"Развитие компонентов речевого слуха, как одно из важнейших условий профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением зрения".
Автор: Олендарёва Екатерина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГАОУ Гимназия № 1306 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Развитие компонентов речевого слуха, как одно из важнейших условий профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением зрения". Раздел: дошкольное образование
«Развитие компонентов речевого слуха, как одно из важнейших условий
профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением зрения».
Олендарёва Е.В.
учитель-логопед:
Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с
нарушением
зрения
являются
сложным
дефектом,
в
котором
прослеживаются
определенные
связи
и
взаимодействие
речевой
и
зрительной
недостаточности.
По
определению
Р.Е.Левиной,
речевые
расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по
степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему.
У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о
ф о р м е ,
в ел и ч и н е ,
ц в е те ,
н едо р а з в и т и е
з р и тел ь н о й
п а м я т и ,
пространственного
восприятия
представлений.
Кроме
того,
присутствуют
трудности
оптического
и
оптико-пространственного
а н а л и з а ,
недифференцированность
оптических
образов
букв,
что
в
последствие
приводит к дисграфии и дислексии.
Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и
организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в
речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка
ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Современный
метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим.
Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с
его
звуками.
Такой
подход
оправдан
тем,
что
без
представления
о
количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а
назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им
звуки, не овладеет чтением.
По данным Н.А.Хохловой, основная трудность, которую испытывают дети
при
выделении
составных
элементов
слова,
заключается
в
неумении
услышать в нем гласные звуки, а так же отделить гласные от согласных.
По
мнению
Д.Б.Эльконина,
этому
способствует
слоговая
система
артикуляции
русского
языка,
при
которой,
деля
слова
на
звуки,
дети
ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.
При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является
звуковой анализ устной речи, то есть мыслительное расчленение слова на
е г о
с о с т а в л я ю щ и е
( з в у к и ) ,
у с т а н о в л е н и е
и х
к о л и ч е с т в а
и
последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а
уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мыслительное сочетание
звуковых элементов в единое целое.
Прочитать слово - значит синтезировать сочетания отдельных букв,
отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили «реальное»
слово.
Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе
анализа звуковой структуры слов.
Нарушение
звукового
анализа
выражается
в
том,
что
ребенок
воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не
улавливая
сторону
фонетическую,
то
есть
последовательность
звуков,
входящих в его состав.
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено
произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при
звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной:
от
смешения
порядка
отдельных
звуков
до
полной
неспособности
определить их количество, последовательность или позицию в слове.
В свою очередь, как отмечает Т.А.Ткаченко, звуко-слоговой анализ и синтез
у
дошкольника
с
нарушением
речи
не
возможен
без
тонких
акустико-
артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических
представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез
должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Целым рядом специалистов было доказано, что у детей с нарушением
зрения, различные речевые дефекты встречаются
чаще, чем у нормально
видящих
детей.
Поэтому
профилактика
дисграфии
у
слабовидящих
дошкольников должна занимать особое место в коррекционной работе, так
как
к
этому
имеется
целый
ряд
предпосылок,
обусловленных
не
только
нарушениями речи, но и патологиями зрительного анализатора.
Многие специалисты считают, что основной задачей логопеда в работе с
детьми,
имеющими
нарушения
речи,
становится
предупреждение
нарушений чтения и письма. Излишне говорить, что особую значимость такая
работа
приобретает,
когда
речь
идет
о
дошкольниках
со
зрительной
патологией.
Существуют
теории,
объясняющие
нарушения
письменной
речи
следующим
образом:
их
психопатологической
основой
(С.С.Мнухин),
неполноценностью
зрительного
восприятия
(Ф.Варбург,
П.Раншбург),
трудностями
ассоциации
(Е.Иллинг),
моторными
и
сенсорными
затруднениями (О.Ортон), мнестическими нарушениями (Р.А.Ткачев). Однако
многочисленными
исследованиями
Н.А.Никашиной,
А.К.Марковой,
Г.И.Жаренковой,
Л.Ф.Спировой,
Г.А.Каше
и
др.
было
подтверждено
рпедположение, высказанное в 40-х годах 20 века отечественными учеными
Р.Е.Левиной
и
Р.М.Боскис.
Они
утверждали,
что
в
преобладающем
большинстве
случаев причиной
дисграфии
и
дислексии
является
несовершенство
фонематического
восприятия
и,
как
следствие,-
несформированность
навыков
звукового
анализа
и
синтеза.
Правильность данных выводов была подтверждена исследованиями ряда
других ученых.
Важно отметить следующее: переходить к звуковому анализу и синтезу
звукового состава слова у ребенка с нарушением речи следует только после
достижения
им
определенного
начального
уровня
фонематического
восприятия, а также сформированности произношения анализируемых
и
синтезируемых звуков речи.
Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному
функционированию
физического
и
речевого
слуха
(включая
все
его
компоненты), полноценному строению, слаженной работе артикуляционного
аппарата, а также речевого дыхания.
Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от
сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается
раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все
тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего.
Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно
воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и
передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой
языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие,
обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное
произношение
слов,
овладение
речевой
интонацией.
Он
включает
следующие
компоненты:
фонематический
слух,
звуковысотный
слух,
восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,
благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию
(рак-лак-мак). Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети
учатся
из
огромного
количества
вычленять
только
те,
которые
несут
смысловое
значение,
то
есть
слышать
звуки
языка
в
соответствии
с
их
фонетическими
признаками.
Хорошо
развитый
фонематический
слух
обеспечивает
правильное
формирование
звукопроизношения,
четкое
и
внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными
нормами.
Сформированность
фонематического
слуха
является
необходимым
условием
обучения
детей
умению
производить
звуковой
анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
Звуковысотный слух- способность воспринимать и различать изменения
голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.
Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух
воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.
Ритмический слух- способность слышать и правильно воспроизводить
ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.
Речевой слух – это база, на основе которой развиваются все остальные
компоненты речи. Нормальное речевое развитие невозможно, если хотя бы
один
из
компонентов
речевого
слуха
нарушен.
Особую
важность
для
успешного
овладения
звукопроизношением,
а
затем
навыками
звукового
анализа,
столь
необходимыми
при
обучении
грамоте
приобретает
фонематический слух.
Одной из наиболее частых причин перехода возрастных нарушений
произношения в более поздний возраст являются затруднения в слуховой
дифференциации звуков речи.
Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с
началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые
замены, неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит,
так и пишет (СУБА вместо ШУБА). В этих случаях широко практикуемое в
школе проговаривание в процессе письма дает прямо противоположный
результат:
неправильное проговаривание не только не помогает, но даже
мешает.
Чтобы вовремя устранить названное препятствие на пути к усвоению
правильного
произношения,
необходимо
проверить
может
ли
ребенок
различать сходные звуки речи на слух. Нормально развивающийся ребенок
уже к двум годам способен дифференцировать на слух все звуки речи.
Если в ходе проверки выяснится, что замены звуков в устной речи ребенка
связаны
с
их
«неразличением»
на
слух,
то
нужно
будет
провести
коррекционную работу в этом направлении. Для этого необходимо любыми
возможными
способами
довести
до
сознания
ребенка
РАЗНИЦУ
в
их
звучании.
Легче
сделать
это
путем
отождествления
речевых
звуков
со
звуками окружающей природы, или звуками предметов, знакомых ребенку.
Например, звук З – писк комара, Ж – жужжание пчелы.
Т.А.Ткаченко разработала целую систему специальных символов, которые
с
успехом
можно
использовать
в
работе
по
формированию
и
развитию
фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и
синтеза, коррекции нарушений слоговой структуры слова. Работа с данным
материалом дала хорошие результаты в коррекционных занятиях с детьми,
имеющими различные нарушения зрения.
Автор
предлагает
использовать
дополнительные
жестовые
символы
звуков, которые подкрепляют, обогащают слуховой и зрительный образы
каждого
согласного
звука,
создавая
дополнительную
опору
для
его
восприятия и расширяя звуковую рецепцию, что является необходимым для
детей с нарушением зрения.
Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных
ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно
усиливает фонематические представления ребенка.
В работе по развитию фонематического восприятия можно выделить 5
основных этапов:
Узнавание неречевых звуков;
Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов;
Различение
близких
по
звуковому
составу
слов
(Л.Г.Парамонова
«Картинки для слуховой дифференциации…звуков);
Дифференциация слогов;
Дифференциация фонем.
При затруднениях в работе хорошо использовать зрительные и жестовые
символы звуков
М.А.Полякова предлагает ряд упражнений для исправления речевого
слуха:
* Различение звуков в изолированном положении;
* Различение звуков в слогах;
* Различение звуков в словах (начало, середина, конец слова);
* Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков.
Проведение
своевременной, правильно организованной работы по
коррекции нарушений речевого слуха, поможет в дальнейшем ребенку со
зрительной патологией овладеть сложной операцией звукового анализа и
синтеза,
являющимися
исходными
процессами
при
обучении
чтению
и
письму.