Напоминание

Система объяснения нового материала, изучения и закрепления на основе крупноблочной подачи материала на уроках русского языка с использованием возможностей компьютерных технологий


Автор: Бокова Дана Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
Населённый пункт: ст.Егорлыкская Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Система объяснения нового материала, изучения и закрепления на основе крупноблочной подачи материала на уроках русского языка с использованием возможностей компьютерных технологий
Раздел: среднее образование





Назад




С 1987 года применяю в обучении учащихся русскому языку и литературе технологию опор. Опыт работы был обобщен на уровне районного МО учителей русского языка и литературы и при РОиПК и ППРО ( лекции перед слушателями курсов). В 1989 году был изучен опыт работы по подаче теоретического материала крупными блоками, использованию на уроках опорных сигналов, и опубликован в виде буклета. В 2011-2012 учебном году обобщён опыт по теме «
Система объяснения нового материала, изучения

и закрепления на основе крупноблочной подачи материала на уроках

русского языка с использованием возможностей компьютерных

технологий
». Поэтому календарно-тематическое планирование составляю в соответствии с выбранной мною технологией. Система уроков на основе КБПМ позволяет организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал значительному развитию интереса к изучению языка, реализации основных принципов обучения, формированию абстрактно-понятийное мышления, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Решая практические задачи, учащиеся учатся творчеству, умению самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше учебных и внеучебных задач. Творческим потенциалом обладает любой ученик (даже «слабый»), нужно только создать условия для его раскрытия и развития. Предлагаю несколько примеров такой работы с ОК. .
1

Предлагается ознакомительное чтение необходимой информации (цель: выявить

уже известную информацию).

2

Подготовить необходимую таблицу (по основному образцу).

3

Совместная деятельность по созданию ОК (в карандашном виде; затраченное

время зависит от объёма новой информации, но в рамках общего количества

часов по программе).

4

Оформление в цвете (домашняя работа; новая и важная уже известная

выделяется красным, остальные теоритические сведения – синим, примеры-

зелёным, таблица, рамки, линии, фигуры- чёрным).

5

Восстановление ОК (мелкими блоками, крупным блоком, форма устная / парами,

группами/ и письменная, т.е. систематическое повторение).

6

Предлагается компьютерный вариант:

а). на первых порах полный вариант: см. ОК «Имя существительное».

б) затем неполные варианты с заданием дополнить, внести изменения,

исправить недочёты, предложить свой вариант: пример- работа по теме

«Числительное»
С


ОК
работа проводится трижды

Обо-

зна-

чает

пред

мет

Кто?

Что? И.п. – нач. форма.
имя призна- ки
1
. Нарицательные и собственные Обобщенные индивидуальные Названия Однородных Предметов, Бокова школа явлений, Егорлыкская каникулы понятий … … …
2.
Одушевленные и неодушевленные кто?что? В.п.=Р.п. девочкаВ.п.=И.п. дом мн.ч. кукла (игрушка) мн.ч. школа
3.
Род (в ед.ч.) Он (мой) дом муж. Она (моя) тень, школа жен. Оно(мое) окно сред. Лица муж.и жен. пола а я общий тихоня, плакса,…
4
. Склонение (изменение по п. и. ч.) 1-е 2-е 3-е Р/скл. Нескл. ма вода жя песня м. дом ср. о окно е море ж /Ь/ Р/скл 10 на -мя + путь не изм-ся по П. и Ч. С у щ е с т в и т е л ь н о е
М

о

р

ф

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

и

е
П о с т о я н н ы е
Н

е

п

о

с

т

о

я

н

н

ы

ед. дерево

1.

Число

мн. деревья

только ед.ч. только мн.ч.

Урал (собств) сливки (вещ-е)

счастье(абстрактное) деньги (собир-е)

молоко (вещ-е) каникулы (отрезок врем)

молодежь (собир-е) шашки (игра)

переговоры (обществ-е событие)

2.

Падеж. (6). И. кто? что? (без предлога)

Р. кого? чего?

Д. кому? чему? без предлога

В. кого? что? и с предлогом

Т. кем? чем?

П. о ком? о чём?
Син так- я
чаще. ; м.б

роль
Тема «Причастие»
1). Поэтапно аккуратно заполняйте таблицу. СПРЯЖЕНИ Е
глагола

Причастие
I I I
2).О чём может рассказать данная таблица? СПРЯЖЕНИ Е
глагола

Причастия

Действительные
(признак предмета, который
сам
действует)
Страдательные
(признак предмета, который
на

себе
испытывает действиесо стороны другого предмета)
Настоящее
время
Прошедшее
время
Настоящее
время
Прошедшее
время I
ущ

ющ

ВШ

ТЬ

Ш

ем

(ом)

Т

НН

ТЬ

ЕНН

от глагола на

ИТЬ

Н

Краткая

форма

ЕН
I I
ащ

ящ

им
3). От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий. Читать(4 слова) Сидеть (2 слова) Решать (3 слова) Решаться (2
слова)Колоть (3 слова) Решиться (1 слово) Решить (2 слова) 3. Почему не от всех глаголов можно образовать все 4 формы причастий? 3). Что можно изменить в ОК7 Обозначает
признак
по
действию
1.Какой? …
Н.Ф
.
– И.п., ед. ч.
2.глагольный (с причастий)
от глагола
п р и ч а с т и е признаки
1.

Разряд:

Действительные
(призна к предмета, который
сам
действует)
пишущий

Страдательные
(признак предмета, который
на

себе
испытывает действие со стороны другого предмета)
написанный

2. ВИД

:совершенный
/
несовершенный
( ( Что
с
делать?)Что делать?)
Результат Результата
написавшийесть
нетпишущий

3 Время

Настоящее

Прошедшее

4.

Возвратные
(
ся
) и
невозвратные
(без
СЯ)

М

о

р

ф

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

и
е
П

о

с

т

о

я

н

н

ы

е

Н

е

п

о

с

т

о

я

н

н

ы

е

полная



1.

Форма

определяется



краткая страдательных

ед.

пишущий

2.

число

мн.

пишущие

3.

Падеж. (6).

( И. Р. Д. В. Т. П.) как у прилагательных

4.

Род. ( в ед. ч.)

Син так- я рол ь чаще.
м.б
; ; Вариант 1.
«Имя числительное» (
совместная деятельность
,
работа с учебником
)

Обозначает

… ?

Н.Ф.
-
___________________________

… …


Синтак-

сическая роль
… … … … …
Вариант 2.

(
тема: количественные числительные
)

Обозначает

число,

кол-во предм.,

порядок при

счёте

Сколько?

Н.Ф.
- И.п .
три

___________________________ три друга

… …

Имя
Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О
Е
1.

По составу

_______________ _____________ ______________
________________ _________________
2.

Группы

3.

Разряды

Целые

дробные

Ч

З

Собира-

тельные
… … … …
2,3(е);4,5,

6,7,8,9,10

(ро)

Оба

обе

4.

Падеж

5.

Число

6.

Род (м),(ср.) (ж)

Синтаксическая

роль

Любой член предложения:
… … …
Обозначает

число,

кол-во предм.,

порядок предм.

при счёте

Сколько?

Н.Ф.
- И.п .
три

__________________________ три друга

Какой?

третий (друг)

Сложные

Простые

Составные

Количественные

Порядковые

1-2

Имя
Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О
Е
1.

По составу

три тридцать тридцать два

третий тридцатый тридцать первый

2.

Группы

3. Разряды
И. третий Р. третьего …
(как прилагательное)

И. две тысячи третий

Р. две тысячи третьего

Д. две тысячи третьему

В. две тысячи третий

Т. две тысячи третьим

П. (о) две тысячитретьем

Целые

дробные

Ч

З(

как

прилаг./мн.

числа)

Собира-

тельные

(как

прилагател.)
… … … …
2,3(е);4,5,

6,7,8,9,10

(ро)

Оба

обе

4.Падеж

5.Число

6.Род (м),(ср.) (ж)

Синтаксическая

роль

Любой член предложения

Вариант 3.

(
тема: количественные числительные + порядковые
)

Сложные

Простые

Составные
С С С С С
Количественные

Порядковые

1-2
С С С С


В раздел образования