Автор: Сикова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №30 детский сад "Росинска" Населённый пункт: г.Минусинск Наименование материала: конспект занятия Тема: "Как жили на Руси до нас" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Как жили на
Руси до нас»
Воспитатель: Сикова Т.В. г. Минусинск
Задачи:
Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние
времена.
Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно,
шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик,
подсвечник, сундук, шкатулка.
Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской
культуры.
Материал для занятия . Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики,
половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка
деревянная, шкатулка плетеная, самовар, предметные картинки, материал для
аппликации, запись русской народной музыки.
Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой
русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел»,
беседы об экспонатах.
Ход занятия:
Дети одетые в русские народные костюмы.
В группе появляется кукла, одетая в русский народный костюм. Она рассказывает
детям, что в ее доме нет таких чудес как пылесос, электропечь, утюг. Приглашает
детей к себе в гости.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать как живет наша новая знакомая?
Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречает нас Хозяюшка. Здороваемся
и кланяемся, говоря: Мир вашему дому.
Рассматриваем русскую избу. Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая
комната в русской избе, в ней принимали гостей.
Хозяюшка:
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети: печка.
Воспитатель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната,
и почти половину ее занимала русская печка.
Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь была самой главной вещью в доме.
Воспитатель: Для чего же нужна была печь в избе?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже
спать.
Воспитатель: А как вы думаете чем топили печь?
Дети: дровами.
Хозяюшка:
В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
В-ль: ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то
горячо?
Дети: Ухватом.
В-ль: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)
Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.
Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские
хозяйки хранили молочко?
Дети. В крынке.
В-ль: Правильно. (предлагаю ребенку показать крынку, дети рассматривают,
обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)
Предлагаю детям посмотреть на пол Чем покрыт пол?
Дети: Ковриками, половиками
В-ль: А для чего пол покрывали половиками?
Дети: Для тепла.
В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)
Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.
Хозяюшка: В старину и отдыхать умели. Ну-ка становитесь в хоровод.
Хоровод « На калиновом мосту».
Посмотрите, детки, какая красивая одежда на нас.
Что надето на девочках? Что надето на мальчиках?
Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти; косоворотка, порты, пояс, картуз.
В-ль : Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)
В-ль: Давайте в него заглянем (достаю шкатулку деревянную, рассматриваем,
обсуждаем, достаю плетеную, рассматриваем, обсуждаем)
Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот
беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?
Дети: Лучину, свечи.
Хозяюшка: Ребята, давайте поиграем.
Игра «Разложи предметы» ( В одну сторону предметы старины, в другую предметы
наших дней)
Хозяюшка: Ребята, а вы молодцы, знаете как жили ваши бабушки и дедушки.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем подарки для Хозяюшки на память.
Дети делают прихватки ( аппликация на ткани)
Воспитатель: Ребята, пришла пора возвращаться домой.
Благодарим за гостеприимство, прощаемся и уезжаем в детский сад.
Понравилось вам в гостях?
Как называется дом, в котором живет Хозяюшка? ( Изба)
Как называется комната, в которой они нас принимали? (Горница)
Какой самая главная вещь в горнице ? (Печь)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.