Автор: Хосоенова Райхана Мирзануровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МА ДОУ №10 "Березка" Населённый пункт: г.Радужный Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Наименование материала: Конспект занятия по экспериментированию с детьми средней группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет Тема: Наши эксперименты с воздухом Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»
Наши эксперименты с воздухом.
( Конспект занятия по экспериментированию
с детьми средней группы
общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет)
Хосоенова Р. М., воспитатель
г.Радужный
Цель
. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.
Материал, инструменты, оборудование . Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с
водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к
нему пластилином и пластилиновый шарик.
Эксперимент №1 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.
Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?
Воспитатель : Воздух ловлю. Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а
вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его
и определяют, что находится внутри- пакет плоский, пустой.)
Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель : Что случилось с пакетом?
Дети : Он стал круглым.
Воспитатель : Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.Чем они похожи?
Дети : Они оба прозрачные.
Воспитатель : А как узнать в котором воздух? Вот подержите.
Дети : Вода тяжелая,а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить ,варить еду,
умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети: Дышать.
Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание.
Можно долго не дышать?
Дети: Нет. Очень тяжело.
Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Эксперимент №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух?
Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?
Дети: Может.
Воспитатель : Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети : Да.
Воспитатель : Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель: Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель : Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и
тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду,
погрузив до дна.
Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к
выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель: Почему вода не попала внутрь?
Дети : Потому что там был воздух.
Воспитатель : Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому
что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите
салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?
Дети: Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим. Дети выполняют опыт.
Воспитатель: Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан
держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети: Да.
Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?
Дети: У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что
появляется в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: А откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель:
Молодцы.
(воспитатель
пускает
мыльные
пузыри
)
А
что
находиться
в
внутри
мыльных пузырей?
Дети: Воздух(дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С.
Маршака «Мыльные пузыри»)
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети : Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.
Эксперимент №3. Как помогает воздух?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой- парашют из
полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете какой шарик упадет раньше?
Дети: С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель:
Давайте
посмотрим.
Воспитатель
отпускает
одновременно
оба
шарика,
а
дети
определяют что быстрее упадет на землю.
Дети: Быстрее упал без парашюта.
Воспитатель : Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети: Ему помог воздух.
Воспитатель: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу Посмотрите с
ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает
воздух.
Дети: Воздух помогает человеку если он прыгает с парашюта.
Воспитатель: Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.
Литература.
1.
О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом».
2.
Николаева
С.Н.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников:Учеб.
пособие
для
студентов сред.и высш. учеб. заведений.-М.:ИЦ»Академия»,1999
3.
Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе:-М.:Аркти,2005
4.
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь
детского сада».- М.: ТЦ Сфера,2011.
5.
Шитова Е.В. «Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по
работе воспитателей с детьми и родителями».-Волгоград: «Панорама»,2006.