Напоминание

Приемы и методы стимулирования учебной деятельности и формирования интереса к предмету математика.


Автор: Митрофанова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ТСОШ №3
Населённый пункт: ст. Тацинская, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и методы стимулирования учебной деятельности и формирования интереса к предмету математика.
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы и методы стимулирования учебной деятельности и формирования интереса к предмету математика. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения мои с учащимися, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность моей речи, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций. Для стимулирования учебной деятельности и формирования интереса к предмету математика использую различные приемы, средства, элементы технологий в зависимости от этапов урока, темы урока и его места в разделе. Технология проблемного обучения, предназначенная для развития творческого мышления и формирования научных способов познания, в моей практике имеет структуру: создание проблемной ситуации, постановка проблемы – выдвижение гипотез – проверка гипотез – формулирование выводов – применение к решению практических задач. Создаю для учащихся такие условия, когда они выдвигают проблемы, затрагивающие их личные интересы. Формы и методы, посредством которых я осуществляю эти действия, зависят от содержательных целей данной темы, возраста детей, подготовленности класса, материальной базы и т.п. При использовании на уроках методов обучения в сотрудничестве и коллективных способов обучения происходит стимулирование и поддержка слабоуспевающих, воспитание межличностных отношений, в том числе между детьми. Это работа в парах, группах. Ребята выполняют задания, обмениваются тетрадями, проверяют работу одноклассника и выставляют друг другу оценки. В традиционную технологию алгоритмического обучения вношу элементы исследовательских методов обучения. Например, при изучении темы «Наибольшее и наименьшее значение функции» по алгебре и началам анализа в 11 классе, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции f(x) на отрезке (а; b) учащиеся составляют в процессе своей исследовательской деятельности. Каждый самостоятельно выполняет действия с обращением к алгоритму и без явного обращения к нему до автоматического выполнения действий. Определяется круг задач, решаемых с помощью алгоритма. Используя элементы технологии модульного и блочно-модульного обучения в старших классах, теоретический материал даю блоками, для того чтобы высвободить 2 – 3 часа последовательных уроков для решения задач. Первый из серии уроков обычно посвящаю нахождению общих приемов, алгоритмов решения задач, выделению основных типов и видов задач, решаемых с помощью изученной теории. Такой урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых я предоставляю учащимся больше самостоятельности, тем самым имею возможность лучше учесть их индивидуальные способности.
В старших классах использую лекционно – семинарско - зачетную систему обучения. Это приобщение школьников к творческой деятельности, это урок совместного размышления учителя и учеников. Например, каждый урок-лекция состоит из трех частей: введение, основная часть, заключительная часть. Например, во вступительной части лекции я стараюсь: - заинтересовать материалом, создать положительный эмоциональный настрой; - показать ребятам значимость новой темы, познакомить с основными задачами изучения темы; - установить связь между ранее изученным материалом и новой темой; - включить класс в активную работу, содействовать установлению контакта между учеником и мною. Основную часть лекции (или объяснения нового материала) чаще всего сопровождаю вопросами к классу: «А вы как думаете?», «Предложите свой вариант!», «Попробуйте решить самостоятельно», «Сформулируйте правило» и т.п. Подобные вопросы и замечания стимулируют учащихся к активной работе на лекции, помогают им не «выключаться» из процесса познания, что крайне необходимо. На этих уроках я создаю такую атмосферу, когда ученики не бояться сказать «глупость», задать любой вопрос или, наоборот, попытаться ответить на вопрос учителя либо товарищей. Чрезвычайно важной считаю заключительную часть лекции (или объяснения нового материала). В ней я помогаю ребятам систематизировать новый материал, советую им, как работать над материалом темы, останавливаюсь на некоторых возможных трудностях ребят, предлагаю «трудные» вопросы по новой теме или составить свои задачи. Игра является одним из методов активизации мыслительной деятельности учащихся, который является наиболее приемлемым при обучении математике. Игра хороша на всех этапах урока. Она выступает в качестве движущей силы образовательного процесса. Очень нравятся моим детям и, следовательно, дают воспитательный эффект кодированные диктанты и задания на логическое мышление для устного счета. Зачетные работы провожу в различной форме. Одним из видов проводимых мною зачетов, является релейный зачет. На таком уроке происходит такой способ проверки, который позволяет учащимся самим выбирать уровень сложности, изменять тематику заданий и в результате показать определенный уровень знаний по всем вопросам изученной темы. На этих уроках повышается интенсивность и эффективность повторения, интерес к учебе. Чаще всего на этих уроках предлагаю всем по карточке (например, синего цвета) с ключевыми заданиями. После решения, которое ученик сверяет с карточкой ответов на столе учителя, если решение неверно, то он снова садиться решать, а если снова не может найти ошибку, то берет у учителя карточку с образцами решений, затем выставляет себе оценку: за 5 заданий «+», за 4 задания «±», за 3 задания «- +», за два задания «-». Если ученик хочет за «синий» цвет получить «+» может снова взять карточку синего цвета. После получения «+» за ключевые задачи (синий цвет), ученик берет карточку зеленого цвета (задачи более высокого уровня сложности), если он ее решает, то берет или снова карточку зеленого цвета, или красного (задачи повышенного уровня сложности) (по желанию). Оценки выставляю дифференцированно: по принципу сложения баллов. Так как тестовые задания воспринимаются учащимися 5 – 6 классов как своеобразная игра, то применение их в качестве инструмента контроля знаний снимает ряд психологических проблем: страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. А хорошие результаты тестирования помогают мне психологически подготовить учеников к зачету и контрольной работе. К тому же на
уроке нет возможности выслушать и проверить всех учащихся, а контроль с помощью тестовых заданий решает эти проблемы. Тестирование – это не только контроль знаний, но и установление обратной связи с учащимися. Здесь допускается право на ошибку и право исправить ее. Применение тестовых заданий в 5- 11 классах как системы контроля дает возможность обеспечить оперативность проверки выполненной работы. Учитывая, что компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, я пришла к выводу, что использование компьютеров на уроках следует признать неизбежным! Использование компьютерных технологий, информационных ресурсов на электронных носителях – делают обучение легче, эффективнее и интереснее. Наибольший эффект при обучении математики достигается тогда, когда обучение носит поисковый, творческий характер. Систематическое использование мною информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения. При выполнении домашнего задания, творческих работ, презентационных проектов по математике на основе полученной информации, использовании сканера, цифровой фото и видеотехники, компьютерных технологий, школьники представляют результаты своей работы в виде презентаций, выполненных в Power Point. Появившиеся возможности позволяют мне сделать уроки более интересными, наглядными не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счет своих собственных электронных приложений к уроку. Чаще всего эти уроки – лекции с электронным приложением, уроки беседы, проблемно-поисковые уроки, а так же уроки обобщения и контроля знаний. Например, урок обобщения по теме «Отношения и пропорции» в 6 классе. Продолжаю работать под девизом (высказывание выдающегося ученого XVII века Блеза Паскаля) «Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». Создаю условия способствующие развитию познавательного интереса: 1. Организую обучение, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. 2. Акцентирую внимание учащихся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. 3. Использую связи изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, 4. Организую проверку и оценивание всех работ учащихся (в том числе им самим, обучающими устройствами). (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.) 5. Использую психосберегающую оценку ответа учащегося. Оцениваю конкретный ответ без перехода на личность ребёнка. Сначала отмечаю достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Использую мягкую форму оценки неудачи, Например, фраза “было бы лучше, если…”. Учитель математики МБОУ ТСОШ №3 Митрофанова Н.В.


В раздел образования