Напоминание

"Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"


Автор: Мартюк Елена Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "НИТТ"
Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема раздела
: «Творчество Л.Н.Толстого».
Тема урока
: Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
Цели:
Общеобразовательная  сформировать представление студентов о личности Кутузова и Напо- леона как исторических деятелей; показать отношение Л.Н.Толстого к данным героям в романе;  раскрыть мысль писателя о роли личности в истории. Развивающая:  Продолжить развивать коммуникативные компетенции студентов;  Навыки грамотного, вдумчивого чтения;  Устную и письменную речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, умение сравни- вать, обобщать, анализировать. Воспитывающая:  Продолжить воспитывать нравственные качества – патриотизм, состра- дание и милосердие;  Прививать интерес к истории страны, литературе и культуре русского народа
Тип урока
: урок изучения нового материала.
Вид урока
: анализ героя художественного произведения, урок-практикум.
Методы обучения
: объяснение, демонстрация, исследовательский метод, ме- тод художественного чтения, метод самостоятельной работы. Оборудование: компьютер с мультимедийной системой, презентация к уроку, рабочая тетрадь, эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир», фрагменты филь- ма С.Бондарчука «Война и мир», фрагменты документальных фильмов о Ку- тузове и Наполеоне.
Ход урока:
1.
Организационный момент
(
30 сек
) слайд 1 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами окунемся в историю на- шего государства, показанную патриархом русской литературы Львом Нико- лаевичем Толстым в романе-эпопее «Война и мир», чтобы в очередной раз убедиться в силе русского патриотизма, почувствовать мощь и величие рус- ского народа. Внимание на экран. (демонстрация видео) (
1 мин
) 2.
Постановка целей (30 сек
) слайд 2 - Итак, о ком же пойдет речь? - Не просто о Кутузове и Наполеоне, а об их роли в истории России и мира в целом, а также, самое главное, об отношении к ним самого автора романа. Ре- бята, на ваших партах лежат рабочие тетради и эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир», относящиеся к нашей теме. С ними будем работать весь урок.
3.

Словарная работа (3 мин)
- Кому, по-вашему, Толстой отдает предпочтение?
- Кутузов – положительный герой? - А Наполеон? - «+» и «-», «добрый» и «злой», такие слова в русском языке называют? (анто- нимы). А в литературе их называют «антитеза» - это противопоставление ге- роев, понятий, событий. Кроме того, Наполеона называют антиподом Кутузо- ва. Кто такой антипод? Запишите определения этих понятий в рабочую тет- радь. Слайд 3
4.

Опережающее задание (устное выступление студентов). (4 мин)
- А сейчас мы обратимся с вами к историческим фактам и послушаем сооб- щения о полководцах. Слайд 4 - Какие чувства вызывают у вас эти личности и почему?
5.

Объяснение нового материала. (1 мин)
- «Война и мир» - произведение уникальное! Лев Толстой приводит достовер- ные исторические факты, называет реально существовавшие имена, указыва- ет исторически значимые места и события, но вот парадокс – автор отходит от потрясающей достоверности, описывая Наполеона и Кутузова. Давайте по- смотрим, как изображены эти личности на страницах романа «Война и мир». Всю информацию вы запишите в таблицу в рабочей тетради.
Работа с текстом романа. (32,5 мин)
- Зачитайте главу «Смотр в Браунау» (2 мин) слайд 5 - Какие портретные черты Кутузова вы выделите? - А каким впервые предстает перед нами Наполеон? (1 мин) слайд 6
Обсуждение (3 мин)
- Какие чувства эти персонажи вызывают у вас? -Найдите эпитеты, которые выражают отношение Толстого к своим героям? - Запишите эти определения в таблицу в строке «Протрет». Запись информации. (2 мин)  (30 сек) Значимое событие Отечественной войны 1812 года – Боро- динская битва. Описывая это событие, Толстой показывает мощь фран- цузской армии и стойкость русских солдат. Но где же находятся полко- водцы? Что чувствуют они накануне сражения? - Зачитайте фрагмент из романа о Наполеоне.(2,5 мин) слайд 7 - А теперь перейдем на русские позиции и посмотрим, чем занят Кутузов. (1.5 мин) слайд 8
Обсуждение (2 мин)
- Что значит для Наполеона Бородинская битва? - Чем занят император? - Как настраивает подчиненных полководец? - А как Кутузов воспринимает происходящее? - Какими мыслями занят этот старец? Запишите данные выводы в таблицу (2 мин)
 Посмотрите фрагмент фильма «Война и мир» о кульминации Боро- динского боя и ответьте на вопрос: «Каково поведение полководцев во время боя?» Фрагмент фильма (3 мин) слайд 9
Обсуждение (2 мин)
- Каково поведение полководцев во время боя? - Как Кутузов и Наполеон общаются с подчиненными? - Какое чувство вызывает у Толстого Бонапарт, а какое Кутузов? Запишите выводы в таблицу (2 мин)  Страшные последствия Бородинского сражения описывает автор. Что же видит читатель? (30 сек) - Зачитайте этот эпизод (1 мин) слайд 10
Обсуждение (2,5 мин)
- Зачем Наполеон отправился на прогулку по мертвому полю? - К какому выводу приходит Бонапарт? - Какие чувства вызывает у вас император в этом эпизоде?  А чем же занят Кутузов? Слайд 11
Обсуждение (5 мин)
- Чьими глазами показан секретный совет в Филях? (Малаша) - Каков смысл эпитета, который использует Толстой по отношению к Кутузо- ву? (светлейший) - Что предлагают генералы и каков в этом смысл? (перестроить войска, чтобы дать сражение) - Почему Кутузов не согласен с ними? (войска измотаны, предвидит неудачи) - Какой вопрос больше всего волнует полководца? (сдача Москвы) - Правильно ли поступил главнокомандующий, приняв решение о сдаче Москвы без боя? - В чем заключается смысл всей деятельности Кутузова? (спасти Россию) - А чего хотел его антипод? (славы, господства) - Какие основные черты вы выделите в образе Кутузова? (скромность, про- стота, искренность) - А какие в образе Наполеона? (тщеславие, равнодушие, высокомерие, жесто- кость)
6.

Закрепление изученного материала (2 мин)
 Итак, таблица заполнена, эпизоды романа прочитаны, осталось подве- сти итоги. - Похожи ли герои романа на реальных исторических лиц и почему? (нет, Толстой принижает Наполеона и возвеличивает Кутузова) - Какова цель писателя в этом плане? (показать мощь простого русского наро- да, воспитать чувство патриотизма, показать, к какому итогу приводит без- удержное желание славы).  Вот оно, личное мнение писателя о Наполеоне, ведь действительно, нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Слайд 12
7.

Домашнее задание и оценивание. (30 сек)
- Домашнее задание в рабочей тетради. Составить синквейн и диаманту.

Кутузов

Наполеон
Портрет Тяжело ступал, слабый го- лос, пухлое изуродованное раной лицо Твердые, решительные шаги, круглый живот, жир- ные ляжки коротких ног, пухлая шея, толстые пле- чи. Цель деятель- ности Спасение своего Отечества Желание подчинить себе весь мир Отношение к солдатам По-доброму, вспоминает солдат по оружию, пережи- вает, как избежать ненуж- ных жертв, имеет непрере- каемый авторитет Человеческая жизнь не имеет никакой ценности, солдаты – шахматы, много бездумных смертей Речь Просьба Отрывистые приказы Поведение во время Боро- динского боя Спокойно созерцает, молит- ся о солдатах, верит в сол- дат, направляет ход событий Относится к сражению как к игре, не может управлять ходом сражения Черты характера Скромность, простота, ис- кренность Жажда славы, равнодушие, высокомерие, жестокость


В раздел образования