Напоминание

Подарки природы (по рассказу К.Г.Паустовского "Подарок")


Автор: Суворина Анна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 82 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Подарки природы (по рассказу К.Г.Паустовского "Подарок")
Раздел: среднее образование





Назад





Подарки природы (урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу

К.Г.Паустовского «Подарок»).
Учитель русского языка и литературы МОУ лицея №82 Суворина А.В.
Цели урока:
1. Работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”. 2. Развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героев произведения. 3. Воспитание нравственности, чувства бережного и внимательного отношения к природе, привитие интереса к процессу осмысленного чтения.
Ход урока:

1.

Работа над названием.
–Поднимите руки те, кто любит получать подарки. - Сегодня мы с вами будем читать рассказ, который называется «Подарок».
-
Объясните значение этого слова. 1. Вещь, которую дарят, подарили
.
2. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). - Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе с таким названием? - Рассказ «Подарок» написан русским писателем Паустовским. Уточните ваши предположения о сюжете рассказа.
2. Чтение до слов «Однажды Ваня принёс…» (Аудиозапись рассказа)
- В какое время года происходят события в рассказе? - О чем сожалеет герой- рассказчик? Подтвердите текстом. - С кем сравнивает рассказчик осень? Для чего использовано это сравнение? (Промелькнувшая за окном золотая птица. Осень - красивое и яркое время года, но оно быстро проходит, и наступает зима.) - Что мы узнаем о мальчике Ване Малявине, герое этого рассказа? (Добрый, внимательный, любознательный) - Что вы знаете о журнале «Вокруг света»? (Учитель показывает электронную версию журнала). - Первый номер журнала, датированный 1861 годом, поступил в продажу ещё в декабре 1860 года. Он имел подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений». - Что нового мы можем сказать о характере мальчика и рассказчика, зная, что они читали или читают этот журнал?
( Это журнал о путешествиях, тайнах мира, значит, наши герои – любознательные, мечтательные, любят путешествовать и открывать что-то новое в мире). - Выскажите свои предположения, что именно принес Ваня рассказчику?
3. Чтение до слов «Мы не замечали у нее никаких признаков увядания»).
- Для чего Ваня принес березку? - Как и почему Рувим называет Ваню? (Чудак) (Фраерман Рувим Исаевич - русский советский писатель. Участник Гражданской войны на Дальнем Востоке и Великой Отечественной войны . Событиям Гражданской войны, жизни малых народов Дальнего Востока посвящены повести, преимущественно для детей: «Огнёвка», «Буран», «Васька- гиляк» , «Вторая весна» , роман «Золотой василёк» . По повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» создан одноименный фильм)
-
Какие средства выразительности использует автор, описывая березку? (Эпитет- тоненькие листья, олицетворения – листья оставались живыми, она повеселела, молодела). Как вы думаете, что чувствует в это время березка? Расскажите от первого лица.
-
А что в это время происходит в саду? («Горели темным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у нестарого человека».) Учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие цветопись данного отрывка: пурпур, бересклет, желтеющие березы.
-
Какие чувства вызывает у вас увядающий осенний сад в описании Паустовского? ( Мы сожалеем об уходящем лете, но осень – красивое время года, и мы вместе с автором любуемся этой красотой) - Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? Чего бы вам хотелось? ( Чтобы березка простояла всю зиму)
4. Чтение до слов «Последняя память о лете исчезла»
- Эта часть начинается с описания первого заморозка – предвестника наступающих холодов, морозной зимы. Какие средства выразительности использованы автором для описания этого явления? Снова олицетворения. Почему так часто автор использует этот прием? ( Природа живая) - Описание приближающейся зимы должно было, наверное, усилить ощущение грусти от расставания с летом? Можно ли назвать этот отрывок мрачным, печальным? Почему? (Автор снова отмечает красоту природы в любое время года и суток, а природа даже рада зиме!) - Сейчас я прочитаю вам отрывок из другого рассказа Паустовского «Прощание с летом». Скажите, каково отношение автора к зиме по этому отрывку
?
(«Я открыл глаза… до слов «Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту».) - Вернемся к нашему рассказу. Почему пожелтела березка?

5. Чтение до конца
-Как объясняют, почему пожелтела березка, лесник и дед Митрий? - Как вы думаете, на чьей стороне автор, чья позиция ему ближе? ( Слова автора «Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг») Почему же такое ненаучное объяснение необразованного деда Митрия разделяет и автор? ( Природа живая, к ней нужно относиться бережно и внимательно как к живому существу, а не как к вещи, которую можно использовать) - Перечитайте 2 последних абзаца. Как вы думаете, зачем автор еще раз упоминает журнал «Вокруг света»? Какая связь между листьями березы и журналом? ( Листья березы - это еще одна история о путешествии в мир природы, еще одно открытие мира для человека) - Сопоставьте первое и последнее предложение рассказа. Какое впечатление вызвал у вас финал рассказа? Вернитесь к названию, что именно считает Паустовский подарком?
-
«И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла». Как вы понимаете эти слова Паустовского? ( В природе все устроено не так, как нам хотелось. Мы не можем изменить существующий ход вещей, но мы должны относиться к каждому мгновению, изменению в природе как к бесценному подарку)
6. Слушание песни «У природы нет плохой погоды» (слова Эльдара Рязанова,

музыка Андрея Петрова, исполняет Алиса Фрейндлих) и просмотр

презентации «Времена года».

-
Что объединяет песню и рассказ Паустовского?
7. Составление синквейна (на листочках в форме снежинки, цветка, зеленого

или желтого листка)
-Запишите синквейн о любимом времени года. Сегодня мы говорили о подарках природы, но и люди, делая друг другу подарок, таким образом проявляют внимание и оставляют память (Э.Григ «Корзина с еловыми шишками», «Теплый хлеб» Филька). Если хотите, можете подарить свой синквейн с пожеланиями любому человеку в классе на память о себе, об этом времени года, об уроке. Не забудьте на другой стороне написать обращение: Дорогой друг! Дорогой учитель! И подписаться под вашим пожеланием!
8. Чтение синквейнов, вручение подарков.
Природа Живая, безграничная Растёт, замирает, возрождается Каждое творение природы чудесно Шедевр
- Мой подарок для вас – веточка с зелеными листочками, предвещающая весну, будет стоять у нас в классе. (Урок проводился в начале марта.)
9. Домашнее задание (по выбору).

Творческая работа о весне (рассказ, сказка, стихотворение):

А) Чем пахнет весна?

Б) Разговор ландыша и берёзки

В) История, рассказанная … (бабочкой, ветром, камнем, рекой и т.д.)


В раздел образования