Напоминание

Наши эксперименты с воздухом


Автор: Хосоенова Райхана Мирзануровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ №10 "Березка"
Населённый пункт: г.Радужный Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментированию с детьми средней группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет
Тема: Наши эксперименты с воздухом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»
Наши эксперименты с воздухом.
(
Конспект занятия по экспериментированию
с детьми средней группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет) Хосоенова Р. М., воспитатель г.Радужный
Цель
. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.

Материал, инструменты, оборудование
. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик.
Эксперимент №1 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух. Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?
Воспитатель
: Воздух ловлю. Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри- пакет плоский, пустой.) Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель
: Что случилось с пакетом?
Дети
: Он стал круглым.
Воспитатель
: Чем заполнился пакет?
Дети:
Воздухом.
Воспитатель:
Но здесь ничего не видно.
Дети:
Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель:
Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.Чем они похожи?
Дети
: Они оба прозрачные.
Воспитатель
: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.
Дети
: Вода тяжелая,а воздух легкий.
Воспитатель:
Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить ,варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети:
Дышать.
Воспитатель:
А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?

Дети:
Нет. Очень тяжело.
Воспитатель:
Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель:
И так что мы узнали о воздухе?
Дети:
Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха. Через нос проходит в грудь. И обратно держит путь Он невидимый и все же Без него мы жить не можем.
Эксперимент №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?
Дети:
Может.
Воспитатель
: Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети
: Да.
Воспитатель
: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети:
Он улетит.
Воспитатель:
Кто же его толкает?
Дети:
Воздух.
Воспитатель
: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети:
Нет, он пустой.
Воспитатель:
Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна. Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель:
Почему вода не попала внутрь?
Дети
: Потому что там был воздух.
Воспитатель
: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель:
А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?
Дети:
Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель:
Мнения разделились. Проверим. Дети выполняют опыт.
Воспитатель:
Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?
Дети:
У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель:
Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?
Дети:
Пузырьки воздуха.
Воспитатель:
А откуда они взялись?
Дети:
Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель:
Молодцы. (воспитатель пускает мыльные пузыри ) А что находиться в внутри мыльных пузырей?

Дети:
Воздух(дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри») Взлетает шар надутый Прозрачнее стекла. Внутри его как будто Сверкают зеркала. Огнями на просторе Играет легкий шар То в нем синеет море, То в нем горит пожар. Он воздухом надутый По воздуху плывет, Но и одной минуты На свете не живет.
Воспитатель:
Что нового вы узнали?
Дети
: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.
Эксперимент №3. Как помогает воздух?

Воспитатель:
Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой- парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете какой шарик упадет раньше?
Дети:
С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель:
Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют что быстрее упадет на землю.
Дети:
Быстрее упал без парашюта.

Воспитатель
: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети:
Ему помог воздух.
Воспитатель:
Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу Посмотрите с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух.
Дети:
Воздух помогает человеку если он прыгает с парашюта.
Воспитатель:
Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю. Литература. 1. О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом». 2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:Учеб. пособие для студентов сред.и высш. учеб. заведений.-М.:ИЦ»Академия»,1999 3. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе:-М.:Аркти,2005 4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада».- М.: ТЦ Сфера,2011. 5. Шитова Е.В. «Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями».-Волгоград: «Панорама»,2006.


В раздел образования