Напоминание

"Развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в образовательной организации и семье"


Автор: Целомудрая Эльмира Маратовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГАОУ Гимназия № 1306
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в образовательной организации и семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Целомудрая Э.М., старший воспитатель
«Развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в

образовательной организации и семье»
В нашей стране, по данным разных специалистов, условно здоровыми можно назвать от 10 % до 20 % детей. Соответственно можно предположить, что большинство детей пришедших в детский сад, это дети, имеющие проблемы со здоровьем. Несмотря на многочисленные факторы, влияющие на здоровье ребенка, мы утверждаем, что частично проблемы здоровья детей можно решать в стенах детского сада. Но не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения психолого-педагогических и оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать ребенку, посещающему детский сад, здоровье. По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного (физического, психологического, социального) благополучия. Мы поддерживаем В.Т. Кудрявцева, который утверждает, что оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. К сожалению, сложившаяся в России система дошкольных учреждений не обеспечивает решения соответствующих оздоровительных и других задач. В детских садах оздоровительная и профилактическая работа проводится в основном медиками, а образовательная и воспитательная работа – педагогами. Нередко эти линии работы осуществляются параллельно и содержательно никак не связаны друг с другом. Общий выход из ситуации видится следующим. Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми дошкольного возраста изначально будут заданы в органичном единстве.
Первое направление работы – физкультурная работа.
Учитывая изменения в состоянии здоровья у современных дошкольников и понимая, что подавляющее большинство детей приходят в детский сад с проблемами здоровья, мы обратились к работам М.Н.Алиева. Автор выдвинул основные условия построения физкультурной работы с ослабленными дошкольниками: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его физических и психологических особенностей; постепенное повышение физических нагрузок и нарастание трудностей в выполняемых учебных заданиях. По мнению М.Н.Алиева, эффективность физкультурной работы может быть достигнута при реализации следующих условий: оптимизация режима двигательной активности с комплексным использованием различных средств, форм и методов физического воспитания в сочетании с
закаливающими процедурами; гигиеническое нормирование физических нагрузок для детей с ослабленным здоровьем; использование доступных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений в развитии моторики; применение посильных учебных заданий, адекватных методов обучения и воспитания; предъявление доступных требований к ребенку в процессе учебной и игровой деятельности; разработка дифференцированной программы по физической культуре и методики коррекционно-педагогической работы. Методика проведения занятий по физической культуре с ослабленными дошкольниками значительно отличается от методики проведения занятий со здоровыми детьми. В процессе физкультурных занятий дети с ослабленным здоровьем быстро устают, легко утомляются. Учитывая затруднения, которые испытывают ослабленные дошкольники в усвоении учебного материала, а также неустойчивость и рассеянность их внимания в процессе обучения их физическим упражнениям весь педагогический процесс должен предусматривать максимальное использование наглядных средств обучения, систематическое применение элементов дидактических игр, более частое повторение и подробное объяснение учебного материала. Для дошкольников с ослабленным здоровьем учебный материал в процессе занятий следует разучивать и повторять на большем числе занятий, чем для здоровых детей (М.Н.Алиев, А.М.Шаниязов, В.И.Морозова). Особого подхода требуют дети с заболеваниями органов дыхания и кровообращения, а также дошкольники с функциональными отклонениями со стороны нервной системы, т. е. в психоневрологическом статусе. Учитывая их слабую физическую подготовленность и сниженные функциональные возможности, при организации двигательного режима для них необходимо определить оптимальные пределы физических нагрузок, позволяющие без ущерба здоровью улучшить их физическую подготовленность и повысить функциональные возможности этих детей (М.Н.Алиев, И.Н.Иваницкая, О.В.Зиброва и др.). Наблюдения показывают, что ослабленные дошкольники во время учебных занятий стеснительны, малоактивны, нерешительны, медлительны. И м п р и су щ и н еу с то й ч и во с т ь в н и ма н и я , н и зка я ф и з и ч е с к а я работоспособность. Имеются случаи, когда ослабленные дошкольники отказываются выполнять задания из-за отсутствия двигательного умения и навыка. Поэтому на занятиях ослабленным дошкольникам необходимо помочь выполнять упражнения, требующие проявления решительности, смелости и координации движений. Для ослабленных детей следует давать облегченные задания, помогая выполнять более трудные упражнения, сокращая их объем, интенсивность, а также более часто используя паузы отдыха между повторениями заданий. В работе с такими детьми необходимо использовать методы поощрения, отмечая их даже самые незначительные успехи и удачи (Е.А.Аркин, М.Н.Алиев и др.).
В процессе занятий по физической культуре особое внимание следует уделять дозировке физической нагрузки. Используя дозированные по объему и интенсивности физические упражнения (бег, ходьба, метания, лазания, эстафеты и подвижные игры), надо соблюдать большую осторожность, строго обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход, систематически осуществляя врачебно-педагогический контроль над влиянием этих упражнений на их организм. Такая методика проведения занятий по физической культуре целесообразна и эффективна в плане предупреждения утомления и перегрузки организма ослабленных детей (М.Н.Алиев, А.М.Шаниязов, В.И.Морозова). Особенно большое значение приобретает организация двигательной активности с использованием специально подобранных упражнений при различных заболеваниях и при нарушениях нормального хода развития у детей дошкольного возраста. Физические упражнения при этом могут способствовать быстрейшей ликвидации не только вызванного заболеванием отставания в морфологическом и функциональном развитии ребенка, но и патологических изменений в тех или иных органах (В.Л.Страковская и др.).
Второе направление – оздоровительная работа.
Оздоровлению и воспитанию детей дошкольного возраста были посвящены работы Е.А. Аркина. Они послужили основой понятия «оздоровительно-воспитательная работа в детском саду» введенного Ю.Ф. Змановским. Ю.Ф. Змановский с формулирова л о сновные п р и н ц и п ы оздоровительно-воспитательной работы: Принципы организации двигательной активности детей. Преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость 1,0-1,2 м/сек), упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выно сливо сти - наиболее ц е н н о го оздоровительного качества. Принципы реализации системы эффективного закаливания. Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия (контрастные воздушные ванны и контрастный душ). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. Важными условиями являются: выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей, создание условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для каждого ребенка. Рекомендуется применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных эффективных проявлений у детей. Принципы обеспечения полноценного питания детей в дошкольных учреждениях. Эти принципы исходят из новой концепции адекватного
питания, согласно которой питание должно соответствовать характеру обмена веществ в организме и особенностям переработки пищи в желудочно- кишечном тракте, подбор продуктов должен соответствовать естественной технологии ассимиляции (усвоения) пищи. Принципы создания условий для реализации оздоровительных режимов ДОУ. Организация режима для детей должна проводиться в соответствии с сезонными особенностями. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть 4 сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому.
Третье направление – воспитательная работа.
Реализация задач физического развития и оздоровления детей через различные направления деятельности детского сада (экологическое, эстетическое, трудовое и т.д.) Одной из основных воспитательных задач, реализуемых в рамках нашей проблемы, будет являться – воспитание интереса к физическим упражнениям. По всей видимости, это самый ключевой вопрос физического развития человека. В настоящее время педагогический процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при котором в большей мере предпочтение отдается методике воспитания и обучения. При этом не учитываются в должной мере потребности и желания ребенка, и мотивом выполнения физических упражнений в дошкольном возрасте обычно являются либо поставленное взрослым задание, либо стремление достичь личного результата в движении, связанном с преодолением определенных трудностей, и желание показать свои достижения товарищам. В младшем дошкольном возрасте побуждающей причиной, как правило, является развертывание взрослым игровой ситуации в таком плане, чтобы одновременно у ребенка возникло желание все лучше, точнее и ритмичнее выполнять движения на основе предметных и наглядно-образных заданий, конкретных двигательных задач. Однако тот факт, что сегодня мы наблюдаем у детей отсутствие интереса к занятиям физическими упражнениями свидетельствует о том, что проблема формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольника не разработана должным образом. Отечественная система физического воспитания рождалась и укреплялась в условиях авторитаризма. Попытка придать физическому воспитанию государственный характер принадлежит Петру 1. Причем за образец им была взята спартанская система физического воспитания, которая имела строго дисциплинарный характер, военную направленность. Современная система физического воспитания рождалась и укреплялась также в условиях авторитаризма. Её основу составляет нормативный подход (комплексы, показатели, нормативы), который служил и продолжает служить основным критерием результативности физического воспитания.
При этом из поля зрения педагогов выпала главная идея физического образования – формирование гармонически развитой личности средствами физического воспитания, включающая в себя наличие потребности в освоении физкультурных ценностей, физического потенциала развития каждого отдельного человека. В результате в настоящее время большинство занимающихся уклоняются от самостоятельных занятий. Вследствие чего замедляется их физическое развитие и ухудшается здоровье. Современный потребностно-мотивационный подход рассматривает физическое воспитание по-новому, а именно, как процесс формирования таких потребностей, которые наиболее благоприятны для нравственного совершенствования здоровья, физического развития и совершенствования. Подводя итог, можно отметить что, целью физкультурной, оздоровительной и воспитательной работы является формирование у детей потребности быть здоровым, используя все средства физического воспитания и оздоровления - физические упражнения, психогигиенические факторы, включающие общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды и обуви, физкультурного оборудования, эколого-природные факторы. Цель конкретизируется в задачах о зд о р о в и т е л ь н о го , образовательного и воспитательного направления. К задачам оздоровительного направления относятся охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения. К задачам образовательного направления относятся формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. К задачам воспитательного направления относятся формирование интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.
И еще одно направление работы
– это разработка и реализация единой Программы развития и оздоровления ребенка в семье и ДОУ. В течение долгого времени система образования существовала изолированно от семьи, забывая о том, что особенно для детей дошкольного возраста авторитет и мнение родителей являются определяющими в понимании мира, в принятии решения и т.д. (Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко). Включение родителей в процесс воспитания, образования и оздоровления ребенка позволяют эффективнее построить единое образовательное пространство, о котором так много пишут в последнее время. Соединить усилия педагогов, психологов, медиков и родителей – вот главная задача работы современного образовательного учреждения.


В раздел образования