство». 59 «Как у месяца золоты рога». «Виноград» Плясовые свадебные. Инсценирование по ролям «Сватовство» 60 Фольклорно – обрядовый праздник «Свадьба на Руси»
Творческий отчет.
61 Частушки. Песни «А мы просо сеяли»- разучивание. Хороводы «Вологодские кружева», «Хохломской венок». Игры «Бояре», «Кострома» 62 Готовимся к «Майским Посиделкам». Частушки : «Стенка на стенку». Хороводы. Плясовая «Сербияночка». Пословицы о весне, о доме. 63 Чайные частушки. Хороводы . Плясовая
«Во лузях»- разучивание. «Сербияночка», Отработка движений. 64 Ритмические упражнения. Частушки. Пасхальный проход. Пасхальные песнопения. Май 65
Майские посиделки с чаем.
66 Загадки о деревне, о дворовом хозяйстве. «Пошла млада за водой» – инсценирование. «Весна красна, а лето страдное». Хоровод «Во поле береза стояла». Игры»Летал, летал, воробей», «Бояре». 67 Именины, православный календарь. Чьи именины празднуем? Занятие, составленное по желанию учащихся. 68 «Со вьюном я хожу» –пение и импровизация. Пение каноном. Хороводы «Во поле береза стояла», «Хохломской венок» Игра на шумовых инструментах. 69 Фольклорный праздник «Весенняя ярмарка» 70 Импровизируем, танцуем, играем. 71 Любимые песни, частушки. Любимые хороводы, плясовые. Игры «Мак маковист» 72 Итоговое занятие.

Учебно – методическое обеспечение
Принципы работы:  Использовать средства поощрения, как вербальные так и материальные  Формировать у детей позитивное отношение к предмету фольклора.  Системно возвращаться к пройденному материалу, включать его в проводимые праздники и развлечения.  Отдавать преимущественное предпочтение коллективному и с п ол н е н и ю . Э то п ом о г а е т у с т а н о в и т ь б л а г о п р и я т н ы й психологический климат в группе и побуждает всех участников группы к творчеству. Педагог использует следующие формы работы с детьми: 1. Музыкально – ритмические движения: танец, пляска, хоровод. 2. Пение хоровое. 3. Пение – соло. 4. Пение – ансамбль. 5. Пение частушек. 6. Слушание народной музыки в различном исполнении. 7. Беседа на темы фольклора. 8. Игра на детских музыкальных инструментах инструментах. 9. Подвижные русские народные игры. Структура занятия: 1. Вход и расположение детей для исполнения 4 мин. музыкально – ритмических движений. 2. Распевание 2 мин. 3. Разучивание новой песни 5 мин. 4. Закрепление или повторение уже знакомой песни 3 мин. 5. Знакомство с народным творчеством (слушание ) 5 мин. 6. Игра на детских шумовых инструментах 5 мин. 7. Подвижная игра 5 мин. 8. Выход из игры 1 мин.
Материально-техническое обеспечение. Для проведения занятий по фольклору необходимо следующее материально-техническое обеспечение: Детские музыкально – шумовые инструменты:  деревянные ложки, трещётки, погремушки, румбы, бубны;  ксилофоны, металлофоны, треугольники;  дудочки, кукиглы; Магнитола либо музыкальный центр, DVD проигрыватель, видеопроектор, экран для просмотра видео. Диски, USB с аудио и видеозаписями, фонограммами. Наглядный материал: иллюстрации, картины; Ширма для театрализации; Кукольный театр Би-ба-бо; Предметы домашней утвари; Русские народные костюмы.


В раздел образования