Напоминание

"Развитие компонентов речевого слуха, как одно из важнейших условий профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением зрения".


Автор: Олендарёва Екатерина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГАОУ Гимназия № 1306
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие компонентов речевого слуха, как одно из важнейших условий профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением зрения".
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие компонентов речевого слуха, как одно из важнейших условий

профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением зрения».

Олендарёва Е.В.

учитель-логопед:
Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушением зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. По определению Р.Е.Левиной, речевые расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о ф о р м е , в ел и ч и н е , ц в е те , н едо р а з в и т и е з р и тел ь н о й п а м я т и , пространственного восприятия представлений. Кроме того, присутствуют трудности оптического и оптико-пространственного а н а л и з а , недифференцированность оптических образов букв, что в последствие приводит к дисграфии и дислексии. Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением. По данным Н.А.Хохловой, основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а так же отделить гласные от согласных.
По мнению Д.Б.Эльконина, этому способствует слоговая система артикуляции русского языка, при которой, деля слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию. При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мыслительное расчленение слова на е г о с о с т а в л я ю щ и е ( з в у к и ) , у с т а н о в л е н и е и х к о л и ч е с т в а и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мыслительное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово - значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили «реальное» слово.
Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе

анализа звуковой структуры слов.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав. Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове. В свою очередь, как отмечает Т.А.Ткаченко, звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико- артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть
звуковой анализ и синтез

должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Целым рядом специалистов было доказано, что у детей с нарушением зрения, различные речевые дефекты встречаются чаще, чем у нормально видящих детей. Поэтому профилактика дисграфии у слабовидящих дошкольников должна занимать особое место в коррекционной работе, так
как к этому имеется целый ряд предпосылок, обусловленных не только нарушениями речи, но и патологиями зрительного анализатора. Многие специалисты считают, что основной задачей логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи, становится предупреждение нарушений чтения и письма. Излишне говорить, что особую значимость такая работа приобретает, когда речь идет о дошкольниках со зрительной патологией. Существуют теории, объясняющие нарушения письменной речи следующим образом: их психопатологической основой (С.С.Мнухин), неполноценностью зрительного восприятия (Ф.Варбург, П.Раншбург), трудностями ассоциации (Е.Иллинг), моторными и сенсорными затруднениями (О.Ортон), мнестическими нарушениями (Р.А.Ткачев). Однако многочисленными исследованиями Н.А.Никашиной, А.К.Марковой, Г.И.Жаренковой, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше и др. было подтверждено рпедположение, высказанное в 40-х годах 20 века отечественными учеными Р.Е.Левиной и Р.М.Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев
причиной

дисграфии

и

дислексии

является

несовершенство

фонематического

восприятия

и,

как

следствие,-

несформированность

навыков

звукового

анализа

и

синтеза.
Правильность данных выводов была подтверждена исследованиями ряда других ученых. Важно отметить следующее: переходить к звуковому анализу и синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушением речи следует только после достижения им определенного начального уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха (включая все его компоненты), полноценному строению, слаженной работе артикуляционного аппарата, а также речевого дыхания. Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего.

Речевой слух –
это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.
Фонематический слух –
способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (рак-лак-мак). Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.


Звуковысотный слух-
способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.


Восприятие темпа речи и громкости голоса –
способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.


Ритмический слух-
способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем. Речевой слух – это база, на основе которой развиваются все остальные компоненты речи. Нормальное речевое развитие невозможно, если хотя бы один из компонентов речевого слуха нарушен. Особую важность для успешного овладения звукопроизношением, а затем навыками звукового анализа, столь необходимыми при обучении грамоте приобретает фонематический слух. Одной из наиболее частых причин перехода возрастных нарушений произношения в более поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи.
Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены, неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет (СУБА вместо ШУБА). В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма дает прямо противоположный результат: неправильное проговаривание не только не помогает, но даже мешает. Чтобы вовремя устранить названное препятствие на пути к усвоению правильного произношения, необходимо проверить может ли ребенок различать сходные звуки речи на слух. Нормально развивающийся ребенок уже к двум годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Если в ходе проверки выяснится, что замены звуков в устной речи ребенка связаны с их «неразличением» на слух, то нужно будет провести коррекционную работу в этом направлении. Для этого необходимо любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Легче сделать это путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы, или звуками предметов, знакомых ребенку. Например, звук З – писк комара, Ж – жужжание пчелы. Т.А.Ткаченко разработала целую систему специальных символов, которые с успехом можно использовать в работе по формированию и развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, коррекции нарушений слоговой структуры слова. Работа с данным материалом дала хорошие результаты в коррекционных занятиях с детьми, имеющими различные нарушения зрения. Автор предлагает использовать дополнительные жестовые символы звуков, которые подкрепляют, обогащают слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия и расширяя звуковую рецепцию, что является необходимым для детей с нарушением зрения. Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка. В работе по развитию фонематического восприятия можно выделить 5 основных этапов:
 Узнавание неречевых звуков;  Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов;  Различение близких по звуковому составу слов (Л.Г.Парамонова «Картинки для слуховой дифференциации…звуков);  Дифференциация слогов;  Дифференциация фонем. При затруднениях в работе хорошо использовать зрительные и жестовые символы звуков М.А.Полякова предлагает ряд упражнений для исправления речевого слуха:
* Различение звуков в изолированном положении;

* Различение звуков в слогах;

* Различение звуков в словах (начало, середина, конец слова);

* Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков.
Проведение своевременной, правильно организованной работы по коррекции нарушений речевого слуха, поможет в дальнейшем ребенку со зрительной патологией овладеть сложной операцией звукового анализа и синтеза, являющимися исходными процессами при обучении чтению и письму.


В раздел образования