Коммуникативное развитие детей раннего и младшего возраста.
Автор: Карпухина Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №5 Населённый пункт: Мурманская обл., г. Полярный Наименование материала: Статья Тема: Коммуникативное развитие детей раннего и младшего возраста. Раздел: дошкольное образование
Коммуникативное развитие детей раннего и младшего
дошкольного возраста.
В
своей
педагогической
деятельности
я
каждый
день
сталкиваюсь
с
речевыми нарушениями у детей. Одной из причин речевых нарушений – это
недостаток у детей коммуникативных навыков.
Коммуникативные
навыки
–
это
развитие
связной
речи,
способность
свободного общения с взрослыми и сверстниками. Речь – одна из основ
воспитания и обучения детей, от уровня овладения связной речи зависит
успешность детей в школе, умение общаться с детьми, интеллектуальное
развитие.
Для
развития
коммуникативных
навыков
необходимо
развивать
мелкую
моторику. В своей работе я применяю массаж рук, занятия с конструктором
разных
видов,
различные
виды
мозаик,
игры
–
шнуровки,
игры
с
прищепками,
выкладывание
фигур
из
палочек,
игры
-
пазлы,
а
также
применяю пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Учеными
было
доказано,
что
развитие
мелкой
моторики
или
движения
пальцев рук благотворно влияет на развитие мозгового кровообращения. От
этого совершенствуется речь и мышление.
Вот высказывания известных людей:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - В. А. Сухомлинский.
«Рука – это своего рода внешний мозг» - Кант.
Общение – одно из условий психического развития ребенка. Оно оказывает
огромное
влияние
на
становление
личности
детей,
способствует
их
социализации.
В возрасте 2-3 лет большое значение приобретает общение со сверстниками,
дети стараются привлечь внимание сверстника, заинтересовать собой. В этом
им помогает взрослый. Я организую совместные игры детей, способствую
доброжелательному
общению.
В
группе
имеется
подборка
игр
на
формирование навыков общения у детей раннего возраста: «Ласковое имя»,
«Кто пришел к нам в гости», «У птички болит крылышко», «Покажу, как я
люблю» и т.д.
Коммуникативные способности ребенка позволяют различать те или иные
ситуации и в транспорте, и в детском саду, на улице. Дети с развитыми
коммуникативными способностями могут понять как нужно действовать в
той или иной ситуации.
Коммуникативные
способности
у
детей
развиваются
также
в
игре,
и
сюжетно-ролевой, и театрализованной. В данных видах игр дети вступают в
общение с взрослыми и сверстниками. Педагог воспитывает умение вести
себя
доброжелательно,
дружелюбно
по
отношению
к
другим.
Так
дети
приобретают коммуникативные навыки и способности. Принимая на себя
роль, ребенок вступает в ролевое взаимодействие, диалог. Таким образом,
возникает общение. В целях формирования коммуникативных способностей,
воспитателю
необходимо
целенаправленное
педагогическое
руководство
играми. Роль воспитателя заключается в следующем:
1.
Вовлечение
детей
в
игру.
Оно
не
должно
быть
принужденным.
Увлекательный сюжет игры вызывает желание вступить в контакт.
2.
Развертывание ролевого диалога, сначала с воспитателем, затем между
детьми.
3.
Использование
подражания
в
руководстве
игрой,
направленное
на
формирование
знаний
правил
и
норм
общения
со
сверстниками
и
взрослыми.
Подражание
является
как
способ
усвоения
поступков,
отношений.
Детям раннего возраста свойственна подражательность.
Он
не
имеет
прочно
закрепленных
представлений,
недостаточно
разбирается в отношениях и легко всему верит, охотно повторяет за
другим.
4.
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход
игры,
руководить
отношениями
между
ними.
Совместная
игровая
деятельность способствует формированию у детей ответственности,
умению контролировать и согласовывать их с другими детьми.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Театр позволяет
решать многие проблемы: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие
напряжения, зажатости, уважительного отношения к сверстникам, трудности
общения, неуверенность в себе комплекс «я не умею».
Театрализованные игры один эффективных способов воздействия на детей, в
котором
проявляется
принцип
обучения:
учить
играя,
дети
быстро
запоминают
слова
всех
персонажей,
речь
становится
выразительной
и
грамотной. Театрализованная игра раскрывает творческий потенциал ребенка
и дает возможность адаптироваться в социальной среде.
В группе созданы определенные условия для проведения сюжетно-ролевых и
театрализованных игр: театральный уголок; уголок ряжения; пальчиковый
театр; театр масок, игрушек, перчаток; настольный театр, фланелеграф –
театр картинок; матрешки – сказки; театр из картона; конусный театр, театр
на палочках, театр на баночках.
В результате, ребенок овладевший коммуникативными способностями умеет
играть с детьми, делиться впечатлениями с воспитателями и родителями,
проявляет умение взаимодействовать со сверстниками в непродолжительной
совместной игре, умеет в случае проблемной ситуации может обратиться к
взрослому.