"Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Автор: Мартюк Елена Николаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ РО "НИТТ" Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Раздел: среднее профессиональное
Тема раздела : «Творчество Л.Н.Толстого».
Тема урока : Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
Цели:
Общеобразовательная
сформировать представление студентов о личности Кутузова и Напо-
леона как исторических деятелей;
показать отношение Л.Н.Толстого к данным героям в романе;
раскрыть мысль писателя о роли личности в истории.
Развивающая:
Продолжить развивать коммуникативные компетенции студентов;
Навыки грамотного, вдумчивого чтения;
Устную и письменную речь, память, внимание, вербально-логическое
мышление,
аналитико-синтетическую
деятельность,
умение
сравни-
вать, обобщать, анализировать.
Воспитывающая:
Продолжить воспитывать нравственные качества – патриотизм, состра-
дание и милосердие;
Прививать интерес к истории страны, литературе и культуре русского
народа
Тип урока : урок изучения нового материала.
Вид урока : анализ героя художественного произведения, урок-практикум.
Методы обучения : объяснение, демонстрация, исследовательский метод, ме-
тод художественного чтения, метод самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер с мультимедийной системой, презентация к уроку,
рабочая тетрадь, эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир», фрагменты филь-
ма С.Бондарчука «Война и мир», фрагменты документальных фильмов о Ку-
тузове и Наполеоне.
Ход урока:
1.
Организационный момент ( 30 сек ) слайд 1
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами окунемся в историю на-
шего государства, показанную патриархом русской литературы Львом Нико-
лаевичем Толстым в романе-эпопее «Война и мир», чтобы в очередной раз
убедиться в силе русского патриотизма, почувствовать мощь и величие рус-
ского народа. Внимание на экран.
(демонстрация видео) ( 1 мин )
2.
Постановка целей (30 сек ) слайд 2
- Итак, о ком же пойдет речь?
- Не просто о Кутузове и Наполеоне, а об их роли в истории России и мира в
целом, а также, самое главное, об отношении к ним самого автора романа. Ре-
бята, на ваших партах лежат рабочие тетради и эпизоды из романа-эпопеи
«Война и мир», относящиеся к нашей теме. С ними будем работать весь урок.
3.
Словарная работа (3 мин)
- Кому, по-вашему, Толстой отдает предпочтение?
- Кутузов – положительный герой?
- А Наполеон?
- «+» и «-», «добрый» и «злой», такие слова в русском языке называют? (анто-
нимы). А в литературе их называют «антитеза» - это противопоставление ге-
роев, понятий, событий. Кроме того, Наполеона называют антиподом Кутузо-
ва. Кто такой антипод? Запишите определения этих понятий в рабочую тет-
радь.
Слайд 3
4.
Опережающее задание (устное выступление студентов). (4 мин)
- А сейчас мы обратимся с вами к историческим фактам и послушаем сооб-
щения о полководцах.
Слайд 4
- Какие чувства вызывают у вас эти личности и почему?
5.
Объяснение нового материала. (1 мин)
- «Война и мир» - произведение уникальное! Лев Толстой приводит достовер-
ные исторические факты, называет реально существовавшие имена, указыва-
ет исторически значимые места и события, но вот парадокс – автор отходит
от потрясающей достоверности, описывая Наполеона и Кутузова. Давайте по-
смотрим, как изображены эти личности на страницах романа «Война и мир».
Всю информацию вы запишите в таблицу в рабочей тетради.
Работа с текстом романа. (32,5 мин)
- Зачитайте главу «Смотр в Браунау» (2 мин) слайд 5
- Какие портретные черты Кутузова вы выделите?
- А каким впервые предстает перед нами Наполеон? (1 мин) слайд 6
Обсуждение (3 мин)
- Какие чувства эти персонажи вызывают у вас?
-Найдите эпитеты, которые выражают отношение Толстого к своим героям?
- Запишите эти определения в таблицу в строке «Протрет».
Запись информации. (2 мин)
(30 сек) Значимое событие Отечественной войны 1812 года – Боро-
динская битва. Описывая это событие, Толстой показывает мощь фран-
цузской армии и стойкость русских солдат. Но где же находятся полко-
водцы? Что чувствуют они накануне сражения?
- Зачитайте фрагмент из романа о Наполеоне.(2,5 мин) слайд 7
- А теперь перейдем на русские позиции и посмотрим, чем занят Кутузов. (1.5
мин) слайд 8
Обсуждение (2 мин)
- Что значит для Наполеона Бородинская битва?
- Чем занят император?
- Как настраивает подчиненных полководец?
- А как Кутузов воспринимает происходящее?
- Какими мыслями занят этот старец?
Запишите данные выводы в таблицу (2 мин)
Посмотрите фрагмент фильма «Война и мир» о кульминации Боро-
динского боя и ответьте на вопрос: «Каково поведение полководцев во
время боя?»
Фрагмент фильма (3 мин) слайд 9
Обсуждение (2 мин)
- Каково поведение полководцев во время боя?
- Как Кутузов и Наполеон общаются с подчиненными?
- Какое чувство вызывает у Толстого Бонапарт, а какое Кутузов?
Запишите выводы в таблицу (2 мин)
Страшные последствия Бородинского сражения описывает автор. Что
же видит читатель? (30 сек)
- Зачитайте этот эпизод (1 мин) слайд 10
Обсуждение (2,5 мин)
- Зачем Наполеон отправился на прогулку по мертвому полю?
- К какому выводу приходит Бонапарт?
- Какие чувства вызывает у вас император в этом эпизоде?
А чем же занят Кутузов? Слайд 11
Обсуждение (5 мин)
- Чьими глазами показан секретный совет в Филях? (Малаша)
- Каков смысл эпитета, который использует Толстой по отношению к Кутузо-
ву? (светлейший)
- Что предлагают генералы и каков в этом смысл? (перестроить войска, чтобы
дать сражение)
- Почему Кутузов не согласен с ними? (войска измотаны, предвидит неудачи)
- Какой вопрос больше всего волнует полководца? (сдача Москвы)
-
Правильно
ли
поступил
главнокомандующий,
приняв
решение
о
сдаче
Москвы без боя?
- В чем заключается смысл всей деятельности Кутузова? (спасти Россию)
- А чего хотел его антипод? (славы, господства)
- Какие основные черты вы выделите в образе Кутузова? (скромность, про-
стота, искренность)
- А какие в образе Наполеона? (тщеславие, равнодушие, высокомерие, жесто-
кость)
6.
Закрепление изученного материала (2 мин)
Итак, таблица заполнена, эпизоды романа прочитаны, осталось подве-
сти итоги.
- Похожи ли герои романа на реальных исторических лиц и почему? (нет,
Толстой принижает Наполеона и возвеличивает Кутузова)
- Какова цель писателя в этом плане? (показать мощь простого русского наро-
да, воспитать чувство патриотизма, показать, к какому итогу приводит без-
удержное желание славы).
Вот оно, личное мнение писателя о Наполеоне, ведь действительно, нет
величия там, где нет простоты, добра и правды. Слайд 12
7.
Домашнее задание и оценивание. (30 сек)
- Домашнее задание в рабочей тетради. Составить синквейн и диаманту.
Кутузов
Наполеон
Портрет
Тяжело
ступал,
слабый
го-
лос,
пухлое
изуродованное
раной лицо
Твердые,
решительные
шаги, круглый живот, жир-
ные
ляжки
коротких
ног,
пухлая шея, толстые пле-
чи.
Цель деятель-
ности
Спасение своего Отечества
Желание
подчинить
себе
весь мир
Отношение к
солдатам
По-доброму,
вспоминает
солдат по оружию, пережи-
вает,
как
избежать
ненуж-
ных жертв, имеет непрере-
каемый авторитет
Человеческая
жизнь
не
имеет
никакой
ценности,
солдаты – шахматы, много
бездумных смертей
Речь
Просьба
Отрывистые приказы
Поведение во
время Боро-
динского боя
Спокойно созерцает, молит-
ся о солдатах, верит в сол-
дат, направляет ход событий
Относится к сражению как
к игре, не может управлять
ходом сражения
Черты
характера
Скромность,
простота,
ис-
кренность
Жажда славы, равнодушие,
высокомерие, жестокость