Эссе «От суммы знаний к системе учения»
Демина Наталья Геннадьевна ГБПОУ «ЧАТТ»
Разными
путями
приходят
люди
в
образование,
и
также
по-разному
складываются их педагогические
судьбы ... Кто-то с детства видит в этом свое
предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно...
Я, скорее, отношусь именно ко второй категории. В Челябинском автотранспортном
техникуме (тогда ещё Профессиональном училище № 79) я проработала более 16 лет
и мастером производственного обучения, и преподавателем.
Уже с первого дня работы с детьми я
поняла, что прикоснулась к труду
большому,
интересному,
но
одновременно
необыкновенно
сложному.
Ведь
сложность педагогического труда состоит в том, что ему не только нужно научить
детей своему предмету, а найти путь к каждому обучающемуся, создать для него все
условия для развития профессионально значимых способностей и личных качеств.
Ты всегда должна помнить, что с тобой идут твои воспитанники, а путь может
оказаться тернистым. А значит, ты должна быть искренней, чуткой, терпеливой и
готовой прийти в любую минуту на помощь. Очень не хватало знаний по педагогике,
мне
на
помощь
пришел
Челябинский
институт
развития
профессионального
образования, неоднократно я проходила повышение квалификации по программе
«Профессиональное образование».
В отличие от школьного обучения, овладение профессией
воспринимается
обучающимися
как
личностно
значимое,
связанное
с
планами
на
будущее,
возможностью
выгодного
трудоустройства.
А изучение
теории
и
практики
одновременно
обеспечивает
не
только
эффективное
достижение
практических,
образовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности
для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучающихся.
По моему мнению, формирование положительной мотивации обучающихся
должно рассматриваться мастером, преподавателем как специальная задача. Как
правило,
мотивы
связаны
с
познавательными
интересами
обучающихся,
потребностью
в
овладении
новыми
знаниями,
навыками
и
профессиональными
компетенциями.
Положительную мотивацию у своих воспитанников я стараюсь
формировать
собственным
примером,
демонстрируя
высокое
каче ство
1
производственных работ, применение современного оборудования, организовывая
э к с к у р с и и
н а
п р о и з в о д с т в е н н ы е
п р е д п р и я т и я ,
г д е
р а б о т а ю т
высококвалифицированные мастера.
Могу сказать, что моя система учения заключается в повышении мотивации
обучающихся
к
овладению
профессией,
а
также
в
повышении
эффективности
процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Что бы перейти от суммы знаний к системе учения необходимо:
1 .
С о з д а н и е
а т м о с ф е р ы
в з а и м о п о н и м а н и я ,
в з а и м о п о м о щ и ,
заинтересованности
каждого
обучающегося
в
результате
своей
деятельности,
ситуации успеха.
2. Коллективное взаимодействие (индивидуальная, парная, групповая работа).
3.
Личностно-ориентированный
подход
(учет
интересов
обучающихся,
личностных свойств, психологических особенностей).
4. Объем усваиваемого материала (соответственно возрасту).
5.
Сознательное
освоение
профессиональных
знаний,
овладение
практическими умениями и профессиональными компетенциями.
6. Количество и вариативность приемов (коммуникативные, творческие игры,
конкурсы,
дискуссии,
презентации,
наглядность,
проекты,
использование
информационных технологий, раздаточный материал).
7. Плотность общения (четкое планирование уроков, высокий темп уроков).
8.
Коммуникативная
обстановка
на
уроке
(психологический
комфорт,
установка на общение, доступность предмета речи и интереса к нему).
В
процессе
моего
становления
в
роли
педагога
я
определила
для
себя
следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить обучающихся быть независимыми. Чем больше мы для них делаем,
тем меньше они учатся делать для себя сами.
Необходимо
воодушевлять
учеников
максимально
быть
самими
собой,
ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
Создать
условия
для
выбора
каждым
обучающимся
своего
собственного
образовательного
маршрута,
развития
обучающегося
в
соответствии
с
его
индивидуальными особенностями.
2
Убедить обучающегося в том, что он кладезь возможностей, заставить его
поверить
в
себя,
в
свои
силы,
предоставить
возможность
получать
удовольствие и радость от результатов своего труда.
Развивать творческие возможности и инициативу у обучающегося.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится
о
том,
что
в
условиях
модернизации
и
инновационного
развития
России
«…
важнейшими
качествами
личности
становятся
инициативность,
способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения…».
Эту мысль подтверждает и
Федеральный государственный образовательный
стандарт,
где
четко
сформулированы
требования
к
выпускникам
и
обоснован
социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные,
творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют
навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения.
Другими
словами,
от
профессионального
образования
сегодня
ждут
не
«нашпигованных»
знаниями
выпускников,
а
специалистов,
способных
на
протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть
профессионально
и
социально
мобильными,
конкуренто спо собными,
востребованными на рынке труда.
Считаю
главным
в
своей
педагогической
деятельности
пробудить
у
обучающегося
интерес
к
изучению
профессии,
сделать
процесс
обучения
посильным и радостным. За годы работы в училище убедили меня в том, что успех
в
обучении
обеспечивается
не
только
следованием
методическим
системам
,
заложенным в учебно-методическом комплексе, но и в творческом подходе к их
реализации,
позволяющим
сформировать
у
обучающихся
потребность
учиться,
умение
рационально
работать,
развивать
мыслительные
способности,
проявлять
творчество и самостоятельность в решении поставленных профессиональных задач.
На мой взгляд, такой подход к проблеме формирования профессиональных
практических навыков дает обучающимся возможность:
1. Применять на практике полученные знания, генерируя при этом новые идеи.
2. Повышать качество профессиональных знаний.
3
3. Использовать информационно-коммуникационные технологии как средство
профессионального роста.
4. Уметь рационально работать с различными информационными источниками
для эффективного выполнения профессиональных задач.
5. Преодолевать трудности в общении.
6. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее
достижения.
7. Анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты
своей работы.
8. Стать грамотными рабочими.
Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой
буквы, ибо творит он Человека. Какими людьми станут мои обучающиеся, что
после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель.
И в заключении… За
годы своей педагогической работы я определила для
себя четыре заповеди, которым следую каждый день:
1. Люби профессию.
2. Уважай ученика.
3. Трудись, не останавливайся на достигнутом.
4. Учись и опытом делись.
4