Автор: Котельникова Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 22 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: статья Тема: Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие Раздел: дошкольное образование
Котельникова Юлия Владимировна
МАДОУ №22 «Филипок» г. Кемерово
Воспитатель
Статья
Игры, развивающие внимание и
слуховое восприятие
2016г.
Кто что услышит?
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя,
шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но
все
эти
слуховые
впечатления
воспринимаются
малышом
неосознанно,
сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет
управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и
оценивать их по громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее
нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо
выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там,
где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать
слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже
если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
Лучше всего делать это в игре.
Цель
игр,
приведенных
ниже,
-
открыть
для
малыша
особый
мир
звуков,
сделать
их
привлекательными
и
значимыми,
говорящими
о
чем-то
важном.
Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию,
стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса
животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия,
но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать
фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и
т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными
предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки
должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Цель:
Развивать
умение
переключать
слуховое
внимание.
Развивать
координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен,
малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает
флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений.
Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог
легко выполнять упражнение.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную
инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок
находится
на
расстоянии
2
–
3
метров
от
него.
Воспитатель
предупреждает
ребенка:
«Я
буду
говорить
шепотом,
поэтому
сидеть
надо
тихо,
чтобы
было
слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно
давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия
согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком
солнце и убегающих от дождя.
Ход:
Воспитатель
говорит:
«Сейчас
мы
пойдем
на
прогулку.
Дождя
нет,
светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в
бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен
звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна
3 – 4 раза.
ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
Цель:
Развивать
направленность
слухового
внимания,
умение
определять
направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него
(слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен
указать
направление,
откуда
доноситься
звук.
Если
малыш
ошибается,
то
отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок
не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому
месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ
Цель:
Развивать
устойчивое
слуховое
внимание,
умение
различать
инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты,
уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что
малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за
ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку
пытается угадать, «чья песенка слышна».