Напоминание

Коммуникативное развитие детей раннего и младшего возраста.


Автор: Карпухина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №5
Населённый пункт: Мурманская обл., г. Полярный
Наименование материала: Статья
Тема: Коммуникативное развитие детей раннего и младшего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коммуникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста. В своей педагогической деятельности я каждый день сталкиваюсь с речевыми нарушениями у детей. Одной из причин речевых нарушений – это недостаток у детей коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки – это развитие связной речи, способность свободного общения с взрослыми и сверстниками. Речь – одна из основ воспитания и обучения детей, от уровня овладения связной речи зависит успешность детей в школе, умение общаться с детьми, интеллектуальное развитие. Для развития коммуникативных навыков необходимо развивать мелкую моторику. В своей работе я применяю массаж рук, занятия с конструктором разных видов, различные виды мозаик, игры – шнуровки, игры с прищепками, выкладывание фигур из палочек, игры - пазлы, а также применяю пальчиковые игры, пальчиковый театр. Учеными было доказано, что развитие мелкой моторики или движения пальцев рук благотворно влияет на развитие мозгового кровообращения. От этого совершенствуется речь и мышление. Вот высказывания известных людей: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - В. А. Сухомлинский. «Рука – это своего рода внешний мозг» - Кант. Общение – одно из условий психического развития ребенка. Оно оказывает огромное влияние на становление личности детей, способствует их социализации. В возрасте 2-3 лет большое значение приобретает общение со сверстниками, дети стараются привлечь внимание сверстника, заинтересовать собой. В этом им помогает взрослый. Я организую совместные игры детей, способствую доброжелательному общению. В группе имеется подборка игр на формирование навыков общения у детей раннего возраста: «Ласковое имя», «Кто пришел к нам в гости», «У птички болит крылышко», «Покажу, как я люблю» и т.д. Коммуникативные способности ребенка позволяют различать те или иные ситуации и в транспорте, и в детском саду, на улице. Дети с развитыми
коммуникативными способностями могут понять как нужно действовать в той или иной ситуации. Коммуникативные способности у детей развиваются также в игре, и сюжетно-ролевой, и театрализованной. В данных видах игр дети вступают в общение с взрослыми и сверстниками. Педагог воспитывает умение вести себя доброжелательно, дружелюбно по отношению к другим. Так дети приобретают коммуникативные навыки и способности. Принимая на себя роль, ребенок вступает в ролевое взаимодействие, диалог. Таким образом, возникает общение. В целях формирования коммуникативных способностей, воспитателю необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми. Роль воспитателя заключается в следующем: 1. Вовлечение детей в игру. Оно не должно быть принужденным. Увлекательный сюжет игры вызывает желание вступить в контакт. 2. Развертывание ролевого диалога, сначала с воспитателем, затем между детьми. 3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний правил и норм общения со сверстниками и взрослыми. Подражание является как способ усвоения поступков, отношений. Детям раннего возраста свойственна подражательность. Он не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и легко всему верит, охотно повторяет за другим. 4. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей ответственности, умению контролировать и согласовывать их с другими детьми. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Театр позволяет решать многие проблемы: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие напряжения, зажатости, уважительного отношения к сверстникам, трудности общения, неуверенность в себе комплекс «я не умею». Театрализованные игры один эффективных способов воздействия на детей, в котором проявляется принцип обучения: учить играя, дети быстро запоминают слова всех персонажей, речь становится выразительной и грамотной. Театрализованная игра раскрывает творческий потенциал ребенка и дает возможность адаптироваться в социальной среде. В группе созданы определенные условия для проведения сюжетно-ролевых и театрализованных игр: театральный уголок; уголок ряжения; пальчиковый
театр; театр масок, игрушек, перчаток; настольный театр, фланелеграф – театр картинок; матрешки – сказки; театр из картона; конусный театр, театр на палочках, театр на баночках. В результате, ребенок овладевший коммуникативными способностями умеет играть с детьми, делиться впечатлениями с воспитателями и родителями, проявляет умение взаимодействовать со сверстниками в непродолжительной совместной игре, умеет в случае проблемной ситуации может обратиться к взрослому.


В раздел образования