Работа с семьей в решении проблем физического воспитания детей дошкольного возраста.
Автор: Егоров Баатр Борисович Должность: доцент кафедры начального и дошкольного образования Учебное заведение: ФГАОУ АПК и ППРО Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Работа с семьей в решении проблем физического воспитания детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Баатр Борисович Егоров, к.пед.н.,
доцент кафедры начального и дошкольного образования
ФГАОУ АПК и ППРО
Работа с семьей в решении проблем физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Подготовка
воспитателей к
взаимодействию
с
семьей
в
решении
проблем
физического
воспитания
детей
является
одним
из
важнейших
направлений совершенствования профессиональной подготовки.
В
течение
долгого
времени
система
образования
существовала
изолированно от семьи, забывая о том, что особенно для детей дошкольного
возраста
авторитет
и
мнение
родителей
являются
определяющими
в
понимании мира, в принятии решения и т.д.
Включение
родителей
в
процесс
воспитания,
образования
и
оздоровления
ребенка
позволяют
эффективнее
построить
единое
образовательное
пространство,
о
котором
так
много
пишут
в
последнее
время.
Соединить
усилия
педагогов,
психологов,
медиков
и
родителей
для
разработки
и
реализации единой
Программы
развития
и
оздоровления
ребенка в семье и школе. Решить эту главную задачу работы современного
образовательного учреждения, возможно только при условии специальной
подготовки и педагогов и родителей.
Физическое
воспитание
является
важнейшей
частью
системы
воспитания человека. В свою очередь физическое воспитание как систему
мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его
функций, можно считать приоритетной для всей воспитательной работы с
детьми.
В
первые
семь
лет
жизни
у
детей
формируются
важнейшие
двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие
предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это
время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с
наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно
влияющих на работу органов и систем.
Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально
осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но
в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в
самостоятельной
деятельности,
поэтому
привычка
действовать
определенным
образом
успешно
складывается
только
при
тесном
взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и
семьи.
Итак, важную роль в физическом воспитании дошкольников играют два
социальных института – семья и дошкольные учреждения.
1
Если исходить из общепринятого мнения, что воспитание и внешние
обстоятельства влияют на развитие ребенка, то общественное дошкольное
воспитание, имея определенные преимущества перед семейным, не может в
полной мере обеспечить ребенку благоприятные условия для достижения
психофизического
благополучия.
Наблюдается
недостаточное
приобщение
родителей к повышению уровня двигательной подготовленности ребенка.
Кроме того, не все дети охвачены общественной системой воспитания.
Общеизвестно, что семья во многом определяет как положительные,
так и отрицательные стороны развития ребенка, в том числе и физического.
Влияние
семьи,
семейного
общения,
которые
объективно
являются
важнейшими факторами развития личности ребенка, в каждом конкретном
случае
опосредуется
объективными
(уровень
материального
состояния
семьи,
ее
структура,
образование
родителей
и
т.д.)
и субъективными
(характер
внутрисемейных
отношений,
нравственный
урове нь
воспитательного влияния родителей, уровень их педагогической культуры и
т.д.) условиями, экспериментально доказанными многими исследователями в
отечественной и зарубежной литературе.
1.
Особое место в практике физического воспитания детского сада должно
отводиться
работе
с
родителями.
При
этом
педагог
строит
свое
взаимодействие с семьей на основе психолого-педагогической диагностики
ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного
подхода в работе. Деятельность в рамках данного подхода предусматривает:
передачу
социального
опыта,
как
взрослым,
так
и
детям;
создание
воспитывающей
среды
в
семье
через
формирование
у
родителей
«педагогической компетентности», «педагогической рефлексии» и коррекции
их
«педагогической
позиции».
В
содержательной
стороне
физического
воспитания
в
семье
представляется
возможным
выделить
следующие
элементы:
-
формы
организации
условий
жизни
(режим
дня,
рацион
питания,
комплекс культурно-гигиенических навыков);
-
физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные
упражнения, туризм);
-
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
(закаливающие
процедуры, утренняя гимнастика);
-
способы и приемы формирования мотивации на здоровый образ жизни
(беседы, чтение различных форм литературных произведений, личный
пример родителей и других членов семьи).
Современные педагогические исследования ориентируют нас на выбор
оптимальных
форм
физического
воспитания
в
семье.
Деятельность
воспитательно-образовательного
учреждения
может
создать
в
семье
качественно
новое
«пространство»,
несущее
в
себе
значительный
образовательный
и
культурно-воспитательный
потенциал,
повышающий
эффективность физического воспитания ребенка дошкольного возраста.
2
В ходе начального этапа нашей практической работы были определены
формы физического воспитания, используемые в семьях. Было опрошено 85
родителей, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
1.
Активно
используют
средства
физического
воспитания
64%
опрошенных родителей; у 16,5% опрошенных отмечается стремление
заниматься
физкультурой
с
детьми,
но
данная
деятельность
не
осуществляется
в
силу
различных
указываемых
причин;
10,3%
родителей
считают
проблему
заболеваемости
детей,
повышения
сопротивляемости их организма заботой врачей и сотрудников детского
сада.
2.
В качестве одной из самых распространенных трудностей в физическом
воспитании
в
семье
является
сниженный
интерес
детей
к
занятиям
физкультурой и спортом.
На втором этапе исследовательской работы нами было проведено
анкетирование
родителей
с
целью
изучения
содержания
физического
воспитания детей в семье.
Статистический анализ анкет показывает, что значительное количество
родителей
заинтересованы
в
повышении
сопротивляемости
организма
к
внешним
воздействиям
у
своих
детей
(85%).
Однако
15%
родителей
не
предпринимают
попыток
укрепления
организма
детей,
считая
это
прерогативой педагогов ДОУ и врачей. В большинстве исследуемых семей
«панацеей» считается использование витаминных комплексов, увеличение в
рационе питания овощей и фруктов. Часть респондентов (6%) указывают на
организацию прогулок и использование фитотерапии. 8% родителей склонны
повышать резистентность организма своих детей с помощью лекарственных
препаратов, и лишь 25% опрошенных укрепляют здоровье детей с помощью
закаливающих
процедур.
При
этом
большинство
детей,
по
мнению
родителей, не являются часто болеющими (68%), но достаточное количество
детей (32%) болеют более 4 раз в год, что позволяет отнести их к категории
часто болеющих.
Данные проведенного исследования показывают, что в большинстве
семей активно используются те или иные формы физических упражнений:
подвижные игры –25%, туристические походы – 5%, лыжные прогулки – 9%,
спортивные игры – 11%, катание на коньках – 14%. При этом, только в 3% из
опрошенных семей организуется утренняя гимнастика. 20% респондентов
указывают на отсутствие физических упражнений в жизни семьи.
Изучение причин возникновения желания детей заниматься
физическими упражнениями обращает внимание на следующий факт: при
ответе
на
вопрос
«Используете
ли
Вы
в
семейном
досуге
физические
упражнения?»
20% родителей указали на отсутствие.
При этом 94%
респондентов предполагают, что их дети любят заниматься физкультурой.
Следовательно,
можно
говорить
о
суще ствующей
т е н д е н ц и и
недооценивания
родителями
своей
роли
в
удовлетворении
данной
потребности у детей. Этот вывод подтверждается также тем, что только 17%
респондентов
признают,
что
основной
причиной
стремления
ребенка
к
3
занятиям физкультурой и спортом является личный пример родителей. 54%
опрошенных предполагают, что ребенок любит занятия физкультурой только
от
«избытка
жизненной
силы»
и
потребности
в
активной
двигательной
деятельности. Значительное количество респондентов (23%) указывают, что
основной
причиной
заинтересованности
детей
является
деятельность
педагогов детского сада. И лишь 6% родителей указывают на сниженный
интерес у детей к занятиям физкультурой. При этом 2% опрошенных считает,
что причина – отсутствие личного примера родителей, а 4% - полагают, что у
их детей не сформирована мотивация на укрепление здоровья средствами
физкультуры
и
спорта.
На
неправильную
организацию
работы
по
физическому воспитанию в ДОУ не указывает ни один из опрошенных.
Однако, только 6% родителей пользуются рекомендациями педагогов, а 55% -
руководствуются своим жизненным опытом.
При сравнении количества
обращений
к
печатным
изданиям
с
целью
получения
информации
о
физическом воспитании дошкольников, превалируют знания, полученные из
газет
и
журналов
(20%),
меньшее
количество
родителей
обращаются
к
специальной педагогической литературе.
Необходимо также отметить низкую информированность родителей о
проводящейся работе по физическому воспитанию в детском саду:
28%
опрошенных
указали
на
проведение
утренней
гимнастики,
что
зачастую
объясняется совпадением времени ее проведения и присутствием родителей
в данный момент в детском саду; 19% - на организацию физкультурных
занятий. Информация о проведении физкультурных досугов и праздников
(8%),
о
закаливающих
и
других
процедурах
(5%)
чаще
всего
остается
недоступной для родителей.
Таким образом, при наличии понимания значимости мотивации на
активное
использование
физических
упражнений
у
своих
детей
(93%
опрошенных проводят беседы с детьми о способах укрепления здоровья),
значительная часть родителей
не только не реализуют осознанную ими
необходимость
в
подобном
виде
деятельности,
но
и
полностью
перекладывают заботу о здоровье детей на плечи педагогов и врачей.
2.
Итак, для успешного решения проблемы физического воспитания детей
дошкольного
возраста
необходимо
особое
внимание
уделить
работе
с
родителями. Данная работа осуществляется по нескольким направлениям.
Санитарно-просветительская работа проводится совместно педагогами и
медицинскими работниками в соответствии с годовым планом и включает
широкое
использование
плакатов,
выпуск
санитарных
бюллетеней
и
стенгазет,
организацию
выставок,
раздачу
памяток,
санитарно-
просветительной литературы для детей, родителей, персонала дошкольного
учреждения, проведение тематических лекций.
Особое внимание в этой работе уделяется просвещению родителей по
вопросам
физического
воспитания
и
привития
гигиенических
навыков
в
семье. Тематика бесед отражает вопросы физического воспитания детей в
дошкольном учреждении и его преемственности в семье, создания условий в
4
семье
для
достаточной
двигательной
активности
детей
–
обязательность
наличия в доме спортивного уголка и физкультурных пособий, использования
профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и
спортивных игр.
Теоретические знания родителей подкрепляются показом в дошкольном
учреждении
физкультурных
занятий,
спортивных
праздников
и
т.д.
для
обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания.
Родителей
регулярно
информируют
о
самочувствии,
развитии
движений
ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания.
Работа
с
родителями
расширяет
их
педагогическую
компетентность,
повышает
заинтересованность
семьи
в
результатах
психофизического
развития своего ребенка.
В
детском
саду
разрабатывается
программа,
которая
предполагает
создание
единого
воспитательно-образовательного
пространства
в
рамках
дошкольного
учреждения
и
семьи
в
области
физической
культуры.
Достижение этой цели возможно только при наличии понимания у педагогов
и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической
культуры на здоровье подрастающего поколения с детства через создание
комплекса
системных
мер
помогающие
сформировать
представления
о
здоровом образе жизни у ребенка в семье и образовательном учреждении, что
и послужило исходным принципом построения программы. При этом, не
смотря на физкультурно-спортивную направленность, реализация программы
способствует решению значительных общесоциальных задач: укреплению
внутрисемейных
связей,
формированию
соответствующего
менталитета
у
подрастающего поколения.
В
ходе
исследования
мы
пришли
к
пониманию,
что
традиции
физического воспитания в семье выполняют ряд функций (регулятивную,
ценностно-ориентирующую,
отражательную,
информационную,
прогнозирующую),
реализация
которых
способствует
решению
фундаментальных
задач
в
развитии
ребенка:
оздоровительных,
образовательных, воспитательных.
Нормативный
элемент
традиций
физического
воспитания
в
семье
способен выступать в качестве механизма формирования у детей осознанной
потребности в ежедневных физических упражнениях.
Процесс
создания
программы
предопределяет
разработку
и
апробацию
комплекса
системных
мероприятий,
реализуемых
в
трех
основных направлениях:
1) приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области
поддержания здоровья;
2)
работа
с
родителями
по
оптимизации
семейных
традиций
физического воспитания;
3) подготовка педагогов ДОУ к сотрудничеству с семьей в области
физического воспитания.
Перед началом работы педагоги детского сада проводят анкетирование
родителей. Полученные данные помогли выявить наиболее актуальные для
5
родителей проблемы оздоровления (уровень знаний, режим дня ребенка дома
и
т.д.),
которые
помогли
выстроить
программу
оптимизации
семейных
традиций физического воспитания.
Для
программы
оптимизации
семейных
традиций
физического
воспитания,
апробации
механизма
ее
внедрения
нами
было
выделено
несколько
базовых
элементов:
составление
семейных
фотоальбомов,
отражающих
спортивную
историю
семьи;
разработка
семейного
кодекса
здоровья
и
изготовления
эмблемы
здоровья;
привлечение
родителей
к
реализации программы Семейного Олимпийского клуба.
1. Составление семейного фотоальбома.
Обоснование: фотолетопись, отражающая спортивные привязанности и
достижения различных поколений семьи, создает возможность для решения
ряда задач: формирует у ребенка интерес к занятиям физической культурой,
стремление к самосовершенствованию; увеличивает глубину родовой памяти;
содействует укреплению межпоколенных связей.
К
старшему
дошкольному
возрасту,
ребенок
начинает
проявлять
интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к
своим достижениям. Дошкольник начинает сравнивать свои результаты с
результатами братьев, сестер, стремиться к увеличению своих показателей.
Если
такое
желание
стимулируется
взрослыми,
то
оно
превращается
в
потребность ежедневно заниматься физкультурой, у ребенка формируются
самостоятельность, настойчивость, инициативность.
К сожалению, не в каждом семейном архиве можно найти подобные
фотографии. Чаще всего запечатлеваются семейные торжества, поездки на
отдых в период отпуска. В подобном случае можно использовать обычные
фотографии
членов
семьи,
сопровождаемые
описанием
их
спортивных
достижений. Дети могут принимать непосредственное участие в оформлении
фотоальбома,
помещая
туда
свои
зарисовки,
рисунки,
пояснения
под
собственными фотографиями (указывать показатели прыжков, метания, бега
и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т.д.).
Фотоальбом,
который
ведется
долгие
годы,
превращается
в
своеобразную
летопись
семьи,
архив,
передаваемый
из
поколение
в
поколение. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, вырастает на добрых
традициях, которые он будет передавать и своим детям. Это является залогом
семейного здоровья и благополучия.
Кроме фотоальбома ребенок вместе с педагогом и родителями может
составить
спортивное
генеалогическое
древо
своей
семьи.
Прежде,
чем
перейти
к
непосредственному
составлению
древа,
с
детьми
проводились
беседы, формирующие у них представления о структуре своей семьи.
2. Разработка семейного кодекса здоровья и изготовление эмблемы
здоровья.
Обоснование:роль свода правил в детской жизни чрезвычайно велика.
Залогом успешного воспитания во многом выступает система требований,
предъявляемых
взрослыми
членами
семьи
подрастающему
поколению.
К
старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется понимание таких
6
категорий,
как
“справедливость”,
“честность”;
вызывает
законное
недоумение неподчинение предъявляемых ему требований самих взрослых.
Поэтому
разработка
семейного
кодекса
определяет
ребенка
как
равноправного партнера в деле сохранения и укрепления здоровья семьи,
ожидающего
подчинения
“законам”
всех
без
исключения
родственников,
независимо
от
возрастного
статуса.
Для
родителей
эта
форма
работы
выступает
как
фактор,
позволяющий
упорядочить,
систематизировать
процесс физического воспитания в семье.
Совместная
деятельность
по
созданию
кодекса
помогает
также
осознать ребенку собственную роль в укреплении здоровья: “Все зависит от
меня, не буду подчиняться “законам” — поставлю под угрозу свое здоровье”.
Изготовление эмблемы здоровья семьи выполняет знаковую функцию:
выявляются элементы-символы, определяющие не только ее физкультурно-
спортивную
индивидуальность,
но
и
позволяющие
понять
ребенку
“дух
семьи”, ее устремления.
Содержание
семейного
кодекса
здоровья
и
эмблемы
здоровья
определяется
в
зависимости
от
условий,
возраста
детей
и
семейных
традиций.
3.
Привлечение
родителей
к
реализации
программы
Семейного
Олимпийского клуба на базе ДОУ.
Обоснование:
приобщение
детей
к
духовным
и
материальным
ценностям
физической
культуры,
воспитание
в
духе
истинной
дружбы,
формирование
осознанного
ощущения
сплоченности
семьи,
как
единой
“команды”, привитие потребности в здоровой состязательности — вот ряд
задач, которые возможно решить при реализации данной программы.
“Участие” — ключевое слово, определяющие стремление членов семьи
к
активному,
насыщенному,
интересному
образу
жизни.
Роль
педагога
сводится
к
просвещению
и
подготовке
членов
семей
к
самостоятельной
разработке планов мероприятий, распределении обязанностей, определении
порядка
действий
каждого
члена
клуба.
Главная
цель
—
не
только
демонстрация
умений,
навыков,
знаний
родителей
и
детей,
но
и
обмен
опытом семейного воспитания, радость от общения, возможность испытать
чувство гордости за своего спортсмена.
Для более точной оценки результатов апробации нашей программы
оптимизации традиций физического воспитания в семье был использован
«метод написания творческих сочинений» родителями. Тема сочинения –
«Традиции
здоровья
в
нашей
семье»,
в
соответствии
с
ней
родители
рассказывали
о
спортивной
жизни
своей
семьи,
каковой
она
была
в
их
детстве, что изменилось сейчас. Общий анализ работ показал, что родители
не
только
возвращались
к
тем
видам
физических
упражнений,
которые
использовались при их воспитании, но и стремились к обогащению своего
двигательного опыта. Отмечая, что самыми яркими впечатлениями их детства
были совместные с родителями спортивные игры, походы, лыжные прогулки,
авторы
сочинений
с
сожалением
указывали
на
их
отсутствие
в
жизни
собственного ребенка. Во всех сочинениях отмечалось, что при совместной
7
деятельности в семье возникала особая теплая атмосфера.
3.
Исследование
подтвердило
важность
готовности
воспитателя
дошкольного образовательного учреждения к взаимодействию с семьей. В
рамках
реализации
специальной
программы
оптимизации
традиций
физического воспитания возможно содействие укреплению внутрисемейных
связей,
формирование
соответствующего
менталитета
у
подрастающего
поколения, обогащение двигательного опыта детей при условии, что:
-
существует
понимание
у
педагогов
и
родителей
необходимости
опережающего
воздействия
средств
физической
культуры
на
здоровье
подрастающего поколения с детства;
- создано единое воспитательно-образовательное пространство в рамках
дошкольного учреждения и семьи в области физической культуры;
- разработан и внедрен комплекс системных мероприятий, реализуемых
в
трех
основных
направлениях:
через
приобщение
детей
к
социальному
опыту своей семьи в области поддержания здоровья; посредством работы с
родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитания;
организацию подготовки педагогов ДОУ к сотрудничеству с семьей в области
физического воспитания.
Литература
Егоров
Б.Б.,
Гарипова
И.О.
Основные
направления
программы
оптимизации
традиций
физического
воспитания
в
семье.
Материалы
итогового семинара Московской ГЭП / Под ред. Б.Б. Егорова – М.: ИДОСВ
РАО, 2004. – С. 83 - 86
Егоров
Б.Б.,
Ларина
Н.Г.,
Пересадина
Ю.Е.,
Каземирова
Н.В.
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания
дошкольников
//
Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного
учреждения. - 2008 - № 1 – С.64-69
Егоров Б.Б., Гарипова И.О., Ларина Н.Г., Казимирова Н.В., Пересадина
Ю.Е.
Детский
сад
и
семья
(новые
формы
работы
с
родителями):
Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б. Егорова. – М.: НП
«ДРОЗД», 2009. – 118 с.
Егоров Б.Б., Сагайдачная Е.А., Пересадина Ю.Е., Каземирова Н.В. Моя
спортивная родословная // Обруч. - 2011 - № 5 – С.31
8